Рабочая программа по курсу словесности в 5 классе


22



МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону»

МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107

«ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА»


Рабочая программа

по курсу словесности в 5 классе


подготовила

Манцыгина Элеонора Геннадьевна

учитель русского языка и литературы





Ростов – на – Дону

2012г.

Раздел. « Народная словесность»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение народной словесности – это первый шаг в освоении культуры народа в целом. Он дает возможность познакомить учащихся со складом мышления человека Древней Руси, помогает подготовиться к восприятию письменной словесности.

Этот курс предполагает знакомство и с культурами других народов, сравнение образов, символики разных народов.

Интерес школьника нужно направить к истокам родного языка и культуры.

Материал курса «Народной словесности» включает исторические, географические, этнографические сведения, большой поэтический материал. Эти сведения очень интересны для учащихся, поэтому курс пользуется повышенным успехом у учеников и их родителей. Данные, полученные при тестировании учащихся, наглядно подтвердили это.

В центре внимания оказываются верования, обычаи, мифы, обряды и обрядовая поэзия, сказки, былины, театр. Все это направлено на возрождение интереса и любви к родной культуре.

Курс Н. Н. Костанян рассчитан примерно на 75–80 часов. Но в нашей школе нет возможности ведения данного курса как основного, поэтому он, ведется как факультативный. А это вызвало необходимость несколько сократить курс. Данное примерное планирование рассчитывает материал курса на 68 часов.

Некоторые темы несколько сокращены, но с учетом того, что на уроках литературы они тоже изучаются (сказки, былины), курс в целом сохраняет свое содержание.

Многолетняя работа с курсом показала, что материал усваивается учащимися легко, хотя определенные трудности все же существуют. Имеется учебник по данному курсу, но материал требует проработки учащимися в тетради, записи основных положений в виде плана. Это имеет и положительные стороны, так как уже в 5 классе ребята учатся конспектированию.

Следует отметить, что на фоне курса «Народная словесность» возрастает глубина восприятия русской классической литературы. Например, «Вечера на хуторе близ Диканьки» воспринимаются на фоне уже известных учащимся атрибутов народной жизни, веры в чертей, домовых, на фоне календарных обрядов (купальская ночь) и т. д.

Курс «Народная словесность» создает почву для дальнейшего основательного изучения письменных памятников русской культуры.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования в области «Филологии». Вестник образования. 2004. №12.

  2. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).

  3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Филология. 5-9 классы. «Дрофа». Москва. 2007-2009.

  4. Региональный компонент стандарта общего образования.

  5. Школьный компонент стандарта общего образования.

  6. Закон об образовании РФ.

  7. Учебный план МБОУ СОШ №107 на 2011-2012 учебный год.

СТРУКТУРА КУРСА


Модуль (глава)

Кол-во часов

1

О славянских племенах

12

2

Язычество древних славян

7

3

Мифы разных народов

7

4

Слово – язык – словесность

6

5

Календарные обряды и обрядовый фольклор

16

6

Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор

9

7

Собственно славянские фольклорные жанры

11

Количество часов по развитию речи

9

Общее количество часов

68

Количество часов в неделю

2


Часть I


О славянских племенах


урока

Тема урока

В результате изучения темы учащиеся должны

1

2

3

Византийские греко-римские и арабские историки о начале славянских племен. Литература к теме: «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века». М., «Просвещение», 1989, стр. 10–11.

«Прокопий из Кесарии. Война с готами». М., 1950, стр. 297.

«Вестник древней истории». М. «Современник», 1990. Репринтное издание по № 1, 1941 г., стр. 47–48.

Знать: происхождение славянских племен, места расселения; внешний облик славян в описания Прокопия Кесарийского, Маврикия Стратега; образ жизни славян.

Уметь: работать с картой расселения славянских племен.

4

Повесть временных лет о происхождении славян и их расселении по земле.

Знать: краткие сведения об авторе «Повести временных лет», монахе Киево-Печерского монастыря Несторе; его данные о происхождении славянского племени и расселении славян по земле.

5

Легенды о княгине Ольге, Кие, Щеке, Хориве, о варяжских князьях Рюрике, Труворе и Синеусе (в изложении «Повести…» и «Никоновской летописи»)

Древние легенды о начале Русской земли, о нравах и образе жизни полян, древлян, вятичей, северян и проч., о приглашении варяжских князей на Русь; легенду о городе Киеве, о княгине Ольге.

6

Деление славян по племенам на три группы в IX веке.

Причины деления славян на три группы: западные (чехи, морава, поляки), южные (сербы, хорваты, болгары), восточные (украинцы, белорусы, русские).


Литература к теме:

Русская литература XIXVIII вв.

М. «Художественная литература», 1988, стр. 19, 21, 23, 25, 26.

«Повести временных лет» в переводе Д. С. Лихачева.

Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века, М., «Просвещение», 1984, стр. 7–12.

Хрестоматия по истории СССР с древ. времен до конца XVIII в., М., «Просвещение», 1989, стр. 15–18.

Уметь: давать краткую и разверную характеристику славян, их обычаев, образа жизин;

составлять простой план ответа.

7

Н. М. Карамзин и его «История государства Российского».

Изучение главы II «О славянах и других народах, составивших государство Российское»

Знать: сведения о великом русском историографе Н. М. Карамзине и о его «Истории государства Российского»; происхождение, расселение славянских племен (по Карамзину), сведения о древнейших русских городах; названия племен; некоторые географические названия (Варяжское, Русское, Хвалынское море); причины междоусобных стычек славян.

8

Чтение и обсуждение сведений Н. М. Карамзина о происхождении славян российских, о полянах, радимичах, вятичах и других племенах славянских, о древних городах русских, о междоусобице славян российских.

Уметь: делать сравнительный анализ сведений Карамзина и других источников; находить древние города на современной карте страны.

9

Чтение, обсуждение и конспектирование статьи «О физическом и нравственном характере славян древних».

Природное сложение и свойства: храбрость, хищность, жестокость, добродушие, гостеприимство.

Литература к теме:

Н. М. Карамзин «История государства Российского», М.: Наука, 1989, т. I, гл. II, стр. 47, 49, 50, 52; гл. III, стр. 61–78.

Знать: как описывает внешний облик славян Карамзин; какими отличительными свойствами они обладали; каково было брачное устройство у славян; каким было отношение к женам, детям, старикам.

Уметь: рисовать устный портрет древнего славянина.

10

Нравы российских славян и их занятия (скотоводство, земледелие, торговля, искусство).

Литература к теме:

Карамзин Н. М., «Предания веков», М., 1988, т. 1, гл. 1–4.

Знать: нравы и обычаи разных славянских племен, их сходство и различие; чем питались и что надевали славяне; как развивались скотоводство и земледелие; с кем торговали славяне и чем; какие виды искусств развивались; как управлялись славянские племена.

Уметь: определять род занятий славян в зависимости от расселения.

11

12

Развитие речи

Сочинение «Исторический портрет древнего славянина»

Знать: особенности построения текстов описательного типа.

Уметь: использовать описание в сочинении.

Часть II


Язычество древних славян

(7 часов)


урока

Тема урока

В результате изучения темы учащиеся должны

13

Язычество – древняя форма религии

Знать: что характерной особенностью язычества является многобожие; что определяет понятие «язычник».

Уметь: видеть отражение окружающего мира в древних формах религии.

14

Культ Природы у славян.

Чтение и обсуждение глав из книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни».

Знать: как объясняли славяне таинственную связь окружающих их явлений; как верования славян отразились в сказках, загадках, где олицетворяются силы природы.

Уметь: излагать текст повествовательного типа (на основе прочитанного).

15

Языческие боги, упоминаемые в древнерусских памятниках.

(Игнатьевской летописи, «Слово о полку Игореве»).

Знать: как деление Вселенной (в представлении славян) на три зоны: небо, землю, подземный мир, нашло отражение в разделении богов; имена древнейших божеств (Сварога, Перуна, Стрибога и других).

Уметь: определять, каким божествам должен был поклоняться славянин в зависимости от места расселения и рода занятий.

16

Облик языческих святилищ.

Знать: каков был внешний вид языческих святилищ, их устройство; композицию языческих идолов (на примере Збручского идола).

Уметь: рисовать схему языческого святилища.

17

Культ Предков у древних славян.

Знать: как и почему язычники-славяне почитали души предков именуемые «Род» и «Рожаницы».



Уметь: устно описывать ритуал жертвоприношения; сравнивать современное отношение к умершим предкам и древнее почитание душ умерших.

18

19

Развитие речи

Подготовка и написание сочинения по теме:

«Во что верил славянин язычник?»

Литература к теме:

Б. Рыбаков. «Язычество древних славян», М., 1981, стр. 56–74.

Н. М. Карамзин. «История государства Российского», М., 1989, гл. III, стр. 80–87.

А. Н. Афанасьев, «Древо жизни», М., 1982, главы «Свет и тьма», «Небо и Земля», «Вода».

П. И. Мельников (Печерский), «Миф о солнце». «Литература в школе», № 5, 1989, стр. 83, 84.

Знать: особенности построения текстов описательного типа с элементами рассуждения.

Уметь: применять описание в сочинении.


Часть III

Мифы разных народов

(7 часов)


урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

20

Египтяне о происхождении мира и богов.

Знать: легенду об Исиде и Осирисе, Сете и Горе; представления египтян о Вселенной; как развивается миф о солнце у египтян (высшее божество Ра).

Уметь: объяснять происхождение мира согласно египетской трактовке; сравнивать египетскую мифологию со славянской, находить общие и отличительные черты.

21

Греки и римляне о происхождении мира и богов.

Знать: пантеон греческих богов и их влияние на римскую мифологию; греческое представление о происхождении мира и богов; имена греческих и римских богов.

Уметь: сопоставлять легенды о происхождении мира у разных народов, находить общие и отличительные черты.

22

Индусы о происхождении мира и богов.

Знать: легенду о великой Матери Кали и других богах.

Уметь: делать, сравнительный анализ культа Кали и Умы – двух начал единого и славянского культа Рожаниц.

23

Чтение и обсуждение мифов о разных богах в греческой, египетской и индийской мифологиях.

Знать: особенности построения греческих мифов, индийских сказаний; миф об Уране и сыне его Кроне, миф о титанах, легенду о боге Шиве.

Уметь: находить отличительные особенности мифа как жанра фольклора.

24

Рождение, жизнь, подвиги верховных повелителей мира в различных мифологиях.

(Чтение и анализ мифа о рождении Зевса, о борьбе богов-олимпийцев с титанами; чтение мифа о войне богини Кали с асурами (злыми демонами), мифа о битве Сета с Гором).

Знать: как естественные физические процессы Земли (землетрясения, наводнения, извержения) нашли отражение в мифах, рассказывающих о битвах богов с их противниками – силами зла (гекатонхейрами, асурами и др.).

Уметь: находить в мифах религиозные, научные и поэтические элементы.

25

Легенды и сказания о героях в разных мифологических традициях.

(Чтение и обсуждение мифа о Геракле и его подвигах).

Знать: как в легендах о героях выразилась мечта людей о совершенстве Человека, его исключительности; основные имена и подвиги греческих героев Геракла, Тезея, Персея.

Уметь: сопоставлять героев разных мифов с русскими былинными богатырями; схожесть и различия в мифологических изображениях чудовищ (дракон Тифон и Чудо-Юдо, циклоп – Лихо одноглазое и др.).

26

Развитие речи.

Сочинение по теме:

«Миф о Солнце у разных народов».

Литература к теме:

Н. А. Кун. «Легенды и мифы древней Греции», Душанбе, 1988, стр. 3–9.

Э. Маркин, «Мифы народов мира», М., 1989, гл. V, VII, стр. 84–86, стр. 89–90.

«Мифы Древней Индии», М., 1975, стр. 10–15.

Знать: как отражен культ Солнца у разных народов, почему у всех народов есть бог – солнце (Ра, Гелиос, Даждь бог).

Уметь: применять сравнения в описании и повествовании.


Часть IV

Слово – Язык – Словесность

(6 часов)


урока

Тема урока

В результате изучения темы учащиеся должны

27

Слово – мысли, слово – язык. Словесность как совокупность словесных произведений народа во всех родах и видах.

Знать: что народ имеет все главнейшие нравственные основы своей национальности в языке; что язык – древнейший памятник доисторической жизни народа; что слово связано с мыслью и языком, что язык развивается с развитием народа; определение «словесности», принятое в данном курсе; что вера, знания, поэзия сливались воедино для человека в древности; что такое творчество называется синкретическим.

Уметь: использовать изученную терминологию в устной речи.

28

Фольклорные представления о свойствах устного слова.

Фольклорные правила ведения диалога, правила речевого этикета.

«Литература в школе», № 4, 1989.

Знать: типологические особенности фольклорных произведений; что фольклорные произведения безличны по сути, так как выражают мысли и чувства, доступные общему пониманию; правила для Говорящего и для Слушающего, требования к речи человека.

Уметь: применять изученные правила при разборе монологов и диалогов в изучаемых произведениях.

29

30

Различные жанры фольклора русского народа.

Литература к теме:

Рождественский Ю. В. «Лекции по общему языкознанию», М., 1990, стр. 63–64.

Знать: жанры фольклора: мифы, обрядовый фольклор, календарный, бытовой, пословицы, поговорки, загадки; сказки, былины, легенды, театр.

Уметь: определять по прочитанным образцам жанр фольклора.

31

История изучения словесности до XIX века и в XIX веке, разные школы изучения фольклора.

(Чтение и анализ басен Сумарокова, сказок Пушкина, песен Кольцова).

Знать: какие влияния испытала словесность в результате принятия христианства и петровских реформ; имена русских писателей, доказавших своим творчеством, что русская народная поэзия жива; имена русских ученых-славяно-ведов.

32

Изучение словесности в настоящее время этнографами, археологами, филологами.

Уметь: применять полученные сведения в монологических ответах.

Часть V

Календарные обряды и обрядовый фольклор

(15 часов)


урока

Тема урока

В результате изучения темы учащиеся должны

33

Введение.

Общие сведения о календаре в России

Знать: время появления славянских календарей, славянские названия – характеристики месяцам и дням, зимние и весенне-летние праздники, некоторые приметы погоды.

34

Связь народных календарей с приметами погоды.

(Чтение и обсуждение главы «народные праздники» из книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни»).

Уметь: проследить по дням, насколько, верен народный календарь для нашего времени.

35

Возникновение календарных обрядов.

Календарные обряды – символическое понимание жизни (природы и человека).

Знать: что обряды – символические действия, имеющие магический смысл; что каждый народ имеет свой образ Мира.

Уметь: видеть общее и различное в культуре разных народов, выявлять закономерности в познании мира народами.

36

Зимние календарные обряды у русских.

(Изучение колядок и подблюдных песен).

Знать: центральные магические действа: колядование, гадание, поминовение предков, принятие ритуальной еды, игры с ряжением, посиделки; характер обрядовой песни: величальные, корильные, заклинательные, ритуальные, игровые, лирические; художественные средства и построение обрядовых песен.

37

38

Зимние календарные обряды у русских.

(Изучение масленичных песен, веснянок).

Литература к теме:

В. П. Аникин «Русский фольклор», М., 1987, стр. 134–141.

Ю. Г. Круглов «Русские обрядовые песни», М., 1982.

В. П. Аникин и Ю. Г. Круглов «Русское народное поэтическое творчество», Л., 1983, стр. 81–94.

Уметь: анализировать художественные особенности обрядовых песен; по зачитанным отрывкам определять характер обрядовой песни; читать наизусть и петь некоторые обрядовые песни; находить в обрядовых песнях отголоски двоеверия.

39

Зимние обряды у европейцев.

Литература к теме:

сб. «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, М., 1983.

Знать: обряды европейцев, похожие на русские обряды; магические действа европейских обрядов и их близость к русским действам.

Уметь: делать сравнительный анализ европейских обрядовых песен с русским обрядовым фольклором.

40

Зимние обряды у народов Восточной Азии.

Литература к теме:

сб. «Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год», М., 1985 или М., 1989.

Знать: обряды зимнего цикла: «отправка зимней одежды предкам», день зимнего солнцестояния, обряд Восьмерки месяца ла, проводы на небо божества домашнего очага Цзаована; талисманы, обладающие магической силой.

Уметь: различать общее и особенное в символике восточных народов и русских.

41

Весенне-летние обряды у русских (семицкие, троицкие, купальские обряды).

(Чтение главы «Народные праздники из книги Афанасьева «Древо жизни»).

Белов В. «Лад», М., 1982, стр. 21, 26.

Знать: обряды весенне-летнего цикла (средокрестье, «чистый» четверг, пасха с элементами двоеверия, завивание березки в селик, празднование Ивана Купалы).

Уметь: по описанию обряда определять праздник весенне-летнего цикла.

42

Обрядовая поэзия у русских. (Чтение и изучение семицко-троицких песен, анализ купальских песен, работа над их художественными особенностями).

Соколова В. К. «Весенние-летние календарные обряды русских, украинцев, белорусов». М., 1979, стр. 67–93, 95.

Белов В. «Лад», М., 1982, стр. 29, 30.

Знать: обрядовые песни, хоровые переклички, хороводные песни, вьюношные песни, семицко-троиц-кие и купальские песни, особенности их построения; художественные средства обрядовой поэзии.

Уметь: анализировать художественные особенности обрядовых песен; по зачитанным отрывкам определять характер обрядовой песни и праздник, когда совершается этот обряд.

43

Осенние календарные обряды у русских (Отпевание Ярилы (Костромы)).

(Чтение и анализ жнивных песен).

Знать: какие ритуальные магические действа совершает земледелец («заговаривание огурцов», «обегание гряд», «чествование снопа»); художественные особенности жнивных песен.

Уметь: по описанию магического действа и по обрядовой песне определить календарный обряд.

44

Весенне-летние и осенние обряды у европейцев.

Литература к теме:

Соколова В. К. «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев, белорусов». М., 1979, стр. 98–110, стр. 113–118.

Сб. «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы». М., 1985, стр. 83, 110, 111, 137–140.

Знать: обряды европейцев, сходные с русскими календарными обрядами, ритуальные действия, имеющие аграрный смысл, их общность и различия у разных народов Европы; как весенне-летние обряды связаны с остатками языческих культов Солнца.

Уметь: находить общие и отличительные черты весенне-летних и осенних календарных обрядов у европейских народов и русских; объяснять, чем вызваны сходства и различия в обрядах.

45

Элементы весенне-летних и осенних обрядов у народов Восточной Азии.

Литература к теме:

сб. «Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годичный цикл». М., 1989, стр. 37–41, стр. 53–58, 59, 85–89.

Знать: обряды праздников Холодной пищи и Чистого света, Праздника подметания могил, обряды, связанные с культом Солнца и Луны; магические действа и ритуалы, их особенности у народов Китая.

Уметь: различать общее и особенное в символике обрядов восточных и европейских народов.

46

Обобщающий урок по теме «Круглый год в календарных обычаях и обрядах».

Знать: календарные обычаи и обряды разных народов зимнего, весенне-летнего и осеннего циклов.

Уметь: составлять сравнительную хронологическую таблицу обрядов русских, европейских и восточных народов; отмечать в ней совпадение и различие праздников, объяснять причины сходства и несоответствия праздников и обрядов; читать наизусть некоторые обрядовые песни; описывать наиболее интересные обряды.

47

Обобщение по теме:

«Наиболее значимые символы в календарных обычаях, обрядах и обрядовой поэзии».

Знать: какую роль играют Солнце, Огонь, Земля, Вода в обрядах народов; роль растений, пищи, даров и жертв, примет, символических действий и слов.

Уметь: через символику определять, как выражалась и сохранялась связь Человека с Природой, его миссия по отношению к Природе.

48

Развитие речи.

Сочинение по теме: «Живая природа в календарных обычаях и обрядах».

Литература к теме:

Соколова В. К. «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев, белорусов», М., 1979.

Сб. «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы». М., 1973, «Зимние праздники». М., 1977, «Весенние праздники», М., 1978, «Летне-осенние праздники».

Знать: как связь Человека и Природы отразилась и сохранилась в календарных обычаях и обрядах.

Уметь: использовать сравнительный анализ, художественные средства русских обрядовых песен в сочинениях повествовательного типа с элементами рассуждения.


Часть VI

Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор

(7 часов)


урока

Тема урока

В результате изучения темы учащиеся должны

49

Жизненный круг человека и роль семьи в его жизни.

(Чтение и обсуждение глав «Жизненный круг» и «Семья» из книги В. Белова «Лад»).

Литература к теме:

Белов В. «Лад», М., 1982, стр. 115–133, стр. 110–112.

Знать: как жизненный круг человека (младенчество, детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость) изменяет его меру ответственности перед окружающими его людьми; какую роль играет семья в жизни каждого человека.

Уметь: составлять устный рассказ о своей семье, ее традициях, нравственных авторитетах.

50

Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор (общий обзор).

Знать: основные семейно-бытовые обряды; какие важные моменты человеческой жизни нашли отражение в семейно-бытовых обрядах.

Уметь: описывать уже виденные обряды (свадьбу, похороны и др.); отличать их характерные особенности.

51

Родильные обряды.

Литература к теме:

Забылин М. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», М., 1989, стр. 532–536.

Аникин В. А. «Русское народное поэтическое творчество», Лен. 1983, стр. 68.

Знать: как проходит обряд омовения, трапезы, одаривания; какие атрибуты обряда должны присутствовать обязательно.

Уметь: использовать описание обряда в повествовательных текстах.


52

53

Свадебные обряды. Обрядовая свадебная поэзия.

(Чтение и обсуждение свадебных обрядовых песен).

Литература к теме:

сб. «Русская народная поэзия». О, 1984, стр. 237–238.

Толстой А. К. «Сватовство».

Забылин М. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», М., 1989.

Белов В. «Лад», М., 1982.

Терещенко А. «Быт русского народа» (в 7 т.).

сб. «Русские народные песни», М., 1988, стр. 275–339.

Знать: что свадьба – это драматическое действо, состоящее из следующих моментов: сватовство, смотрины, сговор, рукобитье, богомолье, «девичник-мальчишник», расплетение косы, утро свадебного дня, сборы свадебного поезда во дворе жениха, приезд жениха, стол в доме невесты, венчание, приезд в дом жениха, княжий стол, послесвадебные обряды; художественные особенности свадебных песен и их характер (величальный, корильный, плач, причитание, заговор).

Уметь: анализировать художественные особенности свадебных песен, определять их характер по прочитанным отрывкам.

54

Развитие речи.

Сочинение на тему «Свадьба – одно из главных событий человеческой жизни».

Знать: какую роль играла свадьба в сознании человека (мысль о продолжении рода, непрерывности бытия, создание семьи и др.).

Уметь: использовать рассуждение в сочинениях описательного и повествовательного типа.

55

Похоронные обряды и поэзия.

(Чтение и разбор главы «Похороны» из книги В. Белова «Лад»). Слушание записи «Плач Ярославны».

Литература к теме:

Чистов К. «Причитания», Л., 1960, стр. 379.

Аникин В. П., Круглов Ю. Г. «Русское народное поэтическое творчество», Л., 1983.

Сб. «Русские песенницы наших дней», М., 1988.

Велецкая Н. Н. «Языческая символика славянских архаических ритуалов», М., 1978, стр. 37.

Белов В. «Лад», М., 1982.

Некрасов Н. «Мороз, Красный нос». «Слово о полку Игореве» («Плач Ярославны»).

Знать: как в похоронных обрядах выразилось представление человека о существовании двух миров, земного и потустороннего, представление о влиянии умерших предков на земную жизнь.

Уметь: давать художественный анализ причитания и плачей, разбирать их содержание, композицию, ритмику, художественные образы.

56

Рекрутские обряды и поэзия.

(Чтение и разбор плачей по рекруту).

Знать: исторические сведения о рекрутской службе в России, о военных поселениях, о правилах набора рекрут, о сроке рекрутской службы, как отразилось важное событие (проводы в армию) в обрядах народа.

57

Развитие речи.

Сочинение по теме: «Жизненный круг русского человека по семейно-бытовым обрядам»

Уметь: использовать художественные образы обрядовых песен в сочинении-повествовании.

Часть VII

Собственно словесные фольклорные жанры

(11 часов)


урока

Тема урока

В результате изучения темы учащиеся должны

58

Введение.

О собственно словесных фольклорных жанрах. Происхождение сказок, загадок, пословиц, их значимость в культурной жизни народа.

Литература к теме:

Пропп В. Я. «Фольклор и действительность», М., 1976, стр. 38, 39.

Белов В. «Лад», М., 1982, глава «Начало всех начал».

Знать: определение «собственно словесных жанров (сказок, загадок, пословиц, поговорок, преданий, бывальщин, прибауток и др.); принципы классификации фольклорных жанров.

Уметь: применяя принципы классификации определять жанр прочитанного текста, находить в известных сказках, пословицах загадках основную идею, заложенную народом, его нравственные идеалы.

59

Русские народные сказки. Окружающий мир в народнвх сказках.

(Анализ и обсуждение самостоятельно прочитанных сказок).

Знать: каковы атрибуты сказочного мира, что в этом мире происходит, каковы мотивы поведения героя сказки, к чему стремится Человек и Природа в мире сказок; в чем заключается поучительность и жизненность сказок; в каких образах народ воспринимает мир в сказке; каково построение сказки, поэтика сказки, правила обращения со словом, которые используют герои сказки.

60

Русская волшебная сказка, ее эстетическое совершенство. Отражение нравственности народа в сказке


61

Разные типы сказок и проблемы, которые в них решают безымянные авторы.

(Анализ языковых особенностей бытовых сказок и сказок о животных).

Литература к теме:

Пропп В. Я. «Морфология сказки», М., 1977.

«Русские народные сказки», любое издание.

Уметь: определять тему, идею и тип сказки; выступить в роли сказителя, соблюдая правила речевого этикета; сочинять сказки по предложенному началу; использовать особенности сказок в сочинениях повествовательного типа.

62

Загадка как исторический и этнологический источник, художественные особенности и структура загадки. Сравнительный анализ загадок мира.

Литература к теме:

Аникин В. П., Круглов Ю. Г. «Русское народное поэтическое творчество», Л., 1983, стр. 103.

Митрофанов В. В. «Русские народные загадки», Л., 1978, стр. 140–142.

Знать: как воплотился предметный мир в загадке; как можно составить по загадкам представление об историческом определенном времени; что такое «без лица в личине», почему «лицо» скрыто в иносказании, намеке; принципы замещения, выключения, отрицательного сравнения, противопоставления; основной поэтический прием загадки – метафору (уподобление).

Уметь: находить общие и отличительные черты в загадках разных народов и определять принципы построения загадок.

63

Пословицы. Пословичная риторика и логика.

Литература к теме:

Пермяков Г. Л. «От поговорки до сказки», М., 1970.

Даль В. И. «Пословицы русского народа», М., 1957.

Знать: что пословицы и поговорки являются знаками ситуаций или отношений между вещами, как делится все существующее в природе на четыре группы (отношение к себе, к общественному идеалу, к людям, к труду).

Уметь: подбирать пословицы к каждой из логических групп.

64

Пословицы как первобытные источники права, пословицы о нравственности. Отражение в пословицах философских воззрений народа.

Знать: что некоторые законы впервые были высказаны в виде народной мудрости в пословице; как в пословицах о стихиях, о вере, о языке отразились взгляды народа на некоторые конкретные проблемы.

Уметь: подбирать пословицы, в которых отразился взгляд народа на власть, на суд, на преступления и наказания, на нравственные идеалы.

65

Русский героический эпос.

(Характеристика жанра былины).

(Чтение и анализ былин о старших богатырях «Рождение богатыря», «Святогор и Микула Селянинович».

Знать: определение былины как фольклорного жанра; особенности построения былин, их композицию, ритмику, художественные образы.

Уметь: отличать жанр былины от других фольклорных жанров.

66

Чтение и разбор былин о старших богатырях из цикла былин об Илье Муромце.

Литература к теме:

«Библиотека русского фольклора», том 1, «Былины», М., 1988.

Пропп В. Я. «Фольклор и действительность», М., 1976.

Знать: содержание и морфологию былин, географические названия, исторические события и имена, основные черты богатырей, нравственные идеалы.

Уметь: делать посильный анализ языка былин, находить языковые средства (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы).

67

Народный театр.

(Разыгрывание обрядовых песен, чтение по ролям вертепных пьес из цикла «Театр Петрушки»).

Литература к теме:

«Фольклорный театр», М., 1988.

Знать: что обрядовые игры, песни-предшественники народных театральных представлений; структуру драматической и комической пьесы; характер конфликта, стиль, язык в народной пьесе; прибаутки балаганных зазывал.

Уметь: передавать характер разыгрываемой песни, соблюдая ритуальные действия данного обряда.

68

Обобщающий урок по курсу «Народная словесность»

Повторить весь пройденный курс в целом и сделать некторые важные для следующего курса выводы.

Ответить на вопросы о значимости народной словесности в культуре народа о поэтических вкусах русского народа, об особенностях устной словесной культуры.


Учебное пособие к данному курсу:

Костанян Н.Н. «Русская народная словесность»

М., «Просвещение», 1994 г.

ЛИТЕРАТУРА


  1. «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века». М., «Просвещение», 1989, стр. 10–11.

  2. «Прокопий из Кесарии. Война с готами». М., 1950, стр. 297.

  3. «Вестник древней истории». М. «Современник», 1990. Репринтное издание по № 1, 1941 г., стр. 47–48.

  4. Русская литература XIXVIII вв. М. «Художественная литература», 1988, стр. 19, 21, 23, 25, 26.

  5. «Повести временных лет» в переводе Д. С. Лихачева.

  6. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века, М., «Просвещение», 1984, стр. 7–12.

  7. Б. Рыбаков. «Язычество древних славян», М., 1981, стр. 56–74.

  8. Н. М. Карамзин. «История государства Российского», М., 1989, гл. III, стр. 80–87.

  9. А. Н. Афанасьев, «Древо жизни», М., 1982, главы «Свет и тьма», «Небо и Земля», «Вода».

  10. П. И. Мельников (Печерский), «Миф о солнце». «Литература в школе», № 5, 1989, стр. 83, 84.

  11. Н. А. Кун. «Легенды и мифы древней Греции», Душанбе, 1988, стр. 3–9.

  12. Э. Маркин, «Мифы народов мира», М., 1989, гл. V, VII, стр. 84–86, стр. 89–90.

  13. «Мифы Древней Индии», М., 1975, стр. 10–15.

  14. Рождественский Ю. В. «Лекции по общему языкознанию», М., 1990, стр. 63–64.

  15. В. П. Аникин «Русский фольклор», М., 1987, стр. 134–141.

  16. Ю. Г. Круглов «Русские обрядовые песни», М., 1982.

  17. В. П. Аникин и Ю. Г. Круглов «Русское народное поэтическое творчество», Л., 1983, стр. 81–94.

  18. сб. «Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год», М., 1985 или М., 1989.

  19. сб. «Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годичный цикл». М., 1989, стр. 37–41, стр. 53–58, 59, 85–89.

  20. Соколова В. К. «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев, белорусов», М., 1979.

  21. Забылин М. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», М., 1989, стр. 532–536.

  22. Чистов К. «Причитания», Л., 1960, стр. 379.

  23. Сб. «Русские песенницы наших дней», М., 1988.

  24. Велецкая Н. Н. «Языческая символика славянских архаических ритуалов», М., 1978, стр. 37.

  25. Белов В. «Лад», М., 1982.

  26. Некрасов Н. «Мороз, Красный нос». «Слово о полку Игореве» («Плач Ярославны»).

  27. Пропп В. Я. «Фольклор и действительность», М., 1976, стр. 38, 39.

  28. Белов В. «Лад», М., 1982, глава «Начало всех начал».

  29. Пермяков Г. Л. «От поговорки до сказки», М., 1970.

  30. Даль В. И. «Пословицы русского народа», М., 1957.

Свежие документы:  Открытый интегрированный урок–концерт по басням И.А. Крылова «А за меня мои звери говорят!» 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: