Подготовка к сочинению по произведениям Бунина и Куприна


Горох Н.Г.


После изучения творчества И.А.Бунина и А.И.Куприна учащимся будут предложены следующие темы для классного сочинений (в рамках предложенных 5 направлений):


Человек и природа.

  1. Мир человека и природы (Творчество И.Бунина и (или) А.Куприна)

Чем люди живы

  1. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» (И.А.Бунин). (По рассказам и повестям А.И.Бунина и (или) А.И.Куприна.)

  2. Проблема человека и окружающего его мира  (на примере повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет).

  3. Истоки русского национального характера ( И.Бунин «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Лапти»).

  4. Тема жизни и смерти (Творчество И.Бунина).

  5. Тема исторической памяти (прошлого). (Творчество И.Бунина)

  6. «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» (Творчество И.Бунина)



Тезисы к предлагаемым темам учащиеся записывали на уроках в тетрадь, выполняя различные задания аналитико-обобщающего характера.


Приведенный ниже материал использовался мною для подготовки учащихся к объединенным в творчестве Бунина темам природы, исторической памяти, смерти (или бессмертия):


Задание1.

«Я жажду жить и живу не только своим настоящим, но и своей прошлой жизнью и тысячами других жизней, современных мне, и прошлым, всей историей всего человечества со всеми странами его. Я непрестанно жажду приобретать чужое и претворять его в себе. Но зачем? Затем ли, чтобы на этом пути погубить себя, свое я, свое время, свое пространство, — или затем, чтобы, напротив, утвердить себя, обогатившись и усилившись чужим?» (И.А.Бунин)

— Сформулируйте своими словами мысль, высказанную И.Буниным в данном фрагменте. (Писатель говорит о преемственной связи в духовном плане между прошлым и настоящим).

Знакомлю учащихся с размышлениями на эту тему писателей–современников И.Бунина:

«Истинная жизнь начинается тогда, — пишет в дневниках Л.Толстой, — когда она становится связью между прошлым и будущим; только тогда она получает настоящее и радостное значение».

Эти же мысли занимают и чеховского героя из рассказа «Студент»: «Прошлое, — подумал он, — связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

— В каких произведениях Бунина звучит эта мысль? («Антоновские яблоки», стихотворения «Слово», «Собака», «Господин из Сан- Франциско» и др.)

Задание 2

Что неизменно в этом мире? Что настоящее в жизни? На что может опереться человек в годы тяжелых испытаний? Бунин размышляет об этом постоянно, а во время войны из-под его пера выходят несколько удивительных рассказов, впоследствии составивших сборник «Темные аллеи». Это рассказы на вечные темы жизни и смерти, это рассказы о красоте России, её природе, истории.

— Напишите сочинение по данному началу, подтверждая этот тезис аргументами из прочитанных рассказов.

Задание 3. Исследовательская работа

— Найдите в тексте наблюдения рассказчика над характером и поступками героини. Чем объясняет писатель эти особенности характера героини?

Итогом исследовательской работы на уроке с текстом рассказа «Чистый понедельник» становится понимание того, что писатель размышляет не просто о характере героини, а о русском национальном характере в целом, в котором, как в архитектуре Московского Кремля, соседствуют русские соборы, построенные итальянскими мастерами, и что-то «киргизское в остриях башен»; сочетаются западные и восточные черты, живет память многих поколений.

В этом рассказе с наибольшей силой прозвучала дорогая писателю мысль о потаенных связях каждого человека с прошлым, что в каждом человеке живет «память веков», которая движет, наряду с влиянием современности, его дурными и хорошими поступками, определяет его сложные эмоции, побуждения, склонности. Именно этой меркой великого исторического прошлого и меряет героиня современную жизнь, именно с нравственных позиций, выработанных веками в русском человеке, подходит автор к любви своих героев.

И хотя счастье наше призрачно, а любовь мимолетна, она, по мнению автора, единственная ценность на земле, самое светлое в жизни человека. И эта единственно счастливая ночь заставляет героиню наконец-то выстроить свою жизнь в соответствии с переданными ей из глубины веков привязанностями, зовом души, взглядом на мир и … уйти в монастырь, уйти от того «многого», что ей не нравится в современном мире, в её собственной жизни.


Задание 4.

Осознать себя в этом огромном мире помогает человеку не только историческая память, но и природа: «Современное культурное общество – особенно в больших городах – от могущественно и благодетельного влияния природы. Я уж не говорю о том, что городская молодежь по большей своей части не знакома с самыми обычными явлениями природы: она постепенно утрачивает даже самый интерес к природе, научается мыслить не живыми образами, а отвлеченными символами и перестает живо и непосредственно относиться к окружающему миру, со всеми его тайнами и проявлениями. В обществе нашем ещё слишком мало ценят воспитательное значение природы, а между тем оно велико и благотворно!» — писал Бунин в статье «Поэт-гуманист».

— Покажите, как реализовались эти творческие принципы Бунина в стихотворении «Вечер»?

— Прочитайте последовательно описание осени, данное в разных главах. (Чтение вслух на уроке). Меняется ли это описание? Почему? (От главы к главе меркнут краски, меньше солнечного света, все более уныл пейзаж, потому что повествование ведется от лица рассказчика, который выступает в разных ипостасях: ребенка, подростка, юноши и человека, перешагнувшего зрелый возраст).

— Как эта мысль Бунина о благотворном влиянии природы на человека реализуется в повести А.И.Куприна «Олеся? (Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства).



Свежие документы:  Конспект урока литературы на тему «Н Н.Носов. Как Незнайка сочинял стихи»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: