Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Ежевская Наталья Владимировна
Предмет русский язык и литература______Класс__9 б______________________________________
Тема урока Есенинская образность и поэтизация родины в картине Н. Ромадина «Село Хмелевка».
Вид урока интегрированный урок русского языка – развития речи (обучение написанию сочинения по картине Н.Ромадина «Село Хмелевка») и литературы – Образ России в творчестве Есенина.
(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)
Этапы работы | Содержание этапа
| |
1. | Организационный момент, включающий:
| Цель учителя: Вызвать положительную мотивацию обучающихся к изучению новой темы. Развивать эстетическое сознание учащихся. Цель учащихся: Настроиться на положительное восприятие новой темы, сформулировать цель учебного занятия. Учитель: Здравствуйте, ребята. Поприветствуем гостей. Сегодня у нас открытый урок, но мы к работе готовы всегда и не растеряемся. На экран выводится 1 слайд – репродукция с картины С. Ромадина «Село Хмелевка». — Что вы видите на экране? (Учащиеся отвечают, что видят картину, на которой изображена российская деревенька.) — Как вы догадались, что это российская деревенька? (По характерным для русской глубинки домам, крытым соломой, чаканом…) — Как вы думаете, чем нам предстоит заниматься сегодня на уроке? (Будем описывать картину) – Мы сможем ее описать за 1 урок? (Нет) Значит, поставьте правильную цель урока – Подготовиться к написанию сочинения по картине Н.Ромадина. Слайд №2 — Правильно, только с небольшим уточнением: мы будем подготавливать необходимый материал для сочинения по репродукции с картины. Найдите в ваших учебниках данную репродукцию. Кто ее автор? (Учащиеся называют имя автора) Слайд №3
|
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
| В данном уроке данный этап не запланирован, исходя из специфики урока (развития речи). |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
| Цель учителя: Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ в подготовке к сочинению по картине. Задачи: . 1.Развитие исследовательских способностей: поиск стихотворений С.Есенина, соответствующих по содержанию картине Н. Ромадина. 2. Развитие творческих способностей в подборе материала к написанию сочинения (составление словосочетаний, фраз, раскрывающих содержание картины, ее эмоциональное восприятие). Цель и задачи обучающихся: Собрать необходимый материал для написания сочинения по картине Н.Ромадина, используя различные информационные источники: интернет, художественная литература, библиографическая литература. Научиться координировать работу в группах, распределять задания. Установить связи между эпохой, картиной Н.Ромадина и стихотворениями о природе Есенина. II. Информационно-исследовательская часть урока: — Давайте рассмотрим внимательно, что изобразил художник на этой картине, и в этом нам поможет музыка. Звучит музыка — П.Чайковского «Времена года». Учитель: Рассмотрите внимательно картину, запишите фразы и словосочетания, необходимые для описания картины.- 4минуты — Зачитайте, что у вас получилось? (Ученики по группам зачитывают собранный материал) Вспомогательные вопросы для учащихся: — Откуда открывается вид на деревеньку? Что составляет центр картины? Предположите, какая это часть российской глубинки: центральная, южная – казачья, северная, или Зауралье? По каким приметам вы догадались? Что окружает окраины села? О какой особенности строительства деревень на Руси это говорит? ( Учащиеся говорят, что деревеньку художник показал с холма, небольшие взгорья окружают это село, как стены города. Дома деревянные…) — Можно ли сказать, что художник любуется этим видом? Почему? Какой поэт России воспел такую же «деревянную Русь»? Кто-нибудь может продекламировать строчки этих стихов? — И для Есенина и для Ромадина такие пейзажи не просто предмет или образ для создания будущего произведения. Что они значат для них? (родина, родные места) — Думали ли вы когда-нибудь над тем, что такое родина? Какой смысл вы вкладываете в это слово? — Как еще можно назвать родину, родные места? (отчизна, земля отцов и дедов, земля предков, малая родина, место, где ты появился на свет…) Слайд № 4 Слово учителя: Никто из нас не выбирает себе, где родиться. Не спорю, что знойные пляжи и пальмы Рио-де-Жанейро манили не только Остапа Бендера, но если вам когда-нибудь доводилось долго отсутствовать в родном доме, городе, то вспомните, какое чувство испытывали вы. Когда пересекали черту города, въезжали на знакомые проспекты и улицы? Хотелось ли вам поскорее покинуть автобус, поезд и очутиться на этих улицах, смотря в лицо городу? Если это не любовь, то что? И разве мы променяли бы эти улицы и этот город на вечно летний Рио? Так же и Есенин, объехав полмира, побывав в Америке, вернувшись, все равно пел и пел о своей «деревянной Руси». — Кто-нибудь знает, в какой момент жизни приходит к человеку осознание того, что такое родина? Давайте попробуем услышать ответ на этот вопрос из знаменитой песни о родине. (Учащиеся исполняют фрагмент песни «С чего начинается родина?») Музыка Вениамина Баснера, стихи Михаила Матусовского. — Как бы вы теперь сформулировали тему урока? (Есенинская образность и поэтизация родины в картине Н. Ромадина «Село Хмелевка». ) слайд №5 — Напомните о цели урока: — подготовиться к написанию сочинения — Теперь обратимся к интернет – ресурсам и найдем недостающую информацию согласно полученным ролям. Библиографы найдут информацию о художнике и традициях школы русского изобразительного искусства; исследователи найдут соответствие этому художественному образу родины в стихотворениях Сергея Есенина, а словесники подготовят информацию о самом поэте и его творчестве. Время данного исследования – 10 минут.
|
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее:
| Цель учителя: Формирование ответственного отношения к учению. Развитие эстетического сознания учащихся через освоение художественного наследия (литературного и изобразительного). Цель учащихся: Продемонстрировать результаты учебного труда, научиться координировать работу в группах, понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней. Этап демонстрации и усвоения новых знаний: Учащиеся каждой группы поочередно представляют найденные сведения, остальные кратко записывают найденную информацию. (Группа искусствоведы, затем словесники, завершают исследователи.) Информация о Ромадине — Слайды № 6-10. В серии картин «Волга – русская река», созданной в 1944 г., — «Восход луны», «Золотые листья», «Бурная Волга», «Село Хмелевка», «Стадо» и др. Н. Ромадин показывает Волгу во всем ее величии. За тридцать лет творческой деятельности Ромадиным написано много картин, в том числе жанровых и историко-революционных. Но славу принесли ему многочисленные пейзажи, многие из которых прочно вошли в историю советского искусства и продолжают доставлять зрителям величайшее эстетическое наслаждение. Ромадин обычно пишет нетронутую природу. Часто в его пейзажах нет и следа человека. Ромадин является верным последователем великих русских пейзажистов прошлого, таких, как Левитан, Саврасов или Федор Васильев. Информация о Есенине: Фото Есенина – Слайд № 11 Есенинская Русь на картинах Ромадина –слайд №12 Информация о есенинских строках на картинах Н.Ромадина: Стихи Есенина к картине – слайды № 13, 14, 15, 16 За горами, за желтыми долами Протянулась тропа деревень. Вижу лес и вечернее полымя, И обвитый крапивой плетень. Там с утра над церковными главами Голубеет небесный песок, И звенит придорожными травами От озер водяной ветерок … |
5. | Задание на дом, включающее:
| Цель учителя: Подтолкнуть обучающихся к обобщению изученного на уроке. Формировать у учащихся необходимые навыки самоконтроля, самооценки. Цель учащихся: Обобщить полученный на уроке материал, дать оценку своей работе. IV Этап — Подведение итогов урока и Домашнее задание: Какую цель мы ставили в начале урока? ( Подготовиться к написанию сочинения по картине Н.Ромадина. ) — Вспомним структуру сочинения по картине: 1 часть – вступление – о чем следует писать во вступлении, какая найденная на уроке информация может быть использована в данной части сочинения? (Представление автора картины и самой картины. Информация о том, чьи традиции продолжает художник в своем творчестве и в этой картине?) Слайд №17 2- часть – основная. О чем следует писать в основной части сочинения по картине? Какую информацию, найденную сегодня на уроке, мы можем включить сюда? (Описание изображенного на картине, отражение понимания художником смысла слова «родина», цитирование строчек стихов, в которых есть соответствие с этой картиной.) Слайд №18 3- часть – заключение. О чем мы говорим в этой части? (О своем восприятии, мыслях, ощущениях, навеянных просмотром этой картины). Слайд №19 Учитель: Наш урок подошел к концу, но перед тем, как уходить с него, я прошу вас оценить свою работу на уроке, выбрав одну из трех полосок, приготовленных для вас на столах (зеленую, синюю, желтую) и положить на тумбу в стопку по группам: «Все понял, могу помочь другим», «Понял, но есть некоторые сомнения в написании работы», «Нужна дополнительная консультация». И удачи вам в вашем творчестве!
|