Статья. Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы


Филиал АО национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области



Статья.


Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы





Подготовила

Хасеинова Валентина Анатольевна,

тренер центра уровневых программ

филиала АО национального центра

повышения квалификации «Өрлеу»

института повышения квалификации педагогических

работников по Акмолинской области.















г.Кокшетау

2015год







(Предназначается учителям русского языка и литературы, начальных классов для работы с учащимися 1-6 классов)


Хасеинова Валентина Анатольевна, тренер центра уровневых программ филиала АО НЦПК «Өрлеу» института повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области.


Статья.


Как повысить читательскую грамотность учащихся?

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований государственного образовательного стандарта РК.

Уровень овладения читательской грамотностью является одной из важных характеристик современного ученика. Данные, полученные в рамках международных исследований оценки читательской грамотности, показывают насколько актуальна сегодня эта проблема. По результатам международного исследования PISA 2012 года казахстанские школьники из 65 стран участников по читательской грамотности занимают 63 место.

Обязательна ли читательская культура для успешного изучения учащимися точных и естественных наук, трудового обучения и физкультуры, а также и других предметов? Ответ очевиден. Разумеется, да. Неспроста ведь существует утверждение «Читательская культура – фактор формирования навыков самосовершенствования и самовоспитания».

Если систематически и целенаправленно использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то это будет способствовать формированию читательской самостоятельности школьников. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Таких учащихся у нас совсем невысокий процент. Поэтому на сегодня ставится очень важная задача — формирование читательской компетентности учащихся.

Какими же компетенциями в литературной сфере должен обладать учащийся?

    1. Общекультурная литературная компетентность – восприятие литературы

как неотъемлемой части национальной культуры.

    1. Ценностно-мировоззренческая компетентность – понимание ценностей,

отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям.

    1. Читательская компетентность – способность к творческому чтению,

умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев, понимание специфики языка художественного произведения.

    1. Речевая компетентность – знание норм русского литературного языка;

владение основными видами речевой деятельности.

    1. Способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.

Формирование названных компетенций достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех ступеней.

Первая часть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к которым обращается литература.

Вторая — основные теоретические понятия.

Третья – основные виды деятельности по освоению литературных произведений, научной, научно-популярной литературы.

Четвертая – перечень литературных произведений, обязательных для изучения.

Первым шагом на пути к формированию читательской компетентности, конечно же, должна стать начальная школа. Не зря в новых стандартах отмечено, что формирование читательской компетенции младшего школьника является приоритетной целью обучения литературному чтению.

Бесспорно, отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

В наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизменно возрастает. В связи с этим теоретики детского чтения при формировании читательской компетентности выделяют четыре этапа:

— подготовительный – 1 класс;

— начальный – 2 класс;

— основной – 3 класс;

— заключительный – 4 класс.

Подготовительный этап.

В процессе исследования было замечено, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель – первоклассник свободно владеет осознанным чтением, у него развиты учебно-познавательные мотивы. На этом этапе важную роль играют мотивы, беседы, беседы – дискуссии о прочитанном.

Начальный этап – это этап накопления минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. Особое внимание на этом этапе уделяется развитию оперативной памяти. Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приема жужжащего чтения. На данном этапе для совершенствования читательской активности можно использовать такую форму как выставка книг, прочитанных детьми по теме урока, ведение читательских дневников.

Интересной формой привития любви к чтению можно назвать «дерево познания»: в классе вывешивается плакат, на котором нарисовано сказочное дерево. А листочки этого дерева – лепестки цветка, на которых написано название книг, которые дети прочитали дома. Утром, придя в класс, дети прикрепляют на дерево свои листочки – лепестки, таким образом, показывают, что они прочитали и помогают сказочному дереву распуститься.

Третий, основной этап, — этап, непосредственно формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

Хорошей основой для накопления опыта творческого восприятия художественного произведения является прием устного словесного рисования, в ходе которого дети воображают прочитанное, усматривают за словами образы и картины действия, детали изображаемого в тексте, цвет, формы.

На всех этапах хороши «читательские пятиминутки».

Заключительный этап – этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных знаний о книге и умений с ними самостоятельно действовать. Данный этап имеет своей целью, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. То есть на выходе в 5 классе учащийся должен уметь:

— вычитывать информацию;

— размышлять о прочитанном;

— давать оценку прочитанному;

— работать с разными источниками информации.

Дальнейшая работа по формированию компетентного читателя должна быть на всех других уроках, что предполагает владение учителями приемами и стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение приёмам чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разно жанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую, критическую и коммуникативную деятельность и тем самым будет соответствовать понятию целостности образовательного процесса.

Всем этим объясняется актуальность проблемы формирования читательской компетентности, как одной из ключевых, которые составляют основу умения учиться.

Нет необходимости говорить о том, что, не научившись хорошо читать, ребенок не сможет быстро и качественно выполнить задание по любому предмету школьной программы, его грамотность будет оставлять желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому важно не дать ребенку потерять интерес к книге в средней и старшей школе. И знаменитые слова Дидро: «Люди перестают думать, когда перестают читать» должны стать определяющими на данном этапе. Здесь главное – развивать и поддерживать интерес к чтению, рационально подбирать задания по формированию практических навыков:

— чтение, понимание, запоминание текстов разных видов;

— работа с различного рода первичными документами;

— подготовка оригинальных текстов докладов, сочинений и т.д..

В 3-6 классах на уроках чтения и словесности ученики с большим интересом играют в игру «Рифма». Эта игра занимает всего 5-6 минут. Вначале детям предлагаются слова, к которым они должны подобрать слова в рифму: карта – парта, читать – считать – писать, дружить – не тужить и др.

Затем дается задание написать стишок на любую тему. Занимаясь таким видом творчества на уроках чтения, ученики ощущают себя маленькими поэтами. Эффективным является использование метода фонограмм — «фантазия», «фантастика», «фантом». Предлагаем ученикам составлять фонограммы (Фонограмма – это сочинение, в котором действительность выступает в сверхъестестественном, нереальном виде). Это позволяет поддерживать познавательный интерес, развивать творческое воображение учащихся, обогащать их словарный запас, вырабатывать умение аргументированно строить ответ на любую заданную тему, соблюдать структуру сочинения (вступление, основная часть, заключительная часть). Рецензирование и стилистическая правка сочинений, проведенная с учениками, позволяет исправить ошибки. Тематика может быть разной. Например: «Что было бы, если бы я увидел/а, что книга плачет»?, «ЧТО было бы, если бы ручка умела подсказывать?», «Ах уж этот шестой урок», «Если бы школьная парта умела рассказывать», «Что бы я попросил у доброй феи» и другие.

Технологии у каждого учителя-предметника могут быть свои. Например, при написании проекта можно включать отрывки из художественных произведений, относящихся к теме проекта. В читательских дневниках учащихся могут быть разделы: «ЗНАЮ — ХОЧУ УЗНАТЬ — УЗНАЛ», «Словарь читателя», «Книги, которые я люблю».

Использование компьютерных и мультимедийных технологий сегодня значительно повышает эффективность работы по формированию читательской компетентности и обладает значительным потенциалом для продвижения книги, приобщению к чтению. Учащимся можно предложить создание литературных презентаций, как по теме урока, так и по их личным читательским интересам. Можно обмениваться мнениями о прочитанном на страничке Интернета.

Таким образом, формы работы с книгой разнообразны и определяются они творчеством педагога, его заинтересованностью в успехах своих учеников.

Немаловажную роль в формировании читательской компетентности играет, конечно, и библиотека. Библиотекари как люди заинтересованные в том, чтобы дети читали, проводят индивидуальную и массовую работу. Это и беседы о прочитанном с учащимися начальной школы, и рекомендательные беседы с учащимися всех возрастов, это и библиотечные уроки, различные тематические выставки, литературные игротеки как традиционно оформленные, так и электронные.

Читательский портфолио, по мнению педагогов-практиков, является хорошим способом оценки читательской компетентности учащихся. Для того, чтобы учащиеся поняли и приняли ценности чтения, утверждаемые в казахстанской и мировой культуре, нам принципиально важно, чтобы все участники образовательного процесса были едины в главном – в понимании того, что развитие и сохранение культуры чтения в современном, динамичном и постоянно меняющемся мире является одной из важнейших задач. Возможно, именно книге и чтению суждено быть тем «сильным звеном» в культурной преемственности поколений.

Решение данных задач возможно только в том случае, если каждый ответит на вопрос: чего я хочу и что я могу сделать в поддержку чтения?

Изучив передовой педагогический опыт, авторские методики и разработав собственные методические материалы по проблеме повышения уровня читательского интереса у учащихся 1-7 классов по внеклассному чтению, я пришла к мнению о необходимости проведения работы по внеклассному чтению в тесной связи со школьным библиотекарем, родителями.

В соответствии с модернизацией казахстанского образования школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмом самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио учащегося. В современных школах все более популярной становится идея издания портфолио, как одной из аутентичных, то есть наиболее приближенных к реальному состоянию, форм оценивания, которая ориентирована на процесс самооценивания. Читательский портфолио – одна из технологий формирования у обучающихся способности к объективной самооценке читательской компетентности, способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений в области чтения литературы обучающимися.

Портфолио предназначается для учащихся, направлен на повышение мотивации чтения. В результате работы над портфолио ожидается повышение интереса к чтению, определение круга чтения для каждого класса школы, увеличение количества учащихся, пользующихся фондами школьной библиотеки, повышение уровня литературоведческих знаний учащихся, формирование умения ведения учащимися читательских дневников, портфолио.

Структура портфолио состоит из титульного листа, содержания, читательского дневника (список прочитанных произведений, их краткое содержание, оценка прочитанного, отметка о контроле со стороны родителей и педагога), документов, свидетельствующих об индивидуальных достижениях в различных областях читательской учебной и внеучебной деятельности (дипломы, грамоты, сертификаты, копии читательских формуляров и т.д.), листа достижений (динамика навыков чтения), наиболее интересных и важных работ, отражающих прогресс обучающегося (промежуточные и итоговые письменные проверочные работы по литературе, конкурсные работы, самостоятельное исследование отдельных предметных проблем, творческие работы), материалов педагогов, родителей, одноклассников с оценками читательской компетенции обучающегося. В формировании портфолио принимают участие классный руководитель, обучающиеся, родители обучающихся. Эффективность работы над портфолио связана с развитием навыков читательской компетентности школьников, которые необходимы для социализации личности в условиях нарастания темпов информатизации общества, закладыванием основ воспитания образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры.

Задачу привлечения младших и старших школьников к посещению школьной библиотеки призваны решить следующие мероприятия: акция «Запишись в библиотеку», конкурс «Мой класс читает», конкурс «Я – читатель» , мониторинг динамики уровня читательского интереса, экскурсии с целью знакомства с библиотекой, обзора книжного фонда.

Для того, чтобы увлечь учащихся процессом чтения книг, целесообразно проводить конкурсы сочинений по прочитанной книге: «Моя любимая книга», готовить выставки иллюстраций к любимым произведениям художественной литературы: «Смотрите, что мы читали!», выставка плакатов, закладок: «Читайте хорошие книги!», конкурсная программа «Мы — читатели», постоянно действующий конкурс знатоков книг «Читал ли ты?», часы коллективного чтения, другие тематические выставки.

Воспитанию потребности в чтении будут способствовать и фотовыставка «Мои друзья читают»; и конкурс читательских дневников, страницы которого посвящены анализу прочитанных книг из фонда школьной библиотеки «За книжными страницами» (оформление, заочный анализ формуляров, сочинений и читательских дневников); и Недели книги.

Сделать притягательным фонд школьной библиотеки помогут акция «Золотой список меценатов»; выставка книг, подаренных библиотеке с указанием дарителей; организация подписки на детские журналы и газеты.

Таким образом, для развития читательской грамотности необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках чтения и литературы, добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ. В практике, на уроках литературы, рекомендовать почаще использовать философские рассуждения при написании сочинений, при выражении своей точки зрения, основанной на жизненном опыте учащихся. Использовать дополнительные индивидуальные задания с успешными учащимися по предмету. Развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения снова станет неоспоримой.












































Использованная литература:

1.Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г.

  1. Коротаева Е.В., руководитель лаборатории «Формирование

читательской компетентности в начальной и основной школе (чтение в системе универсальных учебных действий», 2013г.

  1. Алексеева С.Д., Читательский портфолио как способ оценки читательской компетентности учащихся, 2013г.

  2. Костиневич С.А. «Интерактивные методы работы на уроках литературного чтения в начальной школе», Мозырь, 2006г.

5. Русский язык в школах и вузах Казахстана. № 4(22) 2008. – С.2-4.










































Свежие документы:  «Ты одна мне радость и отрада…» (интерпретация стихотворения «Письмо матери)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: