Методический кейс по литературе (М.Ю.Лермонтов, 9 класс)


МБОУ гимназия № 9 г.о.Коломна Московской области













Методический кейс

по литературе

(М.Ю.Лермонтов, 9 класс)











Подготовила учитель русского языка и литературы

Халяпина Лариса Николаевна


















М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. ЛИРИКА

ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА

Тема одиночества представлена многогранно. Поэт осмыслил ее как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворенность собой, судьбой, политической обстановкой, обществом. Но при всем этом в стихах нет безнадежности и равнодушия к жизни.

«Утес» (1841), «На севере ликом…» (1841), «Листок» (1841)

В этих стихах мотив одиночества выражается или в неразделен­ной любви или в непрочности человеческих связей.

«Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840)

Герою скучно на балу среди «пестрой толпы», «дикого шепота затверженных речей», среди «образов бездушных людей», «приличьем стянутых масок». У поэта появляется желание бросить вызов этому бездушному царству масок.

«И скучно и грустно…» (1840)

Лирический герой не находит счастья ни в любви, ни в друж­бе, разуверяется в себе и в жизни, у него исчезает надежда на исполнение желаний: «…что пользы напрасно и вечно желать?..».

«Выхожу один я на дорогу…» (1841)

Здесь лирический герой одинок перед целым миром, перед все­ленной. Отчетливо звучат мотивы одинокого странничества. душевной опустошенности, тоскливого отчаянья.

Баллада «Воздушный корабль» (1840)

Поэт обращается к образу Наполеона, рисуя традиционный об­раз романтического героя, трагедия которого в том, что он не находит себе места в мире людей. Наполеон противопоставлен всему миру (ему нет покоя даже после смерти). Воздушный ко­рабль в стихотворении — яркий символ одиночества.

ТЕМА РОДИНЫ

«Бородино» (1837)

Отклик на события 1812 г. Тема исторического прошлого России и судьбы поколения 30-х гг. Перед нами как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бесси­лии. Прославляя подвиги отцов, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь.

«Дума» (1838)

Итог долгих и трудных размышлений — это и сатира и филосо­фия: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно…». Поэт высказывает беспощадную прав­ду не о чем-то ему чуждом, а о том, что ему дорого и кровно близко — это делает произведение трагическим.

«Прощай, немытая Россия…» (1841), «Жалоба турка»(1829)

Скорбь и негодование поэта сменяется ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу». В «Жалобе турка» поэт пишет о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», и: с горечью признается: «Друг! этот край… моя отчизна!»

«Я видел тень блаженства; но вполне…» (1831)

Поэт признаётся в любви к стране близких и родных ему лю­дей, к местам, где он родился, к родине: «Я родину люблю…»

«Родина» (1841)

Одно из последних стихотворений. Воспринимается как своеоб­разное завещание поэта. «Люблю отчизну я, но странною любо­вью!» Эта любовь обращена не к Российской державе, а к России народной. Поэт пытался собрать все, что ему дорого в родной стране: «чету белеющих берез», «пляску с топаньем и свистом». Он откликается душой на все, что его окружает в народной жизни.


ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА

«Как небеса, твой взор блистает…» (1838)

Поэт рассказывает о «трепещущей душе», о «голосе нежном», которые встретил. Лирический герой считает, что если любить, то на всю жизнь, самозабвенно и жертвенно. Но властвующая в жизни дисгармония делает любовь трагической, приносящей лишь муки. Сплетни и интриги светского общества способны опошлить, осквернить и растоптать самую чистую и прекрас­ную земную любовь.

«Отчего» (1840)

Любовь для Лермонтова неразлучна с печалью. В его художе­ственном мире высокое чувство всегда трагично. Стихотворение посвящено Наталье Ивановой, в которую он был безнадежно влюблен (ей посвящен целый цикл стихов — это история нераз­деленного и оскорбленного чувства). Лирический герой одинок, не понят, но это лишь усиливает в нем сознание своей избран­ности и предназначенности для высшего счастья — творить.

«Расстались мы, но твой портрет…» (1837)

Стихи посвящены Варваре Лопухиной, которую поэт любил всю жизнь, она отвечала на его чувства, но замуж вышла за другого. «Среди ледяного, среди беспощадного света» счастье поэта было невозможным, но пережитое ими чувство будет все­гда озарять жизнь — об этом стихотворение. Во многих стихах Лермонтова любовь является и трагическом облике.

«Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841)

Для поэта любовь — прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью. Стихи о любви здесь превращаются в философские размышления. Лирический герой будто сам бежит от без­мятежности и покоя, испытывает противоречивые чувства: «Люб­лю в тебе я прошлое страданье / И молодость погибшую мою».


О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ

«1831-го июня 11 дня»

Для Лермонтова творчество — «всесжигающий костер», он на­зывает «страшной» «жажду песнопений», т. к. видит разъедине­ние людей и не верит, что будет услышан. Он говорит, что душа человека изменчива и противоречива, и слово часто бес­сильно ее открыть.

«Смерть поэта» (1837)

Стихи связаны с трагической гибелью Пушкина. Лермонтов бросает вызов и упрек обществу, т. к. считает, что Пушкин по­гиб, потому что «восстал он против мнений света». Он убеж­ден, что поэт обречен на одиночество, но не может его вынес­ти, а когда бросается в чуждый ему мир, гибнет.

«Поэт» (1838)

Поэт сравнивается с кинжалом: он тверд и несгибаем в служении своим идеалам. Лермонтов мечтает, чтобы «стих, как божий дух, носился над толпой / И отзыв мыслей благородных, / Звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных».

«Есть речи – значенье» (1839)

В Лермонтове побеждает вера в поэзию при всей мучительности творчества. «Из пламя и света рожденное слово» для поэта — спасение от страданий, приход к гармонии, вере.

«Пророк» (1841)

Следуя Пушкину, Лермонтов с самого начала и до конца твор­ческого пути создает облик народного поэта — пророка, патри­ота, воспламеняющего людей на борьбу за свои человеческие права и свободу. В условиях жесточайшего деспотического про­извола он посвящает свою лиру обличению социальной пассив­ности. Поэт-Пророк видит то, что не может увидеть простой человек. В основе стихотворения лежит скорбь поэта-граждани­на о том, что высокое учение Пророка не признается толпой. Пророк, гонимый и презираемый толпой, уходит в пустыню, остается в одиночестве, но он знает счастье.


М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Это самое крупное и значительное произведение Лермонтова в прозе. Роман начат в 1837— 1838 гг., а закончен в 1839 г. Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840 г. пол названием «Герой нашего времени».

НАЗВАНИЕ

Первоначально роман имел название «Один из героев на­чала века», которое как бы вступало в полемику с нашу­мевшим романом французского писателя Мюссе «Исповедь сына века». В этой редакции слово «герой» звучало без иро­нии и, может быть, прямо намекало на декабристов. В окончательном варианте («Герой нашего времени») есть иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего» (т. е. не на личность, а на эпоху).

ЖАНР

Роман задуман как психологическое исследование челове­ческого характера — типического характера. Об этом сказал сам Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы са­мой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…». «Герой нашего времени» — это первый русский реалисти­ческий психологический роман в прозе.

СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ

Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий. Повести объедине­ны общими героями и общим названием.


Хронологический порядок событий

Расположение повестей в романе

Печорин едет к месту назначения и останав­ливается в городишке Тамань. «Тамань»

Предисло­вие ко всему роману.

«Бэла»

Чем загадочней герой, тем инте­реснее читателю. Печорин инте­ресен и загадочен. Внимание чи­тателя напряжено: он уже хочет найти ответы на многие вопросы.

После военных дей­ствий на Кавказе (где он знакомится с Грушницким) Печорин едет в Пятигорск.

«Княжна Мери»

«Максим Максимыч»


Здесь Печорин показан не с лучшей стороны: он выказыва­ет равнодушие и холодность к человеку, который простодуш­но им восхищается. Читатель го­тов безоговорочно осудить героя.

После дуэли с Грушницким Печорина на­правили в крепость под начало Максима Максимыча. «Бэла»

«Предисловие» к «Жур­налу Печо­рина».

« Тамань»


Наступает резкий поворот в по­вествовании: три следующие по­вести являются частями «Днев­ника Печорина», а в «Преди­словии» к «Журналу Печорина» сообщается о смерти героя. Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личностью если и не положи­тельной, то чрезвычайно само­бытной, сложной, глубокой и противоречивой.


Затем происходит история с Вуличем.

«Фаталист»

«Княжна Мери»


Через 5 лет Печорин снова встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию.

«Максим Максимыч»

«Фаталист»



В центре композиции романа находится Григорий Печорин. Располо­жение повестей подчинено главной задаче автора — последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени.


РОЛЬ РАССКАЗЧИКА

Рассказчик в каждой повести выбран неслучайно и служит общему замыслу романа — раскрытию образа Печорина.

«БЭЛА»

Максим Максимыч

Многого в характере Печорина не понять простодушному и неискушенному в психологии штабс-капитану. Он видит лишь внешнюю сторону, потому и для читателя Печорин скрыт и загадочен. Характеристики, которые он дает Печорину, свиде­тельствуют не только о наивности и чистоте души самого рас­сказчика, но и об ограниченности его ума и неспособности понять сложную внутреннюю жизнь Печорина.

«МАКСИМ МАКСИМЫЧ»

Условный автор, «публикатор дневника Печорина»

Человек той же социальной среды и культуры, что и Печорин. Это­му рассказчику легче его понять, чем Максиму Максимычу, од­нако и он многого не понимает и не принимает в Печорине.


«ТАМАНЬ», «КНЯЖНА МЕРИ», «ФАТАЛИСТ»

Печорин рассказывает о себе сам

Перед нами правдивая исповедь героя, которая более всего от­крывает для нас историю души человеческой и тайну характе­ра, в котором так много черт современного Лермонтову поко­ления.

ВЫВОД

Вводя в повествование разных рассказчиков, автор получает воз­можность постепенно приближать героя к читателю, постепен­но раскрывать его загадку, пока он сам не раскроется в споем дневнике.

ГРИГОРИИ ПЕЧОРИН

ГЕРОЙ ВРЕМЕНИ

В предисловии к роману характеризуется как «портрет, состав­ленный из пороков всего нашего поколения в полном их раз­витии». Но перед читателем предстает яркая индивидуальность, которая нравится всем: Печорина любят Бэла, Мери, Вера, Максим Максимыч. Писатель тоже симпатизирует ему, хоть и подвергает своего героя строгому суду.

ПОРТРЕТ

Походка Печорина «небрежна и ленива», но он «не размахи­вал руками» (признак скрытной натуры). С первого взгляда ему можно дать не более 23 лет, а позже — все 30. Светлый цвет волос, а усы и брови черные — «признак породы в чело­веке, так же, как черная грива и черный хвост у белой лоша­ди». Особое внимание автор обращает на глаза: «…они не сме­ялись, когда он смеялся!.. Это признак или злого нрава или глубокой постоянной грусти».

Свежие документы:  Урок литературы для 4 класса на тему: «Антон Павлович Чехов "Ванька"»

ХАРАКТЕРИСТИКА

Умен, незауряден, блестяще образован. Его образная меткая речь — его оружие, которым он карает самодовольных пошля­ков. Обаятелен, загадочен, обладает сильной волей, хладнокро­вен в конфликтах (например, с Грушницким). Не стремится к карьере, хоть не имеет чинов и не особенно богат. Из его днев­ника видно, что он анализирует свои недостатки, задумывает­ся над вопросами бытия, чувствует природу. Герой раскрывает­ся во взаимоотношениях с другими персонажами. Например, фразер Грушницкий позволяет увидеть незаурядность Печори­на, в сопоставлении с Максимом Максимычем выявляется от­сутствие связи героя с народной средой. «Водяное общество» олицетворяет пошлую дворянскую среду, в столкновении с ко­торой гаснут лучшие желания героя. Женские образы раскрыва­ют его в любви.


ДВОЙСТВЕННОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ

ЛИЧНОСТИ ПЕЧОРИНА

Основное противоречие героя заключено в разладе его мечты с действительностью: страстное стремление Печорина понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцель­ное, паразитическое существование — с другой. В Печорине соединены два человека. Один прикрывает свои чувства и страда­ния маской равнодушия, ищет удовольствия в светских похож­дениях, холоден с людьми, использует их слабости для утвер­ждения своего превосходства. Другой раскаивается во всем этом, судит себя, страдает, расценивает себя как «нравственного ка­леку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая поло­вина души. «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть на самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, дру­гие — мерзавец. И то и другое будет ложно».

ЧТО ВЫЗЫВАЕТ ВОЗМУЩЕНИЕ В ПЕЧОРИНЕ

  • Его жестокость, эгоизм, цинизм в отношениях с людьми.

  • Печорин сам не раз сравнивает себя с палачом, с топором в руках судьбы. А читатель, конечно, не может простить ему смерть Бэлы, холодность с Максимом Максимычсм, игру с чувствами Мери. Но никто лучше Печорина не понимает, на­сколько пуста и бессмысленна его жизнь.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОБАЯНИЕ ГЕРОЯ

В его остром уме, силе и твердости характера, » умении бес­страшно и гордо бросить вызов судьбе и безжалостно судить самого себя.

Лучшая половина его души все же не умерла, хоть он и прячет ее от посторонних глаз. Его способность к доброте и любви по­стоянно пробиваются сквозь скептицизм. Живая душа героя — в потрясенности смертью Бэлы, в слезах отчаянья, когда он понял, что потерял Веру, в умении видеть свои недостатки, судить себя, в способности чувствовать природу.


НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ И НАЗНАЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? для какой цели я родился?» Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья: он погубил Бэлу, кровно обидел Максима Максимыча, ради пустого любопытства разо­рил гнездо «честных контрабандистов», нарушил семейный покой Веры, оскорбил Мери, убил на дуэли Грушницкого.

ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ

Печорин считает, что человек счастлив, когда подчиняет своей всё, что его окружает (счастье – это «насыщенная гордость»). Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам.

«НАПОЛЕОНОВСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утра­чивает критерии добра и зла. Печорин не только несет несчастье другим, но и сам глубоко несчастен.

ПРОБЛЕМА УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ

Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но че­ловек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. По оценке Н. Добролю­бова, Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло по­рождает зло», — рассуждает герой. «Я иногда сам себя презираю!.. Не оттого ли я презираю других?» Печорин ощущает свою нрав­ственную ущербность, он «сделался нравственным калекой».

ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ

Глубокое исследование характера Печорина происходит в значительной мере через сопоставление его с другими героями.

ПЕЧОРИН

МАКСИМ МАКСИМЫЧ

Люди не просто разного круга и разной культуры — они непохожи и по
внутренним качествам.


Скрытен и загадочен

Весь на виду.

Эгоист

Всегда помнит о других, часто за­бывая о себе.


Весь в противоречиях.

Всегда верен себе — это очень цельный характер.


Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, в самом себе.

Лишен понимания общего смысла вещей; добр, простодушен, часто наивен.

У него заметное преимущество таинственного обаяния, культуры. Он выше Максима Максимыча

интеллектуально.

Выше Печорина нравственно (а это важнее любого другого преимущества). Максим Максимыч есть художественно правдивое вопло­щение прекрасного человека: доб­рого, великодушного, надежного и верного и, главное, не догады­вающегося о своем величии.



ПЕЧОРИН И ГРУШНИЦКИЙ

ГРУШНИЦКИЙ

ПЕЧОРИН

Они похожи друг на друга отсутствием простоты. У них есть общие черты: эгоизм и самолюбование.

Находится в полной гармонии с собой и обществом.


Находится в постоянном конфликте с обществом и самим собой.


Стремится к показной деятель­ности.

Не находит себе достойной дея­тельности.

Изображает из себя одинокого, таинственного и разочарованно­го романтического героя.


Печорин и есть романтический герой.


Под его многочисленными мас­ками — жестокая натура, в ней побеждает злоба и ненависть. Пе­ред нами мелкая и себялюбивая душа.

В нем все настоящее, не показ­ное, оригинальное. Перед нами натура эгоистичная, но сложная, глубокая и противоречивая.

ДУЭЛЬ

До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить приятелю мстительность, распускаемые в городе слухи и свой умышленно не заряженный противниками пистолет, наглое ожидание Грушницким холостого выстрела. После дуэли Печорин не испытывает торжества победителя. Эта дуэль — попытка героя убить в себе мелкую сторону собственной души.

ВЫВОД

У Грушницкого все отрицательные качества Печорина, но нет ни одного его положительного. Если вначале он может казаться двойни­ком Печорина, то потом — своеобразной его карикатурой (то, что в Печорине трагично, в нем — смешно).

Поставленный рядом с Грушницким, Печорин необыкновенно вы­растает в глазах читателей.


ПЕЧОРИН И ВЕРНЕР

ПЕЧОРИН

ВЕРНЕР

У обоих глубокий и острый аналитический ум, наблюдательность, проницательность, знание людей. Это люди одного социального круга и уровня культуры.

Скрывают свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки.

Вместе им легко и просто, они понимают друг друга с полуслова («читают в душе друг друга»), дорожат мнением друг друга.

Считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утоми-тельный, потому что надо вместе с этим и обманывать…».


Всрнер — единственный человек, достойный быть другом Печорина, но и он не выдерживает испытаний (в дуэли с Грушницким был секундантом; исход дуэли его испугал — друзья расстаются).

Деятелен: знает, что только в деятельности можно обрести

Созерцатель, скептик, склонен к логическому философствованию.

ВЫВОД

Настоящих друзей у Печорина нет, это подчеркивает его одиночество. Печорин представляется не просто героем своего времени, но траги­ческим героем. Одаренность, ум возвышают Печорина над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собствен­ных переживаний, разрывая его связи с обществом.

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ.

БЭЛА

ПОРТРЕТ

Симпатия автора чувствуется уже в созданном им портрете: «…она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны…». У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твёрдость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.

ПАРАЛЛЕЛЬ «ЧЕЛОВЕК — ЖИВОТНОЕ»

Когда Печорин задумал украсть Бэлу, он стал играть на самых тонких струнах души ее брата Азамата, мечтавшего о коне Казбича. Он помог Азамату украсть его. Так конь уравнялся с чело­веком, что само по себе уже безнравственно и предопределяет трагедию. Кличка коня Карагез — «черный глаз» — тоже не случайна (проводится параллель с портретом черкешенки Бэлы).

ЛЮБОВЬ

Печорин, увидев на свадьбе юную черкешенку, был пленен ее внешностью и необычайностью. Бэла показалась ему воплоще­нием естественности и непосредственности — всего того, чего Печорин не встречал в светских дамах. Любовь к ней — не кап­риз, а попытка вернуться в мир искренних чувств, найти гар­монию, приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни.

РАЗОЧАРОВАНИЕ

Печорина, увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и девушка с радостью приняла его, он понял, что обманулся: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

МЕРИ

Портрет. Она сразу вызывает симпатию: естественна, смела, благородна. Девушка очень незаурядна: увлекается Байроном (читает его по-английски), занимается математикой. Печорин тоже находит в ней достоинства: «Она шутила очень мило; ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свобо­ден; ее замечания иногда глубоки».

В любви. Любовь к Печорину меняет ее: она становится ис­креннее, естественнее, разбуженные чувства превращают ее в добрую, нежную, любящую женщину. Она оказывается спо­собной простить Печорина. Он же поступает с ней жестоко: до­бивается ее любви, сам не любя. Печорин хочет быть честным с ней, поэтому прямо объясняет, что смеялся над ней и она за это должна его презирать.

ВЕРА

Портрет. Это «единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть», — говорит Печорин. Она для него ангел-хранитель. Тонко понимает Печорина и знает, насколь­ко он одинок и несчастлив. Вера все ему прощает, она умеет чувствовать глубоко и сильно.

В любви. Она и ее отношение к Печорину помогают читателю быть справедливее к герою, понять его. Теперь мы знаем, что этот человек не всегда холоден, спокоен и разочарован — он тоже способен на сильные чувства, способен не только брать, но и отдавать (он мечтает увезти Веру, жениться на ней, забыв пред­сказание старухи, пожертвовать своей судьбой). Но как только в душе Печорина просыпаются подлинные чувства, он не только беспокоится, что их увидит посторонний, но и сам их боится. Он убивает лучшую половину своей души и прячет глубоко, чтоб никто не увидел (после отчаянной погони за безвозвратно уехав­шей Верой он убеждает себя, что в слезах его повинен пустой желудок).

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА

ЗАДАЧИ АВТОРА

Дать портрет поколения молодых людей своего времени, по­казав все самые их слабые стороны: холодность сердец, эгоизм, бесплодность деятельности.

Исследовать душу человеческую, сосредоточив внимание на внутреннем мире главного персонажа, подробно раскрыв мо­тивы, побудившие его на те или иные поступки.

Разобраться в основном противоречии героя своего времени — в разладе его мечты с действительностью.

Проанализировать, как окружающая среда влияет на формирование личности и судьбу человека.



ВЫВОДЫ АВТОРА

На вопрос, почему жизнь Печорина — «ровный путь без цели», Лермонтов отвечает названием романа. Социально-психологи­ческие условия эпохи во многом объясняют трагедию героя: разочарование и скептицизм — это и черта времени тоже.

Развитые обществом пороки и скука толкают человека на без­нравственные поступки, а природные задатки души остаются невостребованными (вот почему в характере Печорина суще­ствуют противоречия и двойственность).

Когда человека не привлекает ни выгодная женитьба, ни но­вая звездочка на эполетах, а идеи добра и справедливости стол­кновения с жизнью не выдерживают, остаются (как у Печорина) два убеждения: рождение — несчастье, а смерть неизбежна. Вот почему В. Белинский назвал этот роман «воплем страдания» и «грустной думой».


Задания для контроля знаний

1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В1—В4; С1—С4.

Монолог

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветем недолго, быстро увядаем…

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Ее однообразное теченье…

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд ее мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

М. Ю. Лермонтов, 1829

При выполнении заданий В1—В5 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. Стихотворение начинается с вопроса, не требующего ответа и содержащего утверждение. Как называются подобные вопросы?

В2. Назовите средство художественной изобразительности, представляющее собой образное определение («пылкая любовь свободы», «дружбы сладкой»)?

В3. Укажите название тропа, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другие («злобы яд», «жизни чаша»).

В4. Какой прием использует автор, характеризуя свое поко­ление: «Мы, дети севера, как здешние растенья, / Цветем не­долго, быстро увядаем…»?

В5. Укажите размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Монолог».

Для выполнения заданий С1—С2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.

С1. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?

С2. Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чем их произведения сопоставимы с приведенным стихотворением М. Ю. Лермонтова?

Ответы

В1. Риторические

В2. Эпитеты

В3. Метафора

В4. Сравнение

В5. Ямб

2. Тест по теме «М.Ю. Лермонтов».

Вариант 1.

1. Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова

А. 1795 – 1829 гг. Б. 1809 – 1852 гг. В. 1799 – 1837 гг. Г. 1814 – 1841 гг.

2. Какой факт не относится к биографии М. Лермонтова

А. Обучение в Москве в Благородном пансионе Б. Служба в лейб-гвардии Гусарском полку

В. Ссылка в Сибирь Г. Участие в войне на Кавказе

3. Причиной первой ссылки Лермонтова на Кавказ послужило стихотворение

А. «Узник» Б. «Смерть поэта» В. «Кинжал» Г. «Дума»

4. Укажите строчку, в которой неверно определён жанр произведения

А. «Герой нашего времени» — повесть Б. «Мцыри» — поэма

В. «Маскарад» — драма Г. «Три пальмы» — баллада

5. Произведение с таким названием встречается и у М. Лермонтова, и у А. Пушкина, и у Л. Толстого

А. «Бахчисарайский фонтан» Б. «Кавказский пленник» В. «Метель» Г. «Выстрел»

6. В приведённом отрывке определите рифму

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!…

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?…

А. Опоясывающая Б. Парная В. Перекрёстная

7. В приведенном отрывке определите стихотворный размер

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

А. Ямб Б. Хорей В. Дактиль Г. Анапест

8. Расположите повести, входящие в роман «Герой нашего времени» в соответствии с хронологией описанных в них событий

1) «Максим Максимыч» 2) «Фаталист» 3) «Княжна Мери» 4) «Тамань» 5) «Бэла»

А. 4,3,5,2,1 Б. 5,1,4,2,3 В. 3,5,1,2, 4 Г. 1,2,3,4,5

9. С какой целью М. Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок построения романа «Герой нашего времени»?

А. Чтобы объективно раскрыть «историю души» героя Б. Чтобы быть оригинальным

В. Чтобы пробудить интерес читателя к герою Г. Чтобы от «внешнего к внутреннему» постепенно раскрыть характер главного героя

10. В какой строке указаны повести, не входящие в дневник Печорина

А. «Максим Максимыч», «Фаталист» Б. «Бэла», «Максим Максимыч»

В. «Тамань», «Бэла» Г. «Тамань», «Княжна Мери»

11. В какой из частей романа «Герой нашего времени» присутствует сцена дуэли?

А. «Тамань» Б. «Княжна Мери» В. «Фаталист» Г. «Максим Максимыч»

12. О ком сказаны следующие слова: «Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился».

А. Печорин Б. Вернер В. Грушницкий Г. Максим Максимыч

13. Чей это портрет: «…был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок: одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его череп, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли»

А. Казбич Б. Максим Максимыч В. Вулич Г. Вернер

14. О каком герое романа сказано: «Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зелёным столом он забывал всё и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрямство».

А. Печорин Б. Вулич В. Вернер Г. Грушницкий

15. Чей это портрет: «Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий. Ловок был, как бес! Бешмет всегда изорванный, а оружие в серебре…»

А. Вулич Б. Казбич В. Вернер Г. Азамат

16. Чей это портрет: «…Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу».

А. Вера Б. Мери В. Бэла Г. Княгиня Лиговская

17. Кто из соучеников М. Лермонтова по университету не выступал в печати с критическими статьями о романе «Герой нашего времени»?

А. Белинский. Б. Герцен В. Огарёв

18. Кому из критиков принадлежат слова: «Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей, изданных в двух книжках и связанных только одним общим названием; нет, это не собрание повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая».

А. Добролюбов Б. Писарев В. Белинский

19. Где находится музей-заповедник М. Ю. Лермонтова?

А. Ясная Поляна Б. Абрамцево В. Тарханы Г. Михайловское

Вариант 2.

1. Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова

А. 1795 – 1829 гг. Б. 1809 – 1852 гг. В. 1799 – 1837 гг. Г. 1814 – 1841 гг.

2. Какой факт не относится к биографии М. Лермонтова

А. Обучение в Москве в Благородном пансионе Б. Служба в лейб-гвардии Гусарском полку

В. Дружба с К.Ф. Рылеевым Г. Участие в войне на Кавказе

3. Причиной первой ссылки Лермонтова на Кавказ послужило стихотворение

А. «Узник» Б. «Смерть поэта» В. «Кинжал» Г. «Дума»

4. Укажите строчку, в которой неверно определён жанр произведения

А. «Герой нашего времени» — рассказ Б. «Песнь про царя Ивана Васильевича…» — поэма

В. «Маскарад» — драма Г. «Три пальмы» — баллада

5. Произведение с таким названием встречается и у М. Лермонтова, и у А.Пушкина, и у Л. Толстого

А. «Маскарад» Б. «Кавказский пленник» В. «Пророк» Г. «Выстрел»

6. В приведённом отрывке определите рифму

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

А. Опоясывающая Б. Парная В. Перекрёстная

7. В приведенном отрывке определите стихотворный размер.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Оделась, как ризой, она.

А. Ямб Б. Хорей В. Амфибрахий Г. Анапест

8. Расположите повести, входящие в роман «Герой нашего времени» в соответствии с хронологией описанных в них событий

1. «Максим Максимыч» 2. «Фаталист» 3. «Княжна Мери» 4. «Тамань» 5. «Бэла»

А. 4,3,5,2,1 Б. 5,1,4,2,3 В. 3,5,1,2, 4 Г. 1,2,3,4,5

9. С какой целью М. Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок построения романа «Герой нашего времени»?

А. Чтобы быть оригинальным Б. Чтобы объективно раскрыть «историю души» героя

В. Чтобы пробудить интерес читателя к герою Г. Чтобы от «внешнего к внутреннему» постепенно раскрыть характер главного героя

10. В какой строке указаны повести, входящие в дневник Печорина

А. «Максим Максимыч», «Фаталист» Б. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

В. «Тамань», «Бэла» Г. «Бэла», «Максим Максимыч»

11. В какой из частей романа «Герой нашего времени» присутствует сцена дуэли

А. «Тамань» Б. «Княжна Мери» В. «Фаталист» Г. «Максим Максимыч»

12. О каком герое романа сказано: «Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зелёным столом он забывал всё и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрямство».

А. Печорин Б. Вернер В. Вулич Г. Грушницкий

13. Чей это портрет: «Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий. Ловок был, как бес! Бешмет всегда изорванный, а оружие в серебре…» А. Вулич . Азамат В. Вернер Г. Казбич

14. О ком сказаны следующие слова: «Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился». А. Печорин Б. Грушницкий В. Вернер Г. Максим Максимыч

15. Чей это портрет: «…был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок: одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли»

А. Казбич Б. Вернер В. Максим Максимыч Г. Вулич

16. Чей это портрет: «…Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу».

А. Мери Б. Вера В. Бэла Г. Княгиня Лиговская

17. Кто из соучеников М. Лермонтова по университету не выступал в печати с критическими статьями о романе «Герой нашего времени»?

А. Белинский Б. Герцен В. Огарёв

18. Кому из критиков принадлежат слова: «Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей, изданных в двух книжках и связанных только одним общим названием; нет, это не собрание повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая».

А. Добролюбов Б. Писарев В. Белинский

19. Где находится музей-заповедник М. Ю. Лермонтова

А. Михайловское Б. Абрамцево В. Тарханы Г. Ясная Поляна

Ответы к вариантам 1, 2



Задания




1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12



13



14



15



16



17



18



19


Вариант ответа



Г


В


Б


А


Б


В


В


А


Г


Б


Б


В


Г


Б


Б


В


В


В


В

Норма оценки

Баллы

Оценка

19

5

15 — 18

4

10 — 14

3

0 — 9

2

3. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выпол­ните задания

Б1—В7; С1—С2

Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила не­бесные принимают участие в наших ничтожных спорах за кло­чок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блес­ком, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое не­бо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с учас­тием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потом­ки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без на­слаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и рав­нодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши пред­ки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и ис­тинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борь­бе с людьми или судьбою…

И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли. И к чему это ведет?.. В первой мо­лодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспо­койное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смут­ное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив! ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В1. Укажите название главы романа «Герой нашего времени», из которой взят данный фрагмент.

В2. Назовите фамилию героя, размышления которого переданы автором в приведенном эпизоде.

В3. Фрагмент в основном представляет собой развернутое рассуждение, обладающее внутренней логикой и смысловой законченностыо. Как оно называется?

В4. В начале эпизода дается описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание?

В5. «Их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником!» какой прием использовал здесь автор?

В6. Какое художественное средство использовано в речи героя, размышляющего о своей первой молодости: «то мрачные, то радужные образы»?

В7. Герой размышляет над «вечными» вопросами бытия, формулирует общечеловеческие проблемы. К какой жанровой разновидности романа относится «Герой -нашего времени»?

С1. Какую оценку дает герой (а вместе с ним автор) своему поколению?

С2. В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?


Ответы к части В

В1. – Фаталист

В2. – Печорин

В3. – монолог

В4. – пейзаж

В5. – сравнение

В6. – эпитет

В7. – философский


4. Запишите отрывок, который представляет собой опыт ритмической прозы. Подчеркните грамматические основы предло­жений.

Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли5 дет­ство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облака­ми меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. ..>

Часто во время зари6 я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего3 солнца, и, в розо­вый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно3, воз­вещали2 прохожему3 утро.

Как я любил твои бури, Кавказ!..

{М. Лермонтов)

1. Какова роль предложений с обращениями?

2. Какие слова употребляются в переносном значении?

3. Объясните знаки препинания.

6. Запишите отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва». Объясните орфограммы и пунктограммы. Подчеркните слово состояния как член предложения, подберите к этому слову ан­тоним. Какова роль предложения с этим словом в тексте? Как его употребление связано с содержанием стихотворения»

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко».

1. Объясните значение слов бремя, созвучье, благодатный.

2. Придумайте предложение, в котором слово далеко является наречием.

3. Образуйте наречия от слов благодатный, святой, живой. Придумайте с этими словами предложения.

4. Выучите наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молит­ва». Напишите его по памяти, сверьте свою запись.

5. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

6. Прочитайте отрывок из книги «Лермонтов — мастер сти­ха». Составьте план текста. Объясните орфограммы и пунктограммы. Какова роль цитирования в тексте?

Стихотворение «Парус» написано было Лермонтовым во время крутого поворота на его жизненном пути. Он бросил Московский университет и переехал в Петербург, чтобы поступить в высшую школу. Во французском письме от 2 сентября 1832 года к Лопухиной Лермонтов писал: «Впереди я не вижу ничего особенно утешительного… Москва — моя рода, на, и такою будет для меня всегда: там я родился, там много страдал, там же был слишком счастлив! Пожалуй, лучше бы не быть ни тому, ни другому, ни третьему, но что делать?» Далее Лермонтов говорит: «Вот еще стихи, которые сочинил я на берегу моря» — и приводит стихотворение «Белеет парус одинокий».

Кроме автографа в письме к Лопухиной, сохранилась ко­пия с незначительным изменением. Черновика не дошло, да его могло и не быть: все двенадцать строк могли сложиться на берегу моря.

Вид паруса на море навел поэта на сравнение со своей судьбой и со своим характером. Большим шагом вперед по дороге мастерства надо считать то, что Лермонтов воздержал­ся от дополнительной строфы: «И я как парус» и т.д. Этим бы он только ослабил впечатление и сузил бы тему.

Всего двенадцать строк, а поэтическая идея выражена с предельной ясностью и яркостью. Новым приемом является синтаксический параллелизм:

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Или:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

То же в седьмой и восьмой строках. Встречаем и характерный для Лермонтова прием — заключительные строки делать самыми сильными:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Есть случайное созвучие в начале строки с конечными рифмами соседней строфы: «ищет» в третьей строке первой / строфы перекликается с рифмами «свищет — не ищет» — во второй. Все рифмы в первой строфе имеют ударное о, все рифмы во второй — ударное и.

Образ паруса близок к наиболее ярким и удавшимся геро­ям лермонтовского творчества: к Демону, к Мцыри, к Печо­рину. И неудивительно, потому что все они родственны их ав­тору…

Мцыри рассказывает о своей «дружбе краткой, но живой, меж бурным сердцем и грозой», а в «Герое нашего времени» читаем: «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе раз­бойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами… он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни све­ти ему мирное солнце».

В «Парусе» это настроение нашло наиболее законченный образ, образ мятежно-деятельной натуры.

(И. Розанов)

1. Перескажите текст, дополнив своими наблюдениями над осо­бенностью использования изобразительно-выразительных средств в стихотворении «Парус».

2. Отредактируйте свой текст.









Используемая литература

  1. Бельская Л.Л. Литература. 9 – 11 классы. Проверочные работы. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

  2. Зинин С.А. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Литература. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

  3. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010

  4. Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010

  5. Пахнова Т.М. ЕГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. – М.: «Экзамен»,2010.












Свежие документы:  Годовая контрольная работа по Информатике, 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: