Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева (6 класс) — Урок литературы


Урок литературы в 6 классе.

Учитель: Гордеева О.Н., МКОУ Садовская сош№1


Тема: Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева.

Цели:

1.Познакомить с поэтом Ф.И.Тютчевым, с его творчеством, научить составлять синквейн,

2.развивать умение анализировать стихотворный текст, создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся,

3. воспитывать любовь к природе.


Дидактические средства:

  1. Компьютер

  2. Экран

  3. Запись слайдов с изображениями пейзажей, портрета Ф.И.Тютчева

  4. Картинки с изображением солнца и тучи

  5. Доска, мел.


План подготовки:

1. Подбор слайдов

2. Печатание картинок солнца и тучи.

3. Распечатка стихотворения «Неохотно и несмело»



Эпиграф:

Чувство природы в нём

Необыкновенно полно, живо и верно.

И.С.Тургенев


Ход урока


1.Орг.момент.

2.Сообщение темы и целей урока:

— Сегодня на уроке мы познакомимся поближе с личностью поэта Ф.И.Тютчева, с его произведениями, будем учиться анализировать стихотворение, научимся составлять синквейн. Я очень надеюсь, что мы поработаем хорошо и выполним всё, что наметили.

— Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова И.С.Тургенева «Чувство природы в нём необыкновенно полно, живо и верно» В конце урока мы вернёмся к этим словам и выскажем своё мнение, согласимся или не согласимся с Тургеневым.

3. Стадия «Вызов»

Продолжите, пожалуйста, строки уже изученных прежде стихотворений:

1 слайд «Есть в осени первоначальной…» (короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера)

2 слайд «Чародейкою зимою…» (околдован лес стоит. И под нежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он блестит)

3 слайд «Зима недаром злиться…» (прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора)

4 слайд «Ещё в полях белеет снег…» (а воды уж весной шумят, бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят..)

5 слайд «Люблю грозу в начале мая…» (когда весенний первый гром как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом)

— Кто автор этих стихотворений?

(Ф.И.Тютчев)

-Правильно, это русский поэт 19 века Фёдор Иванович Тютчев.

6 слайд

Родился Ф.И.Тютчев в 1803 году в семье богатых дворян Орловской губернии. Его родители – Екатерина Львовна и Иван Николаевич, были интеллигентными, гостеприимными людьми. Домашним воспитанием Тютчева много занимался Семён Егорович Раич, известный поэт, литературный критик. Конечно, он сумел привить юному Тютчеву любовь к поэзии, поэтому свою жизнь Фёдор Иванович тоже связал с литературой. 22 года пришлось Тютчеву провести за границей, находясь на дипломатической службе. И по возвращении на родину, он буквально с упоением писал стихи о природе, любуясь ею. Настоящее признание поэта состоялось в 1836 году, когда Пушкин уговорил Фёдора Ивановича опубликовать свои стихи в журнале «Современник»

Его произведения о Родине, о любви и, конечно же, о природе.

4. Словарная работа.

7 слайд

-Как вы понимаете значение слов: нива, окаймить, смятение, сияние?

(Нива – обработанное поле, пашня, посевы.

Окаймить – очертить.

Смятение – смущение, тревога, переход в беспорядочное состояние.

Сияние – яркий блеск, лучистый свет, радость)

5.Чтение стихотворения учителем.

— Послушайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело», которое было написано поэтом после возвращения из многолетней дипломатической службы в 1849 году


8 слайд

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.


Ветра тёплого порывы,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.


Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил её края.


Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Всё сердитей и смелей.


Солнце раз ещё взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.


6.Работа по тексту.

-Какую картину вы представляли, когда слушали стихотворение?

— Какое настроение у вас вызвал сильный дождь?

-Кто из вас когда-нибудь попадал под сильный дождь в грозу?

-Что вы чувствовали?

-Представьте, что начался сильный дождь, изо всех сил гремит гром и сверкает молния.

-Какие возникают желания в такие моменты?

-А какие значения и оттенки значения слова «гроза» вам знакомы?(как в прямом, так и в переносном смысле)

(Гроза – это что-то страшное, грозное. Это кто-то грозный,устрашающий)

— На сколько строф делится стихотворение? ( на пять)

— Какие эпитеты использовал поэт?

— Что такое олицетворение? Найдите в стихотворении такой троп. ( солнце смотрит неохотно и несмело, земля принахмурилась)

— Для чего автор использовал олицетворение?

— Попробуйте почитать это стихотворение выразительно, обращая внимание на знаки препинания.

9 слайд

-Перечитайте ещё раз текст и скажите, правы ли критики, говоря, что «Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях, например, в переходе от зимы к весне. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы»


-Для того, чтобы согласиться или не согласиться с критиками, я предлагаю вам пронаблюдать в тексте за лирическим героем, проследить его настроение и указать, какие «тайны» вам открылись:


I ряд: Что услышали. («дальний гром», «за тучей прогремело», «раскаты громовые», «ветра тёплого порывы»)

II ряд: Что увидели. («солнце смотрит», «принахмурилась земля», «дождь порой», «зеленеющие нивы», «синей молнии струя», «пламень белый», «чаще капли грозовые», «вихрем пыль летит с полей», «солнце раз ещё взглянуло», «смятенная земля»)

III ряд: Что почувствовали. («ветра тёплого порывы», «дождь порой», «чаще капли дождевые»)

— Так правы критики или нет?

— Каким настроением проникнуто стихотворение? Другими словами, давайте проследим образ — настроение лирического героя.

(Настроение у лирического героя сначала грустное, но потом, по мере завершения грозы, становится хорошим, солнечным, т.к. после грозы природа предстаёт обновлённой. Так же, как и вся земля «потонула в сиянье», лирический герой тоже сияет от радости, что пришла весна и что победа её очевидна)

— Благодаря чему победа весны очевидна?

(Благодаря весенней грозе)

— Страшной ли оказалась гроза в стихотворении?

(Нет, она лишь нарушила нетерпимое для природы однообразие жизни)

— Правильно, именно очистительная гроза сметает оставшуюся после зимы пыль с полей, промывает всё вокруг, и природа предстаёт обновлённой, прекрасной, и сама в смущении удивляется этому чудному преображению.)

— Так какой же образ оказался главным в стихотворении?

(Образ грозы)

— Что хотел сказать читателям поэт этим стихотворением?

— Стихи Тютчева о природе наполнены мыслью о вечном диалоге человека и природы. Порой, человек любуется ею, порой – страшится.

— Тютчев довольно часто в своих произведениях обращается к грозе, выражая свой восторг и восхищение.

10 слайд. Тюльпаны

А это наша, калмыцкая степь весной. Гроза – нечастое явление в Калмыкии, но её очистительная сила неоспорима. А степь после дождя расцветает и благоухает великолепно.

11 слайд.

7 Составление Синквейна.

-А теперь я предлагаю вам составить синквейн со словами гроза и солнце.

— Вы знаете, что такое сиквейн?

— Это пятистишье, в котором 1 строка – существительное,

2 строка – два прилагательных,

3 строка – три глагола

4 строка – Фраза из 4 слов,

5 строка – синоним существительного.

Получается так, что первая и последняя строки связаны между собой по определённому смыслу.





ГРОЗА Солнце

Лютая, грозная Тёплое, ласковое

Грохочет, бушует, пугает Светит, греет, ласкает

Весеннее явление природы. Светящееся небесное тело.

Ненастье. Свет.



8. Домашнее задание.

Выучите наизусть любое стихотворение Ф.И.Тютчева.


9. Подведение итогов урока.

-В завершении урока я хочу узнать, с каким настроением мы завершаем урок?

На ваших столах лежат картинки: тучки и солнышко.

Выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению и прикрепите её на доску.

12 слайд.

— Спасибо, я рада, что у всех вас солнечное настроение, и у меня оно солнечное от того, что я пообщалась сегодня с такими светлыми, замечательными людьми, как вы.

— Спасибо за урок. Помните всегда, что после дождя и грозы выходит солнышко.


Данный урок проводится в 6 классе во II четверти при изучении произведений русской литературы поэтов и писателей 19 века. В 6 классе в центре рассмотрения произведений находится ГЕРОЙ. Герой — тот, кто стоит в центре событий, кто становится причиной событий, происшествий, организующих сюжет. В произведении Ф.И.Тютчева «Гроза» главный герой — природное явление Гроза.




Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению "Русские писатели и поэты. Сказки С.Г. Козлова"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: