Статья «РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ СВОЕГО НАРОДА ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»


РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ

К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ СВОЕГО НАРОДА

ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Автор: Честнокова Татьяна Павловна,

учитель начальных классов

МОУ «Каслинская СОШ №27»


«Нет ничего краше, чем родина наша» — эта мудрость передавалась в России из поколения в поколение. А могут ли современные дети с такой же гордостью произнести эти слова? Как лучше, доходчивее рассказать им о нашей культуре? Рассказать так, чтобы не вызвать равнодушие, отчужденность, а развить интерес, пробудить мысли, добрые стремления…

Воспитать человека-гражданина, преданного своей родине, стремящегося преумножить славу Отечества — в этом одна из главных задач современной школы. Краеведческий подход в реализации принципа системно-деятельностной организации воспитания позволяет привить школьникам уважение к культуре и памяти предков, стремление усвоить и передать потомкам лучшие общечеловеческие ценности. Литературное краеведение может стать эффективным средством формирования личностно-ценностного отношения к своему краю.

Основываясь на многолетнем опыте работы по использованию регионального компонента содержания образования на уроках чтения, я разработала программу по литературному краеведению для младших школьников «Самоцветное слово Урала». При составлении данной программы ориентировалась на содержание и структуру курса «Чтение и начальное литературное образование» /авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева/ и представленную в нем систему чтения. Для меня является обязательным соблюдение общих принципов Образовательной программы «Школа 2100». Прежде всего, это выбор деятельностного подхода в качестве ведущего начала дидактики и методики, а также приобретение нового ценностного смысла краеведческих знаний в плоскости культурно ориентированного образования:

  • воспитание нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель, созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою малую Родину;

  • именно краеведение может и должно формировать личность с активной жизненной позицией: способной к оптимальной ориентации и продуктивной деятельности в изменчивом социокультурном пространстве региона.

Структура учебников по чтению из серии «Свободный ум» позволяет вводить дополнительные произведения в любые разделы данных книг. Все тексты, включенные мною в круг чтения первоклассников по программе «Самоцветное слово Урала», обладают яркостью сюжета, доступны и привлекательны юному читателю. Это стихи и маленькие рассказы Л.Преображенской, Л.Рахлиса, Р.Дышаленковой, А.Горской и т.д. Во втором классе круг произведений поэтов и писателей Урала расширяется. Учащиеся знакомятся с литературными сказками и характером творчества Е.Пермяка, С.Власовой, Ю.Подкорытова; открывают для себя богатство уральского фольклора. Третьеклассники осознают тематическое многообразие произведений уральских авторов, наслаждаются поэтической палитрой родного края /Л.Татьяничева, В.Машковцев, А.Гольдберг, А.Подогов и др./. В четвертом классе дети получают представление об истории развития детской литературы на Южном Урале; познают самобытный жанр уральской литературы – сказы, открывая для себя новые страницы жизни и творчества Д.Н.Мамина-Сибиряка, П.П.Бажова и других авторов /монографический принцип изучения литературы/.

Для реализации принципа идейно-художественной значимости на уроках, где применяется региональный компонент, я также использую введение «сквозных» персонажей, с помощью которых ребята изучают литературное богатство края. Так, в 1 классе дети знакомятся с маленькой рыбкой уральских водоемов – Чебачком, который вместе с зайчиком Пусом будет учиться чтению, «плавая по литературной реке родного края». Во втором классе у детей появляется новый помощник и друг – юркая Ящерка. Она приглашает побывать в гостях у Даренки и Серебряного копытца, у сказочного человечка Тяп-Ляпа, придуманного известной уральской писательницей Л.Преображенской, встретиться с богатырями Урала и т.д. Такое структурирование учебного материала помогает детям понять, что чтение – это составная часть человеческой жизни, что, читая, они как бы проживают с героями книг четыре года жизни.

Одним из важных этапов моей работы является создание дидактических средств реализации программы «Самоцветное слово Урала». Совместно с детьми, их родителями, а также со старшеклассниками – моими выпускниками сделаны сборники стихов уральских авторов для учащихся 1 классов: «Попрыгать, поиграть», «Наш дом», «Мои открытия», краеведческая тетрадь для 2 класса, видеосборник стихов каслинских поэтов «Родная земля» для 3 класса. В таком совместном творчестве реализуется воспитательный принцип диалогического общения, а также решается задача укрепления семейных связей через проявление заинтересованности содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей.

Чтобы сделать уроки чтения с включением регионального компонента запоминающимся звеном в литературной краеведческой работе, активно использую нетрадиционные формы их организации:

— урок-конкурс (конкурс иллюстраторов стихов уральских авторов «Ребятам о зверятах»; семейный конкурс чтецов «Наш дом», 1 класс; «Самое обыкновенное чудо» — защита поделок декоративно-прикладного творчества, 2 класс);

— урок-газета («День смеха» — выпуск юмористического номера классной газеты по произведениям уральских авторов, 3 класс);

— урок-встреча («Стихи любимой бабушки» — знакомство с творчеством каслинских поэтесс Галины Авериной, 2 класс, Людмилы Сурниной, 3 класс; «Наполним музыкой сердца» — встреча с педагогами ДШИ г. Касли, 3 класс);

— урок-превращение («Сказы старого мастера», 4 класс)

— урок-путешествие («Возвращение к истокам» — урок по сказам и сказкам об уральских географических названиях, 4 класс);

— урок-исследование (А.Кочетков «Семь маленьких новелл о минералах», 4 класс);

— урок «Литературное кафе» («Осеннее кафе», «Новогоднее кафе», «Весеннее кафе», 3 класс),

— урок-письмо («Певец Урала», 4 класс).

Самым информативным методом определения уровня достижений в решении задач воспитательного характера, на мой взгляд, является анализ продуктов творческой деятельности учащихся: творческие работы /рисунки, стихи, изделия декоративно-прикладного творчества/; сочинения, «пробы пера» в манере уральских авторов; письма к писателям, отзывы о прочитанных книгах, проведенных уроках («Шкатулка откровений»). Лучшие творческие работы учащихся моего прошлого выпуска мы с родителями оформили в подарочный сборник «Самоцветики» и вручили его детям на выпускном вечере.

Реализация программы по литературному краеведению «Самоцветное слово Урала» в урочной и внеурочной деятельности способствует воспитанию младшего школьника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его культурных ценностей и традиций.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «К.И. Чуковский «Федорино горе»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: