Рабочая программа по литературе 6 класс (М.В. Черкезовой)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Рассмотрено

       Руководитель

методического

объединения учителей _______________________

 

________/______________/

                            ФИО

Протокол №_______

от «___» __________2014 г

Согласовано

   Заместитель

директора по УВР

 

_________/____________/

                            ФИО

 

 «___» ___________2014 г

Утверждаю

     Директор школы

 

 

__________/_____________/

                            ФИО

 

Приказ №______

от «___» ___________2014 г

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

_______________________________________________________________

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

 

ДЛЯ  __6 «Б»____КЛАССА

 

НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

                                                                                               Составитель программы

_Монгуш Е. М., высшая___________

(Ф.И.О. учителя-составителя программы,

квалификационная категория)

 

  

 









 

 

2014г.

 







Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

 

    СОГЛАСОВАНО                                                    

Заместитель директора по УВР:

 ___________        ______________

(подпись)                (расшифровка)

 «____» _____________2014 г.

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по ____литературе __________________________

(указать предмет, курс)

Класс _6 «Б»____________________________________________________________

 

Учитель ____Монгуш Е.М.______________________________________________________

 

Количество часов: 

       всего 68__________ часов;          

       в неделю __2______ часа;

Плановых контрольных уроков _________________________________________________________

Количество контрольных уроков________________________________________________________

Тестовых работ ______________________________________________________________________

Практических и лабораторных работ _12 проектов____________________________

Планирование составлено на основе рабочей программы

_«Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы». Под редакцией М.В.Черкезовой . Г.Н. Никольская Рабочая программа. Русский язык. Литература._______ «Дрофа» 2013 год____________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

 







Рабочая программа по литературе составлена на основе «Рабочей программы для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы». Под редакцией М.В.Черкезовой, которая, в свою очередь, составлена на основе примерной программы, разработанной в ИСМО РАО. М. Дрофа. 2013 год. Она нацелена на реализацию Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте. Кроме того, настоящая программа ориентируется на «Примерную программу для начальной школы» и «Примерные программы основного общего образования. Литература».
Данная авторская программа допущена и утверждена МО и молодёжной политики ЧР и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Пояснительная записка
Литература обладает большим воспитательным потенциалом, способна формировать духовно-нравственные качества учащихся, расширять их культурный кругозор, способствует формированию культуры чтения. Кроме того, современные социокультурные факторы, основные из которых — интенсивное развитие контактов между народами и формирование открытого общества — выдвигают на одно из первых мест организацию межкультурного взаимодействия учащихся и формирование у них толерантности по отношению к иным национальным культурам. Большая роль в этом процессе также принадлежит русской литературе: она содействует взаимообогащению национальных литератур, формирует общероссийское гражданское сознание, гармонизирует межнациональные отношения.
Цели курса представлены на нескольких уровнях — личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты даны в сферах: познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической, коммуникативно-речевой:
— формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; способной, осознавая свою принадлежность к родной культуре, уважительно относиться к русской литературе (культуре), к культурам других народов;
— формирование потребности в самостоятельном чтении произведений русской литературы; освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, о произведениях литератур народов России и зарубежной литературы; овладение умениями анализировать художественные произведения с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;
— формирование представления о специфике литературы в ряду других видов искусств, эстетической восприимчивости к произведениям иноязычной и инокультурной русской литературы; эстетического вкуса на основе освоения русских художественных текстов, умений сопоставлять их с художественными текстами родной литературы, выявлять сходство и различия, обусловленные особенностями образно-эстетической системы обеих литератур;
— овладение умениями формулировать собственное отношение к изученным литературным произведениям, давать им обоснованную оценку, в отдельных случаях — собственную интерпретацию;
— развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на русском языке на основе изучения произведений русской литературы, понимание русского слова в его эстетической функции, овладение стилистически окрашенной русской речью;
— овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.
Задачи изучения литературы в 6 классе:

  • формирование представлений о литературе как явлении культуры народа;

  • формирование духовно развитой личности;

  • приобщение к русской, зарубежной литературе и литературе народов России на примере отдельных произведений выдающихся писателей;

  • овладение начальными знаниями по теории литературы и умениями использовать их в процессе анализа художественного произведения;

  • развитие умений грамотного владения устной и письменной русской речью.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса.

Учащиеся должны знать:

  • авторов и названия изученных произведений;

  • сюжет и героев изученных произведений;

  • основные признаки понятий: устное народное творчество(фольклор), художественный образ, идея и тема, басня, эпитет, метафора, сравнение.

Учащиеся должны уметь:

  • воссоздавать в воображении художественные картины, нарисованные писателем;

  • различать эпические и лирические произведения(басня, рассказ, лирическое стихотворение);

  • давать развернутые оценки событий, героев;

  • характеризовать героя изученного произведения;

  • сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • правильно и выразительно читать художественный текст;

  • пересказывать устно и письменно(изложение) эпические произведения(фрагменты);

  • составлять план прочитанного произведения;

  • воспринимать произведения литературы в тесной связи с другими видами искусства(живописи, музыки).

Виды деятельности учащихся:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ произведения;

  • сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики жанра, выявление национально обусловленных различий;

  • самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык;

  • составление планов;

  • написание изложений с элементами сочинения;

  • написание сочинений на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Метапредметные результаты освоения учащимися курса литературы:

  • умение понимать проблему, подбирать аргументы, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • создание связного устного и письменного текста на русском языке с учётом норм русского литературного языка;

  • умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать и уметь:

В познавательной сфере:

  • знание и понимание содержания изученных литературных произведений;

  • восприятие и анализ художественного текста: выделение и формулирование проблематики изученного произведения; характеристика героев, сюжета, композиции; роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставление эпизодов литературных произведений;

  • владение изученными теоретико-литературными понятиями.

В эстетической сфере:

  • выразительное чтение произведений (или фрагментов), в том числе выученных наизусть, с соблюдением норм литературного произношения.

  • В ценностно-ориентационной сфере:

  • участие в диалоге по прочитанным произведениям, понимание чужой точки зрения и аргументация своей;

  • сопоставление произведений русской и родной литературы, близких по тематике, проблематике, жанру; выражение своего отношения к прочитанному.

В коммуникативно-речевой сфере:

  • выделение смысловых частей художественного текста, составление плана;

  • владение различными видами пересказа;

  • построение устных и письменных высказываний в связи с изученными произведениями русской и родной литературы; написание отзывов о произведениях, самостоятельно про-читанных на русском и родном языках, изложений с элементами сочинения;

  • перевод на родной язык фрагментов русского художественного текста.






Общая характеристика учебного курса

Учебный предмет «Литература» — часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, реализуется принцип диалога культур.

В школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко- и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным, в сравнении с русской школой, поскольку определенный объем сведений историко- и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной литературы.

Изучение русской литературы учащимися школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения, имея много общего с изучением русской литературы учащимися русских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.

Специфичен и отбор содержания литературного образования для данного типа школ. Перечни произведений, предлагаемых для изучения в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения включены в фундаментальное ядро, обязательны для изучения в обоих типах учебных заведений и входят в систему итогового контроля. Однако, наряду с произведениями, включенными в фундаментальное ядро, в программе есть обзоры, содержание которых жестко не регламентировано. В предлагаемой рабочей программе для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения произведена замена отдельных произведений, которые включены в обзоры для школ с русским (родным) языком обучения. Это — произведения, отражающие этническое многообразие России, контакты русского населения с другими народами, населяющими Россию. В школе с родным (нерусским) языком обучения отдельные произведения, сложные для нерусских учащихся в языковом отношении, предложены в сокращении.

Место предмета «Русская литература» в базисном учебном плане МБОУ «Хову-Аксынскаяи СОШ» :
«Русская литература»
в базисном учебном плане МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» предусматривает изучение курса в6 классе в количестве 68 часов.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Уроки развития речи

Контрольные уроки

Примечание

1.

Введение.

1




2.

В стране мифов.

3+1


Проект -1


3.

Фольклор

5+2


Проекты-2


4.

Произведения русских писателей 19 века и 20 века

25

16

1

Проекты-5

Проекты-4


5.

Зарубежная литература

5






56

1

12



Содержание программы

Содержание программы

Введение – 1 ч

Литература как художественное отражение жизни.


Мифы народов мира – 3 ч

Мифы Древней Греции (в переложении Н. А. Куна). Понятие о мифе. Отражение в мифах мировосприятия, верований и идеалов древних людей. Мифы космогонические и героические. Мировое и культурное значение древнегреческих мифов. Сопоставление греческих мифов с мифами родного народа. Похищение Персефоны Аидом.

Мифы о Геракле. Подвиги Геракла. Шестой подвиг Геракла. Сила и мужество, ум и находчивость, бескорыстие и благородство героя. Образ Геракла в музыке и живописи.

Мифы древних славян (1—2 мифа по выбору). Отражение в мифах истории славянской культуры. Представления древних славян о силах природы как о живых существах. Верования и народные обычаи славян, связанные с богами огня, солнца.


Фольклор –1 ч

Русские народные песни. Народная песня как яркое проявление культуры того или иного народа. Жанр песни в русском фольклоре. Народная песня как отражение основ народного бытия, народных духовно-нравственных ценностей. Песни исторические («На поле Куликовом») и лирические («Не одна во поле дороженька…»). «Не шуми, мати зеленая дубровушка…» как образец разбойничьих песен.

Русские народные песен в произведениях художественной литературы.

Сопоставление русских народных песен с песнями родного народа и других народов России. Общность сюжетов и тем в песнях народов России.


Героический эпос русского народа – 1 ч

Былины. Жанр былины в русском фольклоре. Происхождение былин. Киевские и новгородские былины. Особенности композиции былин. Сопоставление русских былин с героическим эпосом родного народа.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Эпический характер былины. Ритмико-мелодическое своеобразие русских былин. Образ Ильи в русских былинах. Нравственная сила, бескорыстие, мужество, справедливость богатыря. Илья — народный заступник, защитник родной земли. Соловей-разбойник как отрицательный персонаж. Противоборство добра и зла. Моральная победа добра. Гипербола, Сопоставление русской былины с родным эпосом. Образ богатыря в русском и родном фольклоре.


Героический эпос народов России – 3 ч

Отражение в эпосе народных представлений о Вселенной и возникновении человечества, о нормах человеческого поведения. Национальное своеобразие героического эпоса народов России, обусловленное своеобразием исторической и духовной жизни каждого народа.

«Калевала». Образец мифологического эпоса. Воспевание мирного труда. Особенности построения и исполнения карело-финского эпоса.

«Песнь о Роланде». Яркий образец эпического творчества Средневековья. Историческая основа поэмы. Значение «Песни о Роланде» в истории мировой культуры. Мужественный, храбрый и гордый рыцарь Роланд — один из популярных героев Средневековья.

«Песнь о нибелунгах». Средневековая германская эпическая поэма «Песнь о нибелунгах» — одно из выдающихся произведений человечества. Исторические предания о поисках сокровищ как основа поэмы. Зигфрид один из популярных героев как «Песни о нибелунгах», так и всего Средневекового эпоса.


Литература XIX века – 25 ч

И. А. Крылов. Рассказ о писателе.

«Волк и ягненок». «Волк на псарне». Осмеяние человеческих пороков и недостатков, обличительная направленность басен. Иносказательный смысл басен. Афористичность и интонационное богатство языка басен, близость его к разговорной речи. Мораль басни и способы ее выражения. Образ волка как воплощение зла в русской литературе. Историко-культурный контекст басни. «Волк на псарне». Народная мудрость в баснях Крылова. Жанр басни в родной литературе учащихся.

А. С. Пушкин. Рассказ о поэте.

«И. И. Пущину». Биографическая основа стихотворения. Тема дружбы в лирике Пушкина. Дружба как высокое нравственное чувство. Искренние чувства любви, благодарности и нежности лирического героя к другу.

«Няне». Образ няни. Любовь, преданность и нежность няни к своему воспитаннику. Теплое, нежное чувство к ней лирического героя.

«Зимнее утро». Картины русской зимы в стихотворении. Жизнерадостный пафос стихотворения. Особенности композиции. Звуковая инструментовка стиха.

«Дубровский». Нравственные проблемы произведения: честь и человеческое достоинство, любовь и долг, милосердие и великодушие. Изображение жизни русского дворянства. Сюжет романа. Образы Троекурова и Дубровского. Описание крестьянского бунта, образы крестьян. Образ Маши, ее нравственный выбор. Соотношение эпического и лирического в романе. Проблема нравственного выбора и верности долгу. Влияние творчества А. С. Пушкина на родную литературу учащихся.

М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте.

«Бородино». Отражение в стихотворении народного взгляда на войну 1812 г. Героика исторических событий. Своеобразие композиции. Диалог и монолог в стихотворении. «Бородино» в музыкальном и изобразительном искусстве.

«Листок». Центральный образ стихотворения — гонимый бурей листок как символ скитальческой жизни. Противопоставление двух миров — листка и чинары. Поиски страдающей души спокойствия и понимания.

«На севере диком стоит одиноко…». Вольный перевод стихотворения немецкого поэта Г. Гейне «Сосна стоит одиноко». Тема одиночества в стихотворении Лермонтова. Олицетворение как основной прием изображения главных героев стихотворения.

«Тучи». Биографическая основа стихотворения. Его связь с душевным состоянием поэта. Тучи как символ неустроенности судьбы.

Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе.

«Ночь перед рождеством» (в сокращении).

Поэтическое изображение природы, человеческих чувств. Реальное и фантастическое в повести. Особенности сюжета и композиции. Борьба добра и зла, светлых и темных сил. Юмор в повести, художественные средства создания комического. Образы Вакулы и Оксана. Поэтическое изображение православных обрядов в канун великого праздника. Связь с фольклором.

И. С. Тургенев. Рассказ о писателе.

Стихотворения в прозе. Жанровое своеобразие стихотворений в прозе. Лаконизм и емкость стихотворений прозе.

«Два богача». Смысл названия. Преимущество духовного богатства над материальным.

«Воробей». Могучая сила любви, побеждающая страх смерти. Любовь как движущая сила жизни.

«Русский язык». Родной язык как символ родины. Прославление родного языка — выражение глубокой веры в могучие силы народа. «Памяти Ю. П. Вревской», «Порог». Понимание самопожертвования как высокого смысла и счастья жизни. Великая сила и тайна самопожертвования. Двойственное отношение к подвигу героинь: оценка его как святости или неразумия. Проблема нравственного выбора.

«Певцы» (рассказ из «Записок охотника»). Мысль о великой силе искусства, воодушевляющей людей независимо от их сословной принадлежности и образованности. Близость автора к народной культуре.

Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте.

«Фонтан». Взаимосвязь пейзажной зарисовки с душевным состоянием и настроением человека. Композиция стихотворения как воплощение авторского замысла.

«С поляны коршун поднялся…». Связь человека с природой. Философский смысл стихотворения.

«Неохотно и несмело…». Пример поэтического пейзажа. Природное явление как возможность передать настроение лирического героя. Художественные образы, создающие картину грозы.

А. А. Фет. Рассказ о поэте.

«Летний вечер тих и ясен…». Картины летнего вечера. Душевное состояние лирического героя стихотворения. Зрительные и звуковые художественные образы.

«Уснуло озеро; безмолвен черный лес…». Картина ночного безмолвия погруженной в сон природы. Зрительные и слуховые образы стихотворения.

«Учись у них — у дуба, у березы…». Пример философской лирики поэта. Художественные средства изображения. Береза и дуб как символы стойкости и жизнелюбия.

А. К. Толстой. Рассказ о поэте.

«Вот уж снег последний в поле тает…», «И у меня был край родной когда-то…». Музыкальность, искренность и лиризм поэзии А. К. Толстого. Изображение картин оживающей природы. Любовь поэта к родной земле. Образ лирического героя.

«Василий Шибанов». Обращение поэта к русской истории и фольклору. Нравственная проблема баллады. Образ Ивана Грозного. Поэтическое изображение чувства любви к родине человека из народа, его чувства долга и преданности.

К. Р. (К. Романов). Рассказ о поэте.

«Растворил я окно…», «Колокола». Глубокий лиризм стихотворений поэта. Средства художественной выразительности, передающие чарующую картину весенней ночи. Романс П. И. Чайковского на слова стихотворения «Растворил я окно…». Лирический герой стихотворения «Колокола». Элегическая тональность стихотворения — острая тоска по далекой родине. Роль колокольного звона в создании элегической тональности стихотворения.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные проблемы произведения. Горестная насмешка автора над покорностью, долготерпением, безропотностью народа. Своеобразие жанра. Роль комических преувеличений. Гротеск. Сказка писателя в иллюстрациях художников. Сатирическое изображение господствующего класса в произведениях родной литературы.

Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе.

«Детство» (глава XV). Автобиографический характер повести. Утверждение вечных нравственных ценностей. Образ Николеньки Иртеньева, его отношение к Богу, родителям, окружающему миру, чистота и непосредственность его восприятия жизни. Особенности повествования: рассказ от лица героя. Внутренний монолог как средство воссоздания духовного мира героев. Тонкий психологизм писателя, глубокое раскрытие душевного состояния мальчика.

А. П. Чехов. Рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Проблема человеческого достоинства в рассказе. Сатирическое обличение рабской психологии, чинопочитания, угодничества. Контраст и параллелизм как основные средства создания комического эффекта. Иллюстрации художников Кукрыниксов к рассказу.

«Хамелеон». Отражение нравственных представлений писателя о человеке, культуре взаимоотношений людей. Обличение ложной справедливости, стремления угодить «сильным». Подтекст рассказа. Особенности чеховской иронии. Образ Очумелова. Роль художественной детали в раскрытии смысла произведения.

«Смерть чиновника». Тема «маленького человека», обывательской тупости и трусости. Лаконизм повествования. Смешное и грустное в рассказах Чехова. Влияние творчества Чехова на развитие родной литературы учащихся.


Литература XX века – 15 ч

И. А. Бунин. Рассказ о писателе.

«Танька». Тема голодного детства. Взаимоотношение детей со взрослым миром. Способы раскрытия изменяющегося отношения героини к матери. Ранимость и хрупкость детской души.

«Подснежник». Воспоминания детства и юности писателя. Ощущение детской тоски по родным и близким людям. Счастье общения с отцом. Роль детали в раскрытии мыслей и чувств персонажей.

В. В. Маяковский. Рассказ о поэте.

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический пафос стихотворения. Противостояние лирического героя толпе обывателей. Драматизм стихотворения. Своеобразие ритмики, интонации и рифмы. Влияние творчества Маяковского на поэзию родной литературы.

С. А. Есенин. Рассказ о поэте.

«Пороша», «Поет зима — аукает», «Черемуха», «Нивы сжаты, рощи голы…», «С добрым утром!». Картины родной природы в творчестве Есенина. Яркая метафоричность стихотворений, широкое использование эпитетов, сравнений для создания зрительных образов. Прием очеловечивания природы. Лирический герой, нежно любящий природу России.

Изображение чувства любви к природе у поэтов — представителей родной литературы, созвучное лирике Есенина.

М. М. Зощенко. Рассказ о писателе.

«История болезни». Осмеяние недостатков современной автору жизни. Природа комического в рассказе. Роль диалога в достижении комического эффекта. Юмористические произведения родной литературы, созвучные рассказу Зощенко.

А. П. Платонов. Рассказ о писателе.

«Цветок на земле». Страна детства в произведениях писателя. Романтический пафос рассказа. Идея созидающего добра. Художественное своеобразие рассказа: метафоричность, особенности языка и стиля.

А. С. Грин. Рассказ о писателе.

«Алые паруса». Алые паруса как образ мечты. Гуманистический пафос повести. Прославление силы, красоты, человечности. Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство и юность Грея. Его взросление, возмужание. Чистота и возвышенность чувств романтических героев. Утверждение веры в чудо. Лиризм в эпическом произведении.

М. М. Пришвин. Рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Природа в восприятии писателя как поэтическая сказка, как зеркало души человека. Гармония человека и природы. Своеобразие жанра произведения. Смысл названия сказки-были. Образ солнца в произведении Пришвина и в мифах древних славян. Художественная функция пейзажа. Нравственный стержень главных героев произведения. Отношение автора к Насте и Митраше. Художественное своеобразие повести. Произведения родной литературы, близкие по тематике сказке-были Пришвина.

К. Г. Паустовский. Рассказ о писателе.

«Избушка в лесу». Единство человека с окружающим миром. Образ Шашкина: развитое нравственное чувство, близость к природе. Возвышающее и очищающее воздействие музыки на человека. Авторское повествование и монолог Шашкина. Своеобразие композиции и сюжета.

Н. А. Заболоцкий. Рассказ о поэте.

«Не позволяй душе лениться…». Размышления поэта о непреходящих духовных ценностях, о постоянном совершенствовании человека. Тема ответственности, самовоспитания.

«Некрасивая девочка». Сила красоты человеческой души, умение переживать чужую радость как свою. Внешняя и внутренняя красота человека.

Н. М. Рубцов. Рассказ о поэте.

«В горнице». Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова. Слияние поэта с окружающим миром. Радость восприятия естественной красоты жизни. Задушевность, искренность стиха. Близость стихотворения к произведениям народной поэзии.

«Звезда полей». Светлое, оптимистическое настроение, пронизывающее стихотворение. Гармония человека с природой.

В. М. Шукшин. Рассказ о писателе.

«Крепкий мужик». Основной конфликт рассказа. Характер главного героя. Глубокое раскрытие писателем причины духовной опустошенности героя. Эпизодические персонажи, их роль в раскрытии конфликта. Сочность и выразительность языка.

В. П. Астафьев. Рассказ о писателе.

«Гирманча находит друзей». Изображение быта и душевных качеств эвенков. Характер маленького Гирмачни. Доброта, сочувствие, взаимопонимание — пути преодоления языковых и национальных барьеров. Недоброжелательство, злоба — путь к возникновению межнациональных конфликтов.

Г. Тукай. Рассказ о поэте.

«Родной язык», «В школе». Любовь к родному народу, его культуре, традициям. Роль Тукая в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы. Тукай и русская литература.


Зарубежная литература – 1 ч

Гомер. Рассказ о поэте.

«Одиссея» (фрагмент). Человек и судьба в древнегреческой литературе. Сюжетная основа поэмы Гомера. Тема прославления человека. Главный герой поэмы — Одиссей — символ жажды познания, творческого отношения к миру. Образ Одиссея в мировой культуре и родной литературе.

Э. А. По. Рассказ о поэте.

«Колокольчики и колокола». Передача поэтическими средствами звучания колоколов: богатство ритмов и звукописи. Разнообразие эмоций, выражаемых колокольным звоном.

Д. Дефо. Рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Вера в неисчерпаемые возможности, величие и силу человека. Образ Робинзона Крузо. Черты характера героя, которые помогли ему выжить, способность пре-одолеть препятствия, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Гуманистическое звучание романа. Преобразование мира как жизненная потребность человека.


Перечень учебно-методического обеспечения.

Базовый учебник Черкезова М. В., Ганженко М.Б., Критарова Ж. Н., Русина Н.С., Манько Л.В., Корнута И.В., Жожикашвили С.В., Ахметзянов М.Г. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2013

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала — http://litera.edu.ru

  2. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки — http://www.bibliogid.ru

  3. Kidsbook: библиотека детской литературы — http://kidsbook.narod.ru

  4. Виртуальный музей литературных героев — http://www.likt590.ru/project/museum/

  5. Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия — http://www.foxdesign.ru/legend/

  6. Русская виртуальная библиотека- http://www.rvb.ru

  7. Слова: поэзия Серебряного века — http://slova.org.ru

  8. Стихия: классическая русская / советская поэзия — http://litera.ru/stihiya/

  9. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» — http://www.febweb.ru

Писатели и литературные произведения

  1. Булгаковская энциклопедия — http://www.bulgakov.ru

  2. Гоголь Николай Васильевич —http://www.nikolaygogol.org.ru

  3. Гончаров Иван Александрович — http://www.goncharov.spb.ru

  4. Грибоедов Александр Сергеевич — http://www.griboedow.net.ru

  5. Добролюбов Николай Александрович — http://www.dobrolyubov.net.ru

  6. Достоевский Федор Михайлович — http://www.dostoevskiy.net.ru

  7. Жуковский Василий Андреевич — http://www.zhukovskiy.net.ru

  8. Лев Толстой и «Ясная Поляна» — http://www.tolstoy.ru

  9. Карамзин Николай Михайлович — http://www.karamzin.net.ru

  10. Крылов Иван Андреевич — http://www.krylov.net.ru

  11. Куприн Александр Иванович — http://www.kuprin.org.ru

  12. Лермонтов Михаил Юрьевич- http://www.lermontow.org.ru

  13. Островский Александр Николаевич — http://www.ostrovskiy.org.ru

  14. Некрасов Николай Алексеевич — http://www.nekrasow.org.ru

  15. Пушкин Александр Сергеевич — http://www.aleksandrpushkin.net.ru

  16. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович — http://www.saltykov.net.ru

  17. Толстой Лев Николаевич — http://www.levtolstoy.org.ru

  18. Тургенев Иван Сергеевич — http://www.turgenev.org.ru

  19. Тютчев Федор Иванович — http://www.tutchev.net.ru

  20. Фонвизин Денис Иванович — http://www.fonvisin.net.ru

  21. Чехов Антон Павлович — http://www.antonchehov.org.ru.


Электронные пособия

  1. «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 — 6 классы».

  2. «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия» 2008».

  3. «Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ. Литература».

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала — https://litera.edu.ru

  1. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки — https://www.bibliogid.ru


  2. Kidsbook: библиотека детской литературы — https://kidsbook.narod.ru


  3. Виртуальный музей литературных героев — https://www.likt590.ru/project/museum/


  4. Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия — https://www.foxdesign.ru/legend/


  5. Русская виртуальная библиотека- https://www.rvb.ru


  6. Слова: поэзия Серебряного века — https://slova.org.ru


  7. Стихия: классическая русская / советская поэзия — https://litera.ru/stihiya/


  8. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» — https://www.feb-web.ru

Писатели и литературные произведения

  1. Белинский Виссарион Григорьевич — https://www.belinskiy.net.ru

  2. Булгаковская энциклопедия — https://www.bulgakov.ru

  3. Герцен Александр Иванович — https://www.gercen.net.ru

  4. Гоголь Николай Васильевич -https://www.nikolaygogol.org.ru

  5. Гончаров Иван Александрович — https://www.goncharov.spb.ru

  6. Грибоедов Александр Сергеевич — https://www.griboedow.net.ru

  7. Добролюбов Николай Александрович — https://www.dobrolyubov.net.ru

  8. Достоевский Федор Михайлович — https://www.dostoevskiy.net.ru

  9. Жуковский Василий Андреевич — https://www.zhukovskiy.net.ru

  10. Лев Толстой и «Ясная Поляна» — https://www.tolstoy.ru

  11. Карамзин Николай Михайлович — https://www.karamzin.net.ru

  12. Крылов Иван Андреевич — https://www.krylov.net.ru

  13. Куприн Александр Иванович — https://www.kuprin.org.ru

  14. Лермонтов Михаил Юрьевич- https://www.lermontow.org.ru

  15. Островский Александр Николаевич — https://www.ostrovskiy.org.ru

  16. Некрасов Николай Алексеевич — https://www.nekrasow.org.ru

  17. Пушкин Александр Сергеевич — https://www.aleksandrpushkin.net.ru

  18. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович — https://www.saltykov.net.ru

  19. Толстой Лев Николаевич — https://www.levtolstoy.org.ru

  20. Тургенев Иван Сергеевич — https://www.turgenev.org.ru

  21. Тютчев Федор Иванович — https://www.tutchev.net.ru

  22. Фонвизин Денис Иванович — https://www.fonvisin.net.ru

  23. Чернышевский Николай Гаврилович — https://www.chernishevskiy.net.ru

  24. Чехов Антон Павлович — https://www.antonchehov.org.ru.


Электронные пособия

  1. «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 — 6 классы».

  2. «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия» 2008».

  3. «Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ. Литература».

Контрольно-измерительные материалы

  1. Ромашина Н.Ф. Литература: 5-11 классы: Тесты для текущего и обобщающего контроля. Учитель, 2008

  2. Брагина С.В. Тесты по литературе для 6 класса. Контрольно-измерительные материалы. Ювента, 2011 г.

  3. Волжина Е.К. Олимпиады по литературе: 5-8 классы. Вако, 2012 г.

  4. Черных О.Г.: Практикум по литературе.6 класс. Вако, 2011 г.

  5. Будникова Н.Н., Полторжицкая Г.И., Абдуллина Л.И. Нетрадиционные уроки литературы. 5-11 классы. Вако, 2011 г.

  6. Образовательные электронные ресурсы:

  7. https://www.9151394.ru/ — Информационные и коммуникационные технологии в обучении

  8. https://som.fio.ru/ — сетевое объединение методистов

  9. https://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

  10. https://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  11. https://schools.techno.ru/ — образовательный сервер «Школы в Интернет»

  12. https://www.1september.ru/ru/ — газета «Первое сентября»

  13. https://all.edu.ru/ — Все образование Интернета

  14. https://www.sokr.ru/ 

  15. Толковый словарь В.И. Даля  https://www.slova.ru/ 

  16.   Репетитор https://www.repetitor.h1.ru/programms.html 

  17. Знаете слово? https://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ 

  18.  Дистанционная поддержка учителей-словесников https://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm 

  19. Культура письменной речи https://likbez.h1.ru/ 

  20. Русское слово https://www.rusword.com.ua 

  21. Проверь себя! https://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm











Приложение.

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

— общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;


— диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


— текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


— списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


— ссылки – все ссылки работают



Средняя оценка по дизайну


Содержание

— раскрыты все аспекты темы;



— материал изложен в доступной форме;



— систематизированный набор оригинальных рисунков;



— слайды расположены в логической последовательности;



— заключительный слайд с выводами;



— библиография с перечислением всех использованных ресурсов.



Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

— речь учащегося чёткая и логичная;



— ученик владеет материалом своей темы;



Средняя оценка по защите проекта



Итоговая оценка




Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания динамики литературного развития каждого учащегося (по рекомендациям В.Г. Маранцмана).

В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому учащемуся за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются следующие качества читателя:

Эмоциональная реакция

— выразительное чтение;

— ответы на вопросы после первого чтения произведения;

— оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом;

-сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки.

Осмысление содержания

— составление плана содержания;

— сжатый пересказ;

— комментирование текста;

— ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера;

— рассмотрение композиции художественного произведения;

— сопоставление литературных произведений;

— сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции.

Работа воображения

— творческие пересказы (с изменением лица рассказчика);

— устное словесное рисование;

составление киносценария;

— инсценирование;

-домысливание сюжета;

— реконструкция внесценических эпизодов драмы.


Реакция на художественную форму

— пересказ, близкий к тексту;

— стилистический анализ;

— оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования;

Сопоставление произведения и его реальной основы.

Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общую продвинутость класса в той или иной сфере литературного развития.










































Приложение 3.

 

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

Количество часов

Дата проведения по плану

Фактич. пров.

1

Литература как художественное отражение жизни

Урок открытия нового знания

Знание и понимание целей и задач предмета, структуру учебника.

Книга и её роль в жизни человека.

Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать свои мысли и оценивать свою и чужую речь.

Регулятивные: определение и формулировка темы и цели урока, умение строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую речь, аргументировано отстаивать свою.

Познавательные: извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет…)

Стр.3.

Устное высказывание: книга и её роль в жизни человека.

1



2

Мифы народов мира.

Мифы Древней Греции.

Похищение Персефоны Аидом.

Урок открытия нового знания

Понятие о мифе. Отражение в мифах мировосприятия, верований и идеалов древних людей. Мифы космогонические и героические. Мировое и культурное значение древнегреческих мифов.

Коммуникативные: восприятие на слух мифов, их осмысленное чтение, рассказ понравившегося мифа; использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действий.

Регулятивные: показать знания по данной теме, сопоставлять мифы древнегреческие, славянские с мифами родного народа; выявлять их тематическую и сюжетную общность; умение работать в группе, управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Познавательные: знание и понимание литературоведческих терминов: миф, сюжет, жанр, умение обобщать.

Личностные: смыслообразование-установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, ради чего она осуществляется. «Какое значение, смысл имеет для меня знание мифов».

Сообщение об истории возникновения мифов; о других известных мифах; древнегреческих, славянских.

Чтение и обсуждение мифов; рисование иллюстраций к мифам.

Работа со словарём: происхождение выражений: олимпийское спокойствие, ахиллесова пята, муки Тантала, сизифов труд, ящик Пандоры. панический страх.

1



3

Мифы о Геракле

Урок рефлексии

Подвиги Геракла. Шестой подвиг Геракла. Сила и мужество, ум и находчивость, бескорыстие и благородство героя. Образ Геракла в музыке и живописи.

1



4






Мифы древних славян

Урок открытия нового знания.

Отражение в мифах истории славянской культуры. Представления древних славян о силах природы как о живых существах. Верования и народные обычаи славян, связанные с богами огня, солнца.

1



5

Проект

Стр. 23 учебника.

Урок проект

Урок общеметодической направленности

Обучение созданию проекта.

Коммуникативные: приобретение коммуникативных умений, работая в группе.

Регулятивные: научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач

  • Познавательные: знание структуры проекта: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия.

  • Личностные: зачем мы делаем проект, найти ответ на этот вопрос.

Составить проект-презентацию

1



6

Фольклор. Русские народные песни.

Урок открытия нового знания

Народная песня как яркое проявление культуры того или иного народа. Песни исторические, лирические, разбойничьи.

Сопоставление русских народных песен с песнями родного народа и других народов России. Общность сюжетов и тем в песнях народов России.

Коммуникативные: восприятие на слух песен, их осмысленное чтение;

Регулятивные: понимать и формулировать тему и цель урока; определять элементы сюжета; сопоставлять русские народные песни с песнями родного края и других народов России.

Познавательные: различать виды песен, характеризовать народные песни.

Личностные: нравственно-этическое усваивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Стр 30-31учебника, ответить на вопросы.

Подготовить сообщение о своей любимой песне.

1



7

Проект

Урок проект

Урок общеметодической направленности

Коммуникативные: приобретение коммуникативных умений, работая в группе.

Регулятивные: научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач

Познавательные: знание структуры проекта: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия.

Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь.

Регулятивные: участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою

Познавательные: извлекать фактуальную информацию из текстов.

Составить свой проект по предложенным темам. Стр. 31 уч.

1



8

Героический эпос русского народа.

Былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

Урок открытия нового знания

Жанр былина в русском фольклоре. Происхождение былин.

Киевские и новгородские былины. Ритмико-мелодическое своебразие русских былин. Образ Ильи в русских былинах. Образ богатыря в русском и родном фольклоре.

Коммуникативные: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, составлять развёрнутый план; определять особенности языка и композиции былины (повтор, постоянные эпитеты, устойчивые фольклорные сочетания, концовка).

Познавательные: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; выявлять художественные детали, раскрывающие характеры героев былин.

Личностные: нравственно-этическое усваивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Выразительное чтение по ролям. Пересказ.

Иллюстрации к былинам.(на выбор)

Приготовить презентацию: былинные герои.

1














9

Героический эпос народов России.

Калевала»

Урок открытия нового знания

Отражение в эпосе народных представлений о Вселенной и возникновении человечества, о нормах человеческого поведения.

«Калевала» как образец мифологического эпоса. Воспевание мирного труда. Особенности построения и исполнении карело-финского эпоса.

Коммуникативные: выразительное чтение фрагмента, отвечать на вопросы полно, строя монологическое высказывание.

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, составлять развёрнутый план; определять особенности языка и композиции.

Познавательные: воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа.


Стр. 42 уч.

Вопросы на стр. 51.

1



10

Героический эпос народов мира. Песнь о Роланде.

Урок открытия нового знания

«Песнь о Роланде». Яркий образец эпического творчества Средневековья. Историческая основа поэмы. Значение «Песни о Роланде» в истории мировой культуры. Роланд — один из популярных героев Средневековья.


Коммуникативные: выразительное чтение поэм; отвечать на вопросы полно, строя монологическое высказывание.

Регулятивные: сопоставлять русский героический эпос с эпическими произведениями народов России, мира на основе общности тематики, проблематики и жанра.

Познавательные: выявлять национально обусловленные различия.

Работа с новыми словами: составить кроссворд. (стр.53.

Сообщение о Роланде.









Работа со словами: муж, вон, богатырь.

Образ Зигфрида.

Стр. 70-71.

1



11

«Песнь о нибелунгах»

Урок открытия нового знания

Средневековая германская эпическая поэма «Песнь о нибелунгах» — одно из выдающихся произведений человечества. Исторические предания о поисках сокровищ как основа поэмы. Образ Зигфрида




12

Проект –конкурс на лучшего исполнителя героического эпоса.

Урок развивающего контроля

  1. Выбрана тема проекта: декламация, пение, речитатив.

  2. Учащиеся поделены на группы.

  3. Каждая творческая группа наметила план работы над проектом и распределила обязанности


Коммуникативные: формирование навыков речевой деятельности: выразительное чтение.

Регулятивные: владение монологической и диалогической речью. Уметь выразительно читать стихотворный текст.

Познавательные: умение выступать перед аудиторией. Ритм стиха, настроение стиха.

Создать проект.

Стр учебника 61-62.

1



Русская литература 19 века. (25+6)

13-14

Литература XIX века. И. А. Крылов. «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне».

Урок рефлексии.

Урок открытия нового знания

Осмеяние человеческих пороков и недостатков. Иносказательный смысл басен. Мораль басни и способы ее выражения. Образ волка как воплощение зла в русской ли-тературе. Историко-культурный контекст басни Народная мудрость в баснях Крылова. Жанр басни в родной литературе учащихся.

Коммуникативные: заучивание наизусть, выразительное чтение басни.

Регулятивные: определять тему и идею басен, жанровые особенности басни.

Познавательные: выявление языковых художественных средств выразительности.

Сообщение о жизни и творчестве баснописца.

Работа с терминами: хвастливость, злобность, смирение, самоуверенность, ощущение безнаказанности, робость, раздражительность, презрение к другим, аллегория (словарь)

2



15-16

А. С. Пушкин. «Пущину», «Няне», «Зимнее утро»

Урок открытия нового знания

Биографическая основа стихотворений. Тема дружбы в лирике Пушкина. Образ няни. Любовь, преданность и нежность няни к своему воспитаннику. Теплое, нежное чувство к ней лирического героя. Картины русской зимы . Жизнерадостный пафос стихотворения. Особенности композиции. Звуковая инструментовка стиха.


Коммуникативные: умение составлять устное и письменное сообщение о жизни и творчестве писателя

Регулятивные: выделять основные темы в творчестве писателя.

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Сообщение о писателе.

Сочинение: стр.91,93.

Проект на выбор: стр. уч.93, 95.

Выучить отрывок наизусть.


2



17

Защита проектов.

Урок рефлексии.


Объявить название выполненного проекта, показать или продемонстрировать его. Назвать причины, побудившие взяться за выполнение данного проекта.Защитить проект.


Коммуникативные: умение защищать свой проект: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь

Регулятивные: знание алгоритма деятельности ученика.

Познавательные: овладение способами сохранения информации: основы библиографической грамотности, навыки конспектирования, реферирования, результаты исследования.


1



18

А.С. Пушкин. История романа «Дубровский». Ссора К.П. Троекурова и А.Г.Дубровского. Картины жизни русского барства.

Урок открытия нового знания

Нравственные проблемы произведения: честь и человеческое достоинство, любовь и долг, милосердие и великодушие. Изображение жизни русского дворянства. Сюжет романа. Образы главных героев. Проблема нравственного выбора и верности долгу. Влияние творчества А. С. Пушкина на родную литературу учащихся.

Коммуникативные: умение пересказывать прозаическое произведение или отрывок с использованием образных средств.

Регулятивные: самостоятельно делать выводы.

Познавательные: осуществлять самоконтроль и самооценку жизни русского барства.

Личностные: нравственно-этическое усваивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Гл.2-7 читать.

Нарисовать, как выглядело русское барство.

Словесный портрет Кирила Петровича и Владимира Дубровского.

1



19

Суд и его последствия. Анализ главы IIVII.«Пожар в Кистенёвке». Роль Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести.

Урок открытия нового знания

Коммуникативные: вести диалог на русском языке при соблюдении русского речевого этикета.

Регулятивные: понимание авторской позиции и умение выразить своё отношение к ней.

Познавательные: понимание ключевых проблем произведения, грамотно формулировать эти проблемы.

Собрать материал на тему: поведение Троекурова и Дубровского на суде.

Пересказ эпизода: «Троекуров во дворе Дубровского»

Роль эпиграфа 4 главы.

1



20

«Учитель». Анализ главы VIIIX

Урок открытия нового знания

Проблема нравственного выбора и верности долгу.

Коммуникативные: пересказ и изменением лица рассказчика.

Регулятивные: понимание поступков героев и выражение собственного отношения к ним.

Познавательные: ирония, сатира (автор)

Пересказ эпизодов «Обед в Покровском» от лица одного из персонажей (Дефоржа, Маши, Троекурова)

1



21

Маша Троекурова и Владимир Дубровский.

Урок открытия нового знания

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведении.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью.

Регулятивные: составление плана событий.

Познавательные: понятия о композиции художественного произведения.

Ответить письменно на вопрос: почему Дубровский не стал мстить Троекурову»

1



22

Развязка романа «Дубровский»

Урок рефлексии.

Мотивировка поступков героев, итоги романа

Коммуникативные: определять тему, проблематику, сюжет романа.

Регулятивные: делать самостоятельно выводы.

Познавательные: термины: проблема, сюжет.


1



23

РР. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Урок развивающего контроля.


Самостоятельное планирование и проведения исследования.

Коммуникативные: выбор темы и жанра сочинения; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Регулятивные: составлять план к теме, показать логику развития мысли в сочинении.

Познавательные: сформулировать идею, подобрать цитатный материал.

Самостоятельная творческая работа

1



24-25

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.

«Бородино». Анализ стихотворений «Листок», «Тучи», «На севере диком…»

Урок открытия нового знания

Отражение в стихотворении «Бородино» народного взгляда на войну 1812 года. Героика исторических событий. Своеобразие композиции. диалог и монолог в стихотворении.

Коммуникативные: выразительное чтение, заучивание наизусть текста.

Регулятивные: определять содержание стихотворения с историческими событиями Отечественной войны 1812 года.

Познавательные: уметь находить ИВС в поэтическом тексте (олицетворения, эпитеты, метафоры..).

Роль композиции.

Личностные: нравственно-этическое усваивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. (Тема памяти)

Наизусть.

2



26

Проект

Урок развивающего контроля

Лучшая иллюстрация.

Коммуникативные: умение защищать свой проект: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Регулятивные: знание алгоритма деятельности ученика.

Познавательные: овладение способами изображения ярких образов, созданных поэтом, на иллюстрации.

Личностные: понимание темы одиночества: поиски одинокой души спокойствия и понимания.

Творческая работа

1



27-28-29-30

Н. В. Гоголь. Личность писателя. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Ночь перед Рождеством».

Картины народной жизни в повести.

Приключение кузнеца в поисках черевичек.

Реальное и фантастическое в повести.


Урок открытия нового знания

Поэтическое изображение природы, человеческих чувств. Реальное и фантастическое в повести. Особенности сюжета и композиции. Борьба добра и зла, светлых и темных сил. Юмор в повести, художественные средства создания комического. Образы Вакулы и Оксана. Поэтическое изображение православных обрядов в канун великого праздника. Связь с фольклором.


Коммуникативные: пересказ текста подробно и выборочно.

Регулятивные: умение отвечать на вопросы по прочитанному.

Познавательные: понятие о характеристике героев повести; реальное и фантастическое в повести, юмор.

Личностные: правильная оценка героев повести.

Устный рассказ одного из героев: дочка казак Чуба красавица Оксана, мать кузнеца Вакулы Солоха, казак Чуб и другие.

Пересказ понравившегося эпизода.

Найти комические ситуации, реальное и фантастическое.

Домашнее сочинение (стр.122).

4



31

Проект

Урок развивающего контроля

Лучший доклад.

Коммуникативные: написание доклада, защита проекта.

Регулятивные: определить цель исследования, сформулировать смысл понятий «реальность», «фантастика», проанализировать текст: события происходящие с точки зрения реального и фантастического.

Познавательные: понятие докладе.

Личностные: умение работать с дополнительной литературой, уметь находить ответ на поставленную проблему.

Творческая работа.

1



32-33

И. С. Тургенев.

Стихотворения в прозе.

«Два богача», «Воробей», «Русский язык», «Памяти Вревской», «Порог».

«Записки охотника»-рассказ «Певцы».


Урок открытия нового знания

Стихотворения в прозе. Жанровое своеобразие стихотворений в прозе. Лаконизм и емкость стихотворений прозе.

«Певцы» (рассказ из «Записок охотника»). Мысль о великой силе искусства, воодушевляющей людей независимо от их сословной принадлежности и образованности. Близость автора к народной культуре.


Коммуникативные: подготовка и выступление с сообщениями о писателе; пересказ.

Регулятивные: умение находить ИВС в поэтическом тексте, сравнивать русские народные песни с песнями своего народа.

Познавательные: понятие о лирическом герое.

Личностные: понимание самопожертвования как высокого смысла и счастья жизни в стихотворении «Памяти Вревской», «Порог».

Выучить наизусть

2



Родная природа в русской поэзии.


34-35-36

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…».

А,А. Фет. Слово о поэте. «Летний вечер» «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

А.К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает», «У меня был край родной…», «Василий Шибанов».

Урок открытия нового знания

Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. . Роль антитезы в стихотворении. Судьба человека и судьба коршуна.

А.А. Фет.

Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

А. Толстой. Изображение картин оживающей природы. Любовь поэта к родной земле. Образ лирического героя.

«Василий Шибанов». Обращение поэта к русской истории и фольклору. Нравственная проблема баллады.

Коммуникативные: выразительное чтение стихотворений.

Регулятивные: выявлять средства художественной выразительности.

Познавательные: философский смысл стихотворений; лирический герой; зрительные и звуковые художественные образы; баллада.

Личностные: воспитание патриотизма.

Наизусть.

3



37

Проект.

Урок развивающего контроля

Самостоятельное планирование и проведения исследования.

Коммуникативные: выбор темы и жанра сочинения; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Регулятивные: составлять план к проекту

Познавательные: поэтический сборник: предисловие, иллюстрации, структурные элементы.

Личностные: умение самостоятельно работать с интернет-ресурсами.

Аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное

1



38

К.К. Романов.

«Растворил я окно…», «Колокола» .

Урок открытия нового знания.

Глубокий лиризм стихотворений поэта. Романс П. И. Чайковского на слова стихотворения «Растворил я окно…». Лирический герой стихотворения «Колокола». Элегическая тональность стихотворения — острая тоска по далекой родине. Роль колокольного звона в создании элегической тональности стихотворения.


Коммуникативные: выразительное чтение стихотворений.

Регулятивные: выявлять средства художественной выразительности.

Познавательные: лирический герой стихотворения.

Личностные: воспитание патриотизма. Понятие ностальгии по родине.

Наизусть.

1



39

Проект

Урок развивающего контроля

Компьютерная презентация (стр.172)

Коммуникативные: умение защищать свой проект: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Регулятивные: знание алгоритма составления презентации.

Познавательные: дизайн презентации, содержание, защита.

Личностные: звон-это воскрешение в памяти картины далёкой отчизны. (Тема памяти)


1



40

М..Е.Салтыков-Щедрин . «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Понятие о сатире.

Урок открытия нового знания.

Нравственные проблемы произведения.

Своеобразие жанра. Роль комических преувеличений. Гротеск. Сатирическое изображение господствующего класса в произведениях родной литературы.


Коммуникативные: выразительное чтение по ролям, сжатый пересказ.

Регулятивные: определение нравственных проблем теста.

Познавательные: понятия: жанр, комическое, гротеск, сатира.

Личностные: приобрести богатый жизненный опыт о взаимоотношениях людей разного социального положения, о назначении человека.

Ответить на вопрос: что полезного открыли вы для себя в произведении.

Сравнить образы генералов и мужика.

1



41

Л.Н. Толстой. Слово о писателе.

Повесть «Детство». Чтение и обсуждение.

Урок открытия нового знания.

Автобиографический характер повести. Утверждение вечных нравственных ценностей. Образ Николеньки Иртеньева. Особенности повествования: рассказ от лица героя. Внутренний монолог как средство воссоздания духовного мира героев. Тонкий психологизм писателя, глубокое раскрытие душевного состояния мальчика.


Коммуникативные: чтение и ответы на вопросы, пересказывать отдельные эпизоды.

Регулятивные: характеризовать образ главного героя, приводить цитаты из текста.

Познавательные: нравственные ценности, внутренний монолог как средство воссоздания духовного мира героев.

Личностные: воспитание любви к родным и близким, посторонним людям, сделать что-то полезное для них.

Стр. 195: вопросы.

1



42-43

А. П. Чехов. О писателе. «Врач, учитель, человек». Личность А. П. Чехова.

«Толстый и тонкий!, «Хамелеон», «Смерть чиновника».

Урок открытия нового знания.

«Толстый и тонкий». Проблема человеческого достоинства в рассказе. Сатира. Контраст и параллелизм как основные средства создания комического эффекта. «Хамелеон». нравственные представления о человеке. Подтекст рассказа. Особенности чеховской иронии. Образ Очумелова. Роль художественной детали в раскрытии смысла произведения.

«Смерть чиновника». Тема «маленького человека». Лаконизм повествования. Смешное и грустное в рассказах Чехова.

Коммуникативные: развитие умения самостоятельно выстраивать устные и письменные монологические высказывания.

Регулятивные: выявлять жанровые особенности рассказа.

Познавательные: знание терминов: художественная деталь, сатира, комическое.

Личностные: «кодекс морали» для учащегося выявить в произведениях Чехова, ответить на вопрос: что значит воспитанный человек.

Стр. 202-203.

Стр. 210-211

Стр.220-221

2




Литература XX века (14+ 4)

44

И. А. Бунин. Рассказ о писателе.

«Танька».

Урок открытия нового знания.

Тема голодного детства. Способы раскрытия изменяющегося отношения героини к матери. Ранимость и хрупкость детской души.

«Подснежник». Ощущение детской тоски по родным и близким людям. Счастье общения с отцом.

Коммуникативные: выбор темы и жанра сочинения; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: роль детали в раскрытии мыслей и чувств персонажей.

Личностные: взаимоотношение детей со взрослым миром.

Рассказ о герое.

Проследить внутренний мир героев произведений Бунина.

1



45

Проект.

Урок развивающего контроля

Составление музыкально-литературной композиции

Бунин и Чайковский.

Коммуникативные: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на русском языке на основе изучения произведений русской литературы и музыкальной зарисовки П. И. Чайковского.

Регулятивные: знание алгоритма

составления музыкально-литературной композиции

Познавательные: знание термина музыкально-литературная композиция.

Личностные: любовь к родине через пейзажную лирику.

Творческая работа.

1



46

В. В. Маяковский. Рассказ о поэте.

«Хорошее отношение к лошадям».

Урок открытия нового знания.

Гуманистический пафос стихотворения.

Драматизм стихотворения.

Противостояние лирического героя толпе обывателей.

Коммуникативные: выразительное чтение стихотворения.

Регулятивные: совершенствование умения словесного рисования.

Познавательные: своеобразие ритмики, интонации и рифмы.

Личностные: умение противостоять «толпе», развитие качество характера: сохранение собственного достоинства.

Наизусть.

1



47

С.А.Есенин. Рассказ о поэте.

«Пороша», «Поет зима — аукает», «Черемуха», «Нивы сжаты, рощи голы…», «С добрым утром!».

Урок открытия нового знания.

Картины родной природы в творчестве Есенина. Яркая метафоричность стихотворений, широкое использование эпитетов, сравнений для создания зрительных образов. Прием очеловечивания природы. Лирический герой, нежно любящий природу России.

Изображение чувства любви к природе у поэтов — представителей родной литературы, созвучное лирике Есенина.


Коммуникативные: умение составлять устное и письменное сообщение о жизни и творчестве писателя; выразительное чтение стихотворений.

Регулятивные: нахождение ИВС.

Познавательные: понятия: метафоричность стихотворений Есенина, очеловечивание природы.

Личностные: любовь к малой родине.

Наизусть.

1



48

Проект.

Урок развивающего контроля

Подбор иллюстраций к стих Есенина (презентация)

Выставка иллюстраций к стихотворениям Есенина.

Коммуникативные: развитие умения самостоятельно выстраивать устные и письменные монологические высказывания.

Регулятивные: работа с интернет –ресурсами.

Познавательные: образное рисование к стихотворениям Есенина.

Личностные: ответственность к выполнению заданий.

Творческая работа.

1



49

М.М. Зощенко. Рассказ о писателе.

«История Болезни»

Урок открытия нового знания.

Осмеяние недостатков современной автору жизни. Природа комического в рассказе. Роль диалога в достижении комического эффекта. Юмористические произведения родной литературы, созвучные рассказу Зощенко.


Коммуникативные: развитие умения пересказывать прозаическое произведение или отрывок с использованием образных средств языка и цитат из текста.

Регулятивные: формирование собственного отношения к произведению, героям.

Познавательные: рассказ как жанр.

Личностные: знание недостатков современного общества, сохранение собственного достоинства.

Пересказ.

Ответ на вопрос: существуют ли в наше время порядки, о которых пишет автор.

1



50

А. П. Платонов. Рассказ о писателе.

«Цветок на земле».

Урок открытия нового знания.

Страна детства в произведениях писателя. Романтический пафос рассказа. Идея созидающего добра. Художественное своеобразие рассказа: метафоричность, особенности языка и стиля.


Коммуникативные: развитие умения создание на русском языке устные монологические речевые высказывания.

Регулятивные: развитие умения выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для собственной позиции.

Познавательные: романтический пафос, метафоричность.

Личностные: развитие интереса к жизни, любознательность, повышение словарного запаса.


Вопросы стр. 26.

1



51

Проект.

Урок развивающего контроля

Создание народной сказки или легенды о цветке.

Коммуникативные: приобретение коммуникативных умений, работая в группе.

Регулятивные: научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

  • Познавательные: знание структуры проекта: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия.

Личностные: зачем мы делаем проект, найти ответ на этот вопрос.

Творческая работа.

1



52

А. С. Грин. Рассказ о писателе.

«Алые паруса».


Урок открытия нового знания

Алые паруса как образ мечты. Гуманистический пафос повести. Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление, возмужание. Чистота и возвышенность чувств романтических героев. Утверждение веры в чудо.

Коммуникативные: пересказ текста, сюжета, знание героев рассказа.

Регулятивные: находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в рассказе.

Познавательные: лиризм в эпическом произведении

Личностные: прославление силы, красоты, человечности; нормы человеческого общения.

Вопросы на стр 270-271

1



53-54-55

М. М. Пришвин. Рассказ о писателе.

«Кладовая солнца».


Урок открытия нового знания

Природа в восприятии писателя как поэтическая сказка, как зеркало души человека. Гармония человека и природы. Образ солнца в произведении Пришвина и в мифах древних славян. Отношение автора к Насте и Митраше. Художественное своеобразие повести. Произведения родной литературы, близкие по тематике сказке-были Пришвина.


Коммуникативные: пересказ текста, сюжета, знание героев рассказа.

Регулятивные: находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в рассказе; составлять план сказки-были. (стр.278).

Познавательные: смысл названия сказки-были; художественная функция пейзажа; своеобразие жанра произведения.

Личностные: прославление силы, красоты, человечности; нравственный стержень главных героев произведения.

Вопросы на стр.275,276, 277.

Мини-сочинение6 «Смысл названия сказки»

3



56

Проект

Урок развивающего контроля

Инсценировка одного из эпизодов сказки –были.

Коммуникативные: умение защищать свой проект: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Регулятивные: знание алгоритма деятельности ученика в группе.

Познавательные: овладение навыками чтения в лицах.

Личностные: ответственность за взятое дело.

Творческая работа.

1



57

К. Г. Паустовский. Рассказ о писателе.

«Избушка в лесу».

Урок открытия нового знания

Единство человека с окружающим миром. Образ Шашкина: развитое нравственное чувство, близость к природе. Возвышающее и очищающее воздействие музыки на человека. Авторское повествование и монолог Шашкина. Своеобразие композиции и сюжета.


Коммуникативные: развитие умения создание на русском языке устные монологические речевые высказывания; пересказывать отдельные эпизоды.

Регулятивные: находить в тексте примеры воздействия музыки на человека.

Познавательные: знакомство с понятием литературный герой.

Личностные: природа как средство выражения патриотического долга.


Вопросы на стр. 286-287

1



58

Н. А. Заболоцкий. Рассказ о поэте.

«Не позволяй душе лениться…».

«Некрасивая девочка».

Н. М. Рубцов. Рассказ о поэте.

«В горнице». Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова.

Урок открытия нового знания

Размышления поэта о непреходящих духовных ценностях, о постоянном совершенствовании человека. Н. М. Рубцов. Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова. Слияние поэта с окружающим миром. Радость восприятия естественной красоты жизни. Задушевность, искренность стиха. Близость стихотворения к произведениям народной поэзии.

«Звезда полей». Светлое, оптимистическое настроение, пронизывающее стихотворение. Гармония человека с природой.


Коммуникативные: выразительное чтение стихотворений.

Регулятивные: видеть гуманное отношение человека к человеку и природе.

Познавательные: внешняя и внутренняя красота человека.

Личностные: воспитание чувства ответственности, самовоспитания. Сила красоты человеческой души, умение переживать чужую радость как свою.

Наизусть.

1



59

В. М. Шукшин. Рассказ о писателе.

«Крепкий мужик».

Урок открытия нового знания

Основной конфликт рассказа. Характер главного героя. Глубокое раскрытие писателем причины духовной опустошенности героя. Эпизодические персонажи, их роль в раскрытии конфликта. Сочность и выразительность языка.


Коммуникативные: читать и анализировать рассказ.

Регулятивные: сопоставление главного героя с другими персонажами рассказа

Познавательные: роль конфликта.

Личностные: умение выйти из конфликта.

Стр 311-вопросы.

1



60

В. П. Астафьев. Рассказ о писателе.

«Гирманча находит друзей».


Урок открытия нового знания

Изображение быта и душевных качеств эвенков. Характер маленького Гирмачни. Недоброжелательство, злоба — путь к возникновению межнациональных конфликтов.

Коммуникативные: выразительное чтение стихотворений.

Регулятивные: сопоставление главного героя с другими персонажами рассказа

Познавательные: внешняя и внутренняя красота человека.

Личностные: воспитание доброты, сочувствия, взаимопонимания — пути преодоления языковых и национальных барьеров.

Стр.330-331-вопросы.

1



61

Г. Тукай. Рассказ о поэте.

«Родной язык», «В школе».




Урок открытия нового знания

Любовь к родному народу, его культуре, традициям. Роль Тукая в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы. Тукай и русская литература.


Коммуникативные: выразительное чтение стихотворений.

Регулятивные: видеть любовь к родному народу, его культуре, традициям.

Познавательные: любовь к родному языку.

Личностное: знание родного языка.

Стр. 338-воросы.

1



62-68

Зарубежная литература. Обзор.

Урок открытия нового знания

Гомер. Рассказ о поэте.

«Одиссея» (фрагмент). Человек и судьба в древнегреческой литературе.

Э. А. По. Рассказ о поэте. «Колокольчики и колокола». Передача поэтическими средствами звучания колоколов: богатство ритмов и звукописи.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Вера в неисчерпаемые возможности, величие и силу человека.


Коммуникативные: написание доклада, защита проекта.

Регулятивные: определить цель исследования.

Познавательные: понятие доклад.

Личностные: умение работать с дополнительной литературой, уметь находить ответ на поставленную проблему.

Выступления учащихся с докладами.

5



 























 

 

 

 



18


Свежие документы:  Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Образ Иисуса Христа в русской поэзии и музыке" 9-11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: