Рабочая программа элективного курса «Малые жанры новейшей русской литературы» для 11 класса



М


БОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени

А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области














Рабочая программа элективного курса

«Малые жанры новейшей русской литературы»

11 класс







подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна












с. Погромец

2013

Пояснительная записка


Рабочая программа элективного курса «Малые жанры новейшей русской литературы» составлена на основе авторской программы Э.Э. Кац, Н.Л. Карнаух «Малые жанры новейшей русской литературы. Читаем, анализируем, рецензируем. 10 – 11 классы». М.: Мнемозина, 2009.

Русская педагогика считает формирование критического мышления одним из основных достижений школьного обучения (П. Ф. Коштерев, 1849—1922; П.П. Блонский, 1884—1941 и др.). Характерными особенностями критического мышления являются открытость новым идеям, рефлексия, определение собственных критических суждений, осознание разницы между возможно правильным и неправильным. Критическая мысль помогает постигать смысл новых идей, создаёт пространство общественного мнения вокруг них.

В становлении и развитии критического мышления и фор­мировании читательской позиции школьников особую роль мо­жет сыграть рецензирование художественных произведений. Ре­цензия — это оценочный вид информации, имеющий адресатом другого читателя или слушателя; она предполагает критический анализ и оценку новинок литературы. В «Великой дидактике» Я.А. Каменский определил обращённую речь как катализатор мышления. JI.С. Выготский предположил, что более высокий уровень мышления возникает из диалога между людьми.

Рецензируя, учащиеся осваивают различные приёмы воздей­ствия на читателя и слушателя: развивают на протяжении всей рецензии определённый тезис; сопоставляют разные произведе­ния и явления общественной жизни; ведут полемику с предста­вителями иной точки зрения, аргументируют собственную пози­цию. Всесторонний анализ художественного произведения при этом не является обязательным, автор рецензии выделяет лишь те аспекты, которые кажутся ему существенными для обоснова­ния своей точки зрения. Рецензирование произведений может завершиться диалогом, диспутом, где представляются различные читательские позиции.

Таким образом, работа над рецензированием художествен­ного произведения даёт возможность школьникам сформировать личное суждение о тексте, критически отнестись к другим точ­кам зрения, вернуться к исходной позиции и скорректировать собственный взгляд на прочитанное.

Предлагаемый элективный курс предназначен для старше­классников гуманитарных классов и классов с углублённым изучением филологических дисциплин, а также для организации факультативных занятий в общеобразовательных школах в це­лях подготовки к выпускному экзамену за курс средней школы и к вступительному экзамену в вуз.


Основная цель элективного курса — развитие критического мышления старшеклассников и формирование собственной чита­тельской позиции.


К новейшей литературе причисляют произведения конца XX — начала XXI века. «Малые» прозаические жанры (рассказ, новелла) — оптимальное методическое пространство для продук­тивного обучения рецензированию.


Элективный курс решает следующие задачи:

  • организует самостоятельное чтение старшеклассников;

  • знакомит с особенностями литературы конца XX — начала XXI века на материале малых жанров;

  • развивает умения анализировать литературное произведе­ние;

  • активизирует мыслительные способности школьников, уме­ние анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выво­ды;

  • актуализирует личностные качества старшеклассника, уме­ние использовать собственный жизненный и читательский опыт;

  • формирует умение создавать рецензии, исследовательские работы, литературные проекты и разнообразные творческие произведения.


При отборе литературного материала учитывалась эстети­ческая ценность произведений, а также общественное и между­народное признание создавших их авторов (участие писателей в современных литературных конкурсах).

Содержание программы определило структуру учебных занятий, которые включают:

  • учебные статьи «Из истории рассказа», «Учимся рецензи­ровать», «Фантастическое в литературе», «Рецензирование фантастических произведений»;

  • вопросы и задания для учащихся, сгруппированные в раз­делы: «Читаем, анализируем, рецензируем», «Дополнитель­ные задания», «Круглые столы, дискуссии и литературные проекты»;

  • рекомендации для самостоятельного чтения;

  • сведения о биографии и творческом пути писателей;

  • аннотации современных литературных премий и конкур­сов;

  • словарь понятий и терминов.


Элективный курс рассчитан на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.


Формы проведения занятий:

  • чтение и обсуждение прочитанных произведений;

  • практикум по обучению рецензиро­ванию,

  • дискуссия и полемика;

  • круглый стол;

  • творческий практи­кум;

  • ученическая конференция, защита исследовательской или проектной работы.

Виды организации деятельности учащихся:

  • индивидуальная, парная, групповая работа,

  • дифференцирован­ное обучение.


Преобладающий метод обучения — диалогический и проблемно-поисковый.

В связи с существованием литературного процесса в сети Интернета в программу включены задания, которые побуждают школьников к поискам материалов о любимом писателе и напи­санию откликов о прочитанных книгах.


Программа для 11 класса посвящена массовой и притягательной для современного молодого читателя литературе — фантастике.

Как и в первом блоке программы (10 класс), представлены произведе­ния писателей разных возрастов: фантастов поколения 70-х го­дов XX века, представителей так называемой «четвёртой волны» отечественной фантастики (С. Логинов, Е. Лукин, Б. Руденко, А. Столяров и др.), писателей «пятой волны» поколения 80-х (С. Лукьяненко, А. Плеханов, А. Щеголев, украинские русско­язычные дуэты М. и С. Дяченко, Г. Л. Олди и др.) и авторов на­чала нового столетия (Л. Каганов, О. Овчинников, А. Щербак- Жуков, К. Шаинян и др.).

Центры любителей фантастической литературы находятся не только в России, но и на всём бывшем советском простран­стве — в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Киеве, Харькове. Проходят международные и россий­ские конвенты, выходят специализированные журналы, вруча­ются литературные жанровые премии.

В качестве принципа организации литературного материала выбран проблемно-тематический в сочетании с жанровым. Подоб­ранные произведения разных жанров (фантастические рассказы, фэнтези, притчи, сказки) распределены по разделам: «Человек и обстоятельства», «Тема оборотничества», «Фантастические про­изведения в жанре притчи», «Фольклорные традиции в фанта­стических произведениях».











































Требования к уровню подготовки учащихся


  • Уметь воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

  • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

  • развитие логики, креативности мышления, коммуникативных функций, интеллекта.

























Учебно-тематический план


Раздел

Количество часов

Введение

2

Рецензирование фантастических произведений

2

Б.А. Руденко «Лиман»

2

А. Г. Щёголев «Как я провёл лето»

3

А. В. Плеханов «Правильный диалог»

2

М. Ю. и С. С. Дяченко (русскоязычные писатели). «Крыло»

2

С. В. Лукьяненко «Нечего делить»

1

Л. А. Каганов «Эпос хищника»

3

В. Логинов (псевдоним писателя С. Витмана). «Там, на вос­токе»

3

А. В. Щербак-Жуков (псевдоним писателя А. В. Щербака). «Седьмой принц королевства Юм»

2

К. С. Шаинян «Горшечник»

2

Дэн Шорин (псевдоним писателя Д. А. Шорина). «Печаль большого дракона»

2

Е. Ю. Лукин «Рыбье слово»

1

М. А. Вишневецкая «День рождения», «Лиса и заяц»

2

Н. Г. Полунин «Домовина с привидениями»

3

Повторение изученного материала

2

Итого

34


























Календарно-тематическое планирование


п/п

Сроки прохождения

Наименование раздела,

темы

Часы учебного

времени

Приме

чание

По плану

Факт.

Введение

2


1



Введение. Фантастическое в русской литературе. Из истории развития жанра

1


2



Жанровое многообразие фантастики в новейшей литера­туре

1


Рецензирование фантастических произведений

2


3



Работа со статьёй «Рецензирование фантастических произве­дений»

1


4



Типичные ошибки начинающего рецензента. Жанровые компоненты рецензии

1


Б.А. Руденко «Лиман»

2


5



Картины космической реальности. Способы создания персона­жей. Гусев и Кроман

1


6



Определение жанрового своеобразия фантастического рассказа Б. Руденко

1


А. Г. Щёголев «Как я провёл лето»

3


7



Повествование от первого лица. Речевая характеристика пер­сонажа. Тема денег, влияние толпы на личность

1


8



Значение фан­тастического элемента в повествовании

1


9



Сочинение истории с элементами фантастики, в которой затрагива­лись бы проблемы, поднятые А. Щёголевым

1


А. В. Плеханов «Правильный диалог»

2


10



Роль диалога в произведении. Авторское отношение к героям. Спор о массовой литературе

1


11



Написание пародийного рассказа на тему «Моё отношение к массовой литературе и искусству»

1


М. Ю. и С. С. Дяченко (русскоязычные писатели). «Крыло»

2


12



Смысл названия рассказа. Роль фантастического элемента в произведении

1


13



Обсуждение созданного читателем финала рассказа «Крыло»

1


С. В. Лукьяненко «Нечего делить»

1


14



Изобразительные возможности лексики: роль терминов. Об­щая интонация рассказа. Смысл названия

1


Л. А. Каганов «Эпос хищника»

3


15



Роль диалога в повествовании. Смысл заглавия

1


16



Альтерна­тивные финалы произведения и их роль в раскрытии авторского замысла

1


17



Рассуждение на тему «Дорога, которая не имеет конца, не имеет смысла»

1


В. Логинов (псевдоним писателя С. Витмана). «Там, на вос­токе»

3


18



Главная героиня в системе других персонажей рассказа. Роль фольклорных традиций в создании образа Алины

1


19



Рече­вая характеристика героев

1


20



Сочинение продолжения рассказа С. Логинова

1


А. В. Щербак-Жуков (псевдоним писателя А. В. Щербака). «Седьмой принц королевства Юм»

2


21



Воплощение Зла и Мудрости. Смысл вечного существования героя. Композиция произведения

1


22



Подготовка презентации творчества автора

1


К. С. Шаинян «Горшечник»

2


23



Проблематика произведения. Взаимосвязь библейского времени и современности

1


24



Сочинение продолжения притчи — рассказ о новом страннике и его судьбе

1


Дэн Шорин (псевдоним писателя Д. А. Шорина). «Печаль большого дракона»

2


25



Люди, маги и драконы в произведении. Смысл повествования от лица дракона. Позиции автора и рассказчика

1


26



Рассуждение на предложенную автором тему «Человек может пре­дать мечту, и только другой человек способен его за это простить»

1


Е. Ю. Лукин «Рыбье слово»

1


27



Способы создания образов-персонажей рассказа. Автор и его герои

1


М. А. Вишневецкая «День рождения», «Лиса и заяц»

2


28



Нравы современного общества в сказках М. Вишневецкой

1


29



Сочинение сказки с животными-персонажами на актуальную нравственную проблему

1


Н. Г. Полунин «Домовина с привидениями»

3


30



Проблематика рассказа. Изображение картин народного быта и жизни представителей городского общества XXI века

1


31



Юмор и ирония в рассказе. Смысл финала

1


32



Сочинение финала истории с привидениями

1


Повторение изученного материала

2


33



Закрепление и систематизация изученного материала

1


34



Ученическая конференция «Защита проектной работы «Мой любимый современный писатель»

1





Содержание программы


Введение (2 часа)

Фантастическое в русской литературе. Из истории развития жанра. Жанровое многообразие фантастики в новейшей литера­туре.


Рецензирование фантастических произведений (2 часа)

Работа со статьёй «Рецензирование фантастических произве­дений». Почему необходимо рецензировать фантастические про­изведения. Анализ фрагментов статьи критика и писателя-фантаста В. Пузия (В. Аренева). Типичные ошибки начинающего рецензента. Жанровые компоненты рецензии.

Б.А. Руденко «Лиман» (2 часа)

Картины космической реальности. Способы создания персона­жей. Гусев и Кроман. Роль финала. Тема нравственного выбора героев. Определение жанрового своеобразия фантастического рассказа Б. Руденко.


А. Г. Щёголев «Как я провёл лето» (3 часа)

Повествование от первого лица. Речевая характеристика пер­сонажа. Тема денег, влияние толпы на личность. Значение фан­тастического элемента в повествовании. Комментарий к выска­зыванию автора о проблеме занимательности в произведении.

Сочинение истории с элементами фантастики, в которой затрагива­лись бы проблемы, поднятые А. Щёголевым.


А. В. Плеханов «Правильный диалог» (2 часа)

Роль диалога в произведении. Авторское отношение к героям. Спор о массовой литературе.

Написание пародийного рассказа на тему «Моё отношение к массовой литературе и искусству».


М. Ю. и С. С. Дяченко (русскоязычные писатели). «Крыло» (2 часа)

Смысл названия рассказа. Роль фантастического элемента в произведении. Сопоставление двух версий рассказа — с траги­ческим и оптимистическим финалами. Анализ высказываний ав­торов и литературных критиков, помогающих понять творческое кредо писателей. Жанровое своеобразие рассказа.

Обсуждение созданного читателем финала рассказа «Крыло».


С. В. Лукьяненко «Нечего делить» (1 час)

Изобразительные возможности лексики: роль терминов. Об­щая интонация рассказа. Смысл названия.


Л. А. Каганов «Эпос хищника» (3 часа)

Роль диалога в повествовании. Смысл заглавия. Альтерна­тивные финалы произведения и их роль в раскрытии авторского замысла. Роль фантастического в рассказе.

Рассуждение на тему «Дорога, которая не имеет конца, не имеет смысла».


В. Логинов (псевдоним писателя С. Витмана). «Там, на вос­токе» (3 часа)

Главная героиня в системе других персонажей рассказа. Роль фольклорных традиций в создании образа Алины. Рече­вая характеристика героев. Сочинение продолжения рассказа С. Логинова.


А. В. Щербак-Жуков (псевдоним писателя А. В. Щербака). «Седьмой принц королевства Юм» (2 часа)

Воплощение Зла и Мудрости. Смысл вечного существования героя. Композиция произведения. Роль повторяющегося фраг­мента текста во вступлении и заключении. Притчевое начало в фэнтези.

Подготовка презентации творчества автора.


К. С. Шаинян «Горшечник» (2 часа)

Проблематика произведения. Роль рамочного компонента — эпиграфа из Евангелия от Матфея. Взаимосвязь библейского времени и современности.

Сочинение продолжения притчи — рассказ о новом страннике и его судьбе.


Дэн Шорин (псевдоним писателя Д. А. Шорина). «Печаль большого дракона» (2 часа)

Люди, маги и драконы в произведении. Смысл повествования от лица дракона. Позиции автора и рассказчика. Роль финаль­ных слов рассказчика. Рассуждение на предложенную автором тему «Человек может пре­дать мечту, и только другой человек способен его за это простить».


Е. Ю. Лукин «Рыбье слово» (1 час)

Способы создания образов-персонажей рассказа. Автор и его герои.


М. А. Вишневецкая «День рождения», «Лиса и заяц» (2 часа)

Нравы современного общества в сказках М. Вишневецкой. Индивидуализация сказочных персонажей и литературные при­ёмы их создания.

Сочинение сказки с животными-персонажами на актуальную нрав­ственную проблему.


Н. Г. Полунин «Домовина с привидениями» (3 часа)

Проблематика рассказа. Изображение картин народного быта и жизни представителей городского общества XXI века. Юмор и ирония в рассказе. Смысл финала.

Сочинение финала истории с привидениями.


Повторение изученного материала (3 часа)

Закрепление и систематизация изученного материала.

Ученическая конференция «Защита проектной работы «Мой любимый современный писатель».













Перечень учебно-методического обеспечения


  • Русские писатели XX века: Биографический словарь / гл. ред. и сост. П. А. Николаев. — М.: Большая российская энциклопедия; Рандеву — AM, 2000.


  • Русская проза конца XX века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Агеносов, Т. М. Колядич, JI. А. Трубина [и др.]; под ред. Т. М. Колядич. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.



  • Современная русская литература: 1950—1990 годы: учеб. пособие. В 2 т. / Н. JI. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.


  • Современная русская литература: учеб. пособие для фило­лог. факультетов высш. учеб. заведений / С. И. Тимина, В. Е. Васильев, О. Ю. Воронина [и др.]. — СПб.: Филолог, ф-т СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005.



  • Современная русская литература. 10—11 кл.: элективный курс: учеб. пособие для уч-ся 10—11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / под ред. Б. А. Ланина. — М.: Вентана- Граф, 2006.


  • Черняк М. А. Современная русская литература: учеб. посо­бие. — СПб.; М.: САГА; ФОРУМ, 2004.




















Свежие документы:  Конспект урока на тему "Инсценировка в стихах "Как непослушный медвежонок в детсад попал"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: