План –конспект урока литературного чтения 3 класс Тема: «Образ няни в лирике Пушкина»




Грабарь Наталья Терентьевна

МБОУ «СОШ №1» г. Барнаул

Учитель начальных классов

















































План –конспект урока литературного чтения

3 класс

Тема: « Образ няни в лирике Пушкина»















Разработала учитель начальных классов

Грабарь Наталья Терентьевна

















2013г

Тема: « Образ няни в лирике Пушкина»

Цель: Обеспечить условия для формирования умений анализировать лирическое произведение; определять изобразительно- выразительные средства; учитывать образ переживания лирического героя.

Оборудование: учебник, выставка книг по произведениям А.С. Пушкина, проектор, компьютер, презентация.

План.

  1. Организация начала урока

  2. Речевая разминка

  3. Подготовка к восприятию

  4. Первичное чтение

  5. Проверка первичного чтения

  6. Вторичное чтение, анализ

  7. Обобщающая беседа

  8. Рефлексия

  9. Итог урока

  10. Домашнее задание





















Этапы

Содержание

Примечание

1.Организация начала урока

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, чётко говорим

И тихонько сидим.

Слайд (заставка)

2.Речевая разминка

Урок мы начнём с речевой разминки. Ребята , встаньте из-за парт. Представьте, что вам на день рождения подарили красивый большой мяч, но в нём есть одна неполадочка, маленькая дырочка и его нельзя бить об пол. Но мы с ним будем играть! Итак разводя руки в стороны набираем полные лёгкие воздуха ( делаем большой вдох) и при выдохе произносим «ш-ш-ш-ш» и руками как бы сдавливаем мяч.

показ как надо делать

3.Подготовка к восприятию

































































а) работа с портретом







б) биография

Сейчас я вам буду зачитывать отрывки из сказок, а вы называйте мне название этой сказки и автора…

  1. Мимо острова Буяна

К царству славного Салтана,

И желанная страна

Вот уж издали видна.

(А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

2) Воротился старик ко старухе,

У старухи новое корыто

Ещё пуще старуха бранится:

« Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто…»

(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3) Посмотрим , какова у тебя сила

Видишь, там сивая кобыла?

Кобылу подними-ка ты

Да неси её пол версты;

Снесёшь кобылу, оброк уж твой;

Не снесёшь кобылу, ан будет мой.

(А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)

4) День за днём идет, мелькая,

А царевна молодая

Всё в лесу не скучно ей

У семи богатырей

(А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

5) Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы

Чуть опасность где видна

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся

К той сторонке обернётся

И кричит «Кри-ку-ку. Царствуй лёжа на боку!»

(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

Обратите внимание на доску.Кто изображён на портрете? (А.С. Пушкин) Конечно и все сказки , которые мы с вами отгадывали написаны тоже им!

А по каким признакам вы узнали , что это А.С. Пушкин?

Что вы знаете о биографии А.С. Пушкина?

А.С. Пушкин родился 1799 году в Москве. Его отец Сергей Львович происходил из старинного дворянского рода. Мать Надежда Осиповна была внучкой русского генерала. Страсть к поэзии появилась у Пушкина с детства. В 8 лет он уже сочинял стихи , в детские годы познакомился с зарубежной и русской литературой. Другим источником духовного развития стали рассказы бабушки о старине. И сказки няни Пушкина.

А как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)

Кто такая няня?

У всех ли у вас есть няня?

Как вы думаете почему этот человек был в жизни А.С. Пушкина?

Почему она была?

Кем она могла быть?













Слайд









Слайд















Слайд









Слайд















Слайд



Слайд



Ответ детей





Слайд









Слайд

4. Первичное чтение

Как относится А.С Пушкин к этому человеку мы можем понаблюдать через стихотворение «НЯНЕ»

Внимательно прослушайте стихотворение.



Чтение стихотворения

5. Проверка первичного чтения

Что понравилось в этом стихотворении?

Что не понравилось?

Может вы запомнили слова, выражения понравившиеся вам?

Значение каких слов вам не понятно?





Словарная работа


6. Вторичное чтение, анализ

Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите слова доказывающие вашу точку зрения.

Что ещё вы узнали о взаимоотношениях простой женщины и великого русского поэта?

Проанализируем стихотворение по частям:

Прочитаем первые две строчки

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя

Как называет Пушкин няню? (Подруга)

Кто такая подруга, не просто подруга, а подруга дней моих суровых? (тяжёлая жизнь Пушкина (суровых))

В жизни Пушкина много трагических испытаний и Арина Родионовна всегда поддерживала его. Более близких людей чем она у Пушкина не было.

-Голубка— кого так называют?

Дряхлая старушка- сколько ей могло быть лет?

В этих словах любовь, забота, ласка.

Прочитаем 3-4 строчки.

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Что вы увидели в этом отрывке? (Домик ,лес)

Что бы вы нарисовали здесь? (Ожидание)

Как она ждёт? (У окна прядёт)

Она действительно всегда ждала его и Пушкин это знал, он знает о любви этого человека.

— Какие поэтические средства использует автор (повтор давным-давно)

Они не видели давно друг-друга!

— Почему они не виделись долго?

Зачитаем следующие четыре строчки.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь буд-то на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках

— Что можно добавить к образу няни?

— Что такое СВЕТЛИЦА, откройте свои словарики и посмотрите значение этого слова.

Как понимаете выражение «Горюешь, словно на часах»? От какого слова произошло слово горюешь? (горе-горюешь, сидишь, как часовой)

— Какое чувство передано в этом фрагменте? (Тоска, одиночество)

К кому относится эта тоска и одиночество?

Почему используются такие тяжёлые слова? ( Чувствует вину перед няней, она страдает и скучает)

Прочитайте последние строчки.

-Как вы понимаете эти слова? (Няня заботится и предчувствует)

-О чём тоскует няня?

-Что предчувствует? (Будет неприятность ,заботы)

— О чём она может заботится? (Что с Пушкиным, как его дела)

Как понимаете выражение ТЕСНЯТ ГРУДЬ7

-Что обозначает многоточие в конце?



































































Слайд

7.Обобщающая беседа

Умер А.С. Пушкин в 1837гю А стихотворение «Няне» написано в 1826г. Т.е. за одиннадцать лет до смерти.

— А знаете ли вы , как умер известный русский поэт? (дуэль с Дантесом)

— Следующее стихотворение которое вошло в главу учебника «Зимний вечер»

Я прочитаю вам его , а вы внимательно послушайте.

— О чём это стихотворение?

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, что видите?

(Буря, метель, ненастье)

Какие краски? (тёмные)

Почему7

-Какое чувство передаётся в этом стихотворении?

Чем похожи эти стихотворения и похожи ли вообще, вы узнаете на следующем уроке.


8. Рефлексия


-Что вы узнали на уроке?

-За что вы похвалили бы себя?

-Что у вас особенно получилось?


9. Итог урока

Какое произведение мы читали на уроке?

Кто его автор?


10. Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения.






Свежие документы:  Урок литературы Тема : "Деловое письмо" Раздел "Телеграмма"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: