Открытый урок по литературному чтению 4 класс «П.П.Бажов «Серебряное копытце» «


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Таминдарова Л.М.

Учитель начальных классов, МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска Тюменской области

Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»

Класс: 4

УМК: «Школа России».

Автор программы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.

Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.

Тип урока: Данный урок – урок открытия новых знаний. Для достижения цели используется технология деятельностного метода обучения, особенность которого заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» литературоведческие понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку этих понятий. Используется технология развития критического мышления (этапы урока, приемы)

Цель: познакомиться с новым литературным жанром «сказ»

Задачи:

  1. Образовательные:

— выявить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка»,

2. Развивающие:,

— формировать читательскую самостоятельность учащихся ,

  1. Воспитательные:

— воспитывать умение работать дружно, согласованно, воспитание взаимопонимания, взаимовыручки.

Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический; технология РКМ (сравнительная таблица, синквейн)

Формы работы: фронтальная, коллективная, самостоятельная, групповая.

Оборудование: карточки, проектор, презентация, учебник «Родная речь. 4 класс


Ход урока.

Вызов

— Начинаем урок литературного чтения

— Ребята, скажите, от чего будет зависеть качество выполняемой работы на уроке?.

— Я вам желаю сегодня на уроке:

Читать – вдумчиво;

Писать – грамотно;

Слушать – внимательно;

Говорить – внятно, доступно.


— Сегодня вы работаете в группах, значит, что вы еще должны помнить?

Каждый может высказать свою версию решения,
Один говорит, а остальные слушают,
Каждая версия обсуждается в группе,
В группе согласуется общее решение,
Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

— Сегодня, когда я поднималась по лестнице в класс, я услышала разговор двух мальчиков. Один из них сказал, что ему очень понравился рассказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». Другой заспорил:

«Это не рассказ, а сказка!» Как вы думаете, кто из них прав?

Ученики отвечают:

Я думаю, что прав …

— С каким произведением будем работаем уже не первый урок?

— Почему у детей возник спор? (потому что похоже на сказку и на рассказ)

— Исходя из этого сформулируйте цель урока? (к какому жанру относится произведение)

— Как мы это будем выяснять? (план работы)

2. Осмысление.

Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить содержание нашего произведения. Перед вами лежат карточки, посмотрите и сформулируйте задание к данной работе. (нужно восстановить текст)

Так и стали жить вместе, дед ————-,————— Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- —————-, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на ——————уходил, Дарёнка в избе —————,похлёбку да ——- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила — мышей ————. К вечеру соберутся, и————- им.

— Проверяем. Прочитайте, что у вас получилось? Согласны ли остальные группы?

— А теперь сравните с отрывком из произведения.

— Итак, характерные признаки рассказа, сказки мы будем с вами выявлять с помощью плана исследования, который вы видите на экране.

1. Место действия ( нет определенного места, есть определенное место)

2. Рассказчик (есть, нет, участник события, сказочник)

3. Герои (живущие в реальной жизни, вымышленные, волшебные)

4. События (реальные, вымысел)

5. волшебство (есть, нет)

6. Повторы, цифра «3»

— А теперь слушайте задание: 1 группа исследует литературный жанр сказку (по сказке «Красная Шапочка», 2 группа – рассказ (Денискины рассказы) и 3 группа исследует по произведению «Серебряное копытце».

У вас на парте лежит план исследования. В скобках даны варианты ответов. Выбираете нужный вариант ответа и заполняете сравнительную таблицу.

Линия сравнения

сказка

рассказ


Где происходят события?

Место неопределенное

Есть определенное место

Есть определенное место

рассказчик

сказочник

Есть, участник события

Есть, участник события

герои

Волшебные, вымышленные

Живущие в реальной жизни

Живущие в реальной жизни, волшебные

события

вымысел

Реальные события

Реальные события,вымысел

волшебство

есть

нет

есть

повторы

есть

нет

есть

— Итак, 1 группа выступает, 2 группа, 3 группа.

— серебряное копытце это рассказ? Сказка? Тогда что?


— Давайте вернемся к нашему плану работы. Мы все сделали с вами?

урока ответили?

-Попробуйте в группах дать определение новому литературному жанру. У вас лежат на партах карточки-помощники, ваша задача вставить подходящие по смыслу слова из нашей сравнительной таблицы.

Вывод: это жанр, который описывает реальные события, как в рассказе, но имеет элемент вымысла, таинственности, волшебства, как в сказке.

— Посмотрите на экран, если это новый жанр, то как он называется?

рассказ + сказка = ?

— Что общего в этих словах?

Это сказ. А теперь посмотрим по словарю, что такое сказ.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, сочетающий точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

— А сейчас я хочу проверить, как вы поняли главную особенность сказа как жанра.

— Где происходят события?

— Вы отметили, что герои и реальные и волшебные, докажите.

— А почему вы думаете, что козел волшебный? А может быть он самый обыкновенный? Докажите.

— Прочитайте описание из текста.

— То что серебряное копытце на ножке – ну и что. А может быть ему копытце кто-нибудь подковал? Кто же меня убедит, что козленок — волшебный? (чтение отрывка «Тут прыгнул…)

— А теперь посмотрите на эти изображения? Кого описывает автор – козлика или оленя. Прочитайте и докажите, что это был олень а не козлик?

— Видимо на Урале их называют козлами.

— А кошка – сказочный персонаж или она обыкновенная? Докажите словами из текста (вдруг Муренка скок туда же…)

— О каких реальных событиях рассказывает нам писатель с помощью сказочных персонажей? О каких драгоценных камнях говорит?

+ Автор поясняет появление камней хризолитов. Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды. В его сказах – жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков и камнерезов.

— Еще вы отметили, что в сказе встречаются повторы. Назовите их.

— А как вы думаете, для чего П.Бажов создавал такие произведения, в которых с реальными событиями происходят волшебные превращения?

— Автор так долго жил среди простых людей, занятых тяжелым посильным трудом, что создавая свои чудесные произведения, он мечтал о том, чтобы в их жизни появилась хотя бы маленькая искорка надежды на чудо.

  1. Рефлексия.

— Мы добились цели урока?

— Какие знания вы приобрели? Оценивание.



Синквейн














Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Литературе "МАРГАРИТЕ АГАШИНОЙ С ЛЮБОВЬЮ И ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ" 8-11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: