Модель урока А. П. Чехова «Хамелеон» Тема: А. П. Чехов: Хамелеонство в рассказе и жизни


Модель урока А. П. Чехова «Хамелеон».


Тема: А. П. Чехов: Хамелеонство в рассказе и жизни.


Цели:- определить идею рассказа,

— выделить юмор и сатиру,

— умение анализировать художественные образы,

— умение выделять элементы сюжета и композиции,

— умение обосновывать свою точку зрения,

— умение распознавать людей, отличая достоинства от подлости.



А. П. Чехов

рассказ «Хамелеон»


Юмор и сатира в рассказе «Хамелеон»



Рассказ об авторе — обличение негативных

А. П. Чехов – мастер сатиры явлений действительности



краткий пересказ «Хамелеон» словарная работа – хамелеон



сопоставительный анализ сатирическое и комическое

главных героев рассказа в прозе

Очумелов – Хрюкин







Цели этапа

Методические приемы, деятельность ученика, учителя

Средства

Выводы

мировоззренческие

умения, навыки

1. Познакомить учащихся с особенностями творчества Чехова на основе его рассказов.

1. репродуктивная беседа:

— что знаете о Чехове?

— какие произведения читали?

— посмотрите на Чехова, что вы о нем можете сказать?

2. рассказ учителя:

Чехов по образованию – доктор. Начинал как А. Чехонте. Прославился своими маленькими произведениями. Его профессия помогла разглядеть русскую жизнь. Смех – лучшее лекарство. Давайте обратимся к рассказу «Хамелеон»





портрет Чехова

А.П. Чехов – известный русский писатель 19 в., который вошел в литературу своими юмористическими рассказами, высмеивающими человеческие пороки.

— умение слушать

— умение охарактеризовать автора по портрету

2. Определить уровень восприятия текста. Обосновать путь разбора.

1. беседа репродуктивная с цитированием:

— какое основное чувство возникло после прочтения рассказа?

— что смешного в рассказе? (пересказ, зачитать)


2. краткий пересказ:

— восстановите цепочку событий,

— коротко о сюжете

текст рассказа

Рассказ построен на комической ситуации. Сюжет построен на диалоге.

— умение высказывать свою точку зрения

— умение цитировать

3. Определить особенности изображения главных героев в рассказе.

1. аналитическая беседа:

— определить главных героев рассказа.

— что по фамилии можно сказать о героях?


2. слово учителя:

— понятие «говорящая фамилия» — это художественное средство выражения авторской позиции по отношению к герою. Этот прием используют многие писатели 18 века.


3. анализ образов:

— что подчеркивает Чехов в портрете Очумелова?

— какова роль этого героя? (его реплики)

— сколько раз снимает и одевает шинель?

— давайте посмотрим на Хрюкина: виноват ли он, что его укусила собака?

— как к ним относится толпа?


4. чтение по ролям:

показать характер героев.

текст

иллюстрации





словарь

При обрисовке главных героев Чехов использует говорящие фамилии, художественные детали, диалог. Высмеивает человеческие качества в этом рассказе.

— умение характеризовать героев

— умение сопоставить

— умение определить авторское отношение

— цитировать

4. Определить жанр произведения.

1. репродуктивная беседа:

— что представляет собой это произведение по жанру? Докажите.


Рассказ – это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.

Признаки рассказа:

1) повествовательность; 2) небольшой объём;

3) небольшое количество героев;

4) описание одного события, эпизода

— умение определять жанр произведения

5. Словарная работа.

ЮМОР- 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н. Чувство юмора. Рассказывать о чем-н. с юмором.

САТ’ИРА, -ы, ж.

1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

2. Обличающее, бичующее осмеяние.

прил. сатирический, -ая, -ое. С. жанр. С. стиль.


— сопоставьте определения юмора и сатиры. Выявите различия.


ХАМЕЛЕОН, -а, м.

1. Пресмыкающееся тёплых стран отряда ящериц, меняющее свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде.

2. перен. Человек, к-рый, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет своё поведение, взгляды, симпатии (неодобр.).

прил. ~овый, -ая, -ое (к 1 знач.) и ~ский, -ая, -ое (ко 2 знач.).


— Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой

Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.

















Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.



— умение работать со словарными словами

— умение сопоставлять


Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Жанровое своеобразие рассказа О. Генри «Дары волхвов»" 7 класс





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: