Рабочая программа по литературе для 6 класса (базовый уровень) под редакцией В.П.Полухиной, В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина


Согласовано” “Согласовано” “Согласовано”

Руководитель МО Заместитель Директор МОУ

_____/Набиева С. И./ директора по УР «Гимназия №2»

Протокол №____ от МОУ «Гимназия №2» ____/Азизов Р. М./

«___» ________2012 г. имени Баки Урманче Приказ № ______от

_____/Ногманова А.С./ «___» _______2012 г.

«___» ________2012 г











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» им. Б. Урманче



___Набиева Светлана Ирековна , первая квалификационная категория___



по __русской литературе_, 6 класс____









Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _________ от

«___» __________ 2012г.













2012 – 2013 учебный год


Учебно-тематическое планирование


по __русской литературе__



Классы _6д___

Учитель ___Набиева Светлана Ирековна

Количество часов

Всего __70_____ час; в неделю ____2____ час

Плановых контрольных уроков _______, зачетов _______, тестов _______ ч.;

Административных контрольных уроков _______ ч.

Планирование составлено на основе _Федерального компонента государственная стандарта общего образования___________________________________________________________

Учебник

В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной и др. (базовый уровень) «Русская литература, 6 класс»__

Дополнительная литература

Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. под ред. В.Я. Коровиной. – 17-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.

Егорова Н.В.. Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной. – М.: Вако, 2006.

Оглоблина Н.Н.. Тесты по литературе. 5-11 классы. М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.

Педчак Е.П. Литература: Устный и письменный экзамены. Серия «Единый госэкзамен». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002.




























Рабочая программа по литературе 6 класса к учебнику

В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной и др.

(базовый уровень).



Статус документа.


Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Полухина В.П.).


Пояснительная записка.


Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.





Место предмета в федеральном базисном плане.


Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч., в том числе в 5- 6 классе – 70 часов, из расчета 2 часа в неделю).

Примечание: Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.


Содержание образования.


Введение. Литература как «двуединое» искусство чтения и письма. Мифология и фольклор, их влияние на литературу.


Фольклор. Народная лирическая песня как жанр. Песня и обряд. Календарно-обрядовые песни. Отражение в песне духовной красоты, идеалов и чаяний, нравственных устоев народной жизни. Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора.


Древнерусская литература. Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе».


Произведения русских писателей 18 века. Русская басня. Басня как эпический жанр. Историческое развитие басни. Басенный стих. Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.

И.И. Дмитриев «Муха».

И.А. Крылов «Осел и соловей», «Листы и корни», «Ларчик». Нравоучительность. Аллегория. Композиция. Образ рассказчика и особенности интонации.


Произведения русских писателей 19 века. А.С. Пушкин «Узник», «Пущину». Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Послания друзьям и родным. Радостное чувство общения с близкими людьми.

Теория. Двусложные размеры стиха.

Роман «Дубровский» Сюжетные линии романа. Герои романа. Честь и бесчестие как нравственная коллизия романа. Основной конфликт произведения.

Теория. Композиция.

Внеклассное чтение.»Повести покойного Ивана Петровича Белкина».


М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Три пальмы», «Листок», «Утес». Сюжет в стихотворении. Лирическое стихотворение и баллада.


И.С. Тургенев «Бежин луг». Мастерство портретных характеристик. Особенности диалога в рассказе. Речевая характеристика героев. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей.

Теория. Сравнительная характеристика героев.

Внеклассное чтение. «Записки охотника».


Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья». Понятие о поэтическом мире.


А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…».


Н.А. Некрасов «Железная дорога». Народные характеры и судьбы в изображении поэта.

Теория. Трехсложные размеры стиха.

Внеклассное чтение. «Дедушка».


Н.С. Лесков «Левша». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова. Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Платов, Левша, цари государства Российского и чиновники разных рангов.

Теория. Сказ как жанр эпоса.


Писатели улыбаются. А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Юмористические рассказы Чехова. Сочувствие к забавным героям рассказов.. разнообразие сюжетов и ситуаций.

Теория. Юмор.


Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется…».

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…».

А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…».


Произведения русских писателей 20 века.

А.С. Грин «Алые паруса». Повесть и феерия. Художественный символ. Сказочное и реальное в повести. Чистота и возвышенность чувств, лиризм повести.

Теория. Феерия.


А.П. Платонов «Неизвестный цветок». Романтические и реалистические традиции в произведении.

Теория. Сказка-быль.


М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка и быль в произведении. Смысл названия. Образы главных героев. Одухотворение природы, ее участие в судьбах героев.


Произведения о Великой Отечественной войне.

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д.С. Самойлов «Сороковые».


В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Образ главного героя. Мир ребенка.


В.Г. Распутин «Уроки французского». Образ главного героя. Нравственный выбор. Автор и герой в повести.


Писателя улыбаются.

В.М. Шукшин «Срезал». «Странные люди» — герои Шукшина. Шукшин и его фильмы.


Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Герой рассказа. Герой и его автор. Нравственный выбор героя.


Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.

А.А. блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…», С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша», А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…», Н.М. Рубцов «Звезда полей».


Из литературы народов России.

Г. Тукай.»Родная деревня», «Книга», К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», Н. Гребнева «Каким бы малым ни был мой народ…».Родная природа в лирике поэтов 20 века. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы.


Из зарубежной литературы.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Геракл как мифологический герой. Люди и боги в греческой мифологии.


Произведения зарубежных писателей.

Гомер «Илиада», «Одиссея». Древнегреческие мифы как сюжетная основа гомеровского эпоса, Мифологические герои и события.


И.Ф. Шиллер «Перчатка». Литературный перевод М.Ю. Лермонтова, В.А. Жуковского.


П. Мериме « Маттео Фальконе». Героический характер в литературе. Герой и читатель.


А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Развитие романтических традиций в европейской литературе. Идеал и реальность в философской повести-сказке.


Формы уроков развития речи (презентации, эссе, сочинения и т.д.) учитель планирует по своему усмотрению.


Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам обучающихся.


В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина и др.;

  • такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, житие, сказание, древнерусская повесть, автор и герой; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двусложные и трехсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

  • давать характеристику героям произведений;

  • находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

  • выявлять авторское отношение к героям;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • писать отзывы о прочитанных произведениях;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.



Методическое обеспечение.


  1. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. под ред. В.Я. Коровиной. – 17-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Егорова Н.В.. Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной. – М.: Вако, 2006.

  3. Оглоблина Н.Н.. Тесты по литературе. 5-11 классы. М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.

  4. Педчак Е.П. Литература: Устный и письменный экзамены. Серия «Единый госэкзамен». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002.




























Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 6 классе (базовый уровень)


№ п/п

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Виды контроля знаний учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Дом. задание

Дата

1.

Введение

1

Повторение изученного в 5 классе; знакомство с учебником, беседа, викторина.

Викторина.


С. 4, 5. вопросы 2, 3



Устное народное творчество(3 ч)







2.

Обрядовый фольклор

2

Рассказ учителя с элементами беседы, сопоставление литературных и фольклорных произведений.


Знать обряды, обрядовый фольклор, знать эстетическое значение обрядового фольклора.

С. 6-12 читать, подгот. материал об обрядах и народной культуре своего края.


3.

Пословицы и поговорки.

1

Рассказ учителя, показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок.

Работа с учебником.

Знать малые жанры устного народного творчества.

С. 13-15 читать , с. 16 вопр. 2, 3



Древнерусская литература(2 ч.)







4.

«Повесть временных лет»

2

Рассказ учителя, знакомство с историей, беседа по вопросам, составление плана.

Индивидуальное задание.

Уметь отличать реальные исторические события от вымышленных.

Инд. Зад.: рассказать о древнерусской литературе, с. 24, 25 читать, с. 26 вопросы



Произведения русских писателей 18 века (3 ч.)







5.

Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха».

1

Познакомиться с жанром басни.

Выразительное чтение.

Знать особенности басни, построение , значение.

С. 27, 28 пересказ, инд зад.: рассказ об И.И. Дмитриеве, с. 30 выраз. чтение


6.

И.А. Крылов «Осел и Соловей». «Листы и Корни», «Ларчик».

1

Знакомство с баснями Крылова И.А.

Чтение наизусть


Инд зад.: рассказ об И.А. Крылове, наиз басня.


7.

Игра-соревнование по басням И.А. Крылова

1


Игра-соревнование.





Произведения русских писателей 19 века (23 ч.).







8.

А.С. Пушкин. Лицейская лирика».

1

Беседа, организовать самостоятельную работу учащихся, анализ стихотворения.


Знать о лицейских годах поэта, о стихах, посвященных друзьям, уметь определять двусложные размеры стиха.

Инд. Зад.: рассказ о лицейских годах Пушкина, анализ стихотворения «Узник».


9.

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»

4

Беседа, комментированное чтение.

Инд. сообщения.

Уметь анализировать произведение, характеризовать героев, давать сравнительную характеристику.

С. 62-66 пересказ, чтение глав, ответы на вопросы


10.

Р.Р. Подготовка к сочинению

1

Составление плана.

Сочинение.

Уметь составлять план к сочинению.

Составление плана.


11.

Вн. чт. А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка»

1

Рассказ учителя, беседа по вопросам.



Пересказ, сообщение о героях произведения


12.

М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Три пальмы», «Листок».

Р.р. Анализ стихотворения.

3

Познакомить учащихся с личностью поэта, рассказ учителя с элементами беседы, выразительное чтение, анализ стихотворения.

Анализ стихотворения.

Уметь анализировать стихотворения, находить изобразительные средства.

Инд. Зад.: сообщение о поэте, выразительное чтение стихов, анализ стихотворения «Пальма»


13.

И.С. Тургенев «Бежин луг».

Вн.чт. «Записки охотника».

2

Познакомить учащихся с творчеством писателя, комментированное чтение.

Пересказ.

Уметь давать характеристику рассказчика, увидеть красоту русской природы.

С. 174-176 чтение, пересказ, выраз. Чтение отрывков, рассказ о героях


14.

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Стихи о природе.

1

Знакомство с творчеством поэтов, индивидуальные сообщения.

Анализ стихотворения.


Наизусть стихи .


15.

Н.А. Некрасов «Железная дорога».

2

Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ стихотворения.


Уметь определять роль пейзажа в произведении, сочетание реальных и фантастических картин, определять размеры стиха.

С. 226-228 пересказ, выраз. чтение, с. 235 вопросы


16.

Вн.чт. Н.А. Некрасов «Дедушка»

1

Знакомство с произведением.

Выраз. чтение.


Выраз. чтение.


17.

Н.С. Лесков. «Левша».

Р.Р. Характеристика героя.

2

Познакомить с биографией писателя, рассказ учителя, выразительное чтение.


Знать, чем отличается сказ от сказки,

Уметь анализировать произведение, видеть своеобразие сказа.

С. 257-259 пересказ, чтение произведение, рассказ о гл. герое.


18.

Вн.чт. Н.С. Лесков «Человек на часах»

1

Чтение рассказа с комментариями.

Пересказ.


Выборочное выразительное чтение.


19.

А.П. Чехов. Рассказы.

1

Дать представление о личности писателя, анализ рассказов.


Знать, что такое юмор, чем он отличается от сатиры.

Инд. Зад.: рассказ о писателе, чтение рассказов по ролям.


20.

Вн.чт. Мой любимый чеховский рассказ

1

Индивидуальная подготовка учащихся.

Пересказ, сообщения.


Пересказ произведений


21.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

2

Пробудить интерес к поэзии, рассказ учителя, выразительное чтение стихов.


Уметь видеть отражение мироощущения человека в стихотворениях.

Наизусть стихи, анализ стихов.



Произведения русских писателей 20 вв. (20 ч.)







22.

А.С. Грин «Алые паруса».

2

Знакомство с писателем, беседа, сообщения учеников.

Инд. сообщение.

Знать, что такое феерия, в чем ее своеобразие.

С. 3-5 пересказ, выборочное чтение, ответы на вопросы.


23.

А.П. Платонов. «Неизвестный цветок».

1

Познакомить учащихся с некоторыми вехами биографии писателя, беседа, выразительное чтение.


Уметь видеть своеобразие языка прозы Платонова

С. 30-32, пересказ, с. 38 вопросы 3, 4, 6.


24.

Р.р. Отзыв на рассказ «Неизвестный цветок».

1

Творческая работа.

Самостоятельная работа.

Уметь писать отзыв на произведение.

Сам. работа


25.

М.М. Пришвин . «Кладовая солнца.

3

Знакомство с биографией писателя, рассказ учителя, беседа по вопросам.


Уметь отличать сказку и быль, давать характеристику главным героям произведения через их поступки.

С. 40-41, рассказ о писателе, рассказ о героях произведения, ответы на вопросы.


26.

Произведения о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов, Д.С. Самойлов.

Вн.чт. Любимые стихи о войне.

2

Рассказ учителя о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, сообщения учеников, анализ стихотворений.

Чтение наизусть

Знать военную поэзию.

Инд. Зад.: рассказ о поэтах Вов, наизусть стихотворение.


27.

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

2

Познакомить с чертами личности писателя, рассказ учителя, беседа.


Знать биографию и творчество Астафьева.

С. 88-90 пересказ, чтение произведения, вопросы.


28.

Р.р. Художественный пересказ эпизода.

1

Творческая работа учащихся.

Творческая работа.


Сам. работа


29.

В.Г. Распутин. «Уроки французского».

3

Познакомить учащихся с некоторыми чертами личности писателя, рассказ учителя, беседа по вопросам.


Знать творчество писателя Распутина, уметь анализировать отдельные эпизоды.

С. 113, 114 пересказ, чтение отрывков, ответы на вопросы


30.

Р.р. Творческая работа по произведению

1

Индивидуальная работа учащихся.

Творческое задание.


Сам. работа


31.

Писатели улыбаются.

В.М. Шукшин. «Срезал»

Вн.чт. Рассказы В.М. Шукшина.

2

Комментированное чтение.


Знать своеобразие произведений Шукшина, уметь видеть народный юмор.

Пересказ рассказов Шукшина


32.

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Рассказ учителя о своеобразии прозы писателя, анализ текста.



Инд. Зад.: рассказ о писателе, пересказ произведения.


33.

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 вв (А.А. Блок, А.С. Есенин, А.А. Ахматова, Н.М. Рубцов)

2

Знакомство с произведениями, анализ стихотворений

Анализ стихотворений

Уметь анализировать стихотворения, находить изобразительные средства.

Выразит. Чтение стихотворений, анализ стихотворений.



Литература народов России (2 ч.)







34.

Г. Тукай «Родная деревня», «Книга»

Вн.чт. Стихи татарских поэтов.

2

Рассказ учителя, анализ стихов.

Выраз. чтение.

Знакомство с национальной культурой.

Инд. зад.: рассказ о поэте, чтение стихов


35.

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ».

1

Беседа, анализ стихов.



Инд. зад.: сообщение о поэте, чтение стихов.



Зарубежная литература (10 ч.)







36.

Мифы Древней Греции.

2

Рассказ учителя, беседа, комментированное чтение.


Знать определение мифов, знакомство с древней историей.

С. 213, 214 пересказ, чтение мифов, пересказ.


37.

Гомер «Илиада», «Одиссея»

2

Рассказ учителя, комментированное чтение.



Инд. зад.: рассказ о Гомере, чтение отрывков


38.

Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот» (отрывок).

1

Рассказ учителя.

Инд. задание.

Знать творчество писателя.

Чтение отрывков произведения, вопросы.


39.

И. Шиллер «Перчатка».

Р.р. Литературный перевод.

1

Творческая работа учащихся


Знать, что такое литературный перевод.

Выразительное чтение, вопросы


40.

П. Мериме «Маттео Фальконе»

1

Беседа, анализ произведения

Пересказ.


Ответы на вопросы


41.

А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»

2

Беседа, комментированное чтение.

Творческое задание.

Знать произведение, уметь определять его философский смысл.

Сам. работа, вопросы


42.

Творческое задание по произведению «Маленький принц»

1

Индивидуальная работа.



Письменная работа


43.

Игра «Знатоки литературы»

1






44.

Резервные уроки

1











Свежие документы:  Сочинение на тему: "Лирика Маяковского"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: