«СКВОЗЬ ВОЛШЕБНЫЙ ПРИБОР ЛЕВЕНГУКА» 6 Класс



«СКВОЗЬ ВОЛШЕБНЫЙ ПРИБОР ЛЕВЕНГУКА «

Короткова O.K., Александрова В.П.,

учителя школы № 930
Авторский интегрированный урок по

литературе и биологии

по стихотворению Н. Заболоцкого

(6 класс)

Цель:

Обобщить и систематизировать знания по теме «Лирика» , определить познавательные возможности художественного лирического образа для науки и техники (на примере биологических наблюдений с помощью микроскопа).

Нужно запланировать какой-то образовательный продукт – результат обобщения и систематизации (таблица, схема «Лирика» или что-то подобное, что легко оценить по заранее разработанным критериям, причем включить в качестве одного из критериев познавательные возможности лирического образа).


Тип урока:


Обобщающий урок по литературе «Лирика», лабораторная работа по биологии.

Материалы и оборудование:

Текст стихотворения Николая Заболоцкого «Сквозь волшебный прибор Левенгука», микроскоп, микропрепараты, карандаши.

Ход урока.

На доске — эпиграф – «Вот я снимаю пленку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нем и радуйся, что ты – человек!» (Н. Заболоцкий)

Организационный момент (приветствие, сообщение темы урока,
постановка целей и задач).

1.Учитель литературы.

Сегодня мы заканчиваем изучение темы «Лирика. Лирические произведения». Начнем с повторения теории.

Ваше задание: самостоятельно составьте схему «Лирика как средство и как результат познания мира», в которой обобщите и систематизируйте знания, полученные …. . Руководствуйтесь вопросами…

Один из вопросов – о познавательных возможностях лирики. Обсудить с классом разные точки зрения. Сформулировать вопрос: как в лирике отражается восприятие поэтом мира. Для ответа на вопрос рассмотрим произведения Н.Заболоцкого.


Рассказ довольно большой, поэтому возьмите в помощь план-опросник. Ваш рассказ будет построен из ответов на эти вопросы:

— Какие литературные роды вы знаете?

— Чем отличается лирика от эпоса, драмы?

— Как различаются понятия «лирика» и «поэзия»?

— Что такое стихотворная речь?

— Что такое размер в стихотворной речи?

— Какие двусложные размеры вы знаете? Чем они различаются?

— Что означает понятие «лирический герой»?

— Как вы понимаете выражение «поэтический мир»?


2. Вы, наверное, уже и сами увидели, что у каждого поэта свой поэтический мир.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством поэта Н. Заболоцкого, прочитали его стихотворения о природе (на предыдущем уроке были прочитаны стихотворения «Оттепель», « Я воспитан природой суровой», « Одинокий дуб»).

Давайте послушаем, что говорит о своей поэзии сам Заболоцкий о своем познании мира: « Я – человек, часть мира, его произведение. Я – мысль природы и ее разум….Я, поэт, живу в мире очаровательных тайн. Они окружают меня всюду. Растения во всем их многообразии – эта трава, эти цветы, эти деревья – могущественное царство первобытной жизни, основа всего живущего, мои братья, питающие меня и плотью своей, и воздухом – все они живут рядом со мной. Разве я могу отказаться от родства с ними? … Косноязычный мир животных, человеческие глаза лошадей и собак, младенческие разговоры птиц, героический рык зверя напоминают мне мой вчерашний день. Разве я могу забыть о нем? …»

Свежие документы:  Урок-литературная игра по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)

Итак, первые две « тайны» поэта Н. Заболоцкого — это тайна растений и тайна животных. А какая же третья? Вот об этом мы сейчас и узнаем.

Выразительное чтение стихотворения


СКВОЗЬ ВОЛШЕБНЫЙ ПРИБОР ЛЕВЕНГУКА


Сквозь волшебный прибор Левенгука

На поверхности капли воды

Обнаружила наша наука

Удивительной жизни следы.


Государство смертей и рождений,

Нескончаемой цепи звено,-

В этом мире чудесных творений

Сколь ничтожно и мелко оно!


Но для бездн, где летят метеоры,

Ни большого, ни малого нет,

И равно беспредельны просторы

Для микробов, людей и планет.


В результате их общих усилий

Зажигается пламя Плеяд,

И кометы летят легкокрылей,

И быстрее созвездья летят.


И в углу невысокой вселенной,

Под стеклом кабинетной трубы,

Тот же самый поток неизменный

Движет тайная воля судьбы.


Там я звездное чую дыханье,

Слышу речь органических масс

И стремительный шум созиданья,

Столь знакомый любому из нас.

1948


Под руководством учителя литературы проводится анализ стихотворения «Сквозь волшебный прибор Левенгука». Учащиеся определяют тему (наука), идею (наука — созидание, творчество), выделяют опорные слова и словосочетания, называют стихотворный размер, особенности рифм и способ рифмовки.

Вывод: написать это стихотворение поэта побудило художественное перевоплощение в образ ученого, первооткрывателя тайн мира, восхищение трудом ученого, силой человеческой мысли, ее созидательными преобразованиями.

Обратите внимание на слова, которые мы сделали эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Вот она третья тайна – тайна мыслителя, созидателя, ученого – тайна ЧЕЛОВЕКА, ПОЗНАЮЩЕГО МИР.


3. Учитель биологии. Давайте тоже испытаем с вами чувства исследователей, первооткрывателей, учёных.

Слово «микроскоп» имеет греческое происхождение: первая часть обозначает «маленький», вторая — «наблюдатель». Отсюда «микроскоп» — наблюдатель за чем-то очень маленьким. Это инструмент, используемый для рассмотрения крохотных предметов, не видимых невооруженным глазом. Вообще объект кажется больше, если его ближе поднести к глазу. Но если его приблизить ближе, чем на 25 см, он становится неразличим. Говорят, что он находится вне фокуса. Если поместить простую выпуклую линзу между глазом и объектом наблюдения, он окажется поднесенным ближе, чем 25 см, но все-таки будет в фокусе.

Это может сравнить с использованием увеличительного стекла. И простое увеличительное стекло — это простейший микроскоп, который использовался с древних времен. Поэтому когда мы говорим об изобретении микроскопа, то имеем в виду сложную конструкцию микроскопа. И когда сейчас мы говорим о микроскопе, то речь идет именно о таком.

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению "В.Бианки «Музыкант»" 2 класс

Что такое сложный микроскоп? Увеличение в нем происходит на двух уровнях, в два этапа. Линзы, называемые «объективом», дают первично увеличенное изображение. Есть еще другие линзы, называемые «окуляром», которые и его делают больше в размерах. В сложившейся практике в объективе и окуляре несколько линз, но принцип остается этот же: увеличение изображения в два этапа.

Сложный микроскоп был изобретен между 1590 и 1610 годами. Хотя никто точно не знает имя изобретателя, это открытие приписывают Галилею. Иногда отцом микроскопа считают датского ученого Левенгука. Но это связано с тем, что ему принадлежит много открытий, сделанных с помощью микроскопа.

Левенгук показал, что долгоносики, блохи и другие мельчайшие организмы вылупляются из яйца, а не возникают неизвестно откуда. Он был первым, кто увидел такие микроскопические формы, как протозоа (простейшие) и бактерии.


Лабораторная работа.

Тема. Строение микроскопа. Познавательные возможности микроскопа.

Цель работы. Изучить строение микроскопа и правила работы с ним. возможности изучения невидимого мира с помощью микроскопа, правила работы с ним.

Оборудование. Микроскоп, микропрепараты, карандаши.


Ход работы.

  1. Рассмотреть строение микроскопа. Определить значение частей микроскопа. С помощью инструкции.

  2. Изучить правила работы с микроскопом.

  3. Рассмотреть под микроскопом микропрепараты. Зарисовать один из них.

  4. Сделать вывод о значении микроскопа в образовании и науке. Какие чувства Вы испытывали? Какие мысли у вас возникли? Запишите…


  1. Учитель литературы. Нам сейчас стали привычными такие приборы как телефон (даже мобильный), фотоаппарат, видеокамера холодильник и т. д. А когда-то человек мог только мечтать об этом.


  1. На основе сделанных записей – внесите в схему дополнения и обсудите их классом.


  1. Подведение итогов урока учащимися. Учитель литературы. Изучая окружающий мир, необходимо «видеть тайну», как говорил поэт Н. Заболоцкий. Три главные тайны перечислял поэт: тайну растений, тайну природы, тайну людей. «Увидишь тайну – и мир вокруг тебя станет очарованием…» Какова роль художественной литературы в познании мира? Достигнута ли цель урока?


Какие предложения вы можете дать тем, кто в будущем хочет стать физиками, математиками или связать свою жизнь с техникой?




Каждым учащимся заполняется схема:

Какие мысли у тебя возникли Какие чувства ты пережил(а)















ТАЙНЫ МИКРОМИРА

Желательно это – в схему. Затруднения ответить на эти вопросы в начале урока – определение границ знания-незнания (по системе развивающего обучения)


Познание художественными Познание естественнонаучными

средствами средствами



Учащиеся заполняют таблицу:


1.В чем помог (или помешал) лирический настрой на восприятие наблюдаемых живых объектов?


2. Как ты думаешь, познанию мира помогает образное мышление или мешает? Приведи пример.


3. Научные изобретения помогают служить добру и справедливости или мешают? Приведи пример.


4. Как ты относишься к высказыванию: «развитие науки – победа разума и совести»?



Критериальное оценивание опыта рефлексии (баллы):


По каждому критерию: называет 1 балл, не называет или с ошибкой — 0 баллов



Формулирует чувства

Формулирует мысль / нет

Различает мысли и чувства /нет

Схема

1 / 0

1 / 0

1 /0



помогает

мешает

не знаю

Таблица: №1

1

1

1

2

1

1

1

3

1

1

1

4

согласен

1

не согласен

1

не знаю

1

Итого:

Столбец 1 — …..

Столбец 2 — …..

Столбец 3 — …..


Интерпретация для учителя и психолога:

в системе пролонгированного наблюдения максимальное число баллов в столбце 1 может свидетельствовать о гармоничности развития чувственной и рациональной сферы у учащегося, а также о положительном опыте познания с использованием образных и рациональных средств во взаимодополнении друг друга;

максимальное число баллов в столбце 2 требует педагогического наблюдения за мотивами поведения учащегося;

максимальное число в столбце 3 может свидетельствовать о низкой рефлексивной готовности, недостаточной личностной зрелости учащегося.


  1. Домашнее задание Подготовить литературное произведение (стихотворение, рассказ, очерк) об одном из последних открытий человека. Это может быть телефон, Интернет, стиральная машина. При этом узнайте историю его открытия, имя автора, внедрение.


  1. Обсуждение домашнего задания. Учитывая возраст учащихся, желательно, чтобы учитель провёл с ними беседу о выборе прибора или открытия (телефона, Интернета, плеера) для описания по каким критериям оценивается значимость открытия:

— польза для человека — быстрая связь, облегчение работы, получение информации, влияние на его здоровье,

— духовное и культурное развитие человека — красота, возможность стать лучше, задуматься над смыслом жизни, делать людям добро;

— влияние на окружающую среду.


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Нравственные уроки по сказке Г.Х.Андерсена «Соловей»"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: