Олимпиада по литературе 6 класс


Олимпиада по литературе

  1. класс


  1. Знание текстов художественных произведений.


1. Каким произведениям русской литературы (и кто их автор) предпосланы следующие эпиграфы? (Максимальное количество баллов – 3 балла)


1.1 Стрелялись мы.

1.2 Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот, в сторонке Божий храм

Виден одинокий.

1.3 Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.


2. Назовите имена «соперников Руслана» и произведение А.С. Пушкина, из которого отрывок: (Максимальное количество баллов – 3 балла)


В унынье, с пасмурным челом,

За шумным свадебным столом

Сидят три витязя младые

Безмолвны, за ковшом пустым,

Забыты кубки круговые,

И брашна неприятна им;

Не слышат вещего Баяна;

Потупили смущенный взгляд:

То три соперника Руслана…


II. Историко-литературные задания.


  1. Какой русский писатель сам себя шутя называл «Дядькой всех ведьм и чертей на Руси» ? ( Максимальное количество баллов – 1 балл)

  2. Кто автор этих произведений? (Максимальное количество баллов – 2 балла)

2.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»

2.2 «Бесы», «Гробовщик», «Метель», «Евгений Онегин»

3. С именем какого русского писателя связаны эти места: (Максимальное количество баллов – 2 балла)

3.1 Михайловское, Царский Лицей, Москва

3.2 Петербург, Пятигорск, Москва

III. Знание теории литературы.


  1. Каким размером написано большинство басен И.А. Крылова. Например: (Максимальное количество баллов – 1 балл)


Послушай, я не кинусь в слезы:

Мне шутка все твои угрозы.

Что я стараюсь приобресть,

То не в твоих руках хранится;

А чем не можешь поделиться,

Того не можешь и унесть.


  1. Определите жанры произведений: (Максимальное количество баллов – 4 балла)

«Метель», «Лебедь, щука и рак», «Толстый и тонкий», «Зимнее утро», «Марья Моревна», «Дубровский», «Три пальмы», «Добрыня и змей»

  1. Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке? (Максимальное количество баллов – 1 балл)


… Высылала в конвертах вагоны сухих цветов, и на один из Николаевых дней рождения послала ему, отцепив от жакета, свое единственное украшение: белого эмалевого голубка.



IV. Литература и другие виды искусства (Максимальное количество баллов – 1 балл)


  1. О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким стихотворением перекликается сюжет картин?


Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта. На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная музыкой слова своего воспитанника. Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья», друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».


V. Интерпретация художественного произведения.


Почему учитель предложил герою написать «честное изложение»?


ВИКТОР ГОЛЯВКИН

ДВОЙКА

Двойку все-таки я получил. Хотя я вовсю старался. Почти все у Мишки списал.

Двойки я получал и раньше. Но то было раньше, а то теперь. От папы давно нет писем. С того дня, как он уехал. Я все боялся: придет письмо, папа спросит в письме, как там Петя, как учится, что я отвечу?

Нужно было исправить двойку. Ждать я больше не мог. Я решил объяснить все Пал Палычу.

— Мда… — сказал он. – Семь ошибок в одном изложении. Но выход есть. Вот возьми эту книжку. Вот этот рассказ. Ты прочтешь его дома. Разок или два. Но не больше. Закроешь книжку и будешь писать. Только чур – не заглядывать. Понял?

— А кто будет смотреть, заглядываю я или не заглядываю? – сказал я.

— Никто не будет смотреть. Не такой ты уже и маленький. Взрослый парень. Что за тобой смотреть!

— Как же так? – удивился я. – Я ведь буду смотреть.

— Не думаю, — сказал он.

— Почему же?

— Потому что на честность. Такой уговор. Как же можно смотреть! Тогда будет нечестно.

— Вот это да! – удивился я.

— Я тебе верю, — сказал Пал Палыч. – Я доверяю тебе – вот и все!

— Так-то оно так, — сказал я, — сказал я, — но кто будет знать?

— Можно считать, — сказал Пал Палыч, — что разговор у нас закончен.

— Конечно, конечно, — сказал я, — конечно…

Я, наверное, был растерян. Такого еще я не видел. Это прямо-таки удивительно!

Я прочел рассказ только два раза. Больше я не открыл книжку. Хотя мне очень хотелось. Я писал с трудом. Так хотелось мне заглянуть в рассказ! Даже в классе писать было легче. Там можно было спросить у Пал Палыча. Можно было списать у соседа. А здесь было все на честность.

Я все написал, как запомнил. Пал Палыч прочел и сказал:

— Человек ты, я вижу, честный. Так и отпиши отцу.

— А как же двойка?

— Это не самое главное. Можешь считать, что исправил.

— А откуда вы знаете, — спросил я, — честный я или не честный?

— Сразу видно, — сказал Пал Палыч, — по изложению видно.



Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «А.С. Пушкин «У Лукоморья»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: