Открытый урок литературного чтения 1 класс «Сказки Пушкина»


Ход урока.

  1. Оргмомент.

Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. Спасибо, садитесь.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтоб всем снова захотелось,
На уроки к нам прийти!

— Скажите, а какой у нас урок сейчас? (литературное чтение).

— Что мы с вами делаем на уроках литературного чтения? (читаем, слушаем, работаем с текстом и иногда даже сами что-то сочиняем).

— Правильно! И сегодня на уроке мы тоже будем учиться работать с текстом, отвечать на вопросы, а также определим кто из вас самый лучший слушатель, самый лучший читатель и писатель.

II. Актуализация знаний.

— Посмотрите на выставку книг.

— Скажите, какого жанра представленные на ней произведения? (сказки)

— Вы любите сказки?

— Действительно, именно со сказками вы знакомы с раннего детства.

— А чьи книги представлены на нашей выставке, поднимите руки?

— Кто расскажет о своей книге? (ответы детей)

— Итак, вы сегодня принесли книги сказок. Как вы думаете, почему именно сказки я попросила вас принести?

— Кто догадался, чему будет посвящён наш урок? (сказкам)

На слайде надпись «сказки»

— Кто знает, какие бывают сказки? (ответы детей)

— Сказки можно разделить на две группы: народные и авторские (слайд)

— Какие сказки называются народные?

— Приведите примеры народных сказок.

— Какие сказки называются авторскими? (ответы детей)

— Те сказки, о которых вы нам сегодня рассказали, они авторские или народные? (авторские)

— Совершенно верно! Эти сказки авторские, а кто их написал? ( Пушкин)

На слайде портрет Пушкина

— Какие вы молодцы, вы сами определили тему урока. Назовите её. (сказки Пушкина)

— Мы будем работать с текстами какого автора? (Пушкина)

-Хорошо мы знаем автора?

— Откройте учебник на стр. 92 и прочитайте сведения об авторе.

— Достаточно ли информации? (нет)

— Вы можете ещё что-нибудь рассказать о Пушкине?

Ответы детей.

Чтение учителем основных сведений о Пушкине.(приложение 1)

— Давайте проверим, кто из вас самый внимательный слушатель?

— Перед вами на партах листы (приложение 2), найдите задание 1 и ответьте на вопросы. Если вы согласны, то ставите +, если не согласны, ставите –

( ответы на вопросы)

Проверка задания детьми (ответы на слайде).

— Оцените себя при помощи светофора.

— А теперь мы с вами определим кто самый внимательный читатель.

— Я читаю вам отрывок из сказки, а вы следите за текстом. Азбука стр.93.

— Кто герои произведения?

— О ком спрашивал жених?

Самостоятельное чтение с. 93

— Скажите, все слова вам были понятны?

Как мы можем узнать значение слов, которые нам не понятны? При помощи словаря.

Лексическая работа, слова на слайдах.

С мольбой погнался – с просьбой

позолоченный рожок – в виде полукруга

Светлоокий – тот, у кого светлые глаза

Обычай – традиция

Дева красная – устойчивое выражение (эпитет), часто используется в сказках.

На стороже я стою

Только в очередь мою. Как понимаете?

— Нам ведь нужно установить, кто самый внимательный читатель. Для этого выполним следующее задание. 2 минутки ещё раз на чтение и после этого прочитаем текст по-цепочке. Кто хорошо и без ошибок прочитает, тот и самый лучший читатель.

— цепочкой (вслух)

— На листах под текстом в задании 2 оцените свою работу при помощи светофора.

-Как жених величает месяц?

Что вы скажите об их культуре общения? ( вежливы, уважительны)

— Нам осталось определить кто из вас самый лучший писатель.

Творческая работа.

— Обратите внимание, что сказки Пушкина написаны стихами.

— Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?

— Для того чтобы сочинять стихи, нужно уметь подбирать рифму.

Рифма — это созвучие концов стихотворных строк. (разобрать рифму на экране)

Давайте поиграем в игру «Найди рифму». Задание 3. Задания у вас разные, кому-то нужно найти рифму в стихотворении, а кому-то подобрать рифму из предложенных слов.

Итог.

— С творчеством какого поэта знакомились?

— Что о себе узнали?

— Какие задания больше всего понравилось выполнять?

— Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Закрасьте кружок нужным цветом. Поднимите руку те, кто сегодня лучшие слушатели. Поднимите руку те, кто сегодня лучшие читатели. Поднимите руку лучшие писатели.





































Приложение 1

А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он в 1799 году в Москве. «Пушкин вошел в жизнь празднично».В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки Императора Павла I.

Детей в семье Пушкиных было трое.

Мать, Надежда Осиповна Пушкина прекрасно владела французским языком.

В семье поэта часто говорили на французском языке. Писать по- русски Сашу научила его бабушка Ганнибал Мария Алексеевна.

Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.

В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. Дядька Никита и няня рассказывали мальчику очень много сказок, Он слушал их и запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах .







































Приложение 2

  1. Какой я слушатель?

1.

2.

3.

4.









  1. Какой я читатель?

Тёмной ночки Елисей

Дождался в тоске своей.

Только месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался.

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаёшь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей». – «Братец мой,-

Отвечает месяц ясный,-

Не видал я девы красной.

На стороже я стою

Только в очередь мою.

Без меня царевна, видно,

Пробежала». –«Как обидно!»

  1. Какой я писатель?

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…»














  1. Какой я слушатель?

1.

2.

3.

4.









  1. Какой я читатель?

Тёмной ночки Елисей

Дождался в тоске своей.

Только месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался.

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаёшь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей». – «Братец мой,-

Отвечает месяц ясный,-

Не видал я девы красной.

На стороже я стою

Только в очередь мою.

Без меня царевна, видно,

Пробежала». –«Как обидно!»

  1. Какой я писатель?

«Ветер, ветер! Ты ……….,

Ты гоняешь стаи …………,

Ты волнуешь сине ……….,

Всюду веешь на …………………»



Слова для справок: туч, просторе, могуч, море.







Свежие документы:  Реферат на тему «Именотворчество в русской литературе»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: