Рабочая программа по курсу словесности в 8 классе


22



МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону»

МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107

«ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА»


Рабочая программа

по курсу словесности в 8 классе


подготовила

Манцыгина Элеонора Геннадьевна

учитель русского языка и литературы





Ростов – на – Дону

2012г.

РАЗДЕЛ. «Древнерусская письменная словесность XVIXVII вв.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс словесности «Древнерусская письменная словесность XVIXVII вв.» рассчитан на 68 часов и логически продолжает курс «Устная и письменная словесность» Н. Костанян. Курс 8 класса обращает особое6 внимание на жесткую централизацию культуры и литературы.

XVI век – время окончательного укрепления централизованного Русского государства. Учащиеся наблюдают за появлением идеологических памятников письменности, которые обосновывали и возвеличивали роль Москвы как духовного центра всего христианского мира.

В программе курса учащиеся продолжают следить за развитием светской повести, независимой публицистики, книжного стихотворства.

Развитие жанров, нарушение традиций древней письменности, влияние фольклора и устной речи на язык произведений – все это особенно важно для филологического образования учащихся.

Обращаясь к литературе XVII века и эпохе Смутного времени, ученики наблюдают, как социальный и государственный кризис отразился в литературных произведениях, как росла всесословная активность, как возрастала роль устного и «писаного» слова. Особенно важно знакомство учащихся с принципом динамизма (принципом постоянных изменений в русской литературе).

Особенно интересна литература второй половины XVII века. Это «бунташный» век и «ьуеиагеая» культура. Раскол православной Руси приводит к распаду культуры на несколько течений.

Первое появление двух враждебных партий – грекофильской и западнической, отражение их борьбы в литературе – вот наиболее интересные темы для учащихся, особенно в параллелях современного мира (каков же путь развития России? На запад, или на восток?)

Для литературы этого периода характерно не только расширение круга писателей, но и создание профессиональной писательской общины.

Представление ребят об особенностях развития русской культуры расширяет и появление оппозиционной литературы низов общества: демократической сатиры, смеховой литературы.

Учащиеся обращают внимание на роль барокко в развитии самобытной, русской культуры. Это была интереснейшая эпоха зарождения, сосуществования и борьбы разных литературных школ русской и западноевропейской ориентации.

Курс подготавливает учащихся к восприятию литературы XVIII века – века великих преобразований, эпохи «дворцых переворотов» – времени Фонвизина, Радищева, Державна, Крылова.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования в области «Филологии». Вестник образования. 2004. №12.

  2. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).

  3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Филология. 5-9 классы. «Дрофа». Москва. 2007-2009.

  4. Региональный компонент стандарта общего образования.

  5. Школьный компонент стандарта общего образования.

  6. Закон об образовании РФ.

  7. Учебный план МБОУ СОШ №107 на 2011-2012 учебный год.

СТРУКТУРА КУРСА


Модуль (глава)

Кол-во часов

1

Литература XVIв.в. (общий обзор)

5


Повести

15


Публицистика

9

2

Литература первой половины XVII века

1


Публицистика Смутного времени

3


Исторические произведения о Смуте

4


Житийно-биографические повести

1


Книжное стихотворство

4


Местные литературные очаги (Сибирь, Дон)

3

3

Литература второй половины XVII века

1


Переводной рыцарский роман и авантюрная повесть

7


Переводная и оригинальная новелла

5


Историческая беллетристика

3


Демократическая сатира и смеховая литература

3


Барокко в русской литературе XVII века

3


Возникновение русского театра

1

Количество часов по развитию речи

8

Общее количество часов

68

Количество часов в неделю

2





Древнерусская письменная словесность XVIXVII вв.

(8 класс)


Литература XVI века (общий обзор)


I раздел


5 часов


Основные идеологические явления XVI века.

XVI век – время окончательного укрепления централизованного, Русского государства. Развитие русской архитектуры, живописи, книгопечатания. Жесткая централизация культуры и литературы. Появление идеологических памятников письменности. (1 час).


«Послание о Мономаховом венце» и «Сказание о князьях Владимирских» (1 час).

Легенда о происхождении правящей на Руси династии, от римского императора, ее важнейшая роль в развитии официальной идеологии Русского самодержавного государства.


Теория «Москвы – третьего Рима» старца Филофея (1 час)

Развитие русской публицистики, ее протест против латинского (католиолического) мира. Возвеличивание роли Москвы как духовного центра всего христианского мира.


«Великие Минеи Четии» (1 час)

Грандиозность воплощения – двенадцатитомный свод жития всех святых и вся сумма памятников, которые допускались к чтению на Руси (жития, патристика, церковно-палемическая литература, церковные уставы и др.).


«Домострой» (1 час)

Литературное изложение системы норм домашней жизни: поклонение церкви и царской власти, «мирское строение» (отношение внутри семьи), «домовное строение» (хозяйство).

Историческое повествование (4 часа)

Развитие жанра исторического повествования в XVI веке, появление новых жанровых особенностей. Появление общерусских единых летописей как следствие централизации власти.


Рассказы о Псковском взятии (1 час)

Присоединение Пскова как важнейшее событие в процессе объединения русских земель. Отражение разных политических взглядов летописцев-москвичей и псковичей в литературе.


Рассказ о смерти Василия III (1 час)

Рассказ о последних днях великого князя. Утверждение преемственности царской власти.


Рассказ о болезни Ивана Грозного (1 час)

Использование художественного вымысла в политических целях (стремление очернить неугодных лиц) – свидетельство растущей идеологической роли литературных произведений.


«Степенная книга» и «Казанская история» (1 час)

Создание официально-публицистических памятников, с целью прославления царствующей династии. Сочетание художественного и публицистического вымысла. Смешение различных литературных влияний, возникновение стиля «второго монументализма» древнерусской литературы.


Повести (1 час)

Распространение светской повести в письменности XVI в. Особенности их характера – дидактические, поучительные. «Неполезные повести» и повести «зело полезны», их отличие.


«Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» (1 час)

Жанр исторической повести. Единство тематики. Прославление мужества и ума псковичей. Художественные приемы повести.

Публицистика (9 часов)


Распространение нового вида литературы – сочинений на острые вопросы политической жизни.


Иосиф Волоцкий (1 час)

Борьба с еретическими течениями, отражение спора в литературных произведениях. «Книга на новгородских еретиков» – политическое и обличительное «писание», построенное на принципе систематического разбора вопросов.


Вассиан Патрикеев и нестяжатели (1 час)

Независимая публицистика. Насмешка и ирония – сильнейший художественный прием полемики.


Максим Грек (1 час)

«Нестяжательские» идеи сочинений Грека. Влияние греческих и итальянских гуманистов Возрождения на язык сочинений Грека.


Иван Пересветов (1 час)

Нарушение традиций древней письменности в сочинениях «воинника» Ивана Пересветова. Влияние фольклора и устной речи на язык произведений.


Иван Грозный (4 часа)

Роль Ивана Грозного в русской литературе. Проявление пиранских черт характера Грозного в его творчестве. «Скоморошеские» вкусы Грозного.


«Послание в Кирилло-Белозерский монастырь» (1 час)

Своеобразие построения и языка послания.


«Послание Василию Грязному» (1 час)

Скоморошеский» стиль послания, грубоватый юмор Ивана Грозного, склонность к резкой насмешке.

Дипломатические послания Ивана Грозного (1 час)

Особенности посланий как жанра. Черты Ивана IV как государя и как писателя. Язык посланий.


Переписка Ивана Грозного с А. М. Курбским (1 час)

Публицистический характер переписки. Политическая полемика и литературная – о границах «ученого» и «варварского» в литературе.


А. М. Курбский (1 час)

Личность Курбского как политика и писателя. Безукоризненное владение риторическим стилем.


История о великом князе Московском (1 час)

Критика Ивана Грозного как человека, уничтожившего «боярские и дворянские роды». Использование сцен и наблюдений из живой действительности.


Развитие речи

Образ автора как средство раскрытия тематики произведений XVI века (2 часа)



II раздел


Литература первой половины XVII века (общий обзор) (1 час)

XVII век и эпоха Смутного времени. Отражение глубокого социального и государственного кризиса в литературных произведениях. Рост всесословной активности, возрастание роли устного и «писаного» слова. Художественное переосмысление деловых жанров – одно из литературных открытий первой половины XVII века. Расширение круга писателей. Утверждение принципа постоянных изменений в русской литературе (принцип динамизма).


Публицистика Смутного времени (3 часа)

Две группы публицистических произведений: непосредственные отклики на события, выполняющие агитационную задачу (публицистика до 1613 года), тексты написанные после Смуты, философским, исторически и художественно осмысляющие «лихие лета».

Развитие малых жанров. Появление в жанровом репертуаре «видений» нового типа.


«Повесть о видении некоему мужу духовну» протопопа Терентия (1 час)

Каноническая сюжетная схема «видений». Влияние сюжетного стереотипа на местные памятники. Использование бытовых деталей создающих иллюзию достоверности. Важная роль видений эпохи Смуты в политической борьбе. Приобретение жанром «видений» новых функций.


«Новая повесть о преславном Российском царстве» (1 час)

Изменение роли традиционных видов деловой письменности (грамот и «отписок». Объединение в этих жанрах делового стиля и риторики. Агитационная задача «Новой повести».

Образ автора. Пафос лирических монологов. Создание комического эффекта с помощью рифмованной речи – средство обличения недругов.


«Плач о пленении и конечном разорении Московского государства (1 час)

Основные мотивы «Плача» – печаль, сетование, скорбь о былом могуществе и величии России, призывы к покаянию и молитве.

Развитие жанра плача в эпоху Смутного времени.


Исторические произведения о Смуте (4 часа)


«Сказание» Авраамия Палицына (1 час)

Личность писателя. Яркие картины страшных народных страданий.


«Временник» Ивана Тимофеева (1 час)

История России от Ивана Грозного до Михаила Романова. Автор как мемуарист.

«Словеса дней и царей…» И. А. Хворостина (1 час)

Судьба автора. Мотивы самооправдания в произведении.


«Повесть о некоем мнисе…» С. И. Шаховского (1 час)

Личность и судьба писателя. Усиление индивидуального начала в исторических произведениях. Закрепление нового литературного принципа – контрастность характера человека, его изменчивость.


Развитие речи

Отражение причин Смуты и поведения ее деятелей в произведениях этого бурного времени (2 часа)


Житийно-биографические повести (1 час)


«Повесть об Ульянии Осоргиной»

Появление первых опытов биографии частного человека. Деформация жанра жития. Противоречие житийных стереотипов с авторским замыслом и сюжетным движением. Мысль автора о «спасении» в миру, в семье, в родственной любви.


Книжное стихотворство (4 часа)

Две формы художественной речи в новой русской литературе – проза и стих.

Гимнография и внебогослужебная лирика. Отделение стихов от церковных обрядов. Оформление их в самостоятельный жанр. Начало истории русской поэзии западноевропейского типа.


«Послание дворянина к дворянику» (1 час)

Использование раешного стиха для создания комического эффекта, снимающего серьезность повествования.


Евстратий (1 час)

Силлабический стих с перекрестной рифмой (змеиный стих). Сложение жанра изобразительной эпиграммы (оформление текста в виде рисунка – креста, звезды, бокала, лучей и т. д.).

Ориентация на опыт поэзии Украины и Польши.


Стихи И. А. Хворостинина (1 час)

«Относительный силлабизм» И. Хворостинина – путь, по которому пошла русская поэзия первой половины XVII века. «Двоестрочное согласие» – принцип парной рифмы.


Стихотворство «приказной школы» (1 час)

Обособление «высокого», серьезного стихотворства («двоестрочные согласия») от «низового», «подлого», простонародного стихотворства (раешник).

«Приказная школа» как литературная группа. Ее литературно-эстетические принципы: умение пользоваться «витийным» языком, владение техникой стихотворства, элементами литературной игры (писание эпистолий акростихом).


Местные литературные очаги (Сибирь, Дон) (3 часа)


Изменение «географии» русской литературы

Включение в литературное движение окраин государства.


Синодик казакам Ермака (1 час)

Присоединение Синодика к «Чину православия». Торжество православия – основная идея Синодика.


«Историческая» повесть о взятии Азова (1 час)

Сочетание документализма (сборы в поход, подкопы под стены, штурм, судьба пленных) и эмоционального восприятия событий автором повести.


«Поэтическая» повесть об Азовском осадном сидении (1 час)

Художественная специфика памятника. Особенности поэтики: художественное переосмысление канцелярских жанров и использование фольклора. Авторские ремарки как художественный прием. Использование контраста для эмоционального напряжения. Своеобразие авторских решений.


Развитие речи

Отражение героизма донских казаков в повестях об Азовских сидений (2 часа)


III раздел


Литература второй половины XVII в. (общий обзор) (1 час)

«Бунташный» век и «бунташная» культура. Распад культуры на несколько течений – следствие раскола православной Руси. Социальный протест движения «боголюбцев». Реформы Никона их влияние на русское общество. Появление двух враждебных партий – грекофильской и западнической («латинствующей»). Отражение их борьбы в литературе. Создание профессиональной писательской общины. Внедрение стиля «барокко» на русскую почву.

Развитие беллетристики. Появление переводных жанров – рыцарского романа и новеллы.

Появление оппозиционной литературы низов общества.


Переводной рыцарский роман и авантюрная повесть (7 часов)

Распространение развлекательной литературы. Два типа повествования в рыцарском романе. Общие и различные элементы обоих типов (изображение любви земной и идеально-мистической, наличие рыцарского кодекса, описания приключений и битв).


«Повесть о Бове королевиче» (1 ч)

Французский роман на русской почве.

Сближение повести с русской богатырской сказкой. Сохранение основных сюжетных узлов, изложенных в тональности русского эпоса.

Популярность «Бовы» на Руси.

«Повесть о Брунцвике» (1 час)

Чешский памятник на русской почве. Подвиги князя в фантастических землях. Таинственный мир «незнаемых» земель.

Демократизм повести.


«Повесть о Петре Златых Ключей» (1 час)

Рыцарский дух повести. Любовь рыцаря к даме и их верность в долгой разлуке.

«Куртуазные» черты русской версии.


«Повесть о Савве Грудцыне» (2 часа)

Фаустовская тема (тема продажи души дьяволу за мирские наслаждения и блага) на русском материале.

Разработка жанра религиозной легенды в повести (обязательность композиции: прегрешение, покаяние, спасение; художественная свобода выбора героя, времени, места).

Фольклорные элементы в повести (влияние волшебной сказки).

Бесовская тема – тема двойников.

Цельность характера главного героя.

Взгляды автора на новые веяния русской жизни.


«Повесть о Горе-Злочастии» (2 часа)

Народные песни о Горе и книжные «покаянные» стихи – источник «Повести».

Связь двух тем – темы судьбы человека вообще и темы судьбы русского человека «бунташного» века.

Воплощение легенды о грехопадении людей в русский сюжет.

Гуманистическая концепция повести.


Переводная и оригинальная новелла (5 часов)


«Фацеции» (1 час)

Сборник новелл и «малых жанров» (шутки, меткое словцо, анекдот).

«Фацеции» – веселое, занимательное чтение. Жанр исторического анекдота.

Однотемность «малых» форм.

Неожиданность сюжетных ходов.

Особенности новеллы как городского жанра.


«Повесть о Шемякином суде» (2 часа)

Три сюжетных эпизода – три законченных анекдота.

Мастерство колидийной интриги.

Сатира на древнерусское судопроизводство.


«Повесть о Фроле Скобееве» (2 часа)

Отражение в языке повести эпохи реформ Петра I.

Особенности плутовской новеллы.

Композиция повести. Прием контраста.

«Повесть…» – первое в русской литературе произведение, в котором высказывания персонажей на форме и языку отделены от авторских.


Историческая беллетристика (3 часа)


Признание права на художественный вымысл. Отход от нормативных предписаний средневекового историзма.


«Повесть о зачале Москвы» (1 час)

Тема строительной жертвы в повести.

Летописные источники произведенния.

Романтический фон «Повести…»


«Сказание об убиении Даниила Суздальского» (1 час)

Отказ от идеи божественного предначертания и господство стихии чистого вымысла.

Появление вымышленных имен.

Обособление сюжета от летописного источника.

«Повесть о Тверском Отроче монастыре» (1 час)

Любовная драма – основа сюжета.

Обращение к русской обрядовой поэзии.

Тема любви – судьбы в «Повести..».


Демократическая сатира и смеховая литература (3 часа)


«Повесть о Ерше Ершовиче» (1 час)

Дух социального протеста в повести.

Сатира на феодальные порядки и церковь.

Тесная связь с фольклором.


«Сказание о попе Саве» (1 час)

Сатира на церковную жизнь.

Раешный стих как средство наибольшей выразительности, средство создания смехового «антимира».


«Повесть о Фоме и Ереме» и «Сказание о куре и лисице» (1 час)

Карикатура на контраст в «Повести…». Законы абсурда в смеховой литературе.

Пародия на обиходные жанры.

Анонимность демократической смеховой литературы.


Жизнь и творчество протопопа Аввакума (2 часа)

Протопоп Аввакум, его личность, несгибаемость убеждений, величие духа.

«Житие…» Аввакума – образец автобиографической прозы.

Реформа агиографической схемы – объединение автора и героя в одном лице.

Язык сочинения Аввакума, его сила и красочность.


Барокко в русской литературе XVII века (3 часа)

Барокко – причудливый синтез средневековая и Ренессанса.

Барокко в России, его особая роль в развитии русской культуры. Эпоха зарождения, сосуществования и борьбы разных литературных школ русской и западноевропейской ориентации.


Симеон Полоцкий (1 час)

Создание регулярной силлабической поэзии.

Наследие Симеона Полоцкого.

Развитие жанров «декламации», «диалога» и «приветствия».

Взгляды Симеона на поэта и Слово (поэт – «второй бог», Слово строит мир).



Сильвестр Медведев и Карион Истомин (1 час)

Новый тип писателя-профессионала. Работа над стихотворными жанрами (панегирики, эпитафии, героические поэмы, медитативная лирика).


Возникновение русского театра (1 час)

Создание придворного театра при царе Алексее Михайловиче.

Исторические сюжеты – основа всех пьес первого русского театра.


Развитие речи

Разнообразие жанров русской литературы XVIXVII вв. (2 часа)


Учебное пособие к данному курсу: Рогачевская Е.Б.

«Древнерусская литература», Москва «Школа-Пресс», 1993 г.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА (ЛИТЕРАТУРА)

I раздел


1. Казакова Н. А. «Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века», Л., 1970.

2. Гальдберг А. Л. «Три «послания Филофея» (Опыт текстологического анализа), Л., 1974.

3. Клосс Б. М. «Древнерусское искусство», М., 1972.

4. «Русские повести XVXVI вв.», М.-Л., 1958.

5. Лихачев Д. С. «Послания Ивана Грозного». «Русская литература», 1972, № 4.

6. Еремин И. П. «Литература Древней Руси. (Иосиф Волоцкий как писатель). Этюды и характеристики. М.-Л., 1966.

7. Казакова Н. А. «Вассиан Патрикеев и его сочинения», М.-Л., 1960.


II раздел

1. Емонская А. С., Орлов О. В., Сидорова Ю. Н. и др. «История русской литературы XVIIXVIII вв.», М., 1969.

2. Лихачев Д. С. «Развитие русской литературы Х – XVII вв.», Л., 1973.

3. Панченко А. М. «Русская стихотворная культура XVII века», Л., 1973.

4. Адрианова-Перетц В. П. «Русская демократическая сатира XVII века», М.-Л., 1954, М., 1977.

5. Робинсон А. Н. «Воинские повести Древней Руси», М., 1985.


III раздел

1. Кузьмина В. Д. «Рыцарский роман на Руси», М., 1964.

2. Демкова Н. С. «Житие протопопа Аввакума (творческая история произведения), Л., 1974.

3. Лихачев Д. С. «Великое наследие», М., 1975.

4. «Ранняя русская драматургия XVII – первой половины XVIII в. Первые пьесы русского театра», М., 1972. (Подготовка и комментарии М. И. Кудрявцева).

5. Еремин И. П. «Литература Древней Руси. Этюды и характеристики (Поэтический стиль Симеона Полоцкого), М.-Л., 1966.















Свежие документы:  Рабочая программа по английскому языку 5 класс УМК К.И. Кауфман

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: