Разработка урока по литературному чтению «К.И.Чуковский. Приключения белой мыши»


Разработка урока по литературному чтению

Тема: «К.И.Чуковский. Приключения белой мыши»

Цели урока: 1. Познакомить детей с творчеством К.И.Чуковского.

2. Прививать любовь к чтению.

3. Развивать образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного чтения.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Речевая разминка.

Работа над скороговоркой.

Села Алеся, с печи ноги свеся,

Не смейся, Алеся, а на печи грейся.

  1. Постановка цели урока.

Сегодня мы будем читать сказку замечательного детского поэта. Вы знакомы с его произведениями с с самого раннего детства, его сказки и стихи читали вам, когда вам было два-три года. А фамилию его вы узнаете по таким строчкам:

Но тарелки вьются-вьются,

А Федоре не даются:

«Лучше в поле пропадем,

А к Федоре не пойдем!»

-Правильно, эти строчки принадлежат К.И.Чуковскому. Давайте прочтем, что пишет о Корнее Ивановиче его внук: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный». Как вы понимаете эти слова? (Я считаю, что талант К.И.Чуковского – это его книги: веселые, умные, а главное – добрые. Они учат дружбе, товариществу. Писатель уверен в том, что если нужно помочь другу, то никто и никогда не должен бояться никаких опасностей. Но уж если встретится кто-то злой или глупый, то у писателя находится для него непобедимое средство – смех. Озорные котята, боевые воробьи, забияки-зайцы – герои стихотворений и сказок К.И.Чуковского – очень похожи на ребят. Читая истории о веселых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу – все, что нас окружает).

— А что вы знаете о жизни писателя? (Сообщение Д.Ильи)

— Знаете ли вы, что К.И.Чуковский работал над такими жанрами, как небылицы. Вспомните строчки «Вдруг из-под собаки лают ворота?»

Стихи: «Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы»

Загадки: Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки,

На меня они глядит, молока они хотят.

А вот сказочником Чуковский стал совершенно случайно. Случилось это так. Заболел его сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку: «Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил

Крокодил, Крокодил Крокодилович…»

Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и начал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю, слово в слово.

И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так появился «Мойдодыр».

— А какие сказки Корнея Ивановича знаете вы? (Муха-Цокотуха, Тараканище, Федорино горе, Краденое солнце, крокодил, Айболит, Бармалей, Путаница и др.)

— Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Корнея Ивановича – Приключения белой мыши.

  1. Словарная работа.

Слова: красильщик и пунцовый

  1. Первичное чтение текста учителем 1ч.

— Ребята, скажите, какие чувства у вас возникли по отношению к Белянке?

— Какой фразеологизм можно подобрать, говоря о белянке как о человеке, выделяющимся в обществе? ( Белая ворона)

— Какие литературные приемы встретились нам а 1 ч.? (Сравнение: Белянка белая, как мел, как бумага, как снег. Мыши серые, как пыль на дороге. Олицетворение: разговор мышей).

  1. Выразительное чтение 2 ч. Хорошо читающим учеником.

  2. Жужжащее чтение вслух 3 ч.

— Какой по характеру представляется вам Белянка? (Добрая, отзывчивая, умеющая прийти на помощь.)

  1. Чтение по ролям 3ч. (Разговор Белянки и старой мыши)

  2. Творческое задание по командам.

— Придумайте свою историю о том, как дальше смогла бы сложиться судьба Белянки. (Выслушивание вариантов ответов детей)

  1. Викторина по сказкам К.И.Чуковского.

Веселится народ-

Муха замуж идет

За лихого, удалого,

Молодого Комара! (Муха Цокотуха)


Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед. (Тараканище)


«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя!» (Мойдодыр)


Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное! (Чудо-дерево)


И прибежала зайчиха и закричала: «Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай! (Айболит)


Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять! (Бармалей)


Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

За лопатою метла вдоль по улице пошла. (Федорино горе)



«Эй вы, звери, выходите,

Крокодила победите,

Чтобы жадный Крокодил

Солнце в небо воротил!» (Краденое солнце)


А потом позвонили цапли:

— Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись! (Телефон)


Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!» (Путаница)


  1. Итог урока.

— О каком авторе мы сегодня говорили на уроке?

— Какое произведение начали изачать?

  1. Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца.












(Я считаю, что талант К.И.Чуковского – это его книги: веселые, умные, а главное – добрые. Они учат дружбе, товариществу. Писатель уверен в том, что если нужно помочь другу, то никто и никогда не должен бояться никаких опасностей. Но уж если встретится кто-то злой или глупый, то у писателя находится для него непобедимое средство – смех. Озорные котята, боевые воробьи, забияки-зайцы – герои стихотворений и сказок К.И.Чуковского – очень похожи на ребят. Читая истории о веселых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу – все, что нас окружает).

Случилось это так. Заболел его сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил

Крокодил, Крокодил Крокодилович…»

Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и начал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю, слово в слово.

И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял дочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так появился «Мойдодыр».





Веселится народ-

Муха замуж идет

За лихого, удалого,

Молодого Комара! (Муха Цокотуха)


Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед. (Тараканище)


«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя!»

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!


И прибежала зайчиха и закричала: «Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!


Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!


Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

За лопатою метла вдоль по улице пошла


«Эй вы, звери, выходите,

Крокодила победите,

Чтобы жадный Крокодил

Солнце в небо воротил!»


А потом позвонили цапли:

— Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!


Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»


Свежие документы:  Сочинение на тему: "Учитель глазами ученика"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: