Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова





Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Константина Матвеевича Трухинова» города Северодвинска Архангельской области






Разработка урока

литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова.

Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут».


















Подготовила

Гладышева Галина Игоревна,

учитель начальных классов.














Северодвинск, 2010 год

Разработка урока

литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова.

Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут».

Учебник В.Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой Литературное чтение в 2-х частях, 2 класс. — Самара: «Учебная литература»: Издательский дом: «Фёдоров», 2010 год.


Цели:

— вырабатывать у учащихся навыки сравнительного анализа при работе с текстом;

— учить видеть развитие действия в тексте, отслеживать смену настроения главного героя;

— помочь детям осознать взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни;

— воспитывать внимательное отношение к слову.


Оборудование: тексты сказки С. Козлова, таблицы со словами, иллюстрации к сказке.


Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

— Сегодня у нас удивительный урок, тема которого: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы».

Открывается запись на доске.

Звучит тихая музыка.

— Закрываем глаза, идём мысленно через волшебный лес, сказочный воздух наполнен разными запахами, воздух тёплый, дышится легко. И сейчас, когда вы откроете глаза, вроде ничего не изменится, но у вас появится желание понимать сказочное. На счёт раз – два – три – открываем глаза.

Мы с вами в Сказочной стране.

Скажем хором: « Вот она, Сказочная страна»


2. Подготовительный этап урока.

Мы в Сказочной стране на Поляне Раздумий.

Вокруг – сказочные объявления. Угадайте, какие сказки нас приглашают?

(Зачитываются объявления, дети называют сказку).

Кто желает научиться печь колобки?

Обращайтесь в сказку…

(« Колобок»)

Кто желает напугать Волка, а так же его съесть? Обращайтесь в сказку…

(«Сказка про храброго зайца…» Д.Н. Мамин – Сибиряк).


Можем помочь наносить воды. Обращайтесь в сказку

(«У страха глаза велики»)

Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое?

Обращайтесь в сказку…

(«Сказка о рыбака и рыбке», А.С. Пушкин.)

Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца. Приглашаем!

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)



(Сказки изучены на уроках литературного чтения).


— Назовите народные сказки.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "А душу можно ль рассказать?" Особенности лирики Сергея Есенина" 9 класс

(«Колобок», «У страха глаза велики», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

— Назовите авторские сказки.

(«Сказка о рыбака и рыбке», А.С. Пушкин, «Сказка про храброго зайца…» Д.Н. Мамин – Сибиряк).


3. Анализ сказки Сергея Козлова «Чёрный Омут».

1). На поляне Раздумий я вас познакомлю с удивительной сказочной историей, которую сочинил Сергей Козлов и называется она «Чёрный Омут».

Слово омут для вас непонятно. Омутом называют глубокую яму на дне реки. Вода в этом месте реки очень тёмная, даже чёрная.

Приготовились слушать.

Было это так… (учитель рассказывает сказку)


2). Первоначальная проверка восприятия.


— А сейчас мне бы хотелось узнать. Что же у вас отложилось в памяти, что больше всего взволновало?

Рисуем красками. Передайте при помощи рисунка ваши впечатления.

Далее перед классом дети показывают свои рисунки и рассказывают о своих впечатлениях.


3). Обобщение учителя.

— Это вторая авторская сказа про зайца. А кто написал первую? Помните? Назовите сказку. («Сказка про храброго зайца…» Д.Н. Мамин – Сибиряк).

— Чем сказки похожи?

(Главные герои сказок — зайцы.)


4). Чтение сказки учащимися.

— Дети, мы на сказочной Дороге Желаний.

— Какое главное желание было у Зайца?

(Никого не бояться).

— Перечитаем ещё раз эту сказку. Пройдём по сказочной дороге вместе с зайцем.

(Чтение сказки законченными отрывками.)


5).Анализ содержания, подведение к главной мысли сказки.

— Для анализа используем интеллектуальную цепочку. Объясните, соединив одной мыслью слова:

Поведение Зайца. ————- Путешествие Зайца.

Звучат высказывания детей. Во время путешествия меняется поведение Зайца.

— Проследим, как меняется поведение Зайца во время путешествия, назовём его действия. Как ведёт Заяц себя в лесу? Если трудно установить связь, воспользуйтесь учебником.

Сначала ученики называют действия зайца, а затем появляется новый столбик слов, устанавливается связь между словами.


Поведение Зайца. Путешествие Зайца.


всего боялся

лес

надоело бояться

Чёрный омут

идёт себе посвистывает

встреча с Волком

прошёл, даже головы не повернул

встреча с Лисой

боялся бы – не сидел

встреча с Филином

сидит, дрожит

лес

никого не боится

снег


— В какой момент происходит взросление Зайца?

(Во время встречи с Чёрным Омутом, Волком, Лисой, Филином).

— Когда становится зайчиком? А когда снова зайцем?

Во время путешествия заяц никого не боится. Он не чувствует страха. Это большой заяц. Когда заяц остаётся один, он снова всего боится. Это маленький зайчик.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе “Дружба детей и любовь взрослых в повести Мустая Карима “ Радость нашего дома”. Сказочные мотивы в повести” 5 класс

— Как вы считаете, хорошо ли для зайца закончилась история?

История для зайца закончилась хорошо. Он встретился с

Чёрным омутом. Чёрный Омут дал Зайцу мудрый совет.

— А что могло бы произойти с Зайцем, если бы Чёрный омут не дал ему совет?

С зайцем могла случиться беда.

— Кто главный герой сказки? (Заяц)

— А почему сказка называется «Чёрный Омут»?

Вывод: Мысли автора заложены в словах Чёрного Омута. Природа чувствует свою силу и власть над человеком и животным.

«Это не листья сыплются – это время шуршит» (Слова Чёрного Омута в сказке).

Это течение времени, оно идёт, идёт. Всё когда – то кончается. И это очень грустно.


6). Художественное построение сказки.

— Это авторская сказка.

— Назовите основные черты авторской сказки.

— А какие черты народной сказки можно отметить в сказке Сергея Козлова?

Докажите правильность своего выбора.

Дети называют особенности авторской и народной сказок, слова открываются на таблице.

Народная сказка

Авторская сказка

Повторы эпизодов.

Смена настроения героев.

Элемент дороги.

Переживания.

Кумулятивная цепочка.

Рассуждения.


Разрешение проблемы.


Сказочная ситуация переплетается с реальной жизнью.


7). Сравнение с народной сказкой.

— Сейчас я вам предлагаю две кумулятивные цепочки. Угадайте, к каким сказкам они относятся?

(………) —— заяц ———медведь ——- волк ——-лиса («Колобок»)

(……….) ——волк ———лиса ———филин («Чёрный Омут»)

— Какого героя не хватает в каждой цепочке?

(дети называют героев сказок: колобок, Чёрный Омут).


8). Работа над пониманием элемента авторской сказки.

— Как понимаете эти слова?

Смена настроения героя.


— Что же заяц чувствует, проходя свой путь? Обоснуйте свой выбор.

Высказывания детей.


— Соедините слова в логическую цепочку, если трудно, используйте учебник.

Предлагаются слова на карточках, что даёт возможность менять их местами в результате обсуждения.

Одиночество, радость, тревога, уверенность, храбрость, бесстрашие, грусть, беспокойство, смелость.


9). Элемент драматизации.

— На поляне Раздумий вам встречается Сказочное Зеркало. В нём мы увидим сказочных героев, их встречи. Вы можете ими стать.

(Дети инсценируют предложенные ситуации)

а) Заяц живёт в лесу и всего боится. Кто желает стать перед сказочным зеркалом?

б) Встреча Зайца с Волком.

в) Встреча Зайца с Лисой.

г) Встреча Зайца с Филином.

д) Встреча Зайца с Чёрным омутом.


4. Подведение итогов урока.

— Дети, как вы себя чувствуете в Сказочной стране? (высказывания детей)

Свежие документы:  Конспект урока "К. И. Чуковский «Федорино горе»"

Настала пора возвращаться. Закрывайте глаза. Слушайте меня. Мы возвращаемся из Сказочной страны в реальный мир, забираем с собой важные знания. Когда вы откроете глаза и посмотрите, то ничего вроде бы и не изменилось, но изменились вы. Вы стали умнее, добрее, дружнее.

На счёт раз – два – три открыли глаза.

Урок окончен.

Спасибо за работу на уроке.

Вы мне все очень помогали.


Литература.

1. Свиридова В.Ю., Чуракова Н. А. Литературное чтение в 2-х частях, 2 класс. — Самара: «Учебная литература»: Издательский дом: «Фёдоров», 2010 год.

2. Чуракова Н. А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение в 2-х частях, 2 класс. — Самара: «Учебная литература»: Издательский дом: «Фёдоров», 2009 год.











скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: