Поэтический мир Николая Рубцова


Поэтический мир Николая Рубцова

Цели урока:

  • дать представление о поэтическом мире Н.Рубцова, познакомить с этапами его творческого пути;

  • совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Рубцова, продолжить отработку навыков художественного чтения поэтического произведения, развивать навыки составления конспекта лекции учителя; воспитывать любовь к поэзии.

Оборудование: Мультимедийная презентация по творчеству Н.Рубцова

Методические приемы: лекция, аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ поэтического текста.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала. Слово учителя.

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…
Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полет этих гордых прославленных птиц.
Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей –
Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
Вот летят, вот летят…Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли – и вновь сиротеют душа и природа
Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их…

Эти проникновенные строки принадлежат перу Николая Рубцова. Мне кажется, что даже в том случае, если бы Рубцов написал только одно это стихотворение, он стал бы известен и любим. Но ведь есть еще “Звезда полей”, “Тихая моя Родина”, “В горнице” и много других стихотворений, которые считаются шедеврами поэзии 60-х годов.

Сегодня у нас первый урок, посвященный творчеству Николая Рубцова, на котором мы познакомимся с лирикой Николая Рубцова, попытаемся проникнуться настроениями, размышлениями поэта. Тема урока – “Поэтический мир Николая Рубцова”. Наша цель: выделить этапы творческого пути поэта, получить представление о поэтическом мире Рубцова с помощью анализа его стихотворений. Второй, заключительный урок посвящен теме родины в лирике Рубцова.

Жизнь Рубцова в литературе продолжалась очень недолго, всего 5-6 лет. За это время он успел выпустить только четыре небольших сборника стихотворений. Критика отмечала его талант, подлинный, органичный, а многие считали его одним из лучших, если не лучшим лириком 60-х годов.

Сообщения учащихся.

1) “Биографические сведения о Николае Рубцове”

Николай Михайлович Рубцов родился 5 января 1936 года в поселке Емецк, к северу от Архангельска. К началу войны его семья обосновывается в Вологде. О родителях поэт знал очень немного: “Мать умерла рано. Отец ушел на фронт”. С 1942 года начинается детдомовское сиротское детство в отдаленном селе Никольское. Оно навсегда останется его малой родиной, сюда он будет часто возвращаться из своих скитаний.

В 1950 году после окончания семилетней школы Рубцов поступает в Лесотехнический техникум, но, едва получив паспорт, отправляется в странствия. Более двух лет он работал кочегаром на рыболовецком судне.

В начале 1955 года приехал в Ленинград и стал рабочим Кировского завода. Отсюда он был призван в армию и прослужил на флоте 4 года. При газете Северного флота было литературное объединение, членом которого он стал, и к этим годам относятся первые публикации его стихов.

После демобилизации Рубцов возвращается на Кировский завод, работает кочегаром, слесарем, шлихтовщиком. Одновременно участвует в работе литературного объединения при заводской газете.

В 1962 году, после окончания вечерней школы, поступает в Литературный институт в Москве. Широкому читателю его имя стало известно после опубликованной в 1964 году в журнале “Октябрь” подборки из нескольких его стихотворений. В этом же году Рубцов переводится на заочное отделение, и с этого времени начинается его неустроенная, полная лишений скитальческая жизнь. Он ездит по стране, возвращается в родное село, где иногда подолгу живет один, отрезанный от мира бездорожьем…

Учитель:

Николай Рубцов писал о своем творчестве: “Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность, жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…”

2) “Наследие Николая Рубцова”

Жизнь поэта трагически оборвалась в расцвете его творчества.

Задолго до смерти Николай Рубцов написал знаменитое стихотворение:

Я умру в крещенские морозы.
Я умру, когда трещат березы.
А весною ужас будет полный:
На погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы
Гроб всплывет, забытый и унылый,
Разобьется с треском, и в потемки
Уплывут ужасные обломки.
Сам не знаю, что это такое…
Я не верю вечности покоя!

Конечно, многие поэты угадывали свою судьбу. Но Рубцов не только совершенно точно предсказал день своей гибели, он предсказал и то, что будет после его смерти.

Стихи Рубцова живут уже вдвое больше своего создателя, и им предстоит еще долгая жизнь.

Созданы центры по изучению наследия поэта. Наиболее крупным из них является Рубцовский центр в Вологде. К 60-летию со дня рождения в селе Никольское создан музей Рубцова в помещении того самого детского дома, где воспитывался поэт в тяжелые послевоенные годы.

Время подтвердило оценку Н.Рубцова как одного из самых значительных поэтов 60-х – 70-х годов. Его книги многократно переиздавались и переиздаются, к его имени и творчеству не ослабевает читательское внимание.

3. Лекция учителя об особенностях лирики Рубцова и составление учащимися краткого конспекта.

План лекции (запись на доске)

  1. Сборники стихов Рубцова.

  2. Своеобразие лирики.

  3. Истоки творчества поэта.

Первым сборником Николая Рубцова была самодельная книга “Волны и скалы”(1953-1962), представленная автором на конкурс при поступлении в Литературный институт. Стихотворения, помещенные в сборнике, порой наивны, но всегда искренни и достоверны, максимально биографичны. В это время Рубцов только ищет свой стиль.

В последующих книгах поэтические образы станут более органичными и традиционными. Рубцов становится более требовательным к своим произведениям. С особой тщательностью подходит он к выбору стихотворений для сборника “Звезда полей”(1967). Далее появился сборник “Душа хранит” (1969) – это книга о состоянии души лирического героя, молодости, любви. В 1970 году выходит книга стихов “Сосен шум”. Последний, подготовленный Рубцовым поэтический сборник “Зеленые цветы” был издан уже после гибели поэта в 1971 году.

Стихотворения Рубцова необычны. С одной стороны простые, лишенные замысловатых образов, а с другой – необычайно сложные, исполненные глубокого смысла. Событие или явление становится предметом поэзии у Рубцова лишь когда выявляется его вневременная суть.

В поэзии Рубцова чрезвычайно мало цвета. Вспомните стихотворения Сергея Есенина, в которых можно выделить большое количество цветовых образов, обилие звуков, запахов.

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес…

При восприятии стихов Есенина задействованы слух, зрение, обоняние, вкус. Стихи Рубцова мы воспринимаем так называемым шестым чувством.

У Рубцова мы видим чаще всего не цвет, а свет. Некоторые исследователи называют творчество Рубцова “поэзией света”. Согласны ли вы с таким мнением? Давайте послушаем и попытаемся проанализировать стихотворение “В горнице” .

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

— Какова цветовая гамма стихотворения?

— Есть ли в этом стихотворении звуковые образы?

— Какие эмоции вызвало в вас данное стихотворение?

Художественный мир Николая Рубцова связан с родным ему северным селом. Это — «тихая родина», царство красоты и первозданной гармонии. Способность соединять светлое и трагическое проявилась в цветовых решениях поэта: в соединении белого и черного цветов в стихотворении «Ночь на родине», в прозрачной просветленности таких его лучших стихотворений, как «В горнице», «У размытой дороги». Тайна поэтического мастерства поэта лежит в умении совмещать звуковое, визуальное и эмоциональное решения.

 Творческая манера Рубцова формировалась, с одной стороны, под воздействием таких поэтов, как Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Фет, С. Есенин, Д. Кедрин. С другой стороны, основные образы в его стихах (мать, отец, дом, дорога, река, небо, солнце) совпадают с народной поэзией, восходят к мифологическим архетипам, что позволяет говорить о некой «вневременности» его поэзии. На современную поэзию влияет не столько поэтика Н. М. Рубцова, сколько модель его мироощущения и миропонимания, в том числе и исторического пути России.

Вопросы:

1. Перечислите названия сборников стихотворений Рубцова.

2. Назовите отличительные черты его лирики.

3. Что повлияло на формирование творческой манеры Рубцова?

4. Анализ стихотворения “Старик”.

Идет старик в простой одежде.
Один идет издалека.
Не греет солнышко, как прежде.
Шумит осенняя река.

Кружились птицы и кричали
Во мраке тучи грозовой,
И было все полно печали
Над этой старой головой.

Глядел он ласково и долго
На всех, кто встретится ему,
Глядел на птиц, глядел на елку…
Наверно, трудно одному.

Когда, поеживаясь зябко,
Поест немного и поспит,
Ему какая-нибудь бабка
Поднять котомку пособит.

Глядит глазами голубыми,
Несет котомку на горбу,
Словами тихими, скупыми
Благодарит свою судьбу.

Не помнит он, что было прежде,
И не боится черных туч,
Идет себе в простой одежде
С душою светлою, как луч!

1967

Вопросы (запись на доске):

— Какие чувства вызвало в вас чтение данного стихотворения?

— Дайте характеристику основного образа. Покажите отношение окружающего мира к старику, и старика – к миру.

— Каковы лексические особенности стихотворения?

— Определите идейно-тематическое содержание стихотворения.

Вывод: Стихотворение вызывает чувство спокойствия, умиротворенности.

Просветленный образ старика-странника противостоит несовершенному, злому миру (“Кружились птицы и кричали во мраке тучи грозовой”). Старик не боится “черных туч”, не отягощен мирскими заботами. Единственная его ценность – душа, светлая, “как луч”. Вспомните Евангелие: “Будьте как дети, и войдете в царствие небесное”, “живите, как птицы, не заботьтесь о завтрашнем дне”. Именно эти библейские истины претворяет в жизнь герой рубцовского стихотворения. Все материальное – тленно, копить необходимо только богатство души. Так и сам Рубцов, не озабоченный улучшением материально-бытовых условий жизни, оставил нам бесценное наследство, опыт души – свое творчество.

Учитель: В стихотворении “До конца”, созвучном предыдущему, поэт практически подводит итог своей жизни и творчества, определяет смысл земного существования человека.

До конца
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!

Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей.
Перед этим
Строгим сельсоветом.
Перед этим
Стадом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.

Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста!

1969

5. Прослушивание стихотворений и песен на стихи Рубцова (в том числе в авторском исполнении )

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

7. Информация о домашнем задании. (Запись на доске)

Прочитать стихи Н.Рубцова “Тихая моя родина”, “Звезда полей”, “Ночь на родине”, “Привет, Россия…”, ответить на вопрос: Каковы основные темы и идеи этих стихотворений?


Свежие документы:  Конспект урока на тему "В.П. Катаева "Цветик-семицветик"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: