Сочинение-рассуждение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»


«Размышляя над прочитанным…»

Сочинение-рассуждение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Говоря о восприятии произведения классической литературы, мы понимаем, что восприятие индивидуально. Каждый по-своему понимает классическое произведение, опираясь на неповторимый жизненный опыт. А само произведение всегда сложно и многогранно, поэтому и появляется масса его интерпретаций со стороны читателей и критиков.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» является несомненным достоянием русской классической литературы, поэтому он обладает соответствующей смысловой глубиной. В этом романе показано несколько проблем, не утративших своей актуальности. На школьных уроках, как правило, подробно разбирают только одну из них: конфликт поколений в частной и общественной жизни.

Я в своем сочинении хочу посмотреть на роман с другой стороны. Мне видится в нем еще одна проблема: трагедия сильной личности.

Вспомним эпиграф к бессмертной трагедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

«Судьба проказница, шалунья,

Определила так сама:

Всем глупым — счастье от безумья,

Всем умным — горе от ума».

В романе И.С. Тургенева «горе от ума» настигает Е. Базарова и П. Кирсанова, а также А. Одинцову. За что же страдают именно эти герои? Неужели их трагедия неизбежна?..

Поговорим о каждом из них и постараемся ответить на эти вопросы.

***

Евгений Базаров является ключевой фигурой романа. Читатели дают этой фигуре противоречивые оценки, но в одном безусловно сходятся: Базаров обладает удивительной силой духа. Помимо этого, ему присущ редкий ум, благодаря которому он видит все недостатки окружающей его действительности. Но как их исправить, он не имеет ни малейшего понятия. Это угнетает героя. В десятой главе романа стоит обратить внимание на ответ Базарова Николаю Кирсанову:

«- Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.

— Это уже не наше дело…»

Но «своего» дела герой найти не смог. Трагедия Базарова – это трагедия непонятой души и нереализованного потенциала. Базаров обладает огромной внутренней силой, но не имеет возможности применить ее, и эта сила словно бы разрывает его изнутри. Вот что писал о Базарове литературный критик Д.И. Писарев:

«Ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя он не признает никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа. Впереди – никакой высокой цели; в уме – никакого высокого помысла, и при всем этом – силы огромные…»  

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Создание характеристики героя" 6 класс

Павел Кирсанов в романе играет иную роль. На первый взгляд, Павел – антипод Базарова. В романе они резко противопоставлены. И тем не менее, мы можем найти сходство у этих героев. Кирсанов ни на йоту не уступит Базарову в силе духа, иначе бы они просто не могли противостоять друг другу. Но трагедия Павла Петровича все-таки другого рода. Это трагедия сломанной жизни. Но не сломанной личности! Базаров был неправ, говоря о нем « …человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен…»

Нет, Павел Кирсанов не утратил своей внутренней силы, но, как и Базаров, оказался неспособен ее применить. Несчастная любовь лишила его смысла жизни, и его существование, как и существование Базарова, стало бесцельным.

Третий несчастный герой «Отцов и детей» — Анна Одинцова. Когда я думала о несчастии этой героини, я вспомнила слова Коко Шанель: «Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины, а глупость – чтобы мы любили мужчин». Трагедия Одинцовой как раз в том, что она умна; более того, она слишком умна для женщины. Этот взыскательный и строгий ум лишает ее способности к слепому самопожертвованию, не дает ей полюбить. А Одинцова хочет любить и страдает от того, что не может реализовать свое женское начало. В ней развивается сложный внутренний конфликт, который она не может разрешить.

Вспомним диалог Одинцовой и Базарова в семнадцатой главе романа:

«Я несчастлива оттого… что нет во мне желания, охоты жить».

«Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу».

«Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной — длинная, длинная дорога, а цели нет… Мне и не хочется идти».

«— Вам хочется полюбить, — перебил Базаров, — а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье.

Разве я не могу полюбить? — промолвила она.

Едва ли!»

Базаров чувствует и понимает Одинцову очень тонко. И он же сам говорит ей о причине ее несчастья:

«— Притом, вы, может быть, слишком требовательны…

Может быть. По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «В мире народных сказок»

Что ж? — заметил Базаров, — это условие справедливое, и я удивляюсь, как вы до сих пор… не нашли, чего желали.

А вы думаете, легко отдаться вполне чему бы то ни было?

Не легко, если станешь размышлять, да выжидать, да самому себе придавать цену, дорожить собою то есть; а не размышляя, отдаться очень легко.

Как же собою не дорожить? Если я не имею никакой цены, кому же нужна моя преданность?

Это уже не мое дело; это дело другого разбирать, какая моя цена. Главное, надо уметь отдаться».

Одинцова лишком умна, чтобы «отдаться». Жизнь Анны Сергеевны так же бессмысленна, как и жизнь Базарова и Кирсанова. Смысл жизни женщины – любить мужчину и заботиться о его детях, а Одинцова не может этого достичь. Одинцова сама, в свою очередь, понимает несчастного Базарова. Они оба – люди без будущего. Недаром она говорит ему: «Ну, теперь я понимаю, почему мы сошлись с вами; ведь и вы такой же, как я».

Таким образом, общая черта всех трех «сильных» героев романа – отсутствие жизненной цели. Это беда, которая неизбежно губит человека. Человек без цели постоянно мучатся сомнениями, которые изматывают его душу, разрушая ее целостность и гармонию. Являются ли неизбежными страдания сильной личности? Я думаю, да.

Наша жизнь непостоянна. Ни одна опора, ни один ориентир не может вечно существовать человека. «Линия жизни» не может быть прямой. Рано или поздно человек теряет «точку опоры», и тогда он остро нуждается в новой цели, в новом смысле жизни. Но чтобы найти его, человеку нужно приспособиться к изменившимся обстоятельствам, изменить самого себя.

Проблема сильной личности – в устойчивости тех правил, которые она усваивает в самом начале жизни. В неотступном следовании собственным непреложным законом и заключается ее сила. Изменить себя – изменить самим себе – такие люди не могут. Поэтому они подолгу страдают и не могут заново найти себя в жизни. Случается, что до конца жизни так и не находят.

Существуют другие люди, которые к любому толчку судьбы могут быстро приспособиться. Для них не существует большой мечты, сильной любви, глубокого потрясения. Таких «приспособленцев» называют посредственностями. Это не хорошо и не плохо, это основная человеческая масса – масса не штучных, не удивительных, а обыкновенных неглубоких людей.

Свежие документы:  Сочинение на тему "Я и взрослый мир"

Наш мир устроен так, что счастливы в нем могут быть только посредственности. Мы видим это в романе на примере Николая Кирсанова и Аркадия. Все герои романа пережили трагедию любви, но Базаров, Павел Кирсанов и Одинцова томились ей долго, не смогли ее принять, а «приспособленцы» Николай и Аркадий утешились: Николай – с Фенечкой после смерти жены, Аркадий – с Катей, поняв равнодушие Анны. Сама Анна делает попытку создать семью, но едва ли ей удается достичь своей мечты и полюбить по-настоящему.
В конце романа счастливы лишь «приспособленцы». Это показывает нам, что яркий след в жизни окупается ценой незаслуженных страданий, а счастье заслуживается покорностью судьбе.

И здесь я оставлю вопрос, на который сама не могу ответить. Многие из нас грешат честолюбием и непременно хотят надолго остаться в человеческой памяти. Но роман «Отцы и дети» показывает нам, какую цену придется за это заплатить.
Так стоит ли игра свеч?..

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: