Сценарий модульного занятия по литературе для 7 класса «Антон Павлович Чехов – мастер коротких рассказов. Основа комического эффекта в произведениях «Толстый и тонкий» и «Хамелеон»


1. Сариенко Марина Анатольевна

2. ОШ№102, г.Донецк, Украина

3. Учитель русского языка и литературы



Сценарий модульного занятия по литературе для 7 класса

Тема. «Антон Павлович Чехов – мастер коротких рассказов. Основа комического эффекта в произведениях «Толстый и тонкий» и «Хамелеон».

Цели: актуализация опорных знаний; продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова, с его рассказами «Толстый и тонкий» и «Хамелеон»; понять суть комического эффекта в произведениях; воспитывать у школьников общечеловеческие ценности; воспитать уважение и любовь к литературе.

Тип урока: установочно – мотивационный и содержательно – поисковый.


Знать

Особенности художественной деятельности в произведении; особенности творческой судьбы А.П.Чехова; идейно – художественное содержание рассказов «Толстый и тонкий» и «Хамелеон»; закономерности появления пьес А.С.Чехова как нового этапа в развитии русской и мировой драмы, их нравственно – философская проблематика

Уметь

Анализировать произведения с учетом их идейно – художественного содержания; выделять главное в изучаемом материале; составлять самостоятельные сообщения на основе дополнительной информации (интернет – ресурсов и т.д.)

Нормировать

Навыки записи основных положений в виде опорной схемы; навыки групповой работы; умения составлять характеристики героев в виде опорной схемы; своеобразие драматического конфликта, смысловая насыщенность художественной детали, сочетание лиризма, комизма

Ценить

Творческий потенциал А.П.Чехова; литературу как историю знаний о человеке; юмор; духовный мир человека свободного и высоконравственного в глазах учащихся.


Оборудование: портрет А.П.Чехова художника И.Э.Браза (1988г), памятник писателю в Мелихово, иллюстрации к произведениям А.П.Чехова, тексты фрагментов повести для лингвистического анализа.


Установочно – мотивационный мини – модуль (30 мин)


Ход модульного занятия

Учитель. Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с творчеством Антона Павловича Чехова, с мастером коротких рассказов. Нам предстоит обсудить специфику жанра произведений, понять авторское отношение к героям.

Краткость – сестра таланта.

А.П.Чехов.

(Учащиеся записывают в тетради тему модульного занятия и эпиграф)

Вспомните произведения А.П.Чехова, которые вы изучали в предыдущих классах. Что характерно для жанра рассказа?

(Ответы учащихся обсуждаются и дополняются)

Учитель. Давайте выполним словарную работу. Что называется рассказом?

Учащиеся. Рассказ – небольшое по объему прозаическое произведение, в котором описывается один эпизод из жизни героя.

Учитель. Давайте вспомним основные даты жизни и творчества Антона Павловича Чехова.

Сообщение 1-го учащегося: Основные даты жизни и творчества А.П.Чехова.

А.П.Чехов родился в г. Таганроге 17 января 1860 года в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки. Мать — прекрасная хозяйка, жила исключительно жизнью детей и мужа. В 1876 году произошел переезд семьи Чеховых в Москву. Торговля в Таганроге стала убыточной, отец разорился и бежал от кредиторов. Семья три года живет в тяжкой бедности. Несмотря на это, А.П.Чехов окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1880 году в журнале «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность писателя.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Твори добро на всей Земле" (по рассказу Л.Петрушевской «Котенок Господа Бога») 6 класс

Сообщение 2-го учащегося: Вхождение в «большую» литературу. Художественные открытия А.П.Чехова.

А.П.Чехов сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет, в основном, в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом Антоша Чехонте или Человек без селезенки. В 1884 году вышла первая книга театральных рассказов «Сказки Мельпомены». Новый этап в творческой биографии Чехова «вхождение в литературу» связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А.С.Суворина «Новое время». Сборники произведений этого времени – «Пестрые рассказы» (1886год) и «Невинные речи» (1887год). С началом регулярного сотрудничества с газетой Чехов отказывается от псевдонима и подписывается своим полным именем. В 1887году в Москве в театре Корша ставится первая пьеса Антона Павловича «Иванов». Четвертый сборник рассказов «Хмурые люди» Чехов посвятил П.И.Чайковскому. Несмотря на возрастающую известность и огромные литературные успехи, писатель недоволен собой, он стремится не к славе, а к созидательной деятельности. В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы посетить остров Сахалин – место ссылки осужденных на каторгу.

Сообщение 3-го учащегося: Поездка на Сахалин.

А.П.Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных». Он произвел перепись населения острова, составив около 10.000 статистических карточек. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их санитарное состояние, встречался и беседовал с множеством людей. После возвращения из Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России. Сахалинский врач Н.С.Любас отмечал: «С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи». Через три месяца писатель возвратился в Москву.

Сообщение 4-го учащегося: Мелиховский период.

В 1892 году А.П.Чехов покупает имение в Мелихово. Давняя мечта быть землевладельцем осуществилась. Мелиховский период – это не только вдохновенный литературный труд писателя и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Чехов строит три школы для крестьянских детей, ему приходит идея создания общественной библиотеке в родном Таганроге. Писатель жертвует туда более двух тысяч томов собственных книг. В 1895 году Антон Павлович познакомился с Л.Н.Толстым, впоследствии они часто виделись в Крыму. В Мелиховский период (1892-1898гг.) создан большой «деревенский цикл» произведений: «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня». Именно в эти годы Чеховым написано свыше полутора тысяч писем к различным адресатам.

Свежие документы:  Итоговый тест по литературе 6 Класс

Сообщение 5-го учащегося: Последний период творчества писателя.

В 1897 году у А.П.Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу. Здоровье, подорванное поездкой на Сахалин, ухудшилось настолько, что писателю понадобилось уехать на юг. В конце 1890-х – начале 1900-х гг. А.П.Чехов является признанным мастером, его произведения вызывают массу литературных споров. Он ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за свою жизнь. Чехов пишет: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». Это жизненное и писательское кредо Чехова. В 1900 году его выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук. В мае писатель и Ольга Леонидовна Книппер, ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, обвенчались. Последним произведением великого писателя и драматурга является пьеса «Вишневый сад». Туберкулезный процесс усиливается, писатель вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии. 15 июля 1904 года А.П.Чехов скончался.

(Сообщения учащихся сопровождаются иллюстрациями)

Учитель. Охарактеризуйте общественную деятельность писателя. Обсудите изложенные в письме А.П.Чехова принципы поведения воспитанного человека. Какие из этих принципов вы бы взяли на вооружение для себя?

(Учащиеся работают с учебником)


Содержательно — поисковый мини-модуль №1 (30 мин)


Учитель. В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался мастером короткого рассказа и нового типа пьесы-трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира.

Чехов…Художник жизни…

И достоинство его творчества то,

что оно понятно не только

всякому русскому, но и всякому

человеку вообще.

Л.Н.Толстой

(Идет обсуждение эпиграфа)

Учитель. Ребята, сейчас мы поработаем над теорией литературы.

(Учащиеся работают с учебником и выписывают в тетрадь или в словарь литературных терминов соответствующие понятия)

Учащиеся:

Рассказ – это небольшое по объему прозаическое произведение, в котором описывается один эпизод из жизни героя.

Юмор – изображение в художественном произведении каких-либо явлений в комическом, смешном виде. При этом внешняя насмешка сочетается с внутренне серьезным, сочувственным отношением к предмету осмеяния.

Художественная деталь – это выразительная подробность в художественном произведении, которая несет важную информацию и имеет самостоятельное значение.

Учитель. Сейчас мы поработаем над содержанием рассказа «Толстый и тонкий». Что высмеивает писатель в данном рассказе? Как вы можете охарактеризовать главных героев?

(Ответы учащихся обсуждаются)

Учитель. Сейчас вам необходимо закончить фразы из рассказа, пользуясь ниже подсказкой.

Задание 1.

Свежие документы:  Книги для чтения летом 11 класс
  1. «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля…»

  2. «Приятели троекратно облобызались и …»

  3. «Это вот моя жена, Луиза…»

  4. «Тебя дразнили Геростратом за то, что…»

  5. «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но…»

  6. «Нафанаил вытянулся во фрунт и …»

  7. «Толстый хотел было возразить что-то, но…

Ключи:


  1. «…устремили друг на друга глаза, полные слез».

  2. «…урожденная Ванценбах…Лютеранка…».

  3. «…один толстый, другой тонкий».

  4. «…ты казенную книжку папироской прожег».

  5. «…застегнул все пуговки своего мундира».

  6. «…скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…».

  7. «…на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило».


Учитель. Молодцы, ребята. Вы быстро справились с этим заданием. А теперь почитаем по ролям.

Задание 2. Учащиеся разыгрывают понравившийся эпизод, комментируя чтение друг друга.



Содержательно — поисковый мини-модуль №2 (30 мин)


Учитель. А.П.Чехов рано столкнулся с социальной несправедливостью. В своем творчестве он выразил зреющий в народных массах протест против социального зла, уродующего человека. Уже ранние рассказы привлекли внимание читателей искрометным весельем, знанием жизни. Очень скоро автор коротких рассказов раскрылся как художник острой социальной мысли и поэтического мироощущения.

Учитель. Сейчас мы поработаем над содержанием рассказа «Хамелеон». Почему А.П.Чехов дал название этому рассказу «Хамелеон»? Почему он сравнивает одного из героев хамелеоном?

(Идет работа над содержанием рассказа, ответы учащихся обсуждаются)

Задание 1. Найдите в толковом словаре и объясните значение понятия «хамелеон».

Учащиеся:

Хамелеон – вид ящерицы, отличительной чертой которой является способность изменять свою окраску в зависимости от изменений в окружающей среде.

Задание 2. Составьте простой план данного рассказа.

(Идет обсуждение составленного плана)

Учитель. В рассказе А.П.Чехов использует «говорящие» фамилии героев. О чем они говорят? Обоснуйте свой ответ.

(Учащиеся выписывают фамилии и комментируют свои ответы)

Задание 3. Познакомьтесь с иллюстрацией Александра Дудина к рассказу «Хамелеон».

(Учащиеся анализируют произведения искусства)

  • Смог ли художник показать высмеивание героев?

  • Найдите на иллюстрации героев с «громкими» фамилиями?

  • Найдите в тексте рассказа «Хамелеон» эпизод, проиллюстрированный художником А.Дудиным. Объясните, что помогает узнать литературных героев на этой иллюстрации?

Домашнее задание

Пересказывать содержание рассказа «Хамелеон» и «Толстый и тонкий», ответить на вопросы; подготовиться к литературному диктанту по биографии А.Чехова; составить устный рассказ на тему «В гостях у Антона Чехова», выучить основные понятия.

Подведение итога модульного занятия

  • Какие факты биографии А.П.Чехова вам запомнились?

  • Назовите самый популярный псевдоним писателя.

  • Какие черты характера необходимо воспитывать, чтобы не стать «хамелеоном»?

  • Как вы считаете, останутся толстый и тонкий приятелями?

  • Что общего между юмором и сатирой?

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: