ОТКРЫТЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ:
Д. МАМИН – СИБИРЯК « СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА – ДЛИННЫЕ УШИ, КОСЫЕ ГЛАЗА, КОРОТКИЙ ХВОСТ»
Провела учитель начальных классов
МКОУ «Советская средняя общеобразовательная
школа №1»
Чурилина Ольга Михайловна
ЦЕЛИ УРОКА:
ПОЗНАКОМИТЬ со сказкой Д. Мамина – Сибиряка « Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; продолжить работу по формированию навыков чтения ( правильность,
осмысленность, беглость);
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ умение анализировать текст литературной сказки; учить понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения;
РАЗВИВАТЬ умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; эмоциональность, артистичность, обогащать словарный запас;
ВОСПИТЫВАТЬ нравственные качества личности, интерес к чтению; создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
мультимедийный проектор, экран, компьютер, индивидуальные карточки, презентация к уроку, иллюстрации с сказке.
1.ОРГ. МОМЕНТ. ( 1 слайд)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА. (2 слайд)
— Отгадайте загадки в пословицах и поговорках
1.) Прикинулся быон козой, да хвостик не такой.
Как его не корми, он всё в лес смотрит.
Его ноги кормят. ( ВОЛК)
2.) Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт. ( ЯЗЫК)
3.) Он от листа, а лягушка от него бежит.
Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт. ( ЗАЯЦ)
— Восстановите поговорки. ( 3 слайд)
— Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их
* шёпотом
* по слогам
* громко
* целыми словами
* скороговоркой
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. ( 4 слайд)
— Давайте вспомним:
* какие бывают сказки?
* какой раздел мы начали изучать?
* какую сказку мы называем литературной?
* сказки каких авторов вы читали?
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством ещё одного писателя.
— Прочитайте как его зовут?
— Рассмотрите его портрет. ( 5 слайд )
Родился Дмитрий Наркисович Мамин — Сибиряк в 1852 году в заводском посёлке близ Нижнего Тагила. Рассказы и сказки писателя связаны с его романами и повестями о горнозаводском Урале. Значительное место среди произведений для детей, созданных Маминым – Сибиряком, занимают сказки, близкие к традициям народных сказок о животных: звери, птицы и даже насекомые говорят языком людей, да и ведут себя как люди.
( 6 слайд )
Самую широкую известность получили « Алёнушкины сказки», переведённые на многие языки мира. Эти сказки писатель сочинял для больной дочери, которую он растил один.
( 7 слайд )
Когда они вышли отдельной книгой, автор признался: « Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное».
— Давайте озвучим цели урока.
— Сегодня мы познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка, которую он написал для своей дочери.
— Прочитайте название сказки. ( 8 слайд )
— Что мы можем по нему узнать?
— Вызаметили, что в названии есть противоречие, сказка предлагает вам решить проблему, ответить на вопрос
МОЖЕТ ЛИ ТРУС СТАТЬ ХРАБРЕЦОМ?
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Чтение 1 части сказки.
— Как вы думаете, что будет дальше?
ФИЗМИНУТКА. ( 9 слайд )
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
На опушке зайка ждёт.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом,
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
— Мы многое предположили. Давайте читать дальше и посмотрим как мы думали? А как на самом деле?
7. РАБОТА НАД СКАЗКОЙ.
а) Чтение сказки до конца.
б) Беседа после чтения. ( 10 слайд )
— Понравилась ли вам сказка? Чем?
— Подтвердились наши предположения?
в) Каким изображён заяц в начале сказки?
г) Прочитайте выразительно, как хвастался заяц?
д) Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы?
е) Что они говорили?
8.РАБОТА НАД ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ К СКАЗКЕ.
— Рассмотрите иллюстрацию к сказке. ( 11 слайд )
— Какой эпизод изобразил художник?
— Найдите отрывок и прочитайте.
— Как вы думаете, какие чувства испытывает заяц в этот момент?(12 слайд)
— Почему художник одел всех зайцев в одежду?
— Как понимаете выражение « Душа в пятки убежала»? (13 слайд )
— Когда так говорят?
— Что случилось с зайцем, когда он увидел волка? ( Язык у хвастуна точно примёрз)
— Как вы понимаете это выражение?
— Как заяц убегал от волка? ( Он задал такого стрекоча, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи)
9. РАБОТА В ПАРАХ.
— У вас на партах карточки. Найдите объяснения фразеологизмам.
Проверка ( 14 слайд )
10. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ.
— Где нашли трусишку другие зайцы?
— Что они ему сказали?
— Как они его стали называть?
— Найдите этот отрывок и прочитайте.
— Во что стал верить заяц, после этого происшествия?
— Было ли вам жалко зайца?
— В какой момент?
11. РАБОТА В ГРУППАХ.
— А теперь я предлагаю объединиться в группы.
— Найдите слова, которые описывают:
* Действия зайца
* Действия волка
* Действия зайцев
— По этим действиям можно дать характеристику героям сказки.
— Прочитайте действия зайца и скажите, какой он? ( 15 слайд )
— Что можно сказать о волке? ( 16 слайд )
— А какие зайцы? ( 17 слайд )
— Кто выступит от группы?
12. РАБОТА НАД ПОСЛОВИЦАМИ.
— Замените выражение пословицей к сказке. ( 18 слайд )
— ПРОДОЛЖИМ РАБОТУ В ГРУППАХ
— Соберите пословицы.
— К кому из героев можно придумать пословицу « У страха глаза велики»?
— Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным и глупым, потом несчастным и , наконец, бесстрашным и храбрым?
13. ФИЗМИНУТКА.
— Покажите позу и движения зайца:
* вначале сказки
*когда увидел волка
*когда поверил в свою храбрость
14. ЭКСПРЕСС – ДИАГНОСТИКА. Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги.
— Кто считает, что, заяц храбрый- прикрепите фигурку на пенёк, а кто считает, что заяц на самом деле трус- рядом ёлочкой.
— У каждого своё мнение и ваше право считать зайца храбрым или трусливым.
15. ИТОГ УРОКА.
— С какой сказкой познаконились?
— Какая это сказка? Почему?
— Кто автор этой сказки?
— Как автор характеризует зайца? Какой он?
— Чему учит сказка?
ТАК МОЖЕТ ЛИ ТРУС СТАТЬ ХРАБРЕЦОМ?
ПРОДОЛЖИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (19 слайд )
* Меня рассмешило то, что…
* Мне понравилось то, что…
*Меня взволновало то, что…
*Меня обрадовало то, что…
16. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. ( 20 слайд )
* Придумать продолжение к сказке.
*Пересказать сказку.
* Придумать свою сказку с похожим сюжетом.
17. РЕФЛЕКСИЯ.( 21 — 22 слайд )