ОТКРЫТЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: Д. МАМИН – СИБИРЯК « СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА – ДЛИННЫЕ УШИ, КОСЫЕ ГЛАЗА, КОРОТКИЙ ХВОСТ»



ОТКРЫТЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ:













Д. МАМИН – СИБИРЯК « СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА – ДЛИННЫЕ УШИ, КОСЫЕ ГЛАЗА, КОРОТКИЙ ХВОСТ»

















Провела учитель начальных классов

МКОУ «Советская средняя общеобразовательная

школа №1»
Чурилина Ольга Михайловна


ЦЕЛИ УРОКА:


  1. ПОЗНАКОМИТЬ со сказкой Д. Мамина – Сибиряка « Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; продолжить работу по формированию навыков чтения ( правильность,

осмысленность, беглость);

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ умение анализировать текст литературной сказки; учить понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения;

  2. РАЗВИВАТЬ умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; эмоциональность, артистичность, обогащать словарный запас;

  3. ВОСПИТЫВАТЬ нравственные качества личности, интерес к чтению; создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе.





ОБОРУДОВАНИЕ:

мультимедийный проектор, экран, компьютер, индивидуальные карточки, презентация к уроку, иллюстрации с сказке.
























1.ОРГ. МОМЕНТ. ( 1 слайд)


Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.


Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению.



  1. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА. (2 слайд)


— Отгадайте загадки в пословицах и поговорках

1.) Прикинулся быон козой, да хвостик не такой.

Как его не корми, он всё в лес смотрит.

Его ноги кормят. ( ВОЛК)


2.) Без него и колокол нем.

Он болтает, а голова отвечает.

Он до Киева доведёт. ( ЯЗЫК)


3.) Он от листа, а лягушка от него бежит.

Его ноги носят, волка зубы кормят, а лису хвост бережёт. ( ЗАЯЦ)

— Восстановите поговорки. ( 3 слайд)

— Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их

* шёпотом

* по слогам

* громко

* целыми словами

* скороговоркой


  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. ( 4 слайд)

— Давайте вспомним:

* какие бывают сказки?

* какой раздел мы начали изучать?

* какую сказку мы называем литературной?

* сказки каких авторов вы читали?


  1. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством ещё одного писателя.

— Прочитайте как его зовут?

— Рассмотрите его портрет. ( 5 слайд )


Родился Дмитрий Наркисович Мамин — Сибиряк в 1852 году в заводском посёлке близ Нижнего Тагила. Рассказы и сказки писателя связаны с его романами и повестями о горнозаводском Урале. Значительное место среди произведений для детей, созданных Маминым – Сибиряком, занимают сказки, близкие к традициям народных сказок о животных: звери, птицы и даже насекомые говорят языком людей, да и ведут себя как люди.


( 6 слайд )

Самую широкую известность получили « Алёнушкины сказки», переведённые на многие языки мира. Эти сказки писатель сочинял для больной дочери, которую он растил один.


( 7 слайд )

Когда они вышли отдельной книгой, автор признался: « Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное».


— Давайте озвучим цели урока.

— Сегодня мы познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка, которую он написал для своей дочери.


— Прочитайте название сказки. ( 8 слайд )

— Что мы можем по нему узнать?

— Вызаметили, что в названии есть противоречие, сказка предлагает вам решить проблему, ответить на вопрос

МОЖЕТ ЛИ ТРУС СТАТЬ ХРАБРЕЦОМ?


  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Чтение 1 части сказки.

— Как вы думаете, что будет дальше?


  1. ФИЗМИНУТКА. ( 9 слайд )


Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

На опушке зайка ждёт.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом,

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.


— Мы многое предположили. Давайте читать дальше и посмотрим как мы думали? А как на самом деле?

7. РАБОТА НАД СКАЗКОЙ.


а) Чтение сказки до конца.

б) Беседа после чтения. ( 10 слайд )

— Понравилась ли вам сказка? Чем?

— Подтвердились наши предположения?

в) Каким изображён заяц в начале сказки?

г) Прочитайте выразительно, как хвастался заяц?

д) Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы?

е) Что они говорили?


8.РАБОТА НАД ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ К СКАЗКЕ.


— Рассмотрите иллюстрацию к сказке. ( 11 слайд )

— Какой эпизод изобразил художник?

— Найдите отрывок и прочитайте.

— Как вы думаете, какие чувства испытывает заяц в этот момент?(12 слайд)

— Почему художник одел всех зайцев в одежду?


— Как понимаете выражение « Душа в пятки убежала»? (13 слайд )

— Когда так говорят?

— Что случилось с зайцем, когда он увидел волка? ( Язык у хвастуна точно примёрз)

— Как вы понимаете это выражение?

— Как заяц убегал от волка? ( Он задал такого стрекоча, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи)


9. РАБОТА В ПАРАХ.


— У вас на партах карточки. Найдите объяснения фразеологизмам.

Проверка ( 14 слайд )


10. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ.

— Где нашли трусишку другие зайцы?

— Что они ему сказали?

— Как они его стали называть?

— Найдите этот отрывок и прочитайте.

— Во что стал верить заяц, после этого происшествия?

— Было ли вам жалко зайца?

— В какой момент?


11. РАБОТА В ГРУППАХ.


— А теперь я предлагаю объединиться в группы.

— Найдите слова, которые описывают:

* Действия зайца

* Действия волка

* Действия зайцев

— По этим действиям можно дать характеристику героям сказки.


— Прочитайте действия зайца и скажите, какой он? ( 15 слайд )

— Что можно сказать о волке? ( 16 слайд )

— А какие зайцы? ( 17 слайд )

— Кто выступит от группы?


12. РАБОТА НАД ПОСЛОВИЦАМИ.


— Замените выражение пословицей к сказке. ( 18 слайд )


— ПРОДОЛЖИМ РАБОТУ В ГРУППАХ

— Соберите пословицы.

— К кому из героев можно придумать пословицу « У страха глаза велики»?

— Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным и глупым, потом несчастным и , наконец, бесстрашным и храбрым?


13. ФИЗМИНУТКА.

— Покажите позу и движения зайца:

* вначале сказки

*когда увидел волка

*когда поверил в свою храбрость


14. ЭКСПРЕСС – ДИАГНОСТИКА. Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги.


— Кто считает, что, заяц храбрый- прикрепите фигурку на пенёк, а кто считает, что заяц на самом деле трус- рядом ёлочкой.


— У каждого своё мнение и ваше право считать зайца храбрым или трусливым.



15. ИТОГ УРОКА.


— С какой сказкой познаконились?

— Какая это сказка? Почему?

— Кто автор этой сказки?

— Как автор характеризует зайца? Какой он?

— Чему учит сказка?


ТАК МОЖЕТ ЛИ ТРУС СТАТЬ ХРАБРЕЦОМ?


ПРОДОЛЖИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (19 слайд )


* Меня рассмешило то, что…

* Мне понравилось то, что…

*Меня взволновало то, что…

*Меня обрадовало то, что…


16. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. ( 20 слайд )


* Придумать продолжение к сказке.

*Пересказать сказку.

* Придумать свою сказку с похожим сюжетом.



17. РЕФЛЕКСИЯ.( 21 — 22 слайд )








Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Древнегреческий миф «Дедал и Икар»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: