Итоговый тур марафона знаний для учащихся 4-х классов
Работу выполнил(а)…………………………………………………………………………………
РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Прочитай первую часть текста
Голубой цветок поздней осени
Шли будто бы однажды по дороге Иван да Марья. Дошли до развилки. Тут Иван и говорит:
– Повернём налево.
А Марья ему:
– Нет, направо.
Иван говорит:
– Налево.
А Марья своё:
– Направо.
Стоят они на развилке: Иван – в лиловой рубахе, а Марья – в жёлтом платочке. Стоят и спорят меж собой:
– Повернём налево.
– Повернём направо
Говорят так, а друг от друга – никуда.
1. Напиши короткое (2- 4 предложения) завершение текста.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Прочитай текст до конца.
(см. Голубой цветок поздней осени продолжение )
2. Напиши, к какому жанру принадлежит первая часть текста, к которой тобой написано завершение. Обоснуй свою точку зрения
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Почему в словах М. Пришвина название цветка написано с заглавных букв, а в остальном тексте – со строчных? Это орфографическая ошибка? Объясни свою точку зрения.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Подчеркни слова, в которых есть суффикс – к –
Травка, опушкам, лужайкам, загадка, норки.
5. Подчеркни слова с нулевым окончанием.
Цветок, соцветий, цветы, прицветные, цветёт, цветку, отцвёл, цветной.
6. Выпиши все ряды однородных членов предложения, в скобках запиши слова, к которым они относятся. Подчеркни как члены предложения все однородные члены.
Растет неприметная травка по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек, собирается повсюду густо, кучно.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Голубой цветок поздней осени (продолжение)
Так и стали цветком иван-да-марья с одним стеблем на двоих…
Цветок этот знают, наверное, все. Растёт неприметная травка по лесным опушкам и лужайкам, по обочинам дорог и по берегам рек, собирается повсюду густо, кучно. На болото заглянешь – и там её тоже встретишь. У соцветий иван-да-марья окраска двойная: цветы жёлтые, а прицветные листья фиолетово-синие, а то и малиновые.
Ботаники же называют растение марьянником дубравным. Всё лето цветёт иван-да-марья, и никакая злая непогода цветку не страшна. Солнце всё высушит вокруг, другие цветы повянут, а этому– хоть бы что. Присосётся, как пиявочка, к корням деревьев и пьёт
из них воду.
Михаил Пришвин так о них писал: «Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нём Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Иван-да-Марьи. По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листиков, и только цвет его фиолетовый, за это его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиком и тычинками – только жёлтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями… Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку:
Иван, Иван, где теперь твоя Марья?»
Пчёлы этот цветок любят: он им много мёда даёт. А скот не очень жалует, разве лишь когда другие травы пожухнут, обратит на него внимание: молоко у коров и коз горьким от иван-да-марья бывает. И семена у цветка ядовиты.
Но вот какая загадка. Там, где есть муравейник, непременно встретишь иван-да-марью, и растёт он у муравьиных дорожек словно бы в шеренгу. Может, это муравьи себе тенистые аллеи устраивают? И чем же так полюбился им этот цветок? А дело-то, оказывается, вот в чём. Семена иван-да-марья для муравьёв всё одно, что хлеб. Тащит муравьишка семечко с придатком к себе в подземелье, придаток там съест, а само семечко возле норки выбросит. Весной оно росток даст. Так и поднимается рядом с муравейником иван-да-марьин сад.
Чародеи и знахари издавна почитали марьянники. Засушенными цветами посыпали порезы и раны, отварами врачевали простуду.
Примерный ответ: первая часть текста — сказка. В ней есть волшебство – «а друг от друга – никуда. Так и стали цветком иван-да-марьей с одним стеблем на двоих»; в ней есть выбор пути – «Стоят они на развилке. Стоят и спорят меж собой». | Примерный ответ: в словах М. Пришвина название цветка написано с заглавных букв, а в остальном тексте – со строчных потому, что Пришвин относится к цветку как к человеку, к личности, к живому существу, у которого есть свое имя. Поэтому он пишет его название с заглавной буквы. Это не орфографическая ошибка. | Правильный ответ: травка, загадка, норки. | Правильный ответ: цветок, отцвёл. За каждое правильно подчеркнутое слово – 1 балл. | Правильный ответ: (травка) растет, собирается | |
Всего – 4 балла | Всего – 4 балла | Всего – 4 балла. | Всего – 3 балла. | Всего – 2 балла | Всего – 6 баллов. |
Русский язык и литературное чтение
Итого – 23 балла.
Итоговый тур марафона знаний для учащихся 4-х классов
Работу выполнил(а)…………………………………………………………………………………
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1. Известно, что в сообществе образуются связи как между живой и неживой природой, так и между живыми организмами. Докажи, что существуют связи между цветком иван-да-марья и другими живыми организмами.
Подбери иллюстрирующие примеры (3) из текста.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
2. У древних славян было множество обрядов, праздников, поверий, которые связаны с природными явлениями. Один из таких праздников – день Ивана Купала, его отмечали 24 июня. Считалось, что это единственный день, когда расцветает папоротник, и того, кто увидит цветущий папоротник, ждёт счастье.
А) С каким природным событием связана дата праздника?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..Б) А веришь ли ты, что можно найти цветущий папоротник?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
3. В тексте говорится, что иван-да-марью использовали как лекарственное растение. Приведи ещё не менее 4-х примеров лекарственных растений.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Критерии оценивания
Окружающий мир
2. А) День Ивана Купалы совпадает с днем летнего солнцестояния. | 3. Примеры лекарственных растений: зверобой, крапива, мать-и-мачеха, душица, чабрец, подорожник, малина, тысячелистник и т.д. | |
За каждый правильно выписанный пример из текста – 2 балла. Всего – 6 баллов. | За правильный ответ – 2 балла. За правильный ответ – 2 балла. | За каждое правильно названное растение — 1 балл. Всего – 4 балла.
|
Итого — 14 баллов
Итоговый тур марафона знаний для учащихся 4-х классов
Работу выполнил(а)…………………………………………………………………………………
МАТЕМАТИКА
1. В цветочный магазин привезли гвоздики, количество которых записывается двузначным числом. Если из них составить букеты по 7 цветков в каждом, то один цветок останется лишним. Если же составлять букеты по 9 цветков в каждом, лишними останутся 3 цветка.
Сколько гвоздик привезли в магазин?
Решение:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2. Иван и Марья стояли на развилке дорог (большая точка) и спорили, куда им идти – направо или налево. Подумали и решили так: Иван идёт в одну сторону, а Марья в другую. Но… оказалось, что дорога закольцована так, как показано на рисунке.
Предположим, что Иван идёт со скоростью 6 км/ч, а Марья со скоростью 4 км/ч. Длина кольцевой дороги 20 км.
а) Через сколько часов после начала движения Иван и Марья встретятся?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
б) На каком расстоянии от развилки это случится?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. 6 муравьёв перенесли за полчаса в муравейник 360 зёрнышек иван-да-марьи. Сколько зёрнышек этого цветка перенесут (при той же производительности труда) 8 муравьёв за 20 минут?
Решение:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Критерии оценивания Математика
2. Решение. (правильный ответ) До первой встречи обоим нужно преодолеть расстояние 20 км, двигаясь навстречу друг другу. Это стандартная задача на встречное движение, и время до первой встречи находится такими действиями: | 3. Решение. Решение удобно проводить в два этапа. На первом этапе находим, сколько зернышек перенесет один муравей за одну минуту. Это может быть сделано по-разному: | |
Задание выполнено правильно и даны правильные объяснения – 6 б. | Максимальное количество баллов: по 3 за каждый пункт. По пункту а). Задание выполнено правильно и даны объяснения – 3 б. | Задание выполнено правильно и даны правильные объяснения — 6 б. |
Итого – 18 баллов