Разработка урока литературного чтения «Нравственные качества героя в русской народной сказке «Заяц-хваста»» 2 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Кунгура





Литература




Разработка урока литературного чтения на тему: 

Нравственные качества героя в русской народной сказке «Заяц-хваста»

2 класс






Выполнил:

учитель начальных классов

Шутёмова Елена Витальевна

Первая квалификационная категория







г. Кунгур

2014 г.

Тема урока: нравственные качества героя в русской народной сказке «Заяц-хваста».

Учитель: Шутёмова Елена Витальевна

Предмет: литературное чтение.

УМК: «Гармония»

Учебник: Кубасова О.В. «Любимые страницы», 2 класс.

Продолжительность: 30 минут.

Цель урока: Знакомство с русской народной сказкой «Заяц-хваста».

Задачи урока:

1. Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умения самостоятельно работать с текстом, умения работать в статичной паре, в статичной группе (в группе постоянного состава.

2. Развивающий аспект. Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение, умения анализировать характер героя с опорой на план, умения давать героям оценку, умения воссоздавать прочитанное, умения раскрывать причинно-следственные связи.

3. Воспитательный аспект. Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: добро всегда добром возвращается.

Создать условия для воспитания храбрости, взаимопомощи через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник, выставка книг, карточки описания героя, карточки с заданиями (игра «Бюро находок», досье), текст сказки, удостоверения для рефлексии.














Ι Организационный момент.

  1. Психологический настрой учащихся.

Доброе утро!

Рады слышать мы звонок,

Начинается урок!

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.


  1. Артикуляционная гимнастика.

Я предлагаю настроить речевой аппарат.

Ать — ать — ать – много будем мы читать.

Ания- ания – проверяем знания.

Лю-лю-лю – сказки очень я люблю.

Гу-гу-гу – всегда другу помогу.

Кто любит сказки?

Среди вас есть помощники?

А вы знаете, кто такие сыщики?

Чем занимаются сыщики?












Слайд

ΙΙ Актуализация знаний.

Проверим, кто из вас готов стать сыщиком? Проведём первое расследование.

Мне нужна ваша помощь.


Игра «Бюро находок».

Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.

Что могут обозначать эти слова?

Л. Пантелеев

«Две лягушки»

сказка

В.Горбовский

«Розовый слон»

стихотворение

В.Чаплина

«Мушка»

рассказ

Русский народ

«Заяц-хваста»

сказка

Установите соответствие между словами трёх столбиков.

Кто может выполнить это задание самостоятельно – приступайте к работе. А остальным поможет содержание в конце учебника.

Проверим, как вы справились с расследованием.

Вы хорошо справились с заданием, я принимаю вас в сыщики.







карточки


Слайд











Учебник с. 189


Слайд

ΙΙΙ Постановка учебной задачи.

Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока.

Русская народная сказка «Заяц-хваста».

В жизни нет такого предмета, природа которого не давала бы зацепки для сказки. Вот и заяц часто является героем сказок.





Слайд

IV Переход к теме.

Какие сказки с участием зайца вы знаете?

«У страха глаза велики» р.н.с.

«Заюшкина избушка» р.н.с.

«Жалобы зайки» К.Д. Ушинский

«Лиса и заяц» р.н.с.

«Колобок» р.н.с.

«Теремок» р.н.с.


Загадка.

Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Кто такой он, этот серый,

Что несется кувырком?

Летом сер, зимою — белый,

Он, скажите, вам знаком?


Что вам помогло отгадать загадку?

Что вы знаете о зайце?

Какой по характеру обычно бывает заяц?

Прочитайте слова и выберите те, которые присущи характеру зайца. Объясните свой выбор.

(Жадный, весёлый, трусливый, сильный, смелый, ловкий, глупый, несчастный, осторожный, проворный, любопытный, неуклюжий).


Ну, что юные сыщики, вы готовы к новым испытаниям.

Иногда авторы меняют в своих произведениях привычный характер героя.

Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Заяц-хваста» и проведём расследование. Соберём о зайце как можно больше информации.

Но прежде чем мы займёмся поиском, нам необходимо проверить свою физическую форму.


Физкультминутка.

Шагаем на носочках, чтобы нас никто не обнаружил.

Тянемся, чтобы достать с верхней полки важный пакет.

Спрятались в густую траву.

Высоко подняв ноги, перешагиваем через ловушки.

А теперь проверим, какие вы внимательные.


Слайд

Выставка книг













Слайд

Фото зайцев






Доска

Карточки

V Решение учебной задачи.

  1. Словарная работа.

В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение.

Кто такой хваста?

Хваста – тот, кто хвастается.

Хвастовство – неумеренное восхваление своих достоинств.

Крестьянин – сельский житель.

Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба.

Кокорина – нижняя часть хвойного дерева.


  1. Первичное чтение сказки учителем.


  1. Анализ характера героя.

Где жил заяц?

Чем занимался?

С кем общался?

Почему хвастался заяц?

( Он хотел быть большим, сильным, чтобы его все боялись.)

Как он хвастался? Зачитайте.

Кто проучил зайца?

Как вы думаете, перестал он хвастать?

Какой поступок совершил герой сказки?

Как поблагодарила ворона зайца? Зачитайте.


  1. Исследовательская работа.

Какой в этой сказке заяц?

Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вновь поработать сыщиками.

Сейчас вы внимательно прочитаете сказку и составите досье на нашего зайца.

Что такое досье?

(Сбор информации о ком-то или о чём-то.)

Будем собирать информацию на героя сказки по плану:

Имя___________________________

Место жительства_______________

Время года_____________________

Внешний вид___________________

Друзья_________________________

Враги__________________________

Поступки_______________________

Характер (подчеркни нужный вариант): везучий, хвастливый, ленивый, честный, грубый, удачливый, храбрый, догадливый, добрый, злой, трусливый, болтливый, заботливый.)


Сказка перенесена из учебника на лист бумаги. Читая её, вы будете в тексте отмечать красным карандашом ответы и записывать их в досье.


  1. Проверка результатов работы.

Какое досье у вас получилось? Зачитайте.

Какие черты характера осуждаются в сказке?

(Хвастовство)

А какие поощряются?

(Храбрость, взаимопомощь)

Для чего мы составили досье на героя?

(Чтобы его лучше узнать и понять).




Слайд








Учебник

(с. 51-52)



















Слайд

Слайд

Досье












Текст сказки


VI Итог урока. Рефлексия.

С каким литературным произведением мы познакомились сегодня?

Что вы можете сказать о герое этой сказки?

Какое важное открытие мы сделали, прочитав эту сказку?



К советам нужно прислушиваться. Доброе дело сделало зайца смелым.

Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию сказки?

Одна голова хорошо, а две лучше.

Сам погибай, а товарища выручай.

Семеро одного не ждут.

Добро всегда добром возвращается.

Какая пословица подходит к нашей работе на уроке.

Вы все хорошо поработали и за работу получаете удостоверения настоящих сыщиков.

фото


Удостоверение

выдано настоящему сыщику

_______________________________

08.02.2011г.

Учитель года 2011

Вам необходимо раскрасить печать. Красным – отличная работа. Зелёным – успешная работа.

Поблагодарите друг друга за работу.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.













Слайд







Удостоверение


Свежие документы:  Урок литературного чтения 3 класс «Обучение продуктивному пересказу по сказке В.Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Весна»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: