Предмет Литературное чтение 2 класс «Туве Янссон «Шляпа Волшебника». Вступление»


Учитель Валинурова Л.Р. Класс 2 а Предмет Литературное чтение

Тема: Туве Янссон «Шляпа Волшебника». Вступление

Планируемые результаты:

Предметные: формирование навыка чтения в процессе изучения сказки Туве Янссон, вызвать интерес к содержанию и героям повести – сказки.

Метапредметные: ориентироваться на развороте учебника, находить ответы на вопросы в тексте(П), определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией(Р), развиваем умение слушать и понимать речь других, умение работать в паре, оформлять свои мысли в устной форме(К), развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности(Л).



Ход урока.

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Сегодня на уроке  много гостей. а гости – это  всегда радость, это хорошее настроение.

 Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

 Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего  урока.

 Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе успехов и   тихонечко  садимся за парты.

— Как нужно работать, чтобы урок был успешным?

— Что нам поможет быстро и правильно читать?

Артикуляционная гимнастика:

Сказка «У бабушки с дедушкой»

 Толстые внуки приехали в гости     (надуваем щёки)

С ними худые – кожа да кости         (втягиваем щёки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

                   (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)

Поцеловать они всех потянулись   (губы тянутся вперёд)

Утром проснулись – в улыбочку губы      (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы

                   (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево внутри и снаружи

                   (соответствующие движения  языком)

С нижними зубками  тоже мы дружим

                  (повторение движений  за нижними зубами)

Губы сожмём мы, и рот прополощем

                   (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух)

И самоваром пыхтим, что есть мочи

(одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием  воздуха через губы)

Блюдца поставим – положат блины нам

                   (широкий язык лежит на нижней губе)

Блинчик жуём, завернём и прикусим

(жуём распластанный язык потом прикусываем его, завернув его за нижние зубы)

Блинчик с вареньем малиновым вкусным.

                   (облизываем широким языком верхнюю губу сверху вниз)



  1. Актуализация знаний:

— Ребята! Как называется наш учебник?

(наш учебник называется « Маленькая дверь в большой мир»)

— Что значит для вас большой мир?

( Это всё что находится вокруг нас. Это мир литературы, который нас знакомит с окружающим миром.)

— Давайте пофантазируем, куда может привести сегодня нас с вами эта дверь?

( В мир сказки.)

— Как называется раздел, над которым мы с вами начали работать на прошлом уроке?

(Сказочные человечки.)

III.Постановка учебной задачи

Взгляните на экран, что вы здесь видите?

— Как вы думаете, что нужно сделать?

— Почему мы их называем сказочными человечками?

— Ребята, а всё ли верно мы с вами сделали, почему одна деталь у нас осталась лишней. Давайте прочитаем, что тут написано!

Дети хором читают: ТУВЕ ЯНССОН.

— Как вы думаете, что могут обозначать эти загадочные слова?

(Может это имя героя? Может это страна? Может это фамилия?)

— Можем ли мы уже сейчас ответить на эти вопросы?

Это фамилия писательницы.

Да, ребята Туве Янссон – писательница.

— Что вы можете сказать, взглянув на портрет Т.Янссон?

— Для кого писала?

— Какие произведения она могла писать детям?

— А как мы можем проверить наши предположения?

-Прочитаем хором название произведения, с которым мы познакомимся.

-О чём вам говорит название?

— Какие наши предположения оказались верными?

— Какими качествами обладает писательница?

— Что значит слово «отрывки».

— Что вы может сказать о жанре этого художественного произведения.

— А я вам добавлю это повесть – сказка.

— А как вы считаете почему это произведение вошло в раздел «Сказочные человечки»?

— Какая же стоит перед нами задача? Поможет нам схема работы с текстом.

— Кто главные герои, какие они, как их зовут…

А

И





Т

Ж



Ч



В

Г







-Что нам обычно помогает определить героев, предугадать события, узнать, где происходит действие? (иллюстрация)

— Что вы можете сказать, взглянув на иллюстрацию? (……….)

— Что надо сделать, чтобы проверить все предположения?

— Откройте учебник. (с.87)

-Вступление….(пауза), почему я остановилась?

— Предлагаю вам вспомнить как начинались сказки в предыдущем разделе. О чём говорилось в зачине?

— Итак, о чём пойдёт речь во вступлении?

Просмотрите глазками весь текст. Что здесь необычного? (В,О,П) Где мы можем узнать, что обозначают эти буквы? (открываем начало учебника и читаем)

-А чтобы мы могли ответить на все вопросы, что мы должны делать?

— И ещё во время чтения мы будем находить ключевые слова, которые потом нам помогут составить небольшой рассказ.

Чтение вступления. Диалог с автором.

Первый снег пал на Муми-дол хмурым утром. Он подкрался, густой и безмолвный, и за несколько часов выбелил всю долину. Муми-тролль стоял на крыльце, смотрел, как зима пеленает землю в свой белый саван, и думал спокойно: «Вечером мы погрузимся в спячку». ??????? (вопрос автору)

— Какие ключевые слова можно подчеркнуть? (Муми – дол, муми – тролль)

— Что такое Муми – дол? Где он может находиться? (обратить внимание на Афанасия)

— Какими вы их себе представляете?

— О чём говорят эти слова? (какие из предположений подтвердились?)

Прочитайте строчки о наступлении зимы.

Какие слова, на ваш взгляд, точнее всего рисуют картину наступления зимы? (пеленает, укутывает, выбелил)

Почему автор употребил именно эти слова? Каким словом можно заменить?

Снег бережно пеленает землю для выразительности. Может быть автор любит это природное явление. Подчеркнуть красоту зимы.

Что такое саван? Где можно найти объяснение этого слова? (Это слово употребляется в переносном значении: широкое снежное пространство.)


— Вопрос автору: (- Почему Муми-тролль думал о предстоящей спячке спокойно?) Ведь все Муми-тролли делают так в ноябре (и, по правде сказать, это очень разумно, если кто не любит холода и темноты). (Проверка. Оказывается, всегда в ноябре Муми-тролли погружаются в зимнюю спячку.)

— Что такое спячка? (надолго, может быть на всю зиму)

Он закрыл дверь, неслышным шагом подошёл к маме и сказал:

Идёт снег. (То есть наступила зима.)

Знаю, – ответила мама. – Я уже приготовила для вас самые тёплые одеяла.

Муми-семейство, все его друзья и знакомые готовились к долгой зимней спячке серьёзно и обстоятельно.

— Как это? (предположения) Проверка. (Как вы думаете о чём дальше пойдёт речь)

— Как это характеризует маму? Найдите строчки, докажите.


— Как ещё мама могла готовить своё семейство к спячке?

— Как ваши мамы готовят вас к чему то серьёзному?

— Как же проверить наши предположения? (прочитать)

Муми-мама накрыла стол на веранде, но в чашке у каждого были лишь хвойные иголки. (Совершенно необходимо, чтобы желудок был набит хвойными иголками, если предстоит проспать целых три месяца подряд.)

— О чём мы узнали из этого отрывка?

После обеда (а он казался уж совсем безвкусным) все чуть серьёзнее обычного пожелали друг другу доброй ночи, и Муми-мама велела всем вычистить зубы. (Вопрос: зачем?)

— Почему обед казался совсем безвкусным? (устали, хотели спать, как вы себя чувствуете перед сном)

— А обед действительно был безвкусным? Докажите.

— С кем мы уже познакомились?(Муми –тролль, муми – мама)

— О ком мы ещё ничего не слышали? (о папе)

— А чем же в это время занимался папа? (предполагают)

А Муми-папа обошёл весь дом, закрыл все двери и ставни и обернул люстру сеткой от комаров, чтобы не запылилась. Потом каждый залез в свою кровать, устроил в ней ямку поуютнее, укрылся с головой одеялом и стал думать о чём-нибудь приятном.

Мм… – пробормотал Муми-тролль, уже погружаясь в сумрачный мир сновидений.

— Как спали Муми тролли? (в ямке)

(Проверка. Вот как Муми-тролли готовились к зимней спячке, для этого они набивали хвойными иголками желудки, чистили зубы – начинается долгая спячка.)

— А сейчас вы самостоятельно прочитаете последний абзац и поработаете в паре. Вам нужно будет подчеркнуть слова, которые помогли автору нарисовать зимнюю картину. (проверка) (Прослушивание музык. отрывка)

А на дворе сыпал снег, мелко, но густо. Он уже завалил крыльцо и грузными шапками свешивался с крыши, с наличников окон. Весь Муми-дом скоро должен был превратиться в сплошной пухлый сугроб. Одни за другими переставали тикать часы…

— Ка вы думаете, почему автор так красиво описал это время года?

(Вопрос: почему перестают тикать часы? Предположения-ответы детей.) – пришла зима. (Проверка. Наступила зима, все заснули, и тиканье часов уже не слышно.)

— Какие чувства у вас возникают?

— А сейчас давайте вернёмся к названию нашего раздела и названию произведения:

— О чём мы уже узнали? (можем сказать, что это произведение попало в этот раздел, потому что в нём говориться о сказочных человечках)


— Докажите, что это сказочные человечки, составив рассказ о семействе Муми-троллей, опираясь на ключевые слова, не забудьте высказать своё отношение к героям, используя для этого словарь.

— Смогли мы раскрыть характер героев полностью (Пока нет, не знаем как они ведут себе вне семьи, чем они занимаются в другое время года и, наконец, мы не узнали почему произведение называется «Шляпа волшебника»).

— А что же для этого нужно?

(Нужно читать дальше).



IV. Антиципация I главы.

— Дети читают название главы.

— О чём вы узнали из названия главы?

(Дети высказывают предположения).

— Какие предположения о Туве Янссон оправдались?

— Можем ли мы сказать, что мы всё о ней знаем?

Рассказ о писательнице. (слайды)

Туве Марика Янссон родилась в Хельсинки в 1914 году. мама – художник, а папа – скульптор. В семье было 3 детей. Очень часто они гостили у бабушки. Дети очень любили природу, были очень творческими, любили фантазировать.

Сначала Туве только иллюстрировала (как и её мама) чужие книжки…

А потом выходит её первая книжка «Комета прилетает» (иллюстрации, конечно же, авторские).


С этого момента водоворот Муми-событий захватывает весь мирВсего о муми-троллях Янссон написала 8 повестей («Маленькие тролли и большое наводнение», «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мемуары Муми-папы», «Волшебная зима», «Папа и море», «В конце ноября»)


Они расходились многомиллионными тиражами и издавались по всему миру.

«Шляпа волшебника» была переведена на 34 языка.

Парк в Наантали, музей в Темпере.


На заработанные деньги она купила остров Кловхарун.


Домашнее задание


— Ребята, дома вы прочитаете I главу и обязательно проверите наши предположения.

Рефлексия

Взгляните на экран и продолжите фразы…





























13



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Белградская история Хоменко (Коршунова) Лидия Ивановна"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: