Рабочая программа элективного курса «Искусство владеть словом» 11 класс


МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени

А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
















Рабочая программа элективного курса «Искусство владеть словом»

для 11 класса







подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна






с. Погромец

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена на основе «Программы элективного курса «Искусство владеть словом»/ автор-составитель Васильченко Н.В., рекомендованной Белгородским региональным институтом повышения квалификации.

Сочинение – тот вид деятельности, который оказывается одним из наиболее востребованных в эпоху развития глобальных коммуникаций.

Сочинение – тот вид деятельности, который может и приучить и отучить думать. Шаблонные, удручающе правильные тексты, по сути, пересказ учебников и статей, — результат неумения активизировать мышление учащихся.

Старшеклассники серьёзно задумываются над своими способностями и склонностями. Полезно время от времени предлагать им роли писателей, критиков, журналистов и редакторов.

Главная цель сочинения любого жанра – активизация творческого начала. Школа призвана давать учащимся необходимые навыки сочинения в художественных, публицистических и научных жанрах.

Цель элективного курса дать возможность рас­крыться творческим потенциям учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определенный набор качеств, которыми должен обладать любой журналист, помочь развитию личности.

Умение писать публицистические тексты важно не только для журналистов, работающих в печатных изданиях, но и для теле- и радиожурналистов, которые тоже пишут сценарии для своих будущих передач.

Программа направлена на достижение следующих задач:

  • освоить культуру устной и письменной речи;

  • раскрыть особенности текста;

  • расширить и углубить знания о газетных жанрах сочине­ний;

  • научить старшеклассников понимать специфические осо­бенности газетных жанров сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме, к данному материалу, к данному адресату;

  • привить учащимся старших классов авторское достоинст­во, которое пробуждает подлинный интерес к написанию сочи­нений газетных жанров, воспитывает ответственность за творче­скую работу.


Изменения, внесённые в примерную (типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование.

В связи с необходимостью подготовки учащихся к ЕГЭ 20% программы изменено для работы с КИМами.


Реализовать поставленные цели предполагается посредством использован учебно-методического комплекта:



Методическое пособие для учителя:

1.Васильченко Н.В. Русский язык 10 — 11 классы «Искусство владеть словом»/ Н.В. Васльченко- Волгоград, «Учитель», 2007.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Карнаух Н.Л. Школьное сочинение: вопросы и ответы/ Н.Л.Карнаух – Москва, «Просвещение»,2000.

  2. Загоровская О.В., Григоренко О.В., Канина Т.И. Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С / О.В.Загоровская, О.В.Григоренко, Т.И.Канина, — Издательство «Научная книга», 2006.


Пособия для учащихся:

  1. Русский язык: учеб. Для 8 – 9 д редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2005.

2. Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ / А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова,- М.: Издательство «Астрель», 2008.

Реализация программы зависит от использования учителем методов и форм работы над курсом. Обсуждение теоретиче­ских вопросов (материала Введения и частично других разделов программы) потребует от учителя использования лекционных приемов работы, метода беседы, организации выступления уча­щихся с сообщением по материалам рекомендованной учебной литературы.

Целесообразно использовать метод наблюдения, работы с текстами-образцами, сопоставления, создания текста.


Программа рассчитана на 34 часа.


Требования к умениям и знаниям учащихся


В результате изучения курса учащиеся должны:

  • уметь писать сочинения в газетных жанрах;

  • уметь отбирать фактический и языковой материал для со­чинения того или иного жанра;

  • учиться редактировать тексты сочинений: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;

  • уметь владеть навыками стилистической правки текста;

  • активно владеть жанрами сочинений, коммуникативно зна­чимыми в учебной деятельности учащихся.






Календарно-тематическое планирование


Дата

п/п

Тема занятия

Примечание


1

Введение. Текст как речевое произведение.

Подготовка к ЕГЭ. Знакомство со спецификой экзаменационной работы для проведения ЕГЭ.



2

Сочинение – это тоже текст.

Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпическая культура. Фонетика и графика.



3

Сочинение – это тоже текст.

Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпическая культура. Фонетика и графика.



4

Реферат как вид текста.

Подготовка к ЕГЭ. Критерии оценивания сочинения. Классификация сочинений.



5

Реферат как вид текста.

Подготовка к ЕГЭ. Текст как единое целое. Стили речи. Типы речи.



6

У каждого сочинения свой жанр (обзор).

Подготовка к ЕГЭ. Лексические нормы языка. Лексика и фразеология.




7

Репортаж.

Подготовка к ЕГЭ. Лингвистический анализ текста.



8

Репортаж.

Подготовка к ЕГЭ. Морфология. Словообразование. А4, А11,А13.



9

Форма контроля: сочинение-репортаж.

Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистических текстов, художественных текстов.



10

Форма контроля: сочинение-репортаж.

Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста, художественного текста.



11

Интервью.

Подготовка к ЕГЭ. Морфемика и словообразование.



12

Интервью.

Подготовка к ЕГЭ. Морфемика и словообразование.



13

Портретный очерк.

Подготовка к ЕГЭ. Морфемика и словообразование.



14

Портретный очерк.

Подготовка к ЕГЭ. Анализ текста.



15

Путевой очерк.

Подготовка к ЕГЭ. Художественный стиль и стиль художественных текстов.



16

Путевой очерк.

Подготовка к ЕГЭ. Художественный стиль и стиль художественных текстов.



17

Форма контроля: сочинение по картине.

Подготовка к ЕГЭ. Художественный стиль и стиль художественных текстов.



18

Форма контроля: сочинение по картине.

Подготовка к ЕГЭ. Художественный стиль и стиль художественных текстов.



19

Статья.

Подготовка к ЕГЭ.Анализ научно-популярного стиля.



20

Статья.

Подготовка к ЕГЭ.Анализ научно-популярного стиля.



21

Эссе. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.



22

Эссе. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.



23

Форма контроля: сочинение в жанре эссе.



24

Форма контроля: сочинение в жанре эссе.



25

Рецензия.

Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.



26

Рецензия.

Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.



27

Форма контроля: сочинение на литературное произведение



28

Форма контроля: сочинение на литературное произведение



29

Дневниковые записи



30

Форма контроля: сочинение-дневник



31

Форма контроля: сочинение-дневник



32

Сочинение-письмо



33

Сочинение-письмо



34

Итоговый зачёт за курс



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (Повторение)

Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между пред­ложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в тексте. Стилистические возможно­сти языковых средств. Главные признаки текста.

Ключевые слова и выражения: микротема, абзац, зачин, цепная и параллельная связи, лексические и грамматиче­ские средства связи, словесная ткань.


СОЧИНЕНИЕ — ЭТО ТОЖЕ ТЕКСТ

Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах ци­тирования (как сделать цитату частью текста). Разнообразие те­матических сочинений. Объем сочинений.

Ключевые слова и выражения: прямая и косвен­ная речь, частичное цитирование, цитирование с помощью вводных слов, вводных предложений.


РЕФЕРАТ КАК ВИД ТЕКСТА

Цель реферата. Требования к реферату.

Ключевые слова и выражения:реферировать, ре­феративный (журнал), реферативное (сообщение), референт, исходный текст, библиографические данные книги или статьи, слова-«скрепы», научная информация.


У каждого сочинения свой жанр (обзор)

Единство содержания и формы. Источник материала сочи­нений. Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?

Ключевые слова и выражения: авторы, автор­ское достоинство, произведение словесности.


Репортаж

Репортаж — один из жанров публицистики. Содержание ре­портажа. Различие между репортажем и информационной замет­кой. Правила, построения репортажа. Языковые средства в репор­таже. Формы выражения авторского «я».

Ключевые слова и выражения: комментатор, ком-ментировать, репортер, динамика, «эффект присутст­вия», документальная точность, достоверность.


ИНТЕРВЬЮ

Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разно­видности интервью. Интервью не просто беседа. В чем своеобра­зие языка интервью. Речевая ситуация. (См. Приложение 6.)

Ключевые слова и выражения: интервьюер, ин­тервьюировать, журналист, корреспондент, диалогическая речь, интервьюируемый (опрашиваемый), интервьюирующий (опрашивающий), речевой этикет, интервью-рассказ, интер­вью-беседа, интервью-зарисовка.


ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК

Очерк документальный и недокументальный. Очерк про­блемный и портретный. Сходство и их различие. Способы вы­ражения позиции автора в очерке. Портретный очерк — один из видов очерка, широко распространенного публицистического жанра. Герой портретного очерка. Этапы работы над очерком. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком.

Ключевые слова и выражения: публицистич­ность изложения, фактический материал, динамика, раскры­тие темы в динамике, общественная значимость, портрет од­ного человека, коллективный портрет нескольких персонажей.

ПУТЕВОЙ ОЧЕРК (ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ)

Путевой очерк и путевые зарисовки. Сходство и их разли­чие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Ти­пы речи путевых заметок.

Ключевые слова и выражения: зарисовка, инфор­мативная речь, речь изобразительная: подлинный жизненный материал, рассказ о событии.


СТАТЬЯ

Статья — объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Строение статьи. Языковые особенности статьи.

Ключевые слова и выражения: проблема, тезис, аргументы.

ЭССЕ

Эссе как разновидность очерка научного, исторического критического, публицистического характера. Жанровые особен­ности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.

Ключевые слова и выражения: впечатления, ас­социации, раздумья, размышления, афористичность, подчерк­нутая субъективность, свободная композиция, оригинальный взгляд на предмет, отточенность формы.


РЕЦЕНЗИЯ

Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи в рецензии. Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Языковые средства в ре­цензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии.

Ключевые слова и выражения: рецензент, рецен­зия на книгу, клише, суждение, обоснование, объективный ана­лиз, субъективная оценка.



ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дневники великих людей. Дневник — литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневни­ковых записях. Особенности текста дневника.

Ключевые слова и выражения: творческая фан­тазия и воображение, заставка, личные записи.

СОЧИНЕНИЕ-ПИСЬМО

Виды сочинения-письма. Обязательные условия сочинения-письма. Письма великих людей. Языковые особенности сочинения-письма. Речевые формулы.

Ключевые слова и выражения: запись адресата, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания, приветствия, концовка письма.


Формы и средства контроля



Основной формой контроля по данному курсу является зачёт.

























Список литературы



1. Васильченко Н.В. Русский язык 10 — 11 классы «Искусство владеть словом»/ Н.В. Васльченко — Волгоград, «Учитель», 2007.

2. Карнаух Н.Л. Школьное сочинение: вопросы и ответы/ Н.Л.Карнаух – Москва, «Просвещение»,2000.

3. Загоровская О.В., Григоренко О.В., Канина Т.И. Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С / О.В.Загоровская, О.В.Григоренко, Т.И.Канина, — Издательство «Научная книга», 2006.

4. Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ / А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова,- М.: Издательство «Астрель»,2008.









10


Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса на тему «Путешествие на сказочную поляну»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: