Мотив одиночества и изгнания в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи» 6 класс


Конспект урока по литературе в 6 классе


Мотив одиночества и изгнания в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи»


Овсянникова Галина Павловна,

учитель русского языка и литературы,

II квалификационной категории

ГБОУ лицей № 410

Пушкинского района Санкт – Петербурга

Цель урока: развитие умения анализировать стихотворение, применяя изученные изобразительно-выразительные средства. Развитие творческих способностей учащихся. Освоение литературоведческой терминологии.

Задачи:

  • обучающие: научить анализировать художественный текст, применять полученные теоретические знания; научить выразительному чтению.

  • развивающие: развить умение аргументировать, анализировать; развитие навыков коллективной работы;

  • воспитательные: прививать любовь к родной поэзии, способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности.

Тип урока: комбинированный. Урок с использованием элементов технологий педагогических мастерских и развития критического мышления.


Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.


Оборудование: цветные карандаши, портрет М. Ю. Лермонтова, виды Кавказа, пейзажные иллюстрации (тучи).


Структура и ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление и запись темы урока, формулирование темы.

1) Упражнение «Ассоциации».

— Какие слова, образы, мысли возникают у вас при произнесении имени Лермонтова? Посмотрите на портрет писателя. Запишите ассоциации в тетрадь (цепочка слов)

— что вы видите?

— что слышите?

— что ощущаете? чувствуете?

— что знаете?

— Лермонтов – это кто? что?

Чтение цепочек-ассоциаций. Обмен мнениями.

— Какие слова встречались чаще всего?

Вывод: Имя Лермонтова связывается у нас с мотивами грусти, печали, тоски, одиночества.


3. Новая информация.

Произведение написано в апреле 1840 года, перед отъездом Лермонтова во вторую кавказскую ссылку. Как вспоминал впоследствии В.А.Соллогуб, «друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..». Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…». Возможно, предчувствие скорой гибели делает это стихотворение пронзительно грустным и печальным.


4. Анализ стихотворения «Тучи».

  • Чтение учителем первой строфы.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.


— Какая картина предстает перед вами?

— Какое настроение, чувство она вызывает?


Учитель: Прекрасная картина, замечательные краски: лазурный, жемчужный; поэт употребляет «ласковые» слова: «тучки» — с уменьшительно-ласкательным суффиксом; слово «милый».

— Но что нарушает эту прекрасную картину? Какое слово вносит дискомфорт, грусть? («изгнанники»)

— С каким словом оно рифмуется? («странники»)

— Кого называют изгнанником?

— Кто такой странник?


Сообщение учителя о мотиве странничества и изгнанничества в творчестве Лермонтова.

С чьей судьбой сравнивается судьба туч? (3-я строка).

— Как вы поняли это? При помощи чего, какими словами выражает автор это сравнение? (союзы «как», «будто»).


Запись в тетрадь определения:

Сравнение – изображение одного предмета путем сравнения, сопоставления его с другими.


Итак, мы познакомились с еще одним приемом в литературе.

-Почему холодный и суровый север Лермонтов называет «милым», а теплый, ласковый юг у поэта всего лишь «южная сторона»?


Такое противопоставление называется «антитезой» (вспомните определение).

Отработка выразительного чтения. Прочитайте четверостишие так, чтобы открыть нежность, красоту природы и в то же время грусть, тоску поэта-изгнанника.


  • Чтение учителем второй строфы.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?


— Из каких предложений по цели высказывания состоит вторая строфа?

-Кому задает поэт эти вопросы?

-Ждет ли он ответа на них?

— Какая из причин изгнания кажется вам наиболее горькой?



  • Чтение учителем третьей строфы.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.


— Как меняется отношение автора к тучам от 1-го к 3-му четверостишию?

-Почему определения «холодные» и «свободные» синонимы?

— Почему в начале стихотворения тучки «изгнанники», а в конце «нет изгнания»?

— Завидует ли поэт вечной свободе туч?

— Каков же ответ: есть ли сходство в их судьбах?


Вывод: в целом все стихотворение построено по принципу антитезы: холодные и свободные тучки противопоставляются мятущейся, страстной, страдающей душе лирического героя, изгнанника, гонимого с родины. В 1-ой и 2-ой строфах лирический герой пытается найти родственную душу, сравнивает странников-тучек с собой, но его ждет разочарование. Лирический герой Лермонтова одинок, отвержен, несчастен, гоним, разочарован. У него нет гармонии с окружающим миром.


5. Возврат к упражнению «Ассоциации». Цветовой анализ стихотворения (таблица)

Давайте выпишем в таблицу средства выразительности, которые есть в стихотворении, каждое из них подчеркнем цветом — ассоциацией.


Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Небесные

Степь лазурная

Цепь жемчужная

Милый север

Сторону южную

Зависть тайная

Злоба открытая

Друзей клевета ядовитая

Нивы бесплодные

Вечно холодные

Вечно свободные

Вечные странники

Судьбы ли решение

Тяготит преступление

Чужды вам страсти

Чужды страдания

Нет у вас родины

Нет вам изгнания

Как я, изгнанники


7. Рефлексия.

— Какой момент урока был самым трудным?

— Что вас удивило, обрадовало, огорчило?

Выставление оценок.


8. Домашнее задание: прочитать «Три пальмы», «Листок».

А так же задание на выбор:

1) выписать и раскрасить метафоры, эпитеты и сравнения стихотворения «Утес»

2) нарисовать рисунок — ассоциацию к стихотворениям «Тучи», «Утес»

прочитать «Три пальмы», «Листок».



Список использованной литературы:


  1. Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсаль­ные поурочные разработки по литературе: 6 класс. М.: ВАКО, 2011.

  2. Еремина О.А. Уроки литературы в 6 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.

  3. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Лите­ратура: 6 класс. М.: Просвещение, 2005.

  4. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2010.



Свежие документы:  План – конспект открытого урока внеклассного чтения «Басни дедушки Крылова» в 5 классе

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: