Рабочая программа по литературе в 7 классе 2014-2015 учебный год



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Георгиевка



Рассмотрено

на заседании МО учителей русского языка и литературы

Руководитель МО, ____________/__________./

Протокол № ___ от « ___»

__________2014г.


Согласовано

Заместитель

директора по УВР ______/Ерёмина Т.М./ от « ____»__________2014г.

Утверждаю

Директор школы _________/Е.А.Пилецкая/

Приказ № _____________

от « ____»__________2014г.









Рабочая программа


учебного курса по литературе для 7 класса

_______2 часа в неделю (68 часа в год)


Учитель: Рамбердиева А.Б.

—- квалификационная категория

















2014-2015 уч.год.

С.Георгиевка


Рабочая программа по литературе в7 классе (базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус рабочей программы

Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897

  • Примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений.

  • Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2012..

  • Учебный план МБОУ СОШ с. Георгиевка муниципального района им. Лазо Хабаровского края.

Общая характеристика учебного предмета.


Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик, и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программой (автор-составитель Г.С.Меркин).

Курс литературы ориентирован на совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающего установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; воспитание у школьника активного отношения к действительности, к природе, ко всему окружающему миру, выявлению места художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Оба предмета формируют коммуникативные умения и навыки , лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла, историей и обществознанием.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество обучающихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.



Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Примерная программа по литературе основного общего образования отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов, так как по решению органов управления образованием и образовательного учреждения продолжительность учебного года изменена в пределах 34 учебных недель. Согласно учебному плану школы МБОУ СОШ с.Георгиевка на 2014-2015 учебный год предусматривается 68 учебных часа – из расчета 2 часа в неделю.

Рабочая программа содержит 7 разделов, включая тему «Литература 18,19,20 века»(59 ч); УНТ(4 ч.), «Древнерусская литература» (2ч), Из зарубежной литературы (2 ч). Из них-8 часов по развитию речи, 3 ч.внчтения

Формы уроков развития речи (презентации, эссе, творческие проекты, сочинения, сценарии и др.).

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Преподавание курса в каждом из классов основной школы строится по концентрическому принципу на хронологической основе. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Данная программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.



Цели обучения

Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики.

Обоснование выбора УМК

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по литературе издательства «Русское слово». Программа Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А. предлагает для реализации задач литературного образования в 5—9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах

УМК широко используется в общеобразовательных учреждениях и включает в себя:

Программа:

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2012..

  • Учебник:

Г.С. Меркин, В.А.Чалмаев, С.А. Зинин. Литература. 7 класс. М.: Русское слово, 2012.

Материал учебника соответствует государственному минимуму содержание образования по литературе. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ для преподавания в школе.

Рабочая тетрадь:

Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин): в 2-х частях. — М.ЮОО «ТИД «Русское слово- РС», 2012

Пособия:

1.Литература: справочные материалы для школьника.-М.: 1994.

2.Ушакова О.Д. Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. – С-Петербург: Литера,2006.

3. Ушакова О.Д. поговорки, пословицы и крылатые выражения. Словарик школьника. – С-Петербург: Литера,2008.

4..Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия).-М., 1998 Аникина С.М., Золотарёва И.В.Поурочные разработки по литературе. 7 класс.-М.:ВАКО, 2002.

Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе. Практическая методика.- М.: Просвещение, 2007.

Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь.-М: Цитадель, 2008.

Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. Книга для учителя.-М.: Просвещение, 2008.

Мультимедиа-энциклопедия.

Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы 7 класс. Методическое пособие. М.: «Русское слово», 2012.

Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 1971

Тумина Л.Е. сочини сказку. Творческие задания для учащихся. 5-7 кл.- Дрофа,

Содержание учебного материала

Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Теория литературы: литературные роды.

Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Микула Селяниноеич», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности ( сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина ( эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая…», «Говорили сваты на копях будут »); лирические песни ( «Подушечка моя пуховая… »); лироэпические песни ( « Солдатская»), Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы: мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.


Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке » (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положении и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р.Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.


Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Во глубине сибирских руд…». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава » (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, троны и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое своеобразие — дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича…». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни…» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».

Теория литературы: жанры лирики: углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника».Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь иКалинин» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне визображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).


НА. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом… », «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»: А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»; Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая… »; И.С. Никитин. «Пахарь»; А.Н. П л е щ е е в. «Скучная картина!..»; А.Н.Майков. «Сенокос», «Нива»; М.Л. Михайлов. «Груня», «Те же всё унылые картины…» и др.

А.Н. ТОЛСТОЙ

А.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные 1емы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

Произведения русских поэтов XIX века о России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам..» Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь».

А.Н. Майков. «Нива».

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край… »

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например: М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;

А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»; И.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.


Из литературы XX века М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старухи Изергилъ»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и её роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста. Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов).

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

А.И. КУПРИН

Рассказы «Куст сирени», «Аllez!». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть добро?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, поличным наблюдениям и представлениям.

В,В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы ; фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры : интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение.

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я » и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам ».

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.


М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор. Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями…» (из цикла (Памяти матери»), «На дне моей жизни…». Поэма «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса Л.Т. Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне попов XX века»: А.А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира»; К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины… »; А.А. Сурков. «В землянке»;

М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои…» и др.

Лирика поэтовучастников Великой Отечественной войны

Н.П. Майоров. «Творчество »; Б.А. Богатков. «Повестка »; М.Джалиль. «Последняя песня »;

Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке».

Б. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные вилы комментирования эпизода.

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочи пение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер). Краеведение: Сростки — малая родина писателя.

Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.


Русские поэты XX века о России

А. А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно… » М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою… » Я.В. Смел яков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были… » А.Я. Яшин. «Не разучился ль… » А. А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д. Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.


Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь, так теперь…», «Люблю, но реже говорю об этом…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспир

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория

Р. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».

МАЦУО БАСЕ

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

Теория литературы: хокку (хайку).

Развитие речи: попытка сочинительства.

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.

Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца».

Я. КУПАЛА

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет? », «Алеся».

М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.



Учебно – тематическое планирование

п/п

Содержание

Количество часов

Из них уроков по р/р

Внеклассное чтение

Введение.

1



Из устного народного творчества.

4



Из древнерусской литературы.

2



Из литературы 18 века.

7

1. Р/Р. Поэтический мир М.В.Ломоносова

2.Классное сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»


Из литературы 19 века.

31

1.Классное сочинение Пётр 1 и Карл 12 в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

2. Р/Р. Классное сочинение. Анализ эпизода из «Песни…»

3. Р/Р. Подготовка к написанию сочинения «Нужна ли сатира сегодня?»


Из литературы 20века.

21

1.Р/Р. Анализ главы поэмы «Василий Тёркин».

2. Р/Р. В художественном мире стихотворений поэтов XX века о России

3

Из зарубежной литературы.

2



итого

68

8

3

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Овладение следующими общими учебными умениями и навыками является необходимым условием развития и социализации школьников :

-самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления. Оценки и классификации художественных образов;

— умение развёрнуто обосновывать суждения ,давать определения, приводить доказательства;

— самостоятельное выполнение различных творческих работ;

— умение устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

— осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения;

— владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка;

— составление плана, тезиса, конспекта;

— подбор аргументов, формулирование выводов;

— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

— самостоятельная организация учебной деятельности.


Приоритетными методами в этом направлении являются:


-объяснительно-иллюстративный (беседа. Лекция, работа с учебником, таблицей);

— решение проблемных вопросов;

-частично-поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания, тестирование и т. д.)

— исследовательски


Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол…» (отрывок). Г.Р. Дсржавип. «Властителям и судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору. М.Ю. Лермонтов. «Родина».

П.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение — по выбору. С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору. Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения — по выбору.

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…» А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни…» Шекспир. Один сонет — по выбору.


Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет» («Единоборство МСТИСЛАВА С РАДЕДЕЮ»), «Житие Сергия Радонежского».

Из литературы XVIII века

Г.Р. Дер ж а в и н. « Признание».

Из литературы XIX века

А.С. П у ш к и и. « 19 октября» («Роняет лес багряный свои убор…»), «19 октября 1827 г» («Бог помочь вам, друзья мои…»).

М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, не мытая Россия».

П.С. Т у р г енев. «Первая любовь».

М.Е. Салтыков-Щсдрии. «Премудрый пескарь», «Коняга».

Л.П. Ч ех о в. «Смерть чиновника».

В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».


Из литературы XX века

М. Г о р ь к и й. «В людях».

И.А. Б унин. «Цифры».

В.В. Маяковский. «Адище города».

Б.Л. Васильев. «ВАМ привет от бабы Леры».

В.П. А с т а ф ь ев. «Родные березы», «Весенний остров».

А. Г. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…», «Дом у дороги».

В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».

К. Б у л ы ч е в. «Белое платье Золушки».

В.М. Шукшин. «Забуксовал».

Ф.А. Искандер. «Петух ».

Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».



Требования к уровню освоения

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия; уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

Вид контроля


Формы обучения:

-коллективная;

-групповая;

-дифференцированно — групповая;

-индивидуальная.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту.

Средства контроля:

— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, заучивание наизусть, составление простого и сложного плана, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, творческие работы;

-итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тест с выбором ответа, с кратким ответом.

Критерии и нормы оценивания

1 .Нормы оценок сочинений:

Оценка «5» Содержание и речь:

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Оценка «4» Содержание и речь:

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

  6. В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.

Оценка «3» Содержание и речь:

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

  6. В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.

Оценка «2» Содержание и речь:

1. Работа не соответствует теме.

  1. Допущено много фактических неточностей.

  1. Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

  2. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  1. Нарушено стилевое единство текста.

  2. В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.

2. Нормы оценок устных ответов:

«5»

  1. Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме программы.

  2. Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.

  3. Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.

  4. Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.

  5. Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.

  6. Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.

«4»

  1. Раскрыто основное содержание материала.

  2. Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.

  3. Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.

  4. Ответ самостоятельный.

  5. Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.

  6. Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное нарушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.

«3»

  1. Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.

  1. Не дано определение понятий.

  2. Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов.

  1. Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.

  2. Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий.

  1. Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения.

«2»

  1. Основное содержание учебного материала не раскрыто.

  2. Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

  1. Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении изложения.













урока

Тема урока

Дата

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

план

факт


Введение 1ч

1

Личность автора, позиция писателя, труд и творчество



Работа со статьёй учебника

З н а т ь: образную природу словесного искусства.

У м е т ь: составлять тезисы и план

Объяснительно-иллюстративный метод

ИКТ


Устное народное творчество 4ч.

2

Устное народное творчество. Былина «Святогор и Микула Селянинович»



Составление тезисного плана вступительной статьи, эвристическая беседа, словарная работа

З н а т ь: своеобразие былин как

героических песен эпического характера; особенности народных песен

Ум е т ь: воспринимать и анализировать поэтику былин.

У м е т ь: самостоятельно

проводить исследование

художественного

своеобразия народных песен

Эвристический метод

ИКТ

3

Идея бескорыстного служения народу в былине «Илья Муромец и Соловей- разбойник»



Устное словесное рисование, словарная работа, составление цитатного плана

Исследовательский метод

4

Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец».



Словарная работа

Эвристический метод

ИКТ

5

Русские народные песни.



Словарная работа, эвристическая беседа, поиск материала о песенном фольклоре региона в библиотеке

Метод проблемного изложения. ИКТ


Древнерусская литература 2ч.

6

Из древней русской литературы. «Повесть временных лет»



Пересказ вступительной статьи, устные ответы на проблемные вопросы

З н а т ь: основы христианской морали, понятие жанра летописи, жанра поучение

У м е т ь: воспринимать и анализировать

древнерусский текст.

Объяснительно-иллюстративный метод

ИКТ

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы и традиции Древней Руси.








Развёрнутый рассказ о литературном герое, устное словесное рисование, словарная работа

Исследовательский метод


Русская литература XVIII века 7ч.

8

Понятие о классицизме. М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного.



Эвристическая беседа, работа со статьёй писателя

З н а т ь: основные сведения о

М. Ломоносове как поэте и ученом,

новаторство Ломоносова в

стихотворстве

У м е т ь: воспринимать и анализировать

текст в жанре оды.

Объяснительно-иллюстративный метод

ИКТ

9

Р/Р. Поэтический мир М.В.Ломоносова




Исследовательский метод

10

Г.Р.Державин. «Властителям и судьям»: отражение в названии тематики и проблематики произведения



Составление тезисного плана вступительной статьи, эвристическая беседа

З н а т ь: основные сведения о

жизни Г.Р. Державина, новаторство

Державина в стихотворстве

У м е т ь: воспринимать и анализировать

державинские стихотворения.

Эвристический метод

ИКТ

11

Д.И.Фонвизин. «Недоросль»: проблематика драматического произведения, образы комедии



Ответы на вопросы учебника,

З н а т ь: основные сведения о

жизни Д.И.Фонвизина, новаторство

Фонвизина в жанре комедии классицизма

У м е т ь: воспринимать и анализировать драматическое произведение


Объяснительно-иллюстративный метод

ИКТ

12

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Образование и образованность; воспитание и семья



Составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей

Метод проблемного изложения. ИКТ

13

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Социальные вопросы в комедии



Тезисный план характеристики персонажей

Эвристический метод

ИКТ

14

Р/Р. Классное сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»



Написание сочинения

Исследовательский метод


Русская литература XIX века 31ч.

15

А.С.Пушкин. Лицейские годы поэта. После лицея.



Составление подробного плана статьи учебника

З н а т ь: историческую основу

изучаемых произведений А.С. Пушкина, понятие жанров: поэмы, баллады, драмы


У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворный отрывок

Объяснительно-иллюстративный метод

ИКТ

16

А.С.Пушкин «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…»

Свободолюбивые мотивы



Эвристическая беседа

Метод проблемного изложения. ИКТ

17

Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча»



Эвристическая беседа

Эвристический метод

ИКТ

18

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина



Эвристическая беседа

Метод проблемного изложения. ИКТ

19

Образ Петра и тема России в поэме А.С.Пушкина «Полтава»



Выразительное чтение, эвристическая беседа, определение стихотворных размеров

Исследовательский метод

20

Р/Р. Классное сочинение на тему «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава»



Написание сочинения

Исследовательский метод

21

М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина»



Выразительное чтение, эвристическая беседа

З н а т ь: понятие «лирический герой»

У м е т ь: воспринимать и анализировать

поэтический текст, выразительно

читать стихотворение

Эвристический метод

ИКТ

22

Проблематика и основные мотивы «Песни про царя Ивана Васильевича…»



Выразительное чтение, эвристическая беседа

З н а т ь: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по

прочитанному произведению.

У м е т ь: анализировать язык поэмы,

её связь с устным народным творчеством.


Исследовательский метод

23

Идейно-художественное своеобразие «Песни…». Речевые элементы в создании характеристики героя.



Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей

Метод проблемного изложения. ИКТ

24

Р/Р. Классное сочинение. Анализ эпизода из «Песни…»





Анализ эпизода художественного текста по тезисному плану

Исследовательский метод

25

Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».






Подбор цитат для характеристики персонажа

З н а т ь: содержание повести;

содержание понятия “деталь” произведения, нравственную проблематику повести;

владеть: различными видами пересказа, участвовать в диалоге по

прочитанному произведению.

У м е т ь: выделять смысловые части

художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Метод проблемного изложения. ИКТ

26

Повесть «Шинель»: трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича.



Эвристическая беседа


27

Авторское отношение к героям и событиям в повести «Шинель».



Эвристическая беседа

Метод проблемного изложения. ИКТ

28

И.С.Тургенев. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Хорь и Калиныч»



Эвристическая беседа

З н а т ь: содержание понятия пейзаж, персонаж

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали,

авторскую позицию.

Эвристический метод

ИКТ

29

Авторская позиция в рассказе «Певцы»



Эвристическая беседа, подбор цитат для характеристики персонажа

Метод проблемного изложения. ИКТ

30

Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».



Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей

З н а т ь: своеобразие стихотворений в прозе.

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику стихотворений в прозе, самостоятельно проводить

исследование художественного своеобразия стихотворений в прозе

Метод проблемного изложения. ИКТ

31

Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Железная дорога»



Определение проблематики произведения, выявление приёмов создания образов, художественного своеобразия произведения.

З н а т ь: понятия «сатира», «антитеза»

У м е т ь: воспринимать и анализировать

поэтический текст, выразительно читать

стихотворный отрывок

Эвристический метод

ИКТ

32

Идейно-художественное своеобразие произведения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда»



Метод творческого чтения

33

Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины»



Характеристика персонажей

З н а т ь: особую роль жен декабристов, их высокий нравственный подвиг

У м е т ь: говорить о героях, их словах поступках, убеждениях, давать характеристику героям поэмы

Метод проблемного изложения. ИКТ

34

М.Е. Салтыков-Щедрин. Своеобразие сюжета и проблематика сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»








Рассказ о писателе, эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы

З н а т ь: содержание сказок, определение понятий “аллегория”, “фантастика”.

У м е т ь: выявлять парадоксы

в народной жизни, отраженные

в сказках, составлять рассуждения

о сильных и слабых сторонах

народного характера.



Метод проблемного изложения. ИКТ

35

Р/Р. Подготовка к написанию сочинения «Нужна ли сатира сегодня?»





Беседа по вопросам учителя, составление плана.

Исследовательский метод

36

В художественном мире сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина



Эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы.

Метод проблемного изложения. ИКТ

37

Тематика произведения Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»



Рассказ о писателе, беседа по вопросам учебника.

З н а т ь: содержание рассказа;

нравственную проблематику

рассказов

У м е т ь: владеть различными

видами пересказа, участвовать

в диалоге по прочитанному

произведению.

Эвристический метод

ИКТ

38

Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.



Эвристическая беседа, характеристика персонажей

Метод проблемного изложения. ИКТ

39

Н.С.Лесков. Особенности тематики и центральная идея сказа «Левша»



Подробный пересказ, анализ текста, участие в дискуссии, определение жанра произведения.

З н а т ь: содержание сказа; особенности жанра сказа,

нравственную проблематику сказа;

У м е т ь: выделять смысловые части

художественного текста, сопоставлятьэпизоды и сравнивать героев, участвовать в диалоге по

прочитанному произведению.

Метод проблемного изложения. ИКТ

40

«Левша». Образный мир произведения.



Эвристический метод

ИКТ

41

Р/Р. Классное сочинение по произведению Н.С.Лескова «Левша»



Исследовательский метод

42

Русская природа в стихотворения А.А.Фета.



Творческое чтение лирических произведений.

З н а т ь: понятие «лирический герой»

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно

читать стихотворение

Исследовательский метод

43

Социальная и нравственная направленность рассказа А.П.Чехова «Хамелеон».



Выборочный пересказ, анализ текста.

З н а т ь: сюжет и образную систему

рассказов, содержание понятия

“деталь произведения”.

У м е т ь: давать оценку действиям героев


Метод творческого чтения

44

Авторская позиция в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника».



Участие в дискуссии, определение жанра, выявление авторской позиции

Эвристический метод

ИКТ

45

Своеобразие раскрытия темы России в стихах разных поэтов 19-20 веков.



Творческое чтение лирических произведений

З н а т ь: понятие «лирический герой»

У м е т ь: воспринимать и анализировать

поэтический текст, выразительно

читать стихотворение

Метод проблемного изложения. ИКТ



Русская литература XX века 21ч.

46

М.Горький.. Идейно-художественное своеобразие повести «Детство».








Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, подготовка докладов

З н а т ь: содержание повести, рассказа; приемы сопоставительного анализа

У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в произведениях,

выявлять авторскую позицию;

сопоставлять поступки героев,

использовать сравнительные

характеристики; участвовать в дискуссии

Объяснительно-иллюстративный метод

ИКТ

47

«Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической прозе.



Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, подготовка докладов

Метод проблемного изложения. ИКТ

48

Проблематика «Легенды о Данко» М.Горького



Участие в дискуссии, анализ текста.

Метод проблемного изложения. ИКТ

49

Темы и мотивы в стихотворении И.А.Бунина «Догорал апрельский вечер…».



Творческое чтение лирических произведений

З н а т ь: стихотворения о родной природе — состояние души поэта, переданное через описание природы

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение

Исследовательский метод

50

Смысл названия рассказа И.А.Бунина «Кукушка».



Эвристическая беседа

З н а т ь: содержание понятия

“деталь произведения”.

У м е т ь: выделять смысловые

части художественного текста.

Метод проблемного изложения. ИКТ

51

Художественная идея рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»



Эвристическая беседа, анализ текста

Эвристический метод

ИКТ

52

Проблематика и своеобразие стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»



Определение проблематики произведения, выявление приёмов создания образов, художественного своеобразия произведения.

З н а т ь: содержание понятия сатира.

У м е т ь: выделять смысловые части

художественного текста, самостоятельно делать выводы,

строить рассуждения о реальном и

фантастическом в сюжете произведения, о роли рифмы в творчестве Маяковского.

Метод проблемного изложения. ИКТ

53

Эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…»



Творческое чтение лирических произведений

З н а т ь: стихотворения о родной природе -состояние души поэта, переданное через описание природы

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение

Исследовательский метод

54

Проблематика и художественная идея рассказа И.С.Шмелёва «Русская песня».



Определение основных сюжетных линий рассказа, выявление проблематики и художественной идеи произведения, литературная беседа о национальном характере

З н а т ь: основные сведения о жизни

Шмелёва И.С.

У м е т ь: видеть красоту рассказа,

воспринимать чувства,

передаваемые автором

Метод проблемного изложения. ИКТ

55

Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва – река»



Эвристическая беседа о Родине, человек и природа в рассказе

З н а т ь: основные сведения о жизни

писателей, познакомиться в

произведениях художественной

литературы с проблемой экологической защиты человека.

У м е т ь: составлять план

рассказа, готовить краткий,

выборочный, художественный

пересказы

Метод проблемного изложения. ИКТ

56

Человек и природа в произведении К.Паустовского «Мещерская сторона»








Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы, эвристическая беседа по вопросам учителя и учащихся

Эвристический метод

ИКТ

57

Внеклассное чтение. К.Паустовский «Телеграмма»



Определение проблематики произведения, выявление приёмов создания образов, художественного своеобразия произведения.

З н а т ь: сюжет и образную систему

рассказа, содержание понятия

“деталь произведения”.

У м е т ь: давать оценку действиям героев

Исследовательский метод

58

В художественном мире стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»



Творческое чтение лирических произведений

З н а т ь: основные средства

художественной выразительности

У м е т ь: выразительно читать наизусть стихотворение.

Метод проблемного изложения. ИКТ

59

Основные мотивы военной лирики стихотворений А.Т.Твардовского. поэма «Василий Тёркин».



Эвристическая беседа, сбор материала об историческом контексте произведения

З н а т ь: как война отразилась в поэзии и прозе.

У м е т ь: выразительно читать стихотворения о войне, самостоятельно делать

выводы, строить рассуждения

Метод проблемного изложения. ИКТ

60

Р/Р. Анализ главы поэмы «Василий Тёркин»



Составление плана письменной работы, сбор материала

Исследовательский метод

61

Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны



Творческое чтение лирических произведений

Эвристический метод

ИКТ

62

Внеклассное чтение. Произведения о Великой Отечественной войне.



Выступление учащихся с докладами, обсуждение докладов, дискуссия

Исследовательский метод

63

Нравственная проблематика рассказа Б.Л.Васильева «Экспонат №…»



Выявление смысла названия рассказа и его роли для понимания художественной идеи произведения, беседа о нравственной проблематике рассказа

У м е т ь: самостоятельно делать

выводы, строить рассуждения на

нравственно-этические темы,

показывать выразительность и

точность художественной детали

в прозе.

Метод проблемного изложения. ИКТ

64

Чудаки и чудики в рассказах В.М.Шукшина «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум»



Комментированное чтение. Составление вопросов к произведениям, эвристическая беседа

Эвристический метод

ИКТ

65

Р/Р. В художественном мире стихотворений поэтов XX века о России



Творческое чтение лирических произведений

З н а т ь: основные средства

художественной выразительности

У м е т ь: выразительно читать наизусть стихотворение.

Исследовательский метод

66

Внеклассное чтение. К.Булычёв «Белое платье Золушки»




Выступление учащихся с докладами, обсуждение докладов, дискуссия

У м е т ь: анализировать и интерпретировать

художественное произведение

Исследовательский метод


Зарубежная литература 2ч.

67

Читательская конференция «В художественном мире зарубежной литературы»



Выступление учащихся с докладами, обсуждение докладов, дискуссия

З н а т ь: содержание прочитанных

произведений зарубежной литературы, основные теоретико-литературные

понятия

У м е т ь: воспроизводить содержание литературного произведения, самостоятельно делать

выводы, создавать свои

художественные образы.

Исследовательский метод

68

Нравственно-философская проблематика произведений А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Планета людей»



Выявление нравственной и философской проблематики произведений, комментированное чтение

Исследовательский метод



Свежие документы:  Учебно-методическое пособие по литературному чтению «Делим слова на слоги»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: