Рабочая программа по учебному курсу «Литература» 11 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 имени Нисанова Хаима Давидовича города Пролетарска

Ростовской области














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Литература»

11 класс








подготовила

учитель русского языка и литературы

Пермякова Наталья Евгеньевна,

высшая квалификационная категория





г. Пролетарск

2012


М














УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 4 ИМ. НИСАНОВА Х.Д. Г. ПРОЛЕТАРСКА

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Согласовано


Руководитель МО

_______ Пермякова Н.Е..


Протокол № ___ от

«____»__________2011 г.


Согласовано

Заместитель директора школы по Госстандартам

___________ Скок Л.Б..


«____»____________2011 г.


Утверждаю

Директор МБОУ

СОШ № 4 им. Нисанова Х.Д.

_______ Перевозникова Т.И.


Приказ № ___ от «___»_____________2011 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Литература»

11 класс

(105 часов в год, 3 часа в неделю)


2011-2012 учебный год



Учитель:

Пермякова Наталья Евгеньевна









Раздел I. Пояснительная записка


Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Важнейшим принципом построения курса литературы для 11 класса является принцип преемственности. 20 век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и известно было лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда). Соответственно программа интегрирует все эти направления в единых обзорах, построенных на принятой ныне большинством ученых «укрупненной» периодизации: веков (1890 – 1917, 1920 –е годы; 30-е – середина 50-х; 50-90-е годы. Обзоры включают в себя не столько социально-политические события (хотя без них тоже нельзя обойтись), сколько собственно литературные явления: формирование тех или иных художественно-философских концепций мира и человека; становление и развитие литературных школ и стилевых направлений; художественные открытия эпохи.

Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодерн, а также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива, дольник, верлибр и т.п.).

Отчетливое понимание перегруженности школьника, его физической неспособности объять необъятное привело к изменению структуры монографических разделов программы. Вместо перечисления всех произведений каждого изучаемого писателя, оборачивающегося не практике схоластическим заучиванием положений учебника о не прочитанных учеником книгах, предлагается текстуальное изучение небольшого числа произведений, позволяющих выявить своеобразие художественного мира писателя в его соотнесенности с литературным процессом, освещенным в обзорах.

Свежие документы:  Тест 9 класс МХК

Вместе с тем введение в программу писательских имен и текстов, выходящих за рамки «Обязательного минимума содержания образовательных программ по литературе», позволяет учителю более глубоко и широко осветить литературный процесс, расширить кругозор учеников в соответствии с современной тенденцией обращения к творчеству писателей русского зарубежья, андеграунда, постмодернизма.

Программа предназначена для учащихся 11 классов. Их возрастные особенности позволяют более глубоко рассмотреть вопросы и проблемы, связанные с литературой 20 века.

Цель программы – создание условий на формирование достаточного знания и понимания литературного процесса 20 века, взаимоотношение литературы и времени, литературы и социального бытия нации, литературы и духовных чаяний человека.

Программа призвана содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся, укрепить их национальное самосознание, патриотические чувства.

Задачи

  • Содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса.

  • Помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся.

  • Укрепить национальное самосознание, патриотические чувства.


Ожидаемый результат

  • Начитанность школьника, направленность его читательских интересов, круг литературных явлений, значительных для ученика.

  • Умение выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и активность оценки прочитанного.

  • Способность применять историко и теоретико-литературных знаний в анализе художественного текста.

  • Успешная сдача учащимися государственного экзамена по литературе


Опыт обучения помогает ученикам овладеть рядом знаний и умений литературно-творческого характера: умением оправдать чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения; умением видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа; умением передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении; умением оценивать игру актера в отдельной сцене, сравнивать эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией к нему; умением составить киносценарий или инсценировку по фрагменту литературного текста;

В старших классах ученикам предстоит овладеть рядом новых умений, среди которых:

  • Умение эмоционально откликнуться на произведения разных жанров и в выразительном чтении передать стиль, характерный для писателя;

  • Умение сравнивать трактовку роли разными авторами;

  • Умение, сопоставив иллюстрации к тексту, определить общую трактовку художником литературного произведения; умение написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изученного произведения;

  • Умение написать рецензию на произведение современной русской и зарубежной литературы;

Таким образом, критерии литературного развития контролируют реализацию способностей в конкретных умениях и помогают выявить уровни освоения учениками литературы как искусства слова.

Курс литературы для 11 класса рассчитан на 105 часов ( 3 часа в неделю).

Тематическое планирование составлено на основе

  • Федерального государственного стандарта образования, сост. Э.Д.Днепров, М., Дрофа, 2004 год,

  • по примерной программе основного общего образования по литературе,

  • по программе по литературе В.Я. Коровиной, М., Дрофа, 2008 год,

  • учебник- хрестоматия по литературе в двух частях для 11 класса В. Чалмаева, С. Зинина « Русская литература 20 века» , М., Просвещение, 2005 год


Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Основные этапы развития русской литературы 20 века

2

Литература периода 1890-1917 гг

28

Изображение красного и белого террора в литературе

15

Литература периода 1930-1950 гг

29

Осмысление темы Великой Отечественной войны

7

Произведения писателей 60-80 гг

12

Литература на современном этапе

12

Всего часов

105

По итогам изучения каждого раздела программы проводятся контрольные и тестовые работы

Форма контрольной работы

Количество часов

Тестирование по творчеству писателей

8

Сочинение по изученному произведению ( в том числе домашние)

9

Итоговый тест в форме ЕГЭ

1

Всего часов

18




Раздел III. Основное содержание всех тем


СМ. ПРОГРАММУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Раздел V. Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса.


В результате изучения литературы ученик одиннадцатого класса должен:

знать

— образную природу словесного искусства;

— содержание изученных литературных произведений;

— основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века, этапы их творческой эволюции;

— историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

— основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений;

— изученные теоретико-литературные понятия.

уметь:

— воспроизводить содержание изученного литературного произведения;

— выразительно читать изученные произведения;

— анализировать и интерпретировать художественный мир литературного произведения в единстве содержания и формы;

— сопоставлять произведения одного автора, разных авторов, сопоставлять разных героев, эпизоды разных произведений;

— аргументировано отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно);

— составлять конспект критической или литературоведческой статьи;

— выполнять учебно-исследовательскую работу на основе историко-культурного комментария и сопоставления разных редакций произведения;

— писать реферат;

— творчески осмыслять литературно-критическую статью на основе её изучения, пересказа или конспектирования;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— организовать поиск нужной информации в справочных материалах;

— аргументировано составлять развёрнутый ответ на литературный вопрос, писать сочинения, изложения с элементами сочинения, сочинения по литературным произведениям;

— вести аргументированную полемику;

— определять круг чтения и оценки литературных произведений;

— самостоятельно готовиться к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ.



Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.


Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

учебник- хрестоматия по литературе в двух частях для 11 класса В. Чалмаева, С. Зинина « Русская литература 20 века» , М., Просвещение

Дидактические материалы 11 класс. М. Просвещение. 2006.

Золотарева. Литература. 11 класс. Методические советы. М. Просвещение. 2006.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: