Рабочая программа курса литературы по образовательной системе «Школа-2100″ в 5-ом классе на 2011-2012учебный год.68часов(2ч. в неделю)


Муниципальное базовое общеобразовательное учреждение

М «Гимназия №2» имени Баки Урманче











Рабочая программа

курса литературы по Образовательной системе «Школа – 2100» в 5 классе

На 2011-2012 учебный год

68 часов (2 часа в неделю)







подготовила учитель русского

языка и литературы

Султанова Альмира Инсафутдиновна






г. Нижнекамск РТ

2011 год.



Образовательная система «Школа 2100»

Программа по литературе

( 5 класс )

I.Статус документа


Настоящая программа по литературе для 5 класса ( авторы Р.Н Бунеев, Е.В. Бунеева ) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ»,соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовые компоненты литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.


    1. Пояснительная записка.


Литература, как один из ведущих гуманитарно-учебных предметов в российской школе, содействует формированию разносторонне развитой гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека. Авторы данной программы подчеркивают, что «быстро взрослеющий подросток… должен и может относиться к чтению как к душевной и интеллектуальной потребности».

«Шаг за горизонт» — учебник-хрестоматия для 5 класса представляет собой первый этап работы авторов над курсом литературы в 5-8 классах, который , согласно авторской концепции, призван «поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать».

Выбранные для чтения и изучения тексты объединены по жанрово – тематическому принципу. В соответствии с программой произведения изучаются текстуально или обзорно. Текстуальное изучение предполагает, помимо общего осмысления содержания произведения, анализ текста, наблюдение над художественной формой его, выполнение заданий в рабочей «Тетради по литературе», возможно обращение к истории создания произведения и биографии писателя. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип.

Достоинством данного учебника- хрестоматии является удачное тематическое сочетание прозаических и поэтических текстов.

Книга «Шаг за горизонт», как и прежние книги Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, имеет своих «сквозных» персонажей, вместе с которыми юному читателю будет интересно совершать все новые и новые открытия. Это мальчик – пятиклассник Олег и его старшие друзья – литературные герои: Жак-Элиасен-Франсуа Мари Паганель, великий сыщик мистер Шерлок Холмс, бесстрашный гасконец, королевский мушкетер д, Артаньян и полярный летчик капитан Александр Григорьев. А лирические стихотворения как «заставки» к теме, разделу помогают эмоционально «проживать» прочитанное и выражать свои эмоции.

Основная цель литературного образования в 5 классе – обеспечить постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, предполагающего активное сотворчество читателя с автором. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную литературу, произведения о своих сверстниках о животных, природе, ориентированные на познавательные и личностные интересы школьников определенного возраста.

В программу включены уроки по развитию речи: различные виды творческих пересказов, письменные размышления о характере и поступках героев, отзывы и мнения о прочитанном. Такая практическая работа ведется в рабочей «Тетради по литературе».

В примерном планировании используются работы ученых Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, методические рекомендации для учителя Е.С. Баровой.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю.





III. Место литературы в Федеральном

базисном учетном плане.


Федеральный базисный учетный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения предмета «Литература» в 5 классе.




IY. Содержание образования

5 – й класс (68 часов)


Введение.

Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.

Теория литературы. Литература как вид искусства.


Часть 1. От чего захватывает дух.


Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.

Н.С. Гумилев. Стихотворения из цикла «Капитаны».

Раздел !. Жизнь по законам чести.

Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и ее героев бессмертными.

Для текстуального изучения.

Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна.

Для обзорного изучения.

А. Дюма «Три мушкетера» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.

Н.Г. Долинина. «Честь и достоинство».

Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Эссе как жанр литературы. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя.

Раздел 2. Шифры и клады.

«Законы приключенческой литературы».

Для текстуального изучения.

Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе.

Для обзорного изучения.

Э .По «Золотой жук» ( в сокращении).

А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.

Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция.

Раздел 3. Экстремальные ситуации.

Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.

Для текстуального изучения.

Дж. Лондон «Любовь к жизни» ( в сокращении) . Человек в единоборстве с судьбой.

Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.

Теория литературы. Жанр рассказа

Раздел 4. Как мы становимся взрослыми.

Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в

художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.




Для текстуального изучения.

В.П. Катаев. «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений – игр к суровой жизни.

М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова в повестях М. Твена, В. Катаева.



Для обзорного изучения.

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

Теория литературы. Автор и его герои. Писатель , автор, рассказчик.

Раздел 5. Правда истории и вымысел.

Историческая правда и авторский вымысел в литературе.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и ее интерпретация в художественном произведении.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.

Для обзорного изучения.

В.А. Каверин «Два капитана» (главы).Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.

Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенды как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог.

Раздел 6. Романтика неизведанного.

Мечта о прекрасном и неведомом . Мечта и приключения в литературе.

Для текстуального изучения.

Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…» , Н. Гумилев «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов « Я в жизни ни разу не был в таверне…», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве…».

Теория литературы. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи.



Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами


Фантастическая литература и ее читатель. «Законы

фантастической литературы.

Раздел 1. Мир, затерянный в нас.

Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.


Для обзорного изучения.

А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.

Теория литературы. Фантастика. Научная фантастика.

Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика.

Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы. Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении.

Для текстуального изучения.

А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность ученых перед человечеством.

Н.В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.

Для обзорного изучения.

Р. Бредбери «И грянул гром» ( в сокращении). Последствия поступков человека для будущего.

Теория литературы. Отличительные особенности

фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте.

Раздел 3. Сказка и фантастика.

Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Русан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки.

Теория литературы. Поэма как литературный жанр.


Часть III. В лабиринте событий.


Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива. «Законы» детективной литературы.

Для обзорного изучения.

Э. По «Убийство на улице Морг».( в сокращении) как классический детективный рассказ.

А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.

Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе.


Часть IY. Я и другие.


Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.

Для текстуального изучения.

В.Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Средства создания характеров героев.

М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка – быль. Роль пейзажа в художественном произведении.

Для обзорного изучения.

Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы).

Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД» (главы).

Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повестях.

В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества.

Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.). Сказка и быль. Стихи и проза.


Часть Y. Мы не можем без них или они без нас?


Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.

Герои – животные, их место в художественной литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших».

Для текстуального изучения.

А.П. Чехов «Каштанка».

А.И. Куприн «Ю – ю» (в сокращении).

Для обзорного изучения.

Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

ДЖ. Даррел «Гончие Бафута» (отрывок).

К. Чапек «Сточки зрения кошки».

Стихи о животных : С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса».

Теория литературы. Писатель – анималист. Язык художественного произведения. Читательская интерпретация художественного произведения. Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере.



Обобщение.

Мир твоих читательских интересов.

Развитие речи.

  1. Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.

  2. Отзыв о прочитанной книге. Сочинение-размышление о книге, литературном герое.

  3. Сочинение-рассказ о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.

  4. Сочинение-подражание, сочинение детективной истории, сочинение в форме эссе.

Чтение и изучение произведений –

Развитие речи-







Y. Примерное планирование уроков литературы в 5 классе

по учебнику «Шаг за горизонт» ( авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева )


к.

ч.

Наименование раздела, темы урока

Основные виды деятельности учителя и ученика

Дата

пл

ф.

1

1

Книга 1.

Введение.

Наш новый предмет




Рассказ о своеобразии литературы как вида искусства. Объяснение происхождения слова «литература».с. 3, 4-7.



2

1

Новый учебник и его герои

Объяснение о жанрово- тематическом построении учебника. Беседа о героях и «сквозных персонажах» учебника. Работа учащихся с книгой – чтение вслух описания новых друзей Олега.





3

1

Часть 1. От чего захватывает дух.

От чего захватывает дух. Анализ стихотворения Н.С. Гумилева из цикла «Капитаны»

Беседа с автором ( умение видеть авторские вопросы к читателю…, прогнозировать развитие действия…). Чтение стихотворения учителем, учащимися, обсуждение картин, возникших в их воображении. Рассказ учителя о личности поэта –путешественника. Д/з ч.I, гл 1-4



4

1

Раздел 1.

Жизнь по законам чести.

Александр Дюма и его роман «Три мушкетера». Герои бессмертной книги

Краткий рассказ учителя о личности Александра Дюма-отца(1802-1870) и о времени правления короля Людовика XIII. Беседа по содержанию первых глав романа и знакомство с литературными героями.



5

1

«Законы чести» в главе «Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала».

Чтение эпизодов по ролям. Учащиеся должны проследить по тексту, как ведут себя мушкетеры и гвардейцы кардинала. Увидеть отношение автора к своим героям Д/з ч.I, гл.9,11,12,17,18.



6

1

Что такое дружба (по главе «План компании» )

Краткий рассказ учащихся о событиях в прочитанных главах. Обсуждение : «Что такое настоящая дружба, с точки зрения А.Дюма». Учебник, с.29-37



7

1

Р.Р. Чтение и обсуждение дом-х сочинений учащихся в форме эссе




8.

1

Жюль Верн «Дети капитана Гранта». Жюль Верн- удивительный писатель

Рассказ о жизни и творчестве Жюля Верна. Д/з ч.I, гл.1-4



9

1

Мужественные и честные сердца.

Беседа по первым четырем главам первой части романа. Что значит для героев Жюля Верна «жить по законам чести ?». Д/з ч.I, гл. 6,7,8.



10

1

Знаменитый географ на борту «Дункана». Роман- учебник, роман- открытие.

Рассказ учащихся о Паганеле; работа с текстом над характеристикой героя. Чтение вслух главы 8. Д/з ч.I, гл.22-25




11

1

Как был найден капитан Грант.

Пересказ самостоятельно прочитанных учащимися глав Д/з 1-5 в рабочей тетради.




12

1

Развитие речи. Подготовка к сочинению. «Что значит жить по законам чести?» (по книгам А.Дюма «Три мушкетера» и Ж.Верна «Дети капитана Гранта»).

План.

  1. Вступление. Что значит «любимый герой?»

II. Основная часть. Мой любимый герой-это…

а) Что меня привлекает в портрете героя ?

б) Какие черты характера и поступки героя мне особенно нравятся?

В) Что сделал автор для того, чтобы… стал моим любимым героем?

Ш Заключение. Хочу быть похожим на любимого героя. Д/з сочинение в черновике






13

1

Раздел 2

Шифры и вклады.

Что такое шифр и что такое вклад. Э.По «Золотой жук». Понятие о литературном портрете, К.Г. Паустовский «Эдгар По».


Знакомство учащихся со статьей хрестоматии.

Чтением учителем произв-я К.Г. Паустовского и сравнить его очерк с биографической справкой об Эдгаре ПО.

Д/з с.59 в. 1,2.




14

1

Тайна золотого жука ( по рассказу Э.По «Золотой жук»).

Работа учащихся со словарем: определение сюжета и композиции рассказа. В печатной тетради- составление элементов сюжета. Д/з пересказ глав.




15

1

Р-Л Стивенсон и неизведанные острова. (1850-1894) Роман «Остров сокровищ»

Пересказ учащимися глав IXI. Подробный анализ главы XII «Военный совет».

Д/з гл. 30-34




16

1

Цена честного слова. «Вьется по ветру «Веселый Роджер», люди Флинта песенку поют».

Характер Джона Сильвера, пирата, разбойника, многосторонний; беседа по вопросам. Д/з с. 99-107.




17

1

Анатолий Наумович Рыбаков «Кортик». Тайны повести «Кортик».

Обзор повести А.Н рыбакова «Кортик» — приключенческая повесть. Д/з в рабочей тетради с. 11-12







Раздел 3. Экстремальные ситуации




18

1

Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона (Джон Гриффит,1876-1916)

Краткий рассказ о жизни Джека Лондона

Д/з прочитать рассказ.





19

1

Что такое любовь к жизни?

Текстуальный анализ рассказа Джека Лондона Д/з прочитать рассказ Житкова..



20

1

Оставаться человеком при любых обстоятельствах. (Б .Житков и его рассказ «Механик Салерно»)

Анализ рассказа , наблюдения над языком и построением рассказа. Экстремальная ситуация. Д/з с.136, зад.8-9.



21

1

Развитие речи Что объединяет рассказы «Любовь к жизни» Джека Лондона и «Механик Салерно» Б.Житкова.

План.

  1. Вступление. Главная тема обоих рассказов.

II. Основная часть. Человек в экстремальной ситуации.

  1. Должно хватить выносливости.

  2. Главное – это сила духа.

  3. Нужно уметь отвечать за других.

Ш. Заключение. Подобное может случиться с каждым.





Раздел 4. Мы становимся взрослыми




22



1



Марк Твен

«Приключения Гекльберри Финна»

Марк Твен и его маленькие герои








Работа с учебником-хрестоматией с целью знакомства с некоторыми сведениями о самом писателе. Чтение 1-2 глав повести. Д/з гл.4-7.



23

1

Приключения – игра.

Приключения- игра и жизнь.

Рассказы учащихся от лица Гека Финна о его жизни у вдовы Дуглас. Работа в рабочих тетрадях (задание 1-4, с.21-22). Д/з гл.8,12,13.



24

1

Приключения-жизнь.

Рассказы учащихся о главном герое Гекельберри Финне, о его жизни, характере. Литературные приёмы. Д/зс.158,з.2-3.




25

1

В.П.Катаев «Белеет парус одинокий». Валентин Катаев и название его повести.

Сообщение учителя о творческой истории повести, о писателе и о времени действия повести,Д/з гл.2; 11.



26

1

Море Пети и море Гаврика.

Рассказы учеников о Пете и Гаврике, об их семьях, занятиях. Понаблюдать, какие великолепные краски и образы находит автор, чтобы изобразить море глазами Пети и Гаврика.(Рабочая тетрадь, с.27-28). Д/з гл 5,7,8; 13-15; 21-23.



27

1

Большие события и маленькие дети.

Анализ сцен, связанных с Родионом Жуковым и с походом детей на Ближние Мельницы.(Глава 21 «Честное благородное слово» — чем Петя и Гаврик похожи и чем отличаются друг от друга?). Д/з гл.26-32; гл. 35-45.



28

1

Дети становятся взрослыми.

Составление цитатных планов с последующими выводами. Д/з в рабочей тетради з.1-4, с.28-29.



29

1

М.Ю.Лермонтов «Парус».

Выразительное чтение стихотворения учителем, учащимися. Устное словесное рисование увиденного во время чтения. Работа (коллективная) в рабочей тетради (с. 25-26). Д/з выучить наизусть.





Раздел 5.

Правда истории и вымысел.




30

(5) 1

В.А.Каверин «Два капитана». Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева.

Чтение статьи учебника-хрестоматии (с.192-194) о приключенческой литературе. Краткий рассказ учителя о В.А.Каверине и его творчестве Анализ отдельных эпизодов повести (ч I, гл.1; ч. П, гл 3,7; ч.Ш гл. 5,6,7; ч.Ш гл. 13, 14. Д/з ч.Ш гл. 20-24.



31

1

«Я найду экспедицию».

Рассмотреть проблемы. Которые автор поднимает в 20-24 главах Ш части романа:

  1. Проблема Марьи Васильевны.

  2. Проблема Кораблева.

  3. Проблема Кати.

  4. Проблема Николая Антоновича Д/з. ч.IY; гл.1-7



32

1

Летчик Григорьев и штурман Климов.

Беседа с учащимися по главам 1,3,4,5,6,7 Iуч. Романа:

  • Расскажите о том, как жил Саня, когда поступил в летную школу. Его черты характера?

  1. Кто в эту пору был для Сани образцом,

примером и почему?

  1. Найдите рассуждение Сани о смысле собственной жизни. «Чего я хочу? Зачем я стал летчиком? Почему я стремлюсь на север?»

Обобщение. Что говорят прочитанные главы о характере Сани Григорьева. Д/з ч.УШ, гл.1-13



33

1

Капитан Григорьев на войне.

Пересказ эпизодов, сопровождаемых самост-ми выводами учащихся. Найти, как изображается развитие характера героя, его поведение в экстремальных ситуациях. С какой целью автор заставляет своего героя пройти через большие жизненные испытания: потерю друзей, предательство Романова, ранение, душевные страдания. Д/з. с.IX, гл.8; ч.Х, гл1-9. Эпилог.



34

1

Как была найдена экспедиция?

Расскажите содержание гл.8 ч.IX. как была найдена экспедиция? Какие чувства вызвали у вас эти сцены? Выразительно прочитайте эпилог. Почему на памятнике капитану Татаринову высечены слова, бывшие Саниным девизом: «Бороться, искать, найти и не сдаваться»? Объясните смысл названия романа. Д/з стих. Лермонтова «Бородино» читать.



35

(2ч)

М.Ю.Лермонтов «Бородино». «Ведь были ж схватки боевые…».

Краткое вступительное слово учителя о войне 1812 г и о Лермонтове-патриоте. Чтение стих-я учителем (наизусть). Анализ стих-я по плану:

а) характеристика старого солдата;

б) идея стих-я «Бородино»

в) художественные особенности стихотворения. Д/з в рабочей тетради з.1-3; выучить наизусть стихотвор-е



36

(2ч)



1







1

Раздел 6.

Романтика неиведанного

Стихи о прекрасном и неведомом.(Н.Гумилев, В.Маяковский, А.Блок и др.)




Что мы узнали о приключенческой лит-ре . (обобщающий урок)

Стихи о прекрасном и неведомом. Работа над стих-и Н.С.Гумилева В.В.Маяковского,М.А.Светлова Д.С.Самойлова, В.Д.Берестова:

  • Выяснить настроение, содержание, образный строй стихотворения.

  • Выразительное чтение

Д/з. наизусть ( на выбор).

Проверочная работа №1 (рабочая тетрадь).


















Книга П

Часть П. Что можно увидеть с закрытыми глазами.









37






(2ч)


Раздел1. Мир, «затерянный в нас».


А.Конан Дойл. «Затерянный мир». Наука и полет фантазии. (Анализ главы ХП из романа «Затерянный мир»).





Познакомиться со статьей в учебнике-хрестоматии(с.4-5) о писателях-фантастах

Краткое вступительное слово учителя о событиях, предшествующих ХП главе. Анализ гл.ХП «Как страшно было в лесу!»

-Как выглядит «затерянный мир» в изображении А.К Дойла

-Как автору удается создать атмосферу таинственности?

Расскажите об обитателях этого удивительного мира, о его природе. Д/з прочитать и пересказать статьи учебника (с.17-18).



38

(3ч)



1




1






1




Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика

А.Беляев «Голова профессора Доуэля». Фантастический мир Александра Беляева.



Мари Лоран и голова профессора Доуэля





Профессор Доуэль и профессор Керн.




Рассказ учителя о жизни и творчестве Александра Романовича Беляева (1884-1942), выдающегося русского писателя-фантаста. Д/з прочитать главы из романа (с.18-26)

Краткий рассказ учителя об истории создания романа. Анализ основных эпизодов, повествующих о том воздействии, которое оказал профессор Доуэль на Мари Лоран. Д/з с.27, вопрос 3,7.

Беседа по вопросам:

-Докажите на основе прочитанных глав, что это научно-фантастический роман

-Сопоставим двух ученых: каковы же цели Доуэля и Керна?

-Чем опасны такие люди, как Керн? Д/з зад.7 в рабочей тетради; прочитать рассказ Бредбери.



39

1

Рэй Бредбери «И грянул гром».

Каждый из нас в ответе перед будущим ( рассказ «И грянул гром».)

Краткое слово учителя о писателе, его взглядах.

Беседа по содержанию рассказа, посвященная анализу основной идеи рассказа: все мы в ответе перед будущим за каждый свой поступок…Д/з прочитать одну из повестей Н.В.Гоголя.



40

1






Н.В.Гоголь. «Портрет» Н.В.Гоголь и научная фантастика

Краткое вступление учителя о Николае Васильевиче Гоголе (1809-1952) и о повестях из петербургской жизни. Д/з читать фрагменты повести «Портрет»




2

Странное, причудливое, фантастическое в повести «Портрет»

Анализ ряда эпизодов, помогающих понять характер Чарткова:

-Что победит в душе главного героя и почему?

  • Какой путь к славе выберет герой?

  • Как изображен Гоголем процесс работы над портретом?

  • Как относится к претензиям заказчиков?

Фантастическое в повести. Роль таинственного портрета

  • Докажите, что Чартков не в силах сопротивляться портрету.

  • Кто же виноват в том, что случилось с героем?

Д/з с.52, вопрос 4. Читать «Сказку о мертвой царевне…»



41

2

Раздел 3. Сказка и фантастика

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». «Руслан и Людмила». Жизнь и фантастика в сказке.




«Там чудеса…» (Сказочное в поэме «Руслан и Людмила»).



Чтение учащимися статьи в учебнике на стр.53; отличие сказки от других видов художественного эпоса. Работа над текстом пушкинской сказки с опорой на вопросы и задания (рабочая тет.с47) Д/з читать 1,2,3 песни поэмы «Руслан и Людмила

Выразительное чтение вступления к поэме.

-Какие «чудеса» происходят в ней

-Проследите за развитием сюжета

-Анализ сцен, связанных с главным героем. Д/з выучить наизусть вступление к поэме.



42

1

Часть Ш. В лабиринте событий

Что такое детектив? Истоки детективной литературы (Э.По «Убийство на улице Морг»).



Основные составляющие композиции рассказа, которые соответствуют законам детективного жанра. Что больше интересует автора – преступление как таковое или работа мысли? Д/з прочитать рассказ.



43.

1

Часть IY. Я и другие.

В.Г.Короленко. « В дурном обществе».

Драмы взрослых и драмы детей.


Краткое знакомство с личностью писателя. Анализ IIII глав:

-Драма Васи и Васиного отца.

— Драма Тыбурция и его друзей. Д/з Выразительное чтение стих-й о детях(Д.Самойлов, В.Берестов, Н.Заболоцкий).





44

1

Уроки добра и справедливости

Перечитывание сцен знакомства Васи и Валека (глава IY).

Сопоставление Маруси и Сани (г.5)

Чтение в классе главы УП «На сцену является пан Тыбурций». Д/з учебник с.126, вопрос 8.

(Продолжение ) Глава «Кукла»(IX) Драматизм сцены между Васей и его отцом. Какую роль сыграл Тыбурций в жизни Васи и Васиного отца? Д/з учебник с.127 , вопросы 15-17.



45

1

Смысл названия и основные идеи повести.

Обобщающая беседа на тему «Дети подземелья» и «Дурное общество» Д/з выполнить задание 1-5 по рабочей тетради, с. 61-62.



46

1






1





1







1

М.М.Пришвин «Кладовая солнца».(Сказка-быль). Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.


Тропа Насти.





Тропа Митраши.







«Великий храм природы» в повести «Кладовая солнца» Смысл названия повести.

Краткое вступительное слово учителя о Михаиле Михайловиче Пришвине(1873-1954). Чтение I гл. Отношение рассказчика к Нате и Митраше (работа уч-ся с текстом). Д/з прочитать IIYIII гл.

Рассказы учащихся о Насте по вопросам учебника. Выразительное чтение отрывка о сосне и ели, растущих вместе (Ритмичность прозы). Д/з наизусть отрывок.

Рассказы уч-ся о характере Митраши и жизни Травки и Антипыча. Выразительное чтение кульминационного эпизода, когда Травка вытаскивает нового Антипыча из Слепой елани. Д/з в рабочей тетради з.1-7, с.57-58.

Беседа на тему «Изображение мира природы в повести Пришвина». Объяснить, что имеет в виду писатель, называя природу «великим храмом». Д/з в рабочей тетради з. 8-11, с.58.



47

1

Л.А.Кассиль «Кондуит и Швамбрания».

Г.Белых, Л.Пантнлеев «Республика ШКИД»

Обзор самостоятельно прочитанных глав из повестей. Пересказы детей. Д/з выразительное чтение стихотвор-й о детях.( Д.Самойлов, В.Берестов, Н.Заболоцкий).





48



2

Часть У. «Мы не можем без них или они без нвс?»

«Собачий мир» в рассказе А.П.Чехова «Кашатанка».



Чтение вслух статьи учебника на с.176-176 и первых глав рассказа «Каштанка». Анализ рассказа по вопросам учебника:

-Докажите, что в рассказе мир показан глазами собаки…

-что можете сказать о характере Каштанки ?

-Как вы поняли смысл рассказа?

Д/з Читать рассказ А.И Куприна «Ю-ю».



49

2

«Всем кошкам кошка» в рассказе А.И Куприна «Ю-ю» и в расказе К.Чапека «С точки зрения кошки».

Анализ рассказов по вопросам учебника-хрестоматии. Есть ли общее в изображении характера кошки у А. Куприна и К. Чапека. Д/з прочитать фрагменты из книги Дж.Даррела «Гончие Бафути».



50

2

Жизнь – животным ( рассказ о жизни и творчестве Джеральда Даррела) .Смешное и трогательное в рассказе.

Краткое знакомство с личностью замечательного английского натуралиста и писателя Джеральда Даррела (1925-1995). Беседа по фрагменту из книги. Д/з с.203,читать



51

1

Э.Сетон-Томпсон «Чинк». Неповторимый мир. Друг, который никогда не предает.

Рассказ о жизни и творчестве Э.Сетон-Томпсона «Чинк».

Беседа с учащимися с опорой на вопросы и задания из рабочей тетради, с.71. Д/з Читать стихи о животных.



52

2

Мир животных в стихах.

Выразительное чтение и анализ стихотворений о животных (Б. Заходер, С.Есенин, В.Инбер, Н.Глазков, И.Бунин, В.Маяковский, Н.Заболоцкий) с опорой на задания 1-4 в рабочей тетради, с.72-73.



53

1

Что же там, за горизонтом?

Урок-обобщение по всему учебнику- хрестоматии. Ответы на викторину, составленную учащимися. Рекомендации летнего чтения.




Итого 68 уроков.







YI. Основные требования к знаниям ,

умениям и навыкам учащихся.


В результате изучения литературы ученик

должен знать :

  • содержание литературных произведений, подлежащих текстуальному изучению;

  • наизусть стихотворения, подлежащие обязательному изучению ( по выбору) ;

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей ;

  • основные теоретико — литературные понятия;

уметь :

  • выразительно читать художественные произведения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному.


YII. Методическое обеспечение.



Для учащихся :


  1. Р.Н. Бунеев,Е.В, Бунеева «Шаг за горизонт». Учебник- хрестоматия для 5 класса в 2-х книгах. М.: Баласс,2008.

  2. Р.Н. Бунеев , Е.В. Бунеева , О.В. Чиндилова. Тетрадь по литературе 5 класс ( к учебнику «Шаг за горизонт») М. : Баласс, 2008.


Для учителя :

  1. Е.С. Барова,Уроки литературы в 5-м классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт». Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2007г.

  2. М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. Москва. Айрис-Пресс, 2006 г.

  3. Л. Тимофеев и Н. Венгеров. Краткий словарь литературных терминов. М. 1990 г.

  4. Е.Брандис. От Эзопа до Джанни Родари. Зарубежная литература в детском и юношеском чтении. М. Детская литература. 1980 г.











Свежие документы:  Урок экологии в 11 классе "Особенности экологических связей человека"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: