Методические рекомендации «Особенности проблемного обучения на уроках литературы»


Особенности проблемного обучения

на уроках литературы




Вахрушева Ольга Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального общеобразовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа № 4



Урок литературы сегодня.

Перемены в нашей жизни, в образовании диктуют необходимость кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Компетентность учителя заключается в умении организовывать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя. Цели проблемного обучения:

а) сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений, навыков;

б) достигнуть высокого уровня развития школьников, развитие способности к самообучению, самообразованию.

Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяются характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящие к развитию творческого потенциала его личности.


Главный признак проблемного обучения – проблемная ситуация.

Это познавательная задача, которая характеризуется противоречиями между имеющимися у учащихся знаниями и умениями и предъявляемыми требованиями.


Этапы проблемного обучения:

а) осознание проблемной ситуации;

б) формулировка проблемы на основе анализа ситуации;

в) решение проблемы, включающее выдвижение и проверку гипотез;

г) проверка решения.


Проблемные вопросы – завязка урока.

Проблемный вопрос содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия. Одновременно он должен быть задачей, увлекательной для ученика.

Использование проблемных вопросов и заданий позволяет под-

держивать читательский интерес и формировать умение

высказывать аргументировано свою точку зрения.


Примеры проблемных вопросов по курсу русской литературы.

8 класс: А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: Кто же Пугачёв у Пушкина — волк или человек?

9 класс: А.С.Пушкин «Евгений Онегин»:1. Почему Пушкин назвал страницы своего романа полусмешными, полупечальными?

2. Одинаков ли Онегин в начале и в конце романа?

3. Почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его?

Н.В.Гоголь «Мёртвые души»: 1. Можно ли назвать Чичикова первым в русской литературе образом «нового русского»?



Список используемой литературы.



1 Бейзеров А.В. Проблемное обучение: Образование в современной школе.- 2005, №12, с.48 – 50.

2 Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М. , Педагогика, 1981, с.48, 50.

3 Селевко Г. Проблемное обучение, Учительская газета, 2005, №39, с.16 – 17.

4 Селевко Г. Проблемное обучение, — Школьные технологии, 2006, №2, с.61 – 66.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Урок-игра по сказке М.М.Пришвина «Кладовая солнца»" 6 класс

5 Страшко И. Система практических работ по литературе, — «Первое сентября», №33, с.5 – 7.









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: