Работа над смысловым чтением в начальной школе


Шуванова Марина Александровна

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия №5» г.Перми

Работа над смысловым чтением в начальной школе

Конечно, обдумывай «что»,

но еще больше обдумывай «как»!
Иоганн Вольфганг Гёте

В условиях реализации ФГОС НОО содержательной и критериальной основой оценивания являются планируемые результаты (не только предметные, но и метапредметные). Следовательно, требуются новые формы отслеживание уровня сформированности УУД.

Что мы понимаем под универсальными учебными действиями (УУД)?

В широком смысле:

умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

В узком смысле:

способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса






Видим, что акцент смещается с передачи знаний на умение ими пользоваться.

В рамках методического практикума учителя начальной школы изучали материалы ФГОС; проводили тренинги по определению группы универсальных учебных действий с опорой на «Программу по формированию УУД»; составляли задания, проверяющие уровень их сформированности; разрабатывали КИМы для оценивания не только предметных, но и метапредметных результатов.

Нормативные документы Стандартов задают требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы и др.;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) и первичные навыки работы с информацией;

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

П

Используется привычный инструментарий:

*интегрированные проверочные работы

*комплексные проверочные работы на предметной основе

Специальный инструментарий – комплексные проверочные работы на межпредметной основе

Проверяются только через неперсонифицированные способы оценки достижений

ланирумые результаты


Для каждой группы планируемых результатов разработан инструментарий, позволяющий отслеживать уровень их развития и сформированности. Новым результатом образования являются метапредметные умения (в системе развивающего обучения мы и раньше работали в данном направлении, но называли это иначе). Метапредметные результаты заданы в междисциплинарных программах «Программа формирования УУД», «Чтение и работа с информацией», «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

Чтобы подготовить учащихся к новым формам проверки и оценки достижения планируемых результатов, возникла необходимость при проведении внутреннего оценивания предлагать учащимся комплексные проверочные работы (на предметной и межпредметной основе). В новых работах по предметным областям предлагаются комплексные задания повышенной сложности, требующие от ученика умения интегрировать знания из различных разделов программы для решения поставленной задачи.

Цель комплексной проверочной работы (мониторинга) на межпредметной основе — оценка достижения планируемых результатов учеников начальной школы по междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий».

В настоящее время издано много различных пособий данной тематики. На заседании МО было принято решение использовать тренажер Т.Л.Мишакиной «Формирование универсальных учебных действий» (издательство «Ювента»). В данном пособии содержатся не только художественные, но и научно-популярные тексты. Кроме этого информация представлена в форме диаграмм, таблиц, графиков, есть ссылки на другие источники информации.

Для каждой параллели был составлен мониторинг, который проводился в три этапа: входной, промежуточный и итоговый. Остальные материалы пособия использовались для совместного разбора и работы над ошибками. Теперь перед педагогами встала задача – определить какое УУД из совокупности, представленной в документах Стандарта, соответствует каждому заданию по тексту и определить максимальный балл за выполненное задание. Таким образом, в результате совместной работы на методическом практикуме к контрольным мониторингам были разработаны таблицы для фиксации результата выполненных работ. Приведу пример таблицы для входного мониторинга второклассников.


Междисциплинарный модуль «Чтение и работа с текстом»

Входной мониторинг работа с текстом №1

2 __ класс




Часть А

Часть Б

Итог

Результат по шкале оценивания (интервал суммарного балла – «отметка»)


задания

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

УУД











Ф.И. ребенка

Уметь определять жанр текста, находить информацию заданную в явном виде

Понимать информацию представленную в неявном виде

Находить в тексте конкретные сведения, заданные в явном виде

Выбирать из текста слова по заданию

Осуществить фонетический анализ слова, опора на знания из русского языка

Проводить сравнение и анализ для выбора лишнего объекта

Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях

Уметь работать с таблицей. Сравнивать объекты, описанные в тексте и выделять существенные признаки

Составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос

Уметь анализировать и выделять смысловые части сложного слова

Уметь анализировать и определять тип сказки

Уметь работать с таблицей

Понимать информацию, представленную в неявном виде

36-40 –«5»

28-35– «4»

20-27– «3»

< 20 –«2»


Мах балл за задание

2

3

4

6

4

1

2

4

4

2

2

4

2

40


1

















2

















Средний балл за задание по классу

















При анализе результатов мониторинга определялись трудные и легкие задания. Учителя видели, какие УУД хорошо сформированы у учащихся класса, а какие требуют особого внимания и дальнейшей работы. После написания нескольких работ можно было отследить уровень сформированности универсальных учебных действий, как у отдельных учащихся, так и у класса в целом. Регулярная работа с тренажером позволила диагностировать и своевременно устранить пробелы в смысловом понимании текстов разных жанров, а также при выполнении комплексных заданий. Итак, мы видим, что смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов. Задача учителя начальных классов создать условия для перехода учащихся с уровня «обучение чтению» на новый уровень – «чтение для обучения», подготовив детей к обучению в основной школе.

В то же время учитель не должен ограничиваться только уроками. Созданию развивающей образовательной среды способствуют различные внеурочные занятия.

В последнее время как грибы после дождя появляются разнообразные конкурсы и олимпиады. В какой олимпиаде участвовать? Что получит ребенок от участия в конкурсе? Стоит ли тратить на это время? Такие вопросы часто волнуют меня. Главное, на мой взгляд, в многообразии разных предложений найти то, что будет способствовать развитию учащихся, незаметно «подталкивать» их к самостоятельному поиску знаний, способствовать развитию познавательной и творческой активности, даст возможность приобщить детей к деятельности. Благодаря участию в конкурсных испытаниях, дети приобретают большой социальный опыт, у них появляется возможность проявить себя, определить уровень своих способностей, сравнить свои результаты с результатами одноклассников. Кроме этого анализ результатов даст возможность увидеть, какие предметные знания «западают» у ребенка, вовремя внести коррекцию и составить индивидуальную образовательную траекторию развития учащегося. Ежегодное участие в выбранных мной конкурсах позволяет отследить динамику и направленность развития каждого ребенка, понаблюдать, как он учится справляться с трудностями.

Ценной находкой этого года считаю конкурс «ЭМУ». Он проходит в три этапа:

  • «ЭМУ-Эрудит» позволяет отследить уровень сформированности метапредметных результатов, над развитием которых работаем в свете реализации ФГОС.

  • «ЭМУ-Специалист» позволяет понять уровень грамотности по учебным предметам.

  • Международный конкурс творческих команд в рамках проекта «ЭМУ» дает возможность реализовать себя в коллективном творческом деле, приобрести опыт работы в команде.

Кроме этого анализ результатов позволяет своевременно внести коррективы в деятельность учителя и работать над устранением пробелов, а также проследить динамику развития, как по каждому отдельному учащемуся, так и по классу в целом.

В свете реализации ФГОС второго поколения важным становится не только усвоение определённого объёма предметных знаний, умений и навыков, но и осознание того, где эти знания могут быть и обязательно должны быть использованы. Т.о., главная задача учителя (не единственная) – не только научить ребенка, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести учеников на уровень осмысления.

Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

Утверди себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!



Свежие документы:  Урок литературы на тему "Рассказы о животных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: