Рабочая программа по литературе в 5 классе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ивановская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»












Рабочая программа

по учебному предмету

«Литература»

5 класс





Подготовила

учитель русского языка и литературы

Шевченко Галина Анатольевна
















с. Ивановка

2012



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе:

  • программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. Доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2008. – 200 с.);

  • примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений Государственного стандарта общего образования (2004);

  • инструктивно-методического письма департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области, БелИПКППС «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году».

ОБОСНОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа под редакцией Г.С. Меркина предлагает примерное планирование учебного материала от 2 до 4 учебных часов в неделю, в зависимости от учебного плана общеобразовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование данной рабочей программы рассчитано на 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю и 35 учебных недель, установленных уставом и учебным планом школы на 2012-2013 учебный год.

Планирование включает проведение письменных контрольных работ:

  • классное сочинение — 3;

  • домашнее сочинение -1.

Предполагается также проведение уроков внеклассного чтения – 3часа.

Уроки проводятся в традиционной и нетрадиционной формах (заочные экскурсии, сказки, путешествия, викторины).

Рабочая программа, как и программа под редакцией Г.С. Меркина, соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 5 классе.

В связи с насыщенностью курса 9 класса, куда входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века, изучение соответствующих возрасту и уровню читательских интересов начинается с 5 класса. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе.

Программа по литературе под редакцией Г.С. Меркина решает основную задачу преподавания предмета — развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания — лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества – и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.

Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.).

Программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу с учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций.

Обеспечивает прочную связь учебного материала 5 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.

Осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература — история — музыка – изобразительное искусство.

Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счёт информативной стороны произведений, но и за счёт воспитательных ресурсов самого языка.

Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до XX века, знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию.

Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе.

Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:

развитие речи (практико-ориентированный и деятельностный подходы);

связь с другими искусствами (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов;

культуроведческий подход;

возможные виды внеурочной деятельности (деятельностный, личностно ориентированный дифференцированный подход к обучению).

Реализация программы предполагает достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

воспитание гражданственности, патриотизма, интереса и любви к слову.

Рабочая программа включает семь разделов: титульный лист, пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание программы учебного предмета, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;

обогащение словарного запаса;

владение монологической и диалогической речью.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема учебного занятия

Дата проведения

Тип урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Домашнее задание

По плану

Факт.

1

Введение. «Книга – твой друг».

03.09


Урок по теории литературы

Знать о роли книги в жизни человека. Уметь выделять главное в абзаце, осуществлять дедуктивное обобщение, уметь выразительно читать, устно высказываться.


2

Рассказ о мифе и мифологии. Античный миф. «Рождение Зевса»

04.09


Комбинирован-ный урок

Знать языческие представления о мировом устройстве и о создании земли. Уметь отличать миф от жанров фольклора, определять миф.


3.

Античный миф. «Олимп».

10.09


Комби-нированный урок

Знать языческие представления о мировом устройстве и о создании земли. Уметь применять понятия мифологии в ответах. Уметь пересказывать, выборочно читать.


4.

Гомер «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

11.09


Комбинирован-ный урок

Знать языческие представления о мировом устройстве и о создании земли. Уметь находить портрет героя в тексте, отбирать признаки ключевые. Уметь давать характеристику образа


5.

Загадки, пословицы, поговорки.

17.09


Комбинирован-ный урок

Знать жанры фольклора, их отличительные признаки. Уметь различать виды устного народного творчества. Уметь различать виды загадок, определять жанр.


6.

Истоки устного народного творчества. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

18.09


Комбинирован-ный урок

Знать виды сказок, композицию, типы сказочных персонажей. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, составлять план, объяснять значение устаревших слов. Уметь различать виды народных сказок


7.

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Сказки народов России. «Падчерица».

24.09


Комбинирован-ный урок

Знать виды сказок. Уметь определять вид сказки, давать речевую характеристику.


8.

Вн.чт. Русские народные сказки.

25.09


Урок внекл чтения


9.

«Повесть временных лет». Отражение исторических событий в древнерусской литературе.

01.10


Урок усвое-ния новых знаний

Знать исторические события, факты жизни государства и отдельных князей. Знать жанры древнерусской литера-туры. Уметь различать жанры древнерусской литературы. Уметь пересказывать статью учебника, отвечать на вопросы.


10.

Эзоп «Лисица и виноград», «Ворон и Лисица», Лафонтен «Лисица и виноград».

02.10


Комбинирован-ный

Знать особенности басни как литературного жанра. Уметь выра-зительно читать, перес-казывать, объяснять значение устаревших слов, понимать иноска-зательный подтекст басен


11.

Русская басня. В. К. Тредиаковский «Ворон и Лиса», А.П. Сумароков «Ворона и Лиса».

08.10


Урок усвое-ния новых знаний

Знать содержание басен и их моральный аспект. Уметь определять жанр басни, понимать иноска-зательный подтекст, выразительно читать по ролям.



12.

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. «Ворона и Лисица».

09.10


Урок усвое-ния новых знаний

Знать биографию И. А. Крылова, особенности языка басен, значения крылатых выражений. Уметь определять мораль басни,

находить авторскую позицию, сопоставлять персонажей.


13.

«Волк на псарне», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

15.10


Урок усвое-ния новых знаний


14.

С.В. Михалков «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

16.10


Урок усвое-ния новых знаний

Знать биографию и творчество С. В. Михалкова, мораль басен. Уметь определять мораль басни, находить авторскую позицию, сопоставлять персонажей.


15

А.С. Пушкин. Краткие сведения о поэте. «Няне».

22.10


Урок усвое-ния новых знаний

Знать факты из биографии А. С. Пушкина, А. Р. Яковлевой. Знать изобразительно-выразительные средства. Уметь отличать прозу от поэзии, находить рифму, сравнение, олицетворение.


16

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной».

23.10


Урок усвое-ния новых знаний

Знать содержание сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки. Уметь определять жанр сказки, сравнивать тексты, сравнивать героев. Уметь отвечать на вопросы учебника, составлять характеристику литературного героя, отличать прозу от поэзии.


17.

Добро и зло в сказке А.С. Пушкина.

29.10


Урок — игра


18.

«Руслан и Людмила». Сказочные элементы.

30.10


Комбинирован-ный

Знать содержание поэмы, поэтические средства художественной выра-зительности. Уметь рабо-тать с художественным текстом. Уметь опре-делять функции худо-жественно-изобразите-льных средств в повествовании.


19.

Богатство выразительных средств.

12.11


Анализ поэтического текста


20.

«Зимняя дорога». Образы природы в стихотворении.

13.11


Анализ поэтического текста

Знать схему анализа поэтического текста. Уметь выразительно читать, использовать словесное рисование, объяснять значение устаревших слов. Уметь анализировать поэти-ческий текст.


21.

Поэзия XIX века о родной природе.

19.11


Анализ поэтического текста

Знать художественные особенности стихот-ворений, посвященных русской природе. Уметь анализировать поэти-ческий текст, используя схему анализа.


22.

М.Ю. Лермонтов. «Бородино». История создания стихотворения.

20.11


Комбинирован-ный

Знать факты биографии поэта. Знать историю создания стихотворения. Уметь определять ком-позицию произведения.


23.

Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова.

26.11


Урок — анализ

Знать содержание стихотворения, сюжет, героев, их поступки. Уметь выразительно читать, объяснять значение устаревших слов, составлять план текста. Уметь наблюдать за развитием сюжета.


24.

Р/р. Подготовка к сочинению на тему «Путешествие на поле славы».

27.11


Урок развития речи

Знать правила написания сочинения на основе литературного произведения. Уметь писать сочинения на заданную тему.


25.

Р/р. Написание сочинения на тему «Путешествие на поле славы».

03.12


Урок развития речи


26.

Н.В. Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе Н. В. Гоголя. «Ночь перед Рождеством».

04.12


Урок усвоения новых знаний

Знать факты биографии писателя. Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы.


27.

Образы и события повести «Ночь перед Рождеством».

10.12


Комбинирован-ный

Знать особенности повести, сочетание фантастики и реальности. Уметь сравнивать характеры персонажей, находить приёмы народной сказки, определять роль фантастики, анализировать эпизод.


28.

Отражение в повести славянских преданий и легенд. Зло и добро в повести.

11.12


Урок — анализ


29.

И.С. Тургенев. Детские впечатления Тургенева. «Муму».

17.12


Урок усвое-ния новых знаний

Знать обстоятельства, объясняющие появление рассказа, знать об отношении героя к Татьяне. Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Уметь сопоставлять персонажей, анали-зировать эпизод, создавать харак-теристику героя.




30

Тема рассказа «Муму». Центральные и второстепенные образы.

18.12



Знать сюжет рассказа. Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные мате-риалы. Уметь сопос-тавлять персонажей, анализировать эпизод, создавать харак-теристику героя


31.

Отношение автора к героям рассказа «Муму».

24.12



Знать сюжет рассказа. Уметь создавать харак-теристику персонажа с опорой на средства создания образа.


32.

Р/р. Подготовка к сочинению на тему «Эпизод в рассказе «Муму», который произвёл на меня самое сильное впечатление».

25.12


Урок развития речи

Знать правила написания сочинения на основе литературного произ-ведения. Уметь писать сочинение на заданную тему.

Написать домашнее сочинение

33.

Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык».

14.01


Урок – исследование

Знать художественные идеи стихотворения «Русский язык». Уметь сопоставлять разные произведения, выполнять языковой разбор.


34.

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия.

15.01


Урок усвое

ния новых знаний

Знать факты биографии Н.А. Некрасова. Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Уметь подбирать заголовки к частям стихотворения, определять авторскую позицию, основную мысль


35.

«Тройка». Народные страдания в изображении поэта.

21.01


Урок — размышление

Знать содержание стихотворения. Уметь выявлять авторскую позицию, анализировать стихотворение.


36.

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Творческая история.

22.01


Урок усвое-ния новых знаний

Знать факты биографии Л.Н. Толстого, историю создания рассказа. Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы.


37.

Тема и основные проблемы рассказа: смысл жизни, справедливость, свобода, неволя.

28.01


Урок — анализ

Знать сюжет рассказа. Уметь работать с текстом художест-венного произведения. Уметь находить эле-менты сюжета, сопос-тавлять образы героев.


38.

Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Отношение писателя к событиям рассказа.

29.01


Урок – исследование

Знать приемы создания образа, роль пейзажных зарисовок. Уметь находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику.


39.

Р/р. Подготовка к сочинению на тему «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?»

04.02


Урок развития речи

Знать из каких частей состоит сочинение-рассуждение. Уметь формулировать тезис сочинения, подбирать аргументы и примеры, делать вывод.


40.

Р/р. Написание сочинения на тему «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?»

05.02


Урок развития речи


41.

А.П. Чехов. «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций.

11.02


Урок усвое-ния новых знаний

Знать факты биографии А. П. Чехова. Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы.


42.

Вн. чт. Творчество писателей XIX века.

12.02


Урок внеклассного чтения

Знать содержание рассказов. Уметь пересказывать эпизод, выразительно читать, создавать отзыв о книге.


43.

И.А.Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги…».

18.02


Урок усвое-ния новых знаний

Знать факты биографии И. А. Бунина. Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Уметь анализировать поэтический текст, определять тему.


44.

Рассказ «В деревне». Слияние человека с природой

19.02


Анализ произведения

Знать содержание рассказа И. А. Бунина «В деревне». Уметь анализировать поэтический текст, определять роль приёмов в создании образов.


45.

Л.Н. Андреев. «Петька на даче». Основная тема рассказа

25.02


Урок усвое-ния новых знаний

Знать факты биографии Л. Н. Андреева. Уметь определять жанр, выявлять нравственную проблематику, роль эпизода в тексте, анализировать эпизод, составлять характеристику героя.


46.

А.И. Куприн. «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

26.02


Урок усвое-ния новых знаний

Знать факты биографии А. И. Куприна, содержание рассказа. Уметь создавать характеристику персо-нажа, определять идейно-художественное своеобразие.



47.

А.А. Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

04.03


Урок усвое-ния новых знаний

Знать факты биографии А. А. Блока, стихот-ворения А. А. Блока. Уметь анализировать поэтический текст, рассказывать о поэте по ключевым словам.


48.

С.А. Есенин. «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поёт зима аукает».

05.03


Урок усвое-ния новых знаний

Знать факты биографии С. А. Есенина, стихотворения поэта. Уметь анализировать поэтический текст, определять роль приёмов в создании образов, роль языковых средств. Уметь выразительно читать, объяснять значение устаревших слов.


49.

«Нивы сжаты, рощи голы». Единство человека и природы.

11.03


Урок — анализ


50.

А.П. Платонов. «Никита». Тема рассказа.

12.03


Урок усвое-ния новых знаний

Знать факты биографии А. П. Платонова, содержание рассказа. Уметь определять жанр, выполнять языковой разбор, анализировать текст по вопросам. Уметь воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев.


51.

П.П. Бажов. «Каменный цветок». Человек труда в сказе Бажова.

18.03


Урок усвое-ния новых знаний

Знать факты биографии П. Бажова, содержание сказа «Малахитовая шкатулка». Уметь выполнять языковой анализ произведения, различать сказ и сказку, находить сказовое повествование, читать по ролям, создавать отзыв.


52.

Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

19.03


Урок усвое-ния новых знаний

Знать факты биографии и творчества Н. Носова. Уметь выполнять композиционный анализ рассказа, находить элементы сюжета, определять жанр.


53.

Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас» Тема добра. Юмористическое и лирическое в рассказе.

02.04


Комбинирован-ный

Знать факты биографии и творчества Е. Носова. Уметь выполнять композиционный анализ рассказа, находить элементы сюжета, определять жанр.


54.

В.Ф. Боков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатов «Песня Соловья»



08.04


Урок усвое-ния новых знаний

Знать двусложные размеры стиха, роль антитезы в стихотворении. Знать художественные средства, предающие состояние природы и человека в пейзажной лирике. Уметь анализировать поэтический текст. Уметь выразительно читать, рассказывать о поэте, применять устное словесное рисование.


55

В.И. Белов «Весенняя ночь»

09.04


Урок усвое-ния новых знаний


56.

В.Г. Распутин «Век живи – век люби».

15.04


Урок усвое-ния новых знаний


57.

Вн. чт. Творчество писателей XX века.

16.04


Урок внеклассного чтения

Знать содержание произведений. Уметь сопоставлять разные произведения.


58.

Д. Дефо. «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок).

22.04


Урок усвое-ния новых знаний

Знать факты биографии и творчества Д. Дефо. Уметь характеризовать поведение и характер героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове.


59.

Сюжетные линии, характеристика персонажей.

23.04


Урок — анализ


60.

Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе. «Соловей».

29.04


Урок -путешествие

Знать своеобразие Андерсена-сказочника, жанровые и композиционные особенности сказки. Уметь находить сюжетные линии, создавать характеристику персонажа, определять жанр, проблематику, анализировать эпизод, сравнивать образы героев.


61.

Добро и зло в сказке «Соловей». Внешняя и внутренняя красота, благодарность.

30.04


Комбинирован-ный


62.

Р/р. Подготовка к сочинению на тему «Чему научила меня сказка Х.К. Андерсена «Соловей»?».

06.05


Урок развития речи

Знать правила написания сочинения на основе литературного произ-ведения. Уметь писать сочинение на заданную тему.


63.

Р/р. Написание сочинения на тему «Чему научила меня сказка Х.К. Андерсена «Соловей»?».

07.05


Урок развития речи


64.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Автобиографические мотивы.

13.05


Урок усвое-ния новых знаний

Знать биографию М. Твена, особенность его произведений. Уметь создавать характе-ристику персонажа, определять жанр, проблематику, способы создания образа персонажа, анали-зировать эпизод, сравнивать образы героев.




65.

Мир детства и мир взрослых

14.05


Комбинирован-ный


66.

Ж. Рони-Старший. «Борьба за огонь» (главы из книги). Гуманистическое изображение древнего человека.

20.05


Урок усвое-ния новых знаний

Знать биографию писателя, содержание повести. Уметь определять жанр, находить проблематику, сравнивать героев, оценивать их поступки.


67.

Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

21.05


Урок — исследование


68.

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише».

27.05


Урок усвое-ния новых знаний

Знать биографию писателя, содержание «Сказания о Кише». Уметь определять роль портрета героя в его характеристике, нахо-дить проблематику, соз-давать характеристику героя.


69.

А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги»

28.05


Урок усвое-ния новых знаний

Знать некоторые факты биографии А. Линдгрен, содержание произ-ведения. Уметь опре-делять роль портрета героя в его харак-теристике, находить проблематику, создавать характеристику героя.


70.

Рекомендация книг для чтения на лето.

28.05


Комбинирован-ный






CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо­бразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской лите­ратуре.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке…». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина…»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..

И.З. Суриков. «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино ». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сце­нария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; об­раз Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка ».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. От­ношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихо­творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом… »: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использо­ванием ключевых слов, альтернативное изложение.

Для заучивания наизусть

А.А. Блок. «Летний вечер».

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поет зима аукает… », «Нивы сжаты, рощи голы… » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребёнка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Аённеберги» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Итоговый урок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам…»).

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня — на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне ио семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору.

С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.

Сказания русского народа

Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.

Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н.Толстой (1—2 по выбору).

Сказки братьев Гримм, Ш.Перро, Х.К.Анд ерсена (1— 2 по выбору).

Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…»

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин».

Е.А. Баратынский. «Водопад».

А.С. Пушкин. «Кавказ», «Выстрел».

М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».

Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника».

В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

А.А. Фет. «Облаком волнистым…», «Печальная береза».

И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».

Я.П. Полонский. «Утро».

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат…».

Ф.И.Тютчев. «Утро в горах».

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний».

А.Н. Островский. «Снегурочка».

Из литературы XX века

М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии».

А.И. Куприн. «Чудесный доктор».

И.А. Бунин. «Щире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню долгий зимний вечер…».

И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Зима».

М.М. Пришвин. «Моя родина».

А.Т. Твардовский. «Лес осенью».

К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»

Е.И. Носов. «Варька».

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» — по выбору.



ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Контроль уровня усвоения учащимися учебного материала осуществляется посредством проведения письменных контрольных работ.

Контроль уровня сформированности читательских компетенций – посредством проведения уроков внеклассного чтения.


№ п/п

Форма контроля

Сроки проведения контрольных письменных работ

1 чет

2 чет

3 чет

4 чет

1

Классное сочинение на тему «Путешествие на поле славы».



03.02



2

Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» на тему «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? ».



05.02


3

Классное сочинение на тему «Чему научила меня сказка Х.К. Андерсена «Соловей»?».




07.05

4

Домашнее сочинение по рассказу Тургенева «Муму» на тему «Эпизод в рассказе «Муму», который произвёл на меня самое сильное впечатление».


25.12



УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ – 3 часа


1.

Вн.чт. Русские народные сказки («Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что»).

2.

Вн.чт. Творчество писателей XIX века (А.С. Пушкин. «Кавказ», «Выстрел»,М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес»,Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»,Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника»,Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»,И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника»).

3.

Вн.чт. Творчество писателей XX века (М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии»,А.И. Куприн. «Чудесный доктор»,И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню долгий зимний вечер…»,И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Зима», М.М. Пришвин. «Моя родина»).





ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

1. Меркин, Г.С. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 4-е изд., испр., доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

2. Меркин, Г.С. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./Авт.-сост.: Г.С. Меркин. – 8-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

3. Планирование и материалы к курсу «Литература, 5 класс»: Из опыта работы/Авт.сост.Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2008. – 160 с.

4. Научно-методический журнал «Литература в школе».

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. http://www.9151394.ru/ — Информационные и коммуникационные технологии в обучении.

2. https://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html — Дистанционный семинар.

3. https://www.9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.htmlСочинение по литературе как модель исследования.

4. https://rifma.com.ru/Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

5. https://www.ug.ru/ — «Учительская газета».

24


Свежие документы:  Тест по Алгебре "Действительные числа" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: