Разработка урока по чтению и литературе «Стихи русских поэтов о зиме» 2 класс


Разработка урока по чтению и литературе


Учитель: Трофимова Ирина Юрьевна


Класс: 2


Тема урока: «Стихи русских поэтов о зиме»


Количество часов: 1


Тип урока: открытие новых знаний


Задачи урока:

1. познакомить с русской классической поэзией о зиме; учить определять настроение в произведении; готовить к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию текста литературного произведения

2. способствовать развитию выразительности речи, памяти, образного мышления и внимания к слову

3. прививать любовь к русской поэзии; добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому произведению


План урока:

1. Орг. момент

2. Вступительная беседа

3. Передача-усвоение новых знаний

а ) знакомство с произведением Пушкина А.С., Сурикова И., Тютчева Ф.И.,

Некрасова Н.А.

б) игра «Соедини слова»

в) практическая работа «Вставь эпитет, назови автора стихотворения»

г) иллюстрирование стихотворений, сочинение стихов

4. подведение итогов урока: выставка рисунков, чтение стихотворений

5. домашнее задание


Методы обучения: наглядный, словесный, практический


Средства обучения: картины зимней природы, гуашь, тонкий картон (синего и черного цвета), «Толковый словарь» В.И.Даля, отрывок из произведения П.И.Чайковского «Второй концерт для фортепиано с оркестром», портреты поэтов


Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная





Ход урока


1. Орг. момент


2. Вступительная беседа

( на доске зимние пейзажи)

-Рассмотрите пейзажи, определите время года

-Какие признаки зимы помогли вам дать правильный ответ?

-Чем вам особенно нравится зима?


3. Сообщение темы урока

-Сегодня на уроке мы будем читать стихи русских поэтов о зиме


4. Усвоение новых знаний

а)

-Первый поэт, со стихотворением которого вы познакомитесь, А.С.Пушкин

( на доске открывается портрет А.С.Пушкина)

-Откройте учебник с.51 (О.В.Джежелей «Чтение и литература» 2 кл., II ч.)

-Послушайте стихотворение и ответьте, есть ли элементы сказки в этом

стихотворении ? («Вот север, тучи нагоняя…)

(зима- волшебница, она живой образ, устраивает чудеса, колдовство)

-Читаем

-Что такое «пелена»? Обратимся к толковому словарю

-Найдите строки в стихотворении, в которых поэт рассказывает о зиме

сказочно-красиво и при этом правдиво

-Каким словом А.С.Пушкин называет колдовство зимы?

-Прочтите стихотворение с особым чувством


б)

-Не менее красивое стихотворение у И.Сурикова «Зима»

(на доске открывается портрет И.Сурикова)

-Послушайте и представьте, какие иллюстрации можно нарисовать к этому

произведению?

-Читаем (стихи напечатаны дополнительно к учебнику)

-Какое одинаковое слово используют Пушкин и Суриков в данных

стихах? (пелена)

-Что пелена покрыла у И.Сурикова?

-У А.С.Пушкина?

-Почему автор говорит не морозы пришли, а «морозцы»?

Свежие документы:  Сочинение на тему: Судьба русской деревни (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»)

-Проверьте по словарю, насколько точно вы дали объяснение

-Прочтите





в)

Кто такая чародейка?

-Какие волшебства она может устроить, узнаем из стихотворения Ф.И.

Тютчева «Чародейкою зимою» (читает учитель)

-Что околдовала зима?

-Что стало с лесом?

-Что значит «мещет»? Смотрите в толковый словарь

-С каким чувством вы прочтете стихотворение?

(завораживающе, с загадкой)


г)

-До этого момента вы читали о зиме – чародейке, волшебнице, матушке

-В отрывке из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» говорится о

другом персонаже

-О ком? Послушайте

-Кто такой воевода? А Мороз-Воевода?

-Чем Мороз-Воевода занимается?

-Как вы его себе представляете?

-Что значит «обходит дозором»?

-Дайте объяснение слову «палица», «гнет» (дети обращаются к толковому

словарю)

-Читаем


5. Игра «Соедини слово»

Сейчас немного отдохнем

-Соедините сравнения (метафоры) с зимним явлением природы

(на доске запись)

« пелена» лед на реках

« белый пушок» снега

«волнистые ковры» снежинки

«мосты ледяные» сугробы

«алмазы, жемчуг, серебро» снег на солнце

« пушистые шапки» верхушки деревьев в снегу


6. Практическая работа

-Продолжаем работу

-Посмотрим, насколько внимательно вы читали стихи

-Вставьте пропущенные слова (эпитеты) в строки стихотворений,

назовите автора стихотворения

-Помогайте себе текстами

а) Белый снег… (пушистый)

В воздухе кружится И.Суриков



б) Легла … коврами (волнистыми)

Среди полей, вокруг холмов А.С.Пушкин


в) … сосен вершины, (пушисты)

Красив ли узор на дубах? Н.А.Некрасов


г) Темный лес, что шапкой (чудной)

Принакрылся … И.Суриков


д) Сном … очарован (волшебным)

Весь опутан, весь окован Ф.И.Тютчев


е) Он весь вспыхнет и заблещет (ослепительной)

красой Ф.И.Тютчев



7. Работа с творческими заданиями

-Вы столько раз за урок представляли зимние картины, теперь нарисуйте их

или с сочините стихи

-Музыка поможет вам настроиться на творческий лад

(звучит отрывок из второго концерта фортепиано с оркестром

П.И.Чайковского)


8. Итог урока

— Стихи каких поэтов можно проиллюстрировать вашими рисунками?

-Прочтите свои стихи


9. Домашнее задание

— Выучить понравившееся стихотворение наизусть

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: