Сочинение на тему «Слово о полку Игореве»


По «Слову о полку Игореве»


Князья Игорь и Всеволод.

Автор воспевает их мужество ихрабрость. Игорь стремится вселить ратный дух и в свою дружину. Он обращается к ней с вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения:»Лучше нам убитыми быть, чем пленными!»

«Буй Тур»Всеволод — идеал воина. Куда не поскачет он, там лежат «поганые головы половецкие». В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих ранах, об отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене.

Автор С. уподобляет князей «солнцу», «свету «, «соколам», а врагов-половцев — «тьме», «тучам», «черным воронам». «Тьма свет покрыла», когда войска северского и курского князей были разбиты на реке Каяле. Но автор С. и осуждает братьев за стремление к личной славе. Они не дождались объединенного выступления русских князей против половцев, кот. хотел предпринять Святослав. Игорь и Всеволод сказали «прошлую славу похитим, будущую между собою поделим». В рез. — поражение. Погублено войско. Усилились междоусобицы князей, «тоска разлилась по Русской земле»

Поражение на Каяле «открыло ворота половцам» на Русь.

Автор С. подчеркивает, что нельзя личную княжескую честь и славу ставить выше чести и славы Русской земли. Поэтому в С. (вопреки ист. факту) бежавший из плена Игорь едет в Киев(стол. Руси) , признавая этим свою вину перед Русской землей.

Киевский князь Святослав — идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли. Он скорбит о потерпевших поражение Игоре и Всеволоде и упрекает русских князей за то, что они ему «не в помощь» в правлении Русью, сохранении ее единства и могущества.

Ярославна — лирический образ русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, горячо любящая своего «ладу». Силой своей любви она помогает Игорю вернуться из плена. В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не только мужа, но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря — скорбь всех русских жен и матерей.

Образ русской земли — центральный в С. Рассказывая о неудачном походе на половцев «Игорева храброго войска», автор охватывает события русской жизни за полтора столетия, сопоставляя прошлые времена с наст. В круг повеств. автора введены огр. геогр. пространства. К происходящим на Русской земле событиям прислушиваются окружающие ее народы:немцы и венецианцы, греки и моравы. Огромность Русской земли подчеркивается вС. одновременностью действия в разных частях страны:»Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле», «девицы поют на Дунае, вьются (их) голоса через море до Киева».

Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер, солнце, грозовые тучи, в кот. трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, море, овраги, реки — это огромный, широкий фон и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении. Вся русская природа принимет участие в радостях и печалях русского народа. «Солнце. . . тьмою путь заслоняет» князю — предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом:»Никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле приклонилось». Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом

Охватывая все пространство Русской земли, автор тем не менеенаблюдателен и точен в деталях. Он расск. о подробностях походной жизни, приемах защ. и нападения, деталях вооружения, о пведении птиц и зверей. Героем С. становится вся Русская земля.

Образ автора

Авторские отступления — выражение авторского отнош. к событиям и размышление над случивш. О широте кругозора Автора свидетельствуют его знания о родной истории, о землях, вход. в сост. Руси, о соседних народах. Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места — мы не знаем, но он сумел осмыслить все сложности полит. борьбы своего времени и подняться до общерусской т. зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земле в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого необходима сильная централизованная княж. власть. Все князья должны выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем. Такова осн. идея автора.

Поэтический язык С. В языке С. встречаются элементы книжности, ораторского искусства и народная поэтичекая традиция. Эти худ. приемы нужны автору для наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему.

В С. широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра воинских повестей) «вступить в стремень» — выступить в поход, «копьё преломити» — одержать победу. При помощи военной терминалогии даётся оценка нравственныхкачеств героев: Игорь «стянул ум крепостью своею и поострил сердце свое мужеством, исполнился ратного духа». Воины Всеволода, куряне «под трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены».

С ораторским искусством связаны такие приёмы, как обращение «братие», риторические вопросы, повторы — всё это призвано привлечь внимание слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах, переживаниях

С традициями устного нар. тв-ва связано с употр. в С. таких фольклорных эпитетов, как «борзые кони», «чистое поле», «мечи булатные». В нём используется и песенная символика: князья — «солнце», Ярославна плачет на городской стене одинокой «кукушкой». Олицетворяются и одушевляются отвлечённые понятия: обида -Дева Обида, Корна(скорбь) и Жля(печаль) поскакли по Русской земле. С песенной нар. трад. связаны сравнения:»кричат телеги в полуночи, словно лебеди распуганные». Ярославна, следуя древним нар. верованиям, обращается за помощью к силам природы — Солнцу, Ветру, Днепру. Многие метафоры С. связаны с древнейшем занятием русичей — земледелием. Посев — «черная земля под копытами костьмы былапосеяна, а кровию полита, печалью взошли они по Русской земле». Молотьба — «на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на ток жизнь кладут, веют душу от тела». Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда — основы жизни русского народа.
Автор создаёт яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками :» зелёное дерево», » черные тучи», «серебряные струны», «синее море», «кони ржут», «лисицы лают на красные щиты», «трубы трубят», «скрипят телеги». С помощью аллитерации передаётся, например, стремительный бег конницы:»Спозаранок в пятницу растоптали поганые полки половецкие». В С. ощущаетсяобщая музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаютя повторы, кот. роднят его с песней. Например, «О русская земля, ты уже за холмом!»

Cопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность повествования.

Но главное, что делает С. поэтическим произведением, — это лирическая взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его эмоциональный заряд.

Свежие документы:  Интегрированная контрольная работа для обучающихся 3 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: