План-сценарий литературной игры по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»


План-сценарий литературной игры

по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


Участники: три команды игроков

Ведущие: 2 ученика

Жюри: состав производный

Художественное оформление: портрет Н.В.Гоголя, различные издания книг Н.В.Гоголя, книги о нем, иллюстрации к повести

Оборудование: три стола, стулья, на столах – таблички с номером класса, стол для жюри, на столе – табличка «жюри»

Ведущие на сцене, команды около сцены, жюри за отдельным столом лицом к участникам.

1. Вступительное слово.

Вы прочитали повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Хотим надеяться, что она не оставила вас равнодушными и вы испытали немало приятных минут, общаясь с прекрасным мастером слова, о котором великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев сказал, что «это человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших». Предлагаем проверить, насколько вы были внимательны и наблюдательны во время чтения. Приглашаем вас принять участие в литературной игре, посвященной известной повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

Условия просты: вам предлагаются задания, построенные на знании и понимании текста произведения, вы выполняете их, получая наградные баллы.

Но прежде чем начать игру, мы хотим представить вам участников команд. Команда 7А класса…….., капитан…………

Команда 7Б класса ………, капитан ……..

Команда 7В класса ………, капитан……..

Конечно же, любая игра не может начаться без наших уважаемых членов жюри……………..


2.Ход игры.

I конкурс «Разминка»

Первый конкурс – конкурс-разминка. Мы задаем вопросы – вы отвечаете. Команда, первая поднявшая флажок, приобретает право ответа. За каждый верный ответ вам начисляется один балл. В случае неверного ответа другие команды получают право дать правильный ответ

  1. Годы жизни Николая Васильевича Гоголя?

  2. Место рождения Гоголя?

  3. В каком году была написана повесть «Тарас Бульба»?

  4. В какой сборник входит повесть «Тарас Бульба»?

  5. Где происходит основное действие повести?

  6. К какому столетию Гоголь отнес действие своей повести?

  7. Кого в то время называли казаками?

  8. Что такое «Запорожская Сечь» и почему она так называется?

  9. Чем прославилась «Запорожская Сечь»?

10) Кто не мог найти место в Сечи?

11) Как принимали в Сечи каждого пришедшего?

12) Как наказывали в Сечи воров?

13) Кто правил казаками? Кто и как избирал «правителей»?

14) В чем видел высший смысл жизни каждый казак?

15) Какой был основной закон Сечи?

16) Какую смерть казаки считали лучшей для себя смертью?

Закончена наша разминка, предлагаем жюри подвести итоги I конкурса.

Слово жюри ……..

II конкурс «Чей это портрет?»

Следующий наш конкурс мы назвали так: «Чей это портрет?»

Вам известно, что писатели, в том числе и Николай Васильевич Гоголь, для создания образов героев пользуются различными художественными приемами. И один из них – это описание внешности или портрет. Ваша задача проста: угадать, кто скрывается за этими описаниями. Право ответа получает та команда, которая первой поднимет флажок.

  1. «крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва».

  2. «бешеную негу и упоение видел он в битве».

  3. «все лицо было смугло, изнурено недугом: широкие скулы выступали над опавшими под ними щеками, узкие очи подымались дугообразным разрезом кверху…»

  4. «и грохнулся он, как подрубленный дуб, на землю. И туман покрыл его очи».

  5. «так и летели черные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы».

  6. «он был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».

  7. «полное чувство выражалося в ее поднятых глазах, … волосы, которые прежде разносились легкими кудрями по лицу ее, теперь обратились в густую роскошную косу…»

  8. «ясною твердостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и, как шелк, лоснился молодой черный ус.»

Второй конкурс, который назывался «Чей это портрет?», завершен и, иы думаем, вы неплохо справились с заданием. Но что скажет жюри?

(Слово жюри)

III конкурс «Дальше, дальше»

Мы продолжаем наше путешествие по страницам повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Наверное, каждый из вас, когда читал это произведение, столкнулся с некоторыми трудностями, ведь в повести встречается много новых, часто непонятных вам, слов. Но если при чтении вы были внимательны, любознательны и настойчивы, то следующий наш конкурс покажется вам совсем не сложным. Сейчас мы будем задавать вам вопросы, которые требуют быстрого и краткого ответа. Каждой команде дается по 30 секунд, за которые необходимо дать наибольшее число правильных ответов. Очередность выступления команд определит жребий. Просим капитанов подойти к ведущим.

(команды тянут жребий – 1,2,3)

  1. 1) что такое бандура?

2) кто такие ляхи?

3) кто такой есаул?

4) кто такой рекрут?

5) что такое люлька?

6) кто такие крамари?

7) что такое гопак?

8) кто такой шинкарь?

9) кто такой бурсак?

10) что такое курень?

11) что такое чоботы?

II. 1) забайбачиться

2) кошевой

3) тропак

4) ксёндз

5) яломка

6) кафтан

7) онучи

8) чуб

9) яр

10) бельведер

11) пищаль


III. 1) атаман

2) алебарда

3) хорунжий

4) оселедец

5) одр

6) курнуть

7) черенок

8) палаш

9) хоругвь

10) скарб

11) меркантильный


Закончился этот напряженный тур. Пока команды отдыхают, жюри подведет итоги.

(Слово жюри…….)

IV конкурс «Чьи это слова?»

Следующий наш конкурс называется: «Чьи это слова?» И это не случайно. Всем нам известно, что узнать героя мы можем не только по его портрету или поступкам, но и по его словам. Писатели для того, чтобы создать яркий законченный образ, используют такой художественный прием, как речевая характеристика.

Сейчас вы попробуете угадать, кому из героев повести принадлежат слова , которые мы будем читать. А если вы сумеете сказать, кому и при каких обстоятельствах герой говорит их, то получите дополнительный балл. Отвечает та команда, которая первой поднимет флажок.

  1. «Терпи, казак», — атаманом будешь! Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто все вытерпит, и хоть ты ему хочь, а он все-таки поставит на своем.»

  2. «Да вот вам, панове, вперед говорю: если кто в походе напьется, то никакого нет на него суда. Как собаку, за шеяку повелю его присмыкнуть до обозу…Как собака, будет он застрелен на месте и кинут безо всякого погребения на поклев птицам.»

  3. «А что мне отец, товарищи, Отчизна? … Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизну? Отчизна есть то , чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!»

  4. «Коли человек влюбится, то он все равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни – она и согнется.»

  5. «Я тебя породил, я тебя и убью.»

  6. «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек.»

  7. «Прощай, наша мать! …пусть же тебя хранит Бог от всякого несчастья!»

  8. «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество»

  9. «Есть ли еще порох в пороховницах? Крепка ли еще казацкая сила? Не гнутся ли еще казаки?»


Четвертый конкурс завершен. Слово предоставляется жюри.


V конкурс. Домашнее задание. Конкурс чтецов.

А сейчас команды представят нам свое первое домашнее задание. Максимальная оценка за этот конкурс – 10 баллов.

Мы знаем, что кроме речевых характеристик, глубже понять характеры героев нам помогает пейзаж. И в повести Гоголя пейзажу отводится значительное место. Наверное, самым знаменитым в ней является описание степи. Ведь только в таких бескрайних, привольных просторах могли родиться мужественные, сильные, гордые и смелые люди – казаки.

Так какая же она – степь – родина героев, богатырей – запорожцев?

Первым приглашается представитель 7 … класса.

А пока он читает отрывок, команды должны подумать и ответить на следующие вопросы:

  1. что такое пейзаж?

  2. Какую роль он играет в повести «Тарас Бульба»?

  3. На что Николай Васильевич Гоголь обращает внимание, описывая степь?

  4. Как можно назвать услышанный вами отрывок и почему?

…………………

Спасибо нашим чтецам, теперь слово предоставляется командам. (в той же последовательности).

Команды и чтецы закончили свое выступление, слово жюри…………….


VI конкурс.

Итак, мы увидели, какое огромное значение играет пейзаж в произведении. Но, кроме пейзажа, речевых характеристик, писатели используют и другие художественные средства и приемы. Какие? На этот вопрос мы предлагаем ответить вам. Сейчас вы получите карточки, на которых увидите отрывки из повести. Ваша задача – найти те художественные средства и приемы, которые Николай Васильевич Гоголь использовал в своем произведении. Но мы немного усложним вашу задачу: вам нужно не просто найти, но и объяснить, с какой целью писатель использует их в своем произведении.

Максимальная оценка за этот конкурс – 6 баллов.

Капитаны команд подойдите к ведущим (тянут конверты, в которых отрывки).


  1. «Так, где прошли незамайковцы – так там и улица, где поворотились – так уж там и переулок! Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи!»

«…запорожец, как лев, растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его захватывал пол-аршина земли»

  1. «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек,

почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и

повалился на траву, не сказавши ни одного слова»

«И грохнулся он ,как подрубленный дуб, на землю. И туман покрыл

его очи»

3. «А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия,

и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только казачьи черные

шапки одни мелькали между ее колосьями»

«Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по

которому брызнули миллионы разных цветов.»




V конкурс. Домашнее задание. Инсценировка.

И последний наш конкурс – это второе домашнее задание наших участников. Каждая из команд сейчас представит на суд жюри и зрителей свою инсценировку любого отрывка из повести.

Перед жюри стоит непростая задача: не просто оценить игру актеров, но и обратить внимание на то, какой именно эпизод выбрала каждая из команд, решить, насколько целесообразен этот выбор.

Максимальная оценка за этот конкурс – 10 баллов.

…………………

Итак, наш конкурс «Домашнее задание» завершен, мы думаем, что жюри оценит по достоинству выступления команд. Слово жюри:…….(итоги 8 конкурса)


  1. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.


Наше путешествие по страницам повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» подошло к концу.

Пока подсчитываются очки, мы просим жюри поделиться своими впечатлениями о сегодняшней игре. Слово предоставляется………

………………………………………………………………………………..

А сейчас самый волнительный момент – объявление общего итога игры…
























План-сценарий литературной игры

по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


Участники: три команды игроков

Ведущие: 2 ученика

Жюри: состав производный

Художественное оформление: портрет Н.В.Гоголя, различные издания книг Н.В.Гоголя, книги о нем, иллюстрации к повести

Оборудование: три стола, стулья, на столах – таблички с номером класса, стол для жюри, на столе – табличка «жюри»

Ведущие на сцене, команды около сцены, жюри за отдельным столом лицом к участникам.

1. Вступительное слово.

Гульнара. Вы прочитали повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Хотим надеяться, что она не оставила вас равнодушными и вы испытали немало приятных минут, общаясь с прекрасным мастером слова, о котором великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев сказал, что «это человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших».

Рома. Предлагаем проверить, насколько вы были внимательны и наблюдательны во время чтения.

Гульнара. Приглашаем вас принять участие в литературной игре, посвященной известной повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

Рома. Условия просты: вам предлагаются задания, построенные на знании и понимании текста произведения, вы выполняете их, получая наградные баллы.

Гульнара. Но прежде чем начать игру, мы хотим представить вам участников команд.

Рома. Команда 7А класса…….., капитан…………

Гульнара. Команда 7Б класса ………, капитан ……..

Рома. Команда 7В класса ………, капитан……..

Гульнара. Конечно же, любая игра не может начаться без наших уважаемых членов жюри……………..


2.Ход игры.

I конкурс «Разминка»

Рома. Первый конкурс – конкурс-разминка. Мы задаем вопросы – вы отвечаете.

Гульнара. Команда, первая поднявшая флажок, приобретает право ответа. За каждый верный ответ вам начисляется один балл.

Рома. В случае неверного ответа другие команды получают право дать правильный ответ.

  1. Годы жизни Николая Васильевича Гоголя?

  2. Место рождения Гоголя?

  3. В каком году была написана повесть «Тарас Бульба»?

  4. В какой сборник входит повесть «Тарас Бульба»?

  5. Где происходит основное действие повести?

  6. К какому столетию Гоголь отнес действие своей повести?

  7. Кого в то время называли казаками?

  8. Что такое «Запорожская Сечь» и почему она так называется?

  9. Чем прославилась «Запорожская Сечь»?

10) Кто не мог найти место в Сечи?

11) Как принимали в Сечи каждого пришедшего?

12) Как наказывали в Сечи воров?

13) Кто правил казаками? Кто и как избирал «правителей»?

14) В чем видел высший смысл жизни каждый казак?

15) Какой был основной закон Сечи?

16) Какую смерть казаки считали лучшей для себя смертью?

Гульнара. Закончена наша разминка, предлагаем жюри подвести итоги I конкурса.

Слово жюри ……..

II конкурс «Чей это портрет?»

Гульнара. Следующий наш конкурс мы назвали так: «Чей это портрет?»

Рома. Вам известно, что писатели, в том числе и Николай Васильевич Гоголь, для создания образов героев пользуются различными художественными приемами. И один из них – это описание внешности или портрет.

Гульнара. Ваша задача проста: угадать, кто скрывается за этими описаниями. Право ответа получает та команда, которая первой поднимет флажок.

  1. «крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва».

  2. «бешеную негу и упоение видел он в битве».

  3. «все лицо было смугло, изнурено недугом: широкие скулы выступали над опавшими под ними щеками, узкие очи подымались дугообразным разрезом кверху…»

  4. «и грохнулся он, как подрубленный дуб, на землю. И туман покрыл его очи».

  5. «так и летели черные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы».

  6. «он был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».

  7. «полное чувство выражалося в ее поднятых глазах, … волосы, которые прежде разносились легкими кудрями по лицу ее, теперь обратились в густую роскошную косу…»

  8. «ясною твердостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и, как шелк, лоснился молодой черный ус.»

Рома. Второй конкурс, который назывался «Чей это портрет?», завершен и, мы думаем, вы неплохо справились с заданием. Но что скажет жюри?

(Слово жюри)

III конкурс «Дальше, дальше»

Гульнара. Мы продолжаем наше путешествие по страницам повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

Рома. Наверное, каждый из вас, когда читал это произведение, столкнулся с некоторыми трудностями, ведь в повести встречается много новых, часто непонятных вам, слов.

Гульнара. Но если при чтении вы были внимательны, любознательны и настойчивы, то следующий наш конкурс покажется вам совсем не сложным.

Рома. Сейчас мы будем задавать вам вопросы, которые требуют быстрого и краткого ответа. Каждой команде дается по 30 секунд, за которые необходимо дать наибольшее число правильных ответов.

Гульнара. Очередность выступления команд определит жребий. Просим капитанов подойти к ведущим.

(команды тянут жребий – 1,2,3)

  1. 1) что такое бандура?

2) кто такие ляхи?

3) кто такой есаул?

4) кто такой рекрут?

5) что такое люлька?

6) кто такие крамари?

7) что такое гопак?

8) кто такой шинкарь?

9) кто такой бурсак?

10) что такое курень?

11) что такое чоботы?

II. 1) забайбачиться

2) кошевой

3) тропак

4) ксёндз

5) яломка

6) кафтан

7) онучи

8) чуб

9) яр

10) бельведер

11) пищаль


III. 1) атаман

2) алебарда

3) хорунжий

4) оселедец

5) одр

6) курнуть

7) черенок

8) палаш

9) хоругвь

10) скарб

11) меркантильный


Рома. Закончился этот напряженный тур. Пока команды отдыхают, жюри подведет итоги.

(Слово жюри…….)

IV конкурс «Чьи это слова?»

Гульнара. Следующий наш конкурс называется: «Чьи это слова?» И это не случайно. Всем нам известно, что узнать героя мы можем не только по его портрету или поступкам, но и по его словам. Писатели для того, чтобы создать яркий законченный образ, используют такой художественный прием, как речевая характеристика.

Рома. Сейчас вы попробуете угадать, кому из героев повести принадлежат слова , которые мы будем читать. А если вы сумеете сказать, кому и при каких обстоятельствах герой говорит их, то получите дополнительный балл. Отвечает та команда, которая первой поднимет флажок.

  1. «Терпи, казак», — атаманом будешь! Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, кто все вытерпит, и хоть ты ему хочь, а он все-таки поставит на своем.»

  2. «Да вот вам, панове, вперед говорю: если кто в походе напьется, то никакого нет на него суда. Как собаку, за шеяку повелю его присмыкнуть до обозу…Как собака, будет он застрелен на месте и кинут безо всякого погребения на поклев птицам.»

  3. «А что мне отец, товарищи, Отчизна? … Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизну? Отчизна есть то , чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!»

  4. «Коли человек влюбится, то он все равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни – она и согнется.»

  5. «Я тебя породил, я тебя и убью.»

  6. «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек.»

  7. «Прощай, наша мать! …пусть же тебя хранит Бог от всякого несчастья!»

  8. «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество»

  9. «Есть ли еще порох в пороховницах? Крепка ли еще казацкая сила? Не гнутся ли еще казаки?»


Гульнара. Четвертый конкурс завершен. Слово предоставляется жюри.


V конкурс. Домашнее задание. Конкурс чтецов.

Рома. А сейчас команды представят нам свое первое домашнее задание. Максимальная оценка за этот конкурс – 10 баллов.

Гульнара. Мы знаем, что кроме речевых характеристик, глубже понять характеры героев нам помогает пейзаж. И в повести Гоголя пейзажу отводится значительное место.

Рома. Наверное, самым знаменитым в ней является описание степи. Ведь только в таких бескрайних, привольных просторах могли родиться мужественные, сильные, гордые и смелые люди – казаки.

Гульнара. Так какая же она – степь – родина героев, богатырей – запорожцев?

Рома. Первым приглашается представитель 7 … класса.

Гульнара. А пока он читает отрывок, команды должны подумать и ответить на следующие вопросы:

  1. что такое пейзаж?

  2. Какую роль он играет в повести «Тарас Бульба»?

  3. На что Николай Васильевич Гоголь обращает внимание, описывая степь?

  4. Как можно назвать услышанный вами отрывок и почему?

…………………

Рома. Спасибо нашим чтецам, теперь слово предоставляется командам. (в той же последовательности).

Гульнара. Команды и чтецы закончили свое выступление, слово жюри…………….


VI конкурс.

Рома. Итак, мы увидели, какое огромное значение играет пейзаж в произведении.

Гульнара. Но, кроме пейзажа, речевых характеристик, писатели используют и другие художественные средства и приемы. Какие?

Рома. На этот вопрос мы предлагаем ответить вам. Сейчас вы получите карточки, на которых увидите отрывки из повести. Ваша задача – найти те художественные средства и приемы, которые Николай Васильевич Гоголь использовал в своем произведении.

Гульнара. Но мы немного усложним вашу задачу: вам нужно не просто найти, но и объяснить, с какой целью писатель использует их в своем произведении.

Рома. Максимальная оценка за этот конкурс – 6 баллов.

Гульнара. Капитаны команд подойдите к ведущим (тянут конверты, в которых отрывки).


  1. «Так, где прошли незамайковцы – так там и улица, где поворотились – так уж там и переулок! Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи!»

«…запорожец, как лев, растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его захватывал пол-аршина земли»

  1. «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек,

почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и

повалился на траву, не сказавши ни одного слова»

«И грохнулся он ,как подрубленный дуб, на землю. И туман покрыл

его очи»

3. «А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия,

и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только казачьи черные

шапки одни мелькали между ее колосьями»

«Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по

которому брызнули миллионы разных цветов.»

Слово предоставляется жюри………


VII конкурс. Домашнее задание. Инсценировка.

Гульнара. И последний наш конкурс – это второе домашнее задание наших участников. Каждая из команд сейчас представит на суд жюри и зрителей свою инсценировку любого отрывка из повести.

Рома. Перед жюри стоит непростая задача: не просто оценить игру актеров, но и обратить внимание на то, какой именно эпизод выбрала каждая из команд, решить, насколько целесообразен этот выбор.

Гульнара. Максимальная оценка за этот конкурс – 10 баллов.

…………………

Рома. Итак, наш конкурс «Домашнее задание» завершен, мы думаем, что жюри оценит по достоинству выступления команд. Слово жюри:…….(итоги 8 конкурса)


  1. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.


Рома. Наше путешествие по страницам повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» подошло к концу.

Гульнара. Пока подсчитываются очки, мы просим жюри поделиться своими впечатлениями о сегодняшней игре. Слово предоставляется………

………………………………………………………………………………..

Рома. А сейчас самый волнительный момент – объявление общего итога игры…







План-сценарий литературной игры

по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


Участники: три команды игроков

Ведущие: 2 ученика

Жюри: состав производный

Художественное оформление: портрет Н.В.Гоголя, различные издания книг Н.В.Гоголя, книги о нем, иллюстрации к повести

Оборудование: три стола, стулья, на столах – таблички с номером класса, стол для жюри, на столе – табличка «жюри»

Ведущие на сцене, команды около сцены, жюри за отдельным столом лицом к участникам.

1. Вступительное слово.

Гульнара. Вы прочитали повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Хотим надеяться, что она не оставила вас равнодушными и вы испытали немало приятных минут, общаясь с прекрасным мастером слова, о котором великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев сказал, что «это человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших».

Рома. Предлагаем проверить, насколько вы были внимательны и наблюдательны во время чтения.

Гульнара. Приглашаем вас принять участие в литературной игре, посвященной известной повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

Рома. Условия просты: вам предлагаются задания, построенные на знании и понимании текста произведения, вы выполняете их, получая наградные баллы.

Гульнара. Но прежде чем начать игру, мы хотим представить вам участников команд.

Рома. Команда 7А класса…….., капитан…………

Гульнара. Команда 7Б класса ………, капитан ……..

Рома. Команда 7В класса ………, капитан……..

Гульнара. Конечно же, любая игра не может начаться без наших уважаемых членов жюри……………..


2.Ход игры.

I конкурс «Разминка»

Рома. Первый конкурс – конкурс-разминка. Мы задаем вопросы – вы отвечаете.

Гульнара. Команда, первая поднявшая флажок, приобретает право ответа. За каждый верный ответ вам начисляется один балл.

Рома. В случае неверного ответа другие команды получают право дать правильный ответ.

………………………………..

………………………………

Гульнара. Закончена наша разминка, предлагаем жюри подвести итоги I конкурса.

Слово жюри ……..

II конкурс «Чей это портрет?»

Гульнара. Следующий наш конкурс мы назвали так: «Чей это портрет?»

Рома. Вам известно, что писатели, в том числе и Николай Васильевич Гоголь, для создания образов героев пользуются различными художественными приемами. И один из них – это описание внешности или портрет.

Гульнара. Ваша задача проста: угадать, кто скрывается за этими описаниями. Право ответа получает та команда, которая первой поднимет флажок.

……………………………………………….

…………………………………………………


Рома. Второй конкурс, который назывался «Чей это портрет?», завершен и, мы думаем, вы неплохо справились с заданием. Но что скажет жюри?

(Слово жюри)

III конкурс «Дальше, дальше»

Гульнара. Мы продолжаем наше путешествие по страницам повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

Рома. Наверное, каждый из вас, когда читал это произведение, столкнулся с некоторыми трудностями, ведь в повести встречается много новых, часто непонятных вам, слов.

Гульнара. Но если при чтении вы были внимательны, любознательны и настойчивы, то следующий наш конкурс покажется вам совсем не сложным.

Рома. Сейчас мы будем задавать вам вопросы, которые требуют быстрого и краткого ответа. Каждой команде дается по 30 секунд, за которые необходимо дать наибольшее число правильных ответов.

Гульнара. Очередность выступления команд определит жребий. Просим капитанов подойти к ведущим.

(команды тянут жребий – 1,2,3)

……………………………………………………

…………………………………………………


Рома. Закончился этот напряженный тур. Пока команды отдыхают, жюри подведет итоги.

(Слово жюри…….)

IV конкурс «Чьи это слова?»

Гульнара. Следующий наш конкурс называется: «Чьи это слова?» И это не случайно. Всем нам известно, что узнать героя мы можем не только по его портрету или поступкам, но и по его словам. Писатели для того, чтобы создать яркий законченный образ, используют такой художественный прием, как речевая характеристика.

Рома. Сейчас вы попробуете угадать, кому из героев повести принадлежат слова , которые мы будем читать. А если вы сумеете сказать, кому и при каких обстоятельствах герой говорит их, то получите дополнительный балл. Отвечает та команда, которая первой поднимет флажок.

……………………………………….

………………………………………


Гульнара. Четвертый конкурс завершен. Слово предоставляется жюри.


V конкурс. Домашнее задание. Конкурс чтецов.

Рома. А сейчас команды представят нам свое первое домашнее задание. Максимальная оценка за этот конкурс – 10 баллов.

Гульнара. Мы знаем, что кроме речевых характеристик, глубже понять характеры героев нам помогает пейзаж. И в повести Гоголя пейзажу отводится значительное место.

Рома. Наверное, самым знаменитым в ней является описание степи. Ведь только в таких бескрайних, привольных просторах могли родиться мужественные, сильные, гордые и смелые люди – казаки.

Гульнара. Так какая же она – степь – родина героев, богатырей – запорожцев?

Рома. Первым приглашается представитель 7 … класса.

Гульнара. А пока он читает отрывок, команды должны подумать и ответить на следующие вопросы:

  1. что такое пейзаж?

  2. Какую роль он играет в повести «Тарас Бульба»?

  3. На что Николай Васильевич Гоголь обращает внимание, описывая степь?

  4. Как можно назвать услышанный вами отрывок и почему?

…………………

Рома. Спасибо нашим чтецам, теперь слово предоставляется командам. (в той же последовательности).

Гульнара. Команды и чтецы закончили свое выступление, слово жюри…………….


VI конкурс.

Рома. Итак, мы увидели, какое огромное значение играет пейзаж в произведении.

Гульнара. Но, кроме пейзажа, речевых характеристик, писатели используют и другие художественные средства и приемы. Какие?

Рома. На этот вопрос мы предлагаем ответить вам. Сейчас вы получите карточки, на которых увидите отрывки из повести. Ваша задача – найти те художественные средства и приемы, которые Николай Васильевич Гоголь использовал в своем произведении.

Гульнара. Но мы немного усложним вашу задачу: вам нужно не просто найти, но и объяснить, с какой целью писатель использует их в своем произведении.

Рома. Максимальная оценка за этот конкурс – 6 баллов.

Гульнара. Капитаны команд подойдите к ведущим (тянут конверты, в которых отрывки).

………………………………..

………………………………

Слово предоставляется жюри……


VII конкурс. Домашнее задание. Инсценировка.

Гульнара. И последний наш конкурс – это второе домашнее задание наших участников. Каждая из команд сейчас представит на суд жюри и зрителей свою инсценировку любого отрывка из повести.

Рома. Перед жюри стоит непростая задача: не просто оценить игру актеров, но и обратить внимание на то, какой именно эпизод выбрала каждая из команд, решить, насколько целесообразен этот выбор.

Гульнара. Максимальная оценка за этот конкурс – 10 баллов.

…………………

Рома. Итак, наш конкурс «Домашнее задание» завершен, мы думаем, что жюри оценит по достоинству выступления команд. Слово жюри:…….(итоги 8 конкурса)


  1. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.


Рома. Наше путешествие по страницам повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» подошло к концу.

Гульнара. Пока подсчитываются очки, мы просим жюри поделиться своими впечатлениями о сегодняшней игре. Слово предоставляется………

………………………………………………………………………………..

Рома. А сейчас самый волнительный момент – объявление общего итога игры…



















План-сценарий литературной игры

по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


Участники: три команды игроков

Ведущие: 2 ученика

Жюри: состав производный

Художественное оформление: портрет Н.В.Гоголя, различные издания книг Н.В.Гоголя, книги о нем, иллюстрации к повести

Оборудование: три стола, стулья, на столах – таблички с номером класса, стол для жюри, на столе – табличка «жюри»

Ведущие на сцене, команды около сцены, жюри за отдельным столом лицом к участникам.

1. Вступительное слово.

Гульнара. Вы прочитали повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Хотим надеяться, что она не оставила вас равнодушными и вы испытали немало приятных минут, общаясь с прекрасным мастером слова, о котором великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев сказал, что «это человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших».

Рома. Предлагаем проверить, насколько вы были внимательны и наблюдательны во время чтения.

Гульнара. Приглашаем вас принять участие в литературной игре, посвященной известной повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

Рома. Условия просты: вам предлагаются задания, построенные на знании и понимании текста произведения, вы выполняете их, получая наградные баллы.

Гульнара. Но прежде чем начать игру, мы хотим представить вам участников команд.

Рома. Команда 7А класса…….., капитан…………

Гульнара. Команда 7Б класса ………, капитан ……..

Рома. Команда 7В класса ………, капитан……..

Гульнара. Конечно же, любая игра не может начаться без наших уважаемых членов жюри……………..


2.Ход игры.

I конкурс «Разминка»

Рома. Первый конкурс – конкурс-разминка. Мы задаем вопросы – вы отвечаете.

Гульнара. Команда, первая поднявшая флажок, приобретает право ответа. За каждый верный ответ вам начисляется один балл.

Рома. В случае неверного ответа другие команды получают право дать правильный ответ.

………………………………..

………………………………

Гульнара. Закончена наша разминка, предлагаем жюри подвести итоги I конкурса.

Слово жюри ……..

II конкурс «Чей это портрет?»

Гульнара. Следующий наш конкурс мы назвали так: «Чей это портрет?»

Рома. Вам известно, что писатели, в том числе и Николай Васильевич Гоголь, для создания образов героев пользуются различными художественными приемами. И один из них – это описание внешности или портрет.

Гульнара. Ваша задача проста: угадать, кто скрывается за этими описаниями. Право ответа получает та команда, которая первой поднимет флажок.

……………………………………………….

…………………………………………………


Рома. Второй конкурс, который назывался «Чей это портрет?», завершен и, мы думаем, вы неплохо справились с заданием. Но что скажет жюри?

(Слово жюри)

III конкурс «Дальше, дальше»

Гульнара. Мы продолжаем наше путешествие по страницам повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

Рома. Наверное, каждый из вас, когда читал это произведение, столкнулся с некоторыми трудностями, ведь в повести встречается много новых, часто непонятных вам, слов.

Гульнара. Но если при чтении вы были внимательны, любознательны и настойчивы, то следующий наш конкурс покажется вам совсем не сложным.

Рома. Сейчас мы будем задавать вам вопросы, которые требуют быстрого и краткого ответа. Каждой команде дается по 30 секунд, за которые необходимо дать наибольшее число правильных ответов.

Гульнара. Очередность выступления команд определит жребий. Просим капитанов подойти к ведущим.

(команды тянут жребий – 1,2,3)

……………………………………………………

…………………………………………………


Рома. Закончился этот напряженный тур. Пока команды отдыхают, жюри подведет итоги.

(Слово жюри…….)

IV конкурс «Чьи это слова?»

Гульнара. Следующий наш конкурс называется: «Чьи это слова?» И это не случайно. Всем нам известно, что узнать героя мы можем не только по его портрету или поступкам, но и по его словам. Писатели для того, чтобы создать яркий законченный образ, используют такой художественный прием, как речевая характеристика.

Рома. Сейчас вы попробуете угадать, кому из героев повести принадлежат слова , которые мы будем читать. А если вы сумеете сказать, кому и при каких обстоятельствах герой говорит их, то получите дополнительный балл. Отвечает та команда, которая первой поднимет флажок.

……………………………………….

………………………………………


Гульнара. Четвертый конкурс завершен. Слово предоставляется жюри.


V конкурс. Домашнее задание. Конкурс чтецов.

Рома. А сейчас команды представят нам свое первое домашнее задание. Максимальная оценка за этот конкурс – 10 баллов.

Гульнара. Мы знаем, что кроме речевых характеристик, глубже понять характеры героев нам помогает пейзаж. И в повести Гоголя пейзажу отводится значительное место.

Рома. Наверное, самым знаменитым в ней является описание степи. Ведь только в таких бескрайних, привольных просторах могли родиться мужественные, сильные, гордые и смелые люди – казаки.

Гульнара. Так какая же она – степь – родина героев, богатырей – запорожцев?

Рома. Первым приглашается представитель 7 … класса.

Гульнара. А пока он читает отрывок, команды должны подумать и ответить на следующие вопросы:

  1. что такое пейзаж?

  2. Какую роль он играет в повести «Тарас Бульба»?

  3. На что Николай Васильевич Гоголь обращает внимание, описывая степь?

  4. Как можно назвать услышанный вами отрывок и почему?

…………………

Рома. Спасибо нашим чтецам, теперь слово предоставляется командам. (в той же последовательности).

Гульнара. Команды и чтецы закончили свое выступление, слово жюри…………….


VI конкурс.

Рома. Итак, мы увидели, какое огромное значение играет пейзаж в произведении.

Гульнара. Но, кроме пейзажа, речевых характеристик, писатели используют и другие художественные средства и приемы. Какие?

Рома. На этот вопрос мы предлагаем ответить вам. Сейчас вы получите карточки, на которых увидите отрывки из повести. Ваша задача – найти те художественные средства и приемы, которые Николай Васильевич Гоголь использовал в своем произведении.

Гульнара. Но мы немного усложним вашу задачу: вам нужно не просто найти, но и объяснить, с какой целью писатель использует их в своем произведении.

Рома. Максимальная оценка за этот конкурс – 6 баллов.

Гульнара. Капитаны команд подойдите к ведущим (тянут конверты, в которых отрывки).

………………………………..

………………………………

Слово предоставляется жюри……


VII конкурс. Домашнее задание. Инсценировка.

Гульнара. И последний наш конкурс – это второе домашнее задание наших участников. Каждая из команд сейчас представит на суд жюри и зрителей свою инсценировку любого отрывка из повести.

Рома. Перед жюри стоит непростая задача: не просто оценить игру актеров, но и обратить внимание на то, какой именно эпизод выбрала каждая из команд, решить, насколько целесообразен этот выбор.

Гульнара. Максимальная оценка за этот конкурс – 10 баллов.

…………………

Рома. Итак, наш конкурс «Домашнее задание» завершен, мы думаем, что жюри оценит по достоинству выступления команд. Слово жюри:…….(итоги 8 конкурса)


  1. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.


Рома. Наше путешествие по страницам повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» подошло к концу.

Гульнара. Пока подсчитываются очки, мы просим жюри поделиться своими впечатлениями о сегодняшней игре. Слово предоставляется………

………………………………………………………………………………..

Рома. А сейчас самый волнительный момент – объявление общего итога игры…



















Свежие документы:  Тест «Капитанская дочка»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: