Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Звёздные россыпи» 6-7 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Юшалинская средняя общеобразовательная школа №25»

Тугулымского района Свердловской области


Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по литературе

в 6-7 классах




Тема: «Звёздные россыпи»

(космическое состязание)




Подготовила

учитель русского языка и литературы

Сарычева Римма Геннадьевна












п. Юшала, 2012 г.

Космическое состязание «Звёздные россыпи»


Цели: формирование читательских интересов;

формирование творчески мыслящей личности;

развитие познавательного интереса к предмету «Литература»,


Подготовительный этап: конкурс сочинений «Космические фантазии», конкурс рисунков «Звёздное небо», чтение книги А. де Сент – Экзюпери «Планета людей», конкурс стихотворений о космосе, распределение на группы и т.д.

Оформление: выставочный материал («Любимые книги Ю.А.Гагарина», «Книги о первом полёте в космос», «Мы рисуем космос»), портрет Ю.А.Гагарина.



1. Вступление. Мечта о космосе, пожалуй, одна из самых первых, которая зародилась у человечества. И люди бережно пронесли её сквозь тысячелетия. Загадочный мир звёзд привлекал астрономов и философов Древнего Рима и Греции, эпохи Возрождения и эпохи Великих географических открытий. Мечта о полётах к этим звёздам всегда была с человеком, потому что сначала он догадывался, а затем уже точно узнал, что путешествие за пределы своей родной планеты обогатят цивилизацию Знанием.

Сегодня мы по праву гордимся тем, что первый искусственный спутник Земли был создан учёными нашей страны, что к ближним и дальним мирам – Луне, Марсу, Венере – впервые стартовали наши автоматические станции, а первым человеком Вселенной стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.

2. Разминка. В мировой литературе разных времён встречались эти имена, вымышленные или реальные. (Имена – на карточках) Объясните, какое отношение они имеют к космосу.

  • Икар

  • Андромеда

  • Леонардо да Винчи

  • Ломоносов

  • Жюль Верн

  • Сент — Экзюпери

  • Аэлита

3. Блиц-конкурс «Космические загадки»

Следует сказать, что освоение космоса не только способствовало ускорению технического прогресса, но и обогатило мировую культуру, литературу и язык. Сегодня объединились физики и лирики в одном: космос не только открылся людям, но многое открыл людям.

Ещё до возникновения литературы, в устном народном творчестве отражается желание человека заглянуть в небесную даль и раскрыть тайны небесных созданий.

— Какие жанры устного народного творчества вам известны?

Самым распространёнными жанрами в народе являются, несомненно, загадки и сказки.



  • Раскинут ковёр,

Рассыпан горох,

Ни ковра не поднять,

Ни горох не собрать. (Звёздное небо)

  • За бесчисленной отарой

Ночью шёл пастух усталый.

А когда пропел петух –

Скрылись овцы и пастух. (Звёзды и месяц)

  • Егорка-Егорка

Упал в озерко,

Сам не потонул,

И воды не всколыхнул. (Месяц)

  • Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только –

От него осталась долька. (Луна)

  • Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт. (Солнце)

  • Кто-то утром, не спеша,

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук –

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

4. Вопросы-шутки по сказкам. Мечтания людей о полётах, которые принесли бы им невиданную силу, свободу, победу над врагом нашли своё отражение и в сказках.

  • Назовите сказочные летательные аппараты. (Ступа, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы и т.д.)

  • Сказочные географические открытия. (Остров Буян, Тридевятое царство — Тридесятое государство и т.д.)

  • Первый сказочный пилот. (Баба Яга)

5. Поэтический марафон

Русская литература, в том числе поэзия, имеет немало примеров обращения литераторов, поэтов, к миру звёзд – к космосу.

(Реализация домашнего задания: чтение наизусть подобранных самостоятельно стихотворений русских поэтов на космическую тему.)

  • «Знаете, каким он парнем был…» (Н.Добронравов)

  • «Нежность» (С.Гребенников, Н.Добронравов)

  • «Я – Земля!» (Е.Долматовский)

  • «Улыбка Гагарина» (В.Костров)

  • «Минута молчания» (Ф.Чуев)

  • «Притяжение Земли» (Р.Рождественский)

  • «Четырнадцать минут до старта» (В.Войнович)

6. «Споёмте, друзья!»

Многие из названых стихотворений в своё время были положены на музыку. Наверное, люди трёх поколений — ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, да и вы, возможно, — знают или хотя бы слышали песню «Четырнадцать минут до старта». Я предлагаю объединиться командам и вместе спеть, представив, что все мы сегодня космические туристы и вслед за Ю.А.Гагариным отправились в космическое путешествие. (Исполнение песни в сопровождении фонограммы).

  • Заправлены в планшеты

Космические карты,

И штурман уточняет

В последний раз маршрут.

Давайте-ка, ребята,

Споёмте перед стартом,

У нас ещё в запасе

Четырнадцать минут.



Я верю друзья, караваны ракет

Помчат нас вперёд от звезды до звезды.

На пыльных тропинках далёких планет

Останутся наши следы. – 2 раза

7. «Что бы это значило?»

В нашей речи часто встречаются выражения, а правильнее сказать, фразеологические обороты, связанные с темой космоса. Эти выражения в нашей речи появились из литературы или в результате освоения человеком космоса (исторически). Мы их часто употребляем или просто слышим, но все ли знают точный смысл этих выражений?

  • «Путеводная звезда»

  • «Звезда первой величины»

  • «Восходящая звезда»

  • «Звёздный час»

  • «Родился под счастливой звездой»

  • «Хватать звёзды с неба»

  • «Между небом и землёй»

  • «Как небо и земля»

  • «Небо коптить»

  • «Занять место под солнцем»

  • «Как с Луны свалился»

8. «Грамотеи»

Космонавт не может быть неграмотным. Участникам от команд предлагается испытание: записать по правилам современной орфографии и пунктуации деформированный текст- слова Ю.А.Гагарина перед стартом.

« Что можно ск..зать в эти минуты перед стартом Вся моя жизнь кажет..ся сейчас одним пр..красным м..овением. Всё что прожито прежде, было ..делано ради этой минуты. Я знаю что соб..ру всю свою волю для наилу..его вып..лнения задания понимая ответстве..ость задачи. Я ..делаю вс что в моих силах…» (Слова после написания демонстрируются на экране – слайд)

9. «Приобщение к чтению».

(Реализация домашнего задания: демонстрация подобранных в библиотеке книг – работа с выставочным материалом)

  • «Любимые книги Ю.А.Гагарина»

  • Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей» («Terre des hommes», в русском переводе также «Земля людей»)

  • А.А.Меркулов «В путь за косым дождём»

  • Н.Островский «Как закалялась сталь»

  • Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

  • «Разведчик Николай Кузнецов»

  • «Книги о первом космонавте Земли»

  • Белоцерковский С.М. Гибель Гагарина: факты и домыслы

  • Гагарин Ю.А, Лебедев В.И. Психология и космос

  • Нагибин Ю. М. Рассказы о Гагарине

  • Попов Л.И., Касьян И.И., Кузьмичёв Н.А. Четверо из космической семьи

  • Рождественский Р.И. 210 шагов

  • Обухова Л.А. Звёздный сын Земли

10. Творчество. (Реализация опережающего домашнего задания: сочинительство)

  • Из дневника космического туриста

Земля! Земля! Я — космос!

Здравствуйте, мои родные!

Пишу. Так хочется поделиться своими впечатлениями и так хочется описать свои чувства и эмоции, что не утерпел и взялся за ручку (хотя понимаю, что выражение «взялся за ручку» здесь весьма сомнительно).

Я впервые здесь, и хочется кричать на всю Вселенную – так переполняют чувства! Недавно пересекли астероидный пояс, сейчас держим путь на Юпитер. Вы представьте только: «держим путь на Юпитер»! Как будто подъёзжаем к Екатеринбургу – смешно, никак не привыкну, да и разве можно привыкнуть?

Часто в разговорах мы спорим о том, что же такое Вселенная, и не находим ответа… Вселенная, все, всё – так и получается, что все вокруг нас – это и есть Вселенная! И мы где-то здесь, такие малюсенькие, микроскопические, так называемые «хозяева» природы…

Как-то пролетая Марс, мы услышали взрыв – страху натерпелись! Но знающие люди нас успокоили: звезда старая взорвалась – отслужила своё (прямо как у людей – отжила свое и на покой). А звёзд сколько кругом, и все рядом, большие и маленькие, яркие и не очень, старые и молодые… Сверкают, искрятся, блестят – как ёлка новогодняя! Поодиночке жить не любят (ну прямо как люди) – кучкуются, группируются, быть может, по симпатиям. И получаются созвездия.

…Молодец всё-таки Юрий Алексеевич – такую красоту нам открыл! Думал ли он, что мы вот так свободно будем в космос летать, как на прогулку за город…

На космическую красоту можно любоваться бесконечно, но почему-то здесь особенно начинаешь тосковать по простому, земному и родному… Где-то там вы, мои дорогие, наш дом, мои друзья и даже Шарик. На огромном космическом расстоянии понимаешь, насколько ты любишь своих друзей, своих родных, своих родителей – то, что, оказывается, и есть Родина. На космической орбите, конечно, интересно и необычайно красиво, но так хочется скорее увидеть вас, мои родные, что не передать словами.

( Павел Иньков, 13 лет)

  • Стихотворение

Давным-давно когда-то люди

Всерьёз о космосе мечтали.

Но время шло, и люди вскоре

Уж покорили эти дали.



И эти дали бесконечны,

Как бесконечен жизни путь,

Переходящий плавно в вечность.

И в этом нашей жизни суть.



Сияет звёздами весь космос,

А среди них кружат планеты.

Но человек, как царь Вселенной,

Послал туда свои ракеты.



Сияют звёзды по-иному,

Зелёный дождь – взамен грибному,

Зима и лето – всё смешалось!

Об этом ли мечтал Гагарин?!

(Макеев Костя, 13 лет)

11. Встреча капитанов. «Мудрые слова»

В одной из любимых книг первого космонавта (Антуан де Сент — Экзюпери «Планета людей») есть мудрые слова. Маленькие герои давали им своё толкование, а как вы сможете объяснить смыл сказанного. (Команды поочерёдно отвечают )
* «Среди людей тоже бывает одиноко»
*«Право же, — взрослые очень странные люди»
*«У людей нет корней»
*«Зорко одно лишь сердце»
*«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»
*«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету»

12. Заключение. Сколько загадочного и таинственного в этом слове «космос». Во все времена творческие, увлеченные люди вглядывались в звездное небо, пытаясь постичь секреты неведомых горизонтов. Воображение Жюля Верна, Герберта Уэллса, Алексея Толстого, Антуана де Сент-Экзюпери рисовало фантастический мир космических далей.
Герой романа А.Толстого «Аэлита» перед  отлетом на Марс произносит слова:
«…Я уверен, — пройдет немного лет, и сотни воздушных кораблей будут бороздить звездное пространство. Вечно, вечно нас толкает дух искания…»
Спустя четыре десятилетия после выхода в свет романа Юрий Гагарин совершил первый полет в космос.
А американский астронавт Нейл Армстронг, первый, из землян ступивший на Луну, сказал: «Это маленький шаг человека и огромный скачок всего человечества»

Сейчас космос уже не фантастика, а реальность. И нам, людям, необходимо извлечь пользу из его даров и рационально использовать космические средства

Ю.А.Гагарин писал: «Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать её!»

13. Подведение итогов игры



Автор и источник заимствования дополнительных материалов неизвестен



Свежие документы:  Урок литературного чтения в 1 классе "Особенности поэтического текста. Стихотворения Даниила Хармса «Я проснусь…», Корнея Чуковского «Да здравствует мыло душистое…»"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: