Методическая разработка по проведению урока литературного чтения по теме: Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» 3 класс


Методическая разработка по проведению урока литературного чтения по теме: Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»(3класс УМК Гармония).



Цель: знакомство с русской народной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая»

Задачи: 1) Образовательные: создать условия для формирования выразительного чтения, учиться находить ответы на вопросы из текста, способствовать овладению речевой и коммуникативной культурой через участие в диалоге (работа в парах) и высказывание собственного мнения. 2) Развивающие: способствовать развитию устной речи, познавательного интереса, развитию воображения, творческого мышления и способностей. 3) Воспитательные: создать условия для воспитания, любви и бережного отношения к русскому фольклору, взаимопомощи и уважения, воспитания чувства, товарищества.


  1. Организационный момент.

Учитель.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих этот будет, сказка, рассказ:

Выучите их – они учат вас!

Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполняются

Души их до донышка.

  1. Речевая разминка.

а) Работа над скороговоркой.

Три сороки тараторки,

Тараторили на горке.



б) Первый ряд прочитайте радостно, второй ряд грустно, третий ряд удивленно, все вместе рассержено.

  1. Проверка домашнего задания.

а) Учащиеся демонстрируют сделанные ими в тетрадях рисунки, а их одноклассники определяют, какому вопросу относятся та или иная иллюстрация, ы также выборочно зачитывают из текста ответ на данный вопрос. Подобным образом проводится работа по всем вопросам, перечисленным в задание № 5 к сказке.

б) Работа в группах. По одному желающему от группы, пересказать сказку «Дочь семилетка» от лица бедного, сменяя друг друга.

4. Ведение в тему урока.

Учитель. Как называется раздел, с которым мы начали знакомство.

Дети. Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца.

Учитель. О чем будут произведения в этом разделе?

Дети. О мудрости и глупости.

Учитель. Произведения, какого жанра собраны в этом разделе?

Дети. Сказки.

Учитель. Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Как вы понимаете эту поговорку?

Учитель. Какие виды сказок вам известны?

Дети. Бытовые, сказки о животных, волшебные.

Учитель. Приведите примеры. Многие из этих сказок представлены на нашей тематической выставке книг. Посмотрите внимательно на обложки книг.

Учитель. Почему на некоторых из них указан автор, а на других его нет? Кто сочиняет сказки?

Дети. Бывают сказки авторские, а бывают народные.

5.Подготовка к восприятию.

Упражнения читай слова слитно.

Иван – царевич

Хожу – высматриваю

До поры – времени

Давным-давно

Подождали – подождали

Целовать – миловать

Чисто – начисто

Красная девица

Добрый молодец

Церковь Божия

Святая Русь

Читай внимательно.



ТИХОНЬКО – ТИХОХОНЬКО

УВИДЕЛА – УВИДАЛА

ОБРАТИЛА – ОБОРОТИЛА

Работа в парах.

Лексическая работа.

Объясни значение выражений: «красная девица», «голова с плеч долой».

Из каких двух слов образовано и что обозначает слово ЧАСТОКОЛ?

6. Работа в тетрадях.

7. Постановка темы и целей, и задач на урок.

Учитель. Вы можете назвать тему нашего урока?

Дети. «Морской царь и Василиса Премудрая». Русская народная сказка.

Учитель. Зная тему, подумайте, какую цель поставим перед собой.

Дети. Познакомиться с русской народной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая».

Учитель. Какие поставите задачи?

Дети. Выразительно читать сказку , пополнить свой словарный запас, уметь задавать вопросы, работать сплоченно в группе, с уважением относить друг к другу, находить правильные ответы.

8. Физкультминутка

В темном лесу есть избушка (шаги на месте),

Стоит задом наперед (поворот).

В этой избушке есть старушка (наклоны вправо и влево),

Бабушка – Яга живет (поворот обратно).

Нос крючком (показать нос),

Глаза большие (показать глаза),

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят (руки вверх).

9. Знакомство с текстом.

Комбинированный способ чтения.

Учитель. Читает те фрагменты, которые, считает наиболее трудными для учащихся своего класса, наиболее эмоциональными. На первом уроке по сказке текст читается до слов «Не много не мало прошло времени». (С.66)

10. Перечитывание и работа с текстом.

Дети отвечают на вопрос 1 учебника. Почему царь отдал сына Водяному?

— Кем были прекрасные голубки? Как они выглядели?

Подтвердите словами из текста.

— Каким представляли подводное царство люди слагавшие сказки? Прочитайте.

Рисование словесных картин.



  1. Каким ты представляешь подводное царство?

  2. Каким ты представляешь морского царя?

— Каким было первое задание Морского царя для Ивана царевича? Найдите этот эпизод в сказке и прочитайте.

— Каким было второе задание? Третье задание?

— Почему Василиса Премудрая помогла Ивану Царевичу?

11. Итог урока, рефлексия.

Учитель. С какой сказкой мы познакомились сегодня?

Дети. «Морской царь и Василиса премудрая».

Учитель. Кто ее автор?

Дети. Русский народ.

Учитель. К какому виду она относится?

Дети. К волшебному.

Учитель. Чему научила эта сказка?

Дети. Нужно всегда приходить на помощь тому, кто в этом нуждается.

Учитель. Достигли мы поставленной цели? Какие задачи мы планировали?

Домашнее задание.

Подготовить пересказ прочитанной сказки.

Творческое задание.

Нарисовать в тетради портрет морского царя или подводное царство.

Подведем итог урока.

У вас на партах имеются карточки, которые вам необходимо заполонить. Подумайте, как вы работали сегодня на уроке, довольны ли вы своей работой? Интересно ли вам было на уроке или наоборот скучно? Был ли для вас этот урок полезным? Все ли вы поняли?

Выберите из двух предполагаемых вариантов тот ответ, который вам больше подходит, и обведите его ручкой.

  • 1) На уроке я работал активно/пассивно.

  • 2) Своей работой на уроке я доволен/недоволен.

  • 3) Урок для меня показался коротким/длинным.

  • 4) Материал урока мне понятен/непонятен.

  • 5) Материал урока полезен/бесполезен.

  • 6) Материал урока интересен/скучен.

Учитель. Поднимите руки те, кто сегодня проявил активность.

А теперь поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке.

Для кого показался урок коротким?

Для кого показался урок длинным?

Поднимите руки, кому было все понятно на уроке.

А кто считает, что урок был интересным и прошел с пользой.

Я благодарю всех за активную работу на уроке. Урок окончен.



Используемая литература:

  1. Учебник О. В. Кубасова литературное чтение для 3 класса 1 часть Смоленск, ассоциация 21 век, 2012 год.

  2. Рабочая тетрадь часть 1 О. В. Кубасова литературное чтение Смоленск, ассоциация 21 век, 2012 год.

  3. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений О. В. Кубасова, Смоленск, ассоциация 21 век, 2013 год.

  4. Уроки литературного чтения с применением информационных технологией. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О. А. Архипова, Т. В. Белых (и др.); сост. Е. С. Галанжина. – М.; Планета, 2011.-240 с.- (Современная школа).







Свежие документы:  Сочинение на тему "Сила или слабость Катерины проявляется в ее самоубийстве в произведении Островского Гроза?"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: