Разработка урока литературы в 9 классе на тему «Любовная лирика Пушкина»




Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Ягоднинская основная общеобразовательная школа»

Альменевского района Курганской области








Разработка урока литературы

в 9 классе на тему

«Любовная лирика Пушкина»




Урок разработала: Клепинина Наталья

Александровна, учитель

русского языка и

литературы.





Цели урока:

  • Обучающая: расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; обогатить знания учащихся; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь учащимся понять всю сложность переживаний, всё богатство чувств поэта; учить интерпретировать, чувствовать слово; развивать навык анализа лирического текста.

  • Развивающая: развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой.

  • Воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие и интерес к предмету, способствовать духовному росту учащихся.



Оформление и оборудование:


  • Репродукции портретов любимых поэтом женщин.

  • Компьютер и мультимедийный проектор.

  • Музыкальные диски с произведениями:

1. «Лунная соната» Бетховена.

2. «Вальс – фантазия» Глинки.

3. Романс Глинки «Я помню чудное мгновенье…»


Тип урока: урок изучения нового материала.


Форма урока: урок – беседа с элементами рассуждения.





« Я знал любовь, не мрачною тоской,

Не безнадёжным заблужденьем,

Я знал любовь прелестною мечтой,

Очарованьем, упоеньем».




«Златые крылья развивая,

Волшебной нежной красотой

Любовь явилась молодая

И полетела предо мной».

А.С.Пушкин.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей.

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Изучение нового материала.


  1. Вступление. Тихо звучит музыка Глинки «Вальс-фантазия». (Слово учителя).


Учитель:любовь”… В чем проявляется это чувство? Забывание себя, сознательное жертвование собой. (Запись в тетрадь ассоциации учеников к этому слову):


Понятие любовь многозначно. Вот одно из его толкований: “Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности”. Приходим к выводу, что в обыденной жизни нам не хватает очарования, прелести, пронзительной нежности, которые сопровождают настоящую любовь.



В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство приходящее. Оно подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя « страстям мятежным ». Но, как всякая буря, угасало, превращаясь в « погасший пепел, цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе « науки страсти нежной», ему хорошо знакомо всё, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измена, « могучая страсть» и мягкая нежность.

Пушкин был человек, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинской поэзии говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил…» или «На холмах Грузии», искать ответ на вопрос кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» отразились две встречи с А.П. Керн в 1819 году и 1825 году. Но реально жизнь поэта, в которой за шесть лет было не мало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении.

Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». « Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, — подчеркивал Пушкин, — унижают поэзию». Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая, правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, оно воспел женщин.


2.Знакомство с Екатериной Павловной Бакуниной. (Показ слайда.)


Рассказ первого ученика (готовится сообщение заранее).

«Екатерина Павловна училась живописи у Александра Брюллова. Сохранившиеся акварельные портреты свидетельствуют о ее незаурядном таланте. Она была предметом первого юношеского увлечения. Е.П. Бакунина – сестра лицейского товарища Пушкина. Она бывала на лицейских балах, подолгу жила в Царском Селе. С нежностью вспоминал о ней поэт многие годы спустя черновых строфах 8 главы «Евгения Онегина». В 1834 году она вышла замуж за знакомца Пушкина, двоюродного брата А.П. Керн, А.А. Полторацкого».

«…Я счастлив был! … нет, я вчера не был счастлив, поутру я мучился ожиданием с неожиданным волнением, стоя у окошка, смотрел я на снежную дорогу – её не было видно. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута. Как чёрное платье пристало милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив – 5 минут».

Эти строки из дневниковой записи, сделанной 29.11.1815 г.


3. Знакомство с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. (Показ слайда).


Рассказ третьего ученика (сообщение готовится заранее):

« Она была женой новороссийского генерал- губернатора М.С. Воронцова. В его подчинении находился Пушкин в Одессе. Современники говорят о ней как о женщине умной, тонкой, обольстительной. «Собственно красавицей она никогда не была, но никакая красавица не смогла бы с ней сравниться»,- писал В.А. Сологуб. Чувство Пушкина к Елизавете Ксаверьевне оставило глубокий след в душе поэта. Оно запечатлено во многих обращенных к Воронцовой в стихах. Уезжая из Одессы, Пушкин получил от неё перстень- талисман, которым очень дорожил и с которым не расставался. Сестра Пушкина вспоминала, что, когда в Михайловское приходило из Одессы письмо с печатью, украшенной такими же знаками, какие находились на перстне её брата, Александр запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал».

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником «Храни меня, мой талисман…».

(Тексты стихов розданы перед уроком учащимся).


Работа учителя с классом: беседа по стихотворению с целью выяснения восприятия лирического текста.

В итоге имеем план – ответ:

1.Тема. Ушедшая любовь, оставившая приятное воспоминание в душе поэта.

2. Идея. Обращение к талисману как к чему-то дорогому, близкому, святому.

3.Эмоциональная окраска. Грусть, надежда на спасение в талисмане.

4. Построение стихотворения.

— Словесные образы:

Лирический герой со своими переживаниями, воспоминаниями.

Образ талисмана, как что-то понимающее состояние героя, готового

его оберегать на протяжении всей его жизни.

— Изобразительные средства:

Метафора. Подымет океан, души светило сокрылось, изменило

— Речевые особенности:

Эпитеты. Пламенный бой, сладостный обман, волшебное светило,

сердечные раны.

Обращение. Храни меня, мой талисман.

Спи, желанье.

Прощай, надежда.

Употребление обращений говорит о том, что душа волнуется, ищет какого-то спасения, покоя, умиротворения.


-Строфика: Пять четырёхстиший.


4.Знакомство с Анной Петровной Керн. (Показ слайда).


Рассказ четвёртого ученика (сообщение готовится заранее):


«Адресатом любовной лирики поэта была Анна Петровна Керн. В 1819 году Пушкин с ней встретился в доме Оленина, президента Академии художеств. В июне 1825 года Анна приезжала в Тригорское к своей тетушке. Она пробыла здесь до 19 июля. Незадолго до ее отъезда Пушкин написал обращенное к ней стихотворение «К ***» (« Я помню чудное мгновенье»).

А.П. Керн – живая, красивая и обаятельная женщина, была дружна со многими замечательными людьми своего времени: А.А. Дельвигом, М.И.Глинкой. По ее словам, Анна Петровна с жадностью читала « Кавказского пленника», « Бахчисарайский фонтан», «Евгения Онегина». Личная жизнь Анны Петровны Керн сложилась неудачно. Ее детство было омрачено взбалмошным и деспотичным отцом Петром Марковичем Полторацким. По его настоянию она была 17 лет выдана замуж за 52-х летнего бригадного генерала Е.Ф. Керна- грубого, малообразованного солдафона, во многом похожего на грибоедовского Скалозуба. Вскоре она оставила мужа и лишь после его смерти в 1841 году связала свою судьбу с человеком, которого любила. Была счастлива, хотя и жила в бедности. Похоронена Анна Петровна в десяти верстах от города Торжка Калининской области на живописном погосте Прутня. Ее могила всегда украшена цветами».


Физминутка

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

Прослушивание романса Глинки «Я помню чудное мгновенье…»


Работа учителя с классом: беседа по стихотворению с целью выяснения восприятия лирического текста.


В итоге имеем план – ответ:

1. Тема. Любовная тематика подчинена философско- психологической. Разное состояние внутреннего мира героев.

2. Идея. Показать образ любимой как что-то божественное, возвышенное, прекрасное, навсегда оставившее след в душе поэта.

(Перед выяснением идеи стихотворения учителем озвучиваются существующие три точки зрения на идею данного произведения:

1-я. Традиционная. «Это стихотворение гимн любви, пробуждающей человека к жизни, активному ее восприятию, творчеству».

2-я. А.И Белецкий « Любовная тематика явна подчинена другой философско-психологической. Основной ее темой является тема о разных состояниях внутреннего мира поэта. 1-й этап состояния: Красота, врезавшаяся в его душевную память. 2-й этап: Момент душевного угнетения, воспоминание утрачено. Эта утрата привела к увяданию, изъяв из жизни остальное, в чем жизнь заключается- радость творчества. 3-й этап: Ощущение эстетической ценности жизненных явлений вновь пробудилось в сознании. Душа ликует от того, что утраченная радость творчества стала для него доступнее».

3-я. Пушкинист Б.В. Томашевский «Основная тема – любовь, ибо оно адресовано конкретной женщине, хотя изображаемой в отвлеченном, идеальном образе. Пушкин не изображает любовь, как причину жизненного пробуждения. Чувство прилива жизненных и творческих сил он ощутил независимо от встреч с Керн.

Это стихотворение стоит особняком в любовной лирике Пушкина. Стихотворение выражает сложное чувство: восхищение красотой- возвышенной, одухотворяющей преклонение перед красотой, благодарность за душевное и творческое возрождение (не столько женщине, сколько красоте). Здесь звучит поклонение женщине как некоему идеалу (хотя стихотворение имеет конкретное посвящение), с которым связано творческое воскресение).


3. Эмоциональная окраска. Пробуждение души, радость от встречи с « мимолетным виденьем».

4. Построение стихотворения.

— Словесные образы:

Идеализированный образ любимой, чистый, светлый, нежный

— Изобразительные средства:

Метафора: Душе настало пробужденье,

Сердце бьется в упоенье,

Воскресли божество, вдохновенье, жизнь, слезы, любовь.

— Речевые особенности:

Эпитеты. Чудное мгновенье, мимолетное виденье, грусть безнадежная, голос нежный, гений чистой красоты.

Некоторые группы слов объединены религиозной тематикой: Чудное, виденье, гений, божество, душа, небесное, пробужденье.

5.Объяснение значений слов. « Гений» — олицетворение, проявление чего- либо. «Гений» — дух, покровитель человека (из древнеримской мифологии).

Думается, что перед ним предстал гений- покровитель его творчества. Покровитель этот-гений чистой красоты.« Небесный» — божественный, ангельский.


После выполнения заданий учащимся предлагается высказать свое мнение на поднятые в стихотворении проблемы, например «тема радости встречи и горечи расставания». Высказать собственное мнение, обосновать его.

Слово учителя:

«Композиция стихотворения несложная: 1 часть – прошлое о «чудном мгновении»; 2 часть – вычеркнутые из жизни дни «без божества, без вдохновенья…»; 3 часть – пробуждение души. Глинка переложил это стихотворение на музыку. В музыке звучат две темы: одна – жизнеутверждающая, светлая; другая – мрачная. Романс начинается первой темой, мелодия мягкая, повышающаяся к концу первой строфы. Конец звучит увереннее, человек отдаётся воспоминаниям и постепенно воодушевляется. Вторая тема начинается со слов: «Шли годы. Бурь порыв мятежный. Рассеял прежние мечты…» Тема начинается вихрем звуков. Кажется, он всё сносит на своём пути, всё разрушает, всё опустошает. И тот самый вихрь рассеял нежный образ, опустошив душу человека, ведь жить-то незачем и не для кого. Но что это? Бодрая, лёгкая, быстрая, потом более уверенная мелодия, а в конце романса звучит призыв, утверждающий Жизнь, Любовь и Вдохновение. И в музыке Глинки, и в стихотворении Пушкина одна и та же мысль – любовь прекрасна!!!»


5. Знакомство с Анной Алексеевной Олениной.

Рассказ пятого ученика (на фоне звучания вальса А.С. Грибоедова) (сообщение готовится заранее);

«Анна Оленина – дочь президента Академии художеств. Это он, искусный рисовальщик, украсил своими заставками и виньетками первое издание “Руслана и Людмилы”. Пушкин знал маленькую Анну, но сейчас это была 19-летняя красавица, живая, белокурая девушка, начитанная, образованная, поклонница поэзии. Поэт влюбился без памяти. Зиму и весну он не переставал посещать дом Оленин»

«Отец Анны не обрадовался, узнав, что поэт готовится сделать предложение его дочери: за Пушкином успела закрепиться слава легкомысленного человека. Однако намерение Пушкина было серьезным. Ей он посвятил множество восторженных стихов. Их свидания происходили в Летнем саду, куда Оленина приезжала в сопровождении гувернантки. Поэт поехал за ней на дачу в Приютино. Наконец, он посватался к ней, но приехал к концу званного обеда. Пушкину было отказано. Два года спустя поэт напишет в ее адрес стихи, которые сейчас все знают наизусть».

Чтение стихотворения “Я вас любил…” учителем, далее звучит романс Даргомыжского на стихи Пушкина “Я вас любил…”

6. Знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой. (Показ слайда: А.П.Брюллов .(1831 – 1832 г.)

Тихо звучит музыка Бетховена «Лунная соната».


Один из учеников рассказывает (сообщение готовится заранее):

«Жена Пушкина, урожденная Гончарова. Впервые Пушкин увидел ее зимой (1828-1829гг) на одном из московских балов. « Когда я увидел ее в первый раз, — писал поэт, — красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение». Мать Натальи Николаевны не

дала согласия на брак, хотя и не отказала окончательно. 6 мая 1830 года состоялась помолвка. К жене обращено много стихотворений: « Мадонна», « Пора, мой друг, пора». После гибели Пушкина она уехала с 4-мя детьми к брату, где прожила 2 года. В 1844 году вторично вышла замуж за П.П.Ланского.

«Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать.

Я говорил: тому, что было

Уж не бывать! Уж не бывать

Прошли восторги и печали

И легковерные мечты.

Но сердце вновь затрепетало

Пред мощной властью красоты».


Выразительное чтение стихотворения «Мадонна» учителем.


Пауза психологической разгрузки. Дети закрывают глаза, а затем открывают. Называют цвет, который возник перед глазами. Тёмные цвета – усталость, светлые – отсутствие усталости).


7 .Подведение итогов урока. ( Устный опрос. Выставление оценок учащимся).

Вопросы задаёт учитель

  1. Что нового узнали на уроке?

  2. Что понравилось и запомнилось на уроке?

  3. Пополнились ли ваши знания сегодня о Пушкине?

  4. Какое место занимала любовь в жизни поэта.



8. Домашнее задание:

1.Написать сочинение на тему « Какое место занимала любовь в жизни и творчестве Пушкина».

2. Выучить наизусть стихотворение А. С. Пушкина о любви (на выбор).


9. Рефлексия

Довольны ли вы сегодня собой?

Что показалось особенно трудным?

Что было самым интересным?

Что бы вы хотели сказать друг другу?

Что бы вы хотели сказать учителю?




Список литературы:


  1. Дементьев М. «Н.Н.Пушкина», Москва, Современная Россия.

  2. Черейский Л.А. «Пушкин и его окружение», Л., Наука, 1989 год.

  3. «Любовный быт пушкинской эпохи», 2 тома, Москва, «Васанта»,

  4. « Русская литература. Практикум. 9 класс», Москва, Просвещение, 1999г.


Стихи А.С.Пушкина о любви.


«Храни меня, мой талисман…»


Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.


Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи –

Храни меня, мой талисман.


В уединенье чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман.


Священный сладостный обман,

Души волшебное светило…

Оно сокрылось, изменило…

Храни меня, мой талисман.


Пускай же ввек сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда; спи, желанье;

Храни меня, мой талисман.





Я помню чудное мгновенье…


Я помню чудное мгновенье;

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.


В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.


Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.


В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.


Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.


И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.


1825 год.


Я вас любил…



Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.


1829 год.

Мадонна.

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.


В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –


Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.


Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.


1830 год.



Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Союз волшебных звуков, чувств и дум» в рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: