СЦЕНАРИЙ УРОКА – КОНКУРСА В ФОРМЕ ЛИТЕ-РАТУРНОГО ЭРУДИЦИОНА «ПО СТРАНИЦАМ ЛИ-ТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА» 10 КЛАСС


1001 идея интересного занятия с детьми


СЦЕНАРИЙ УРОКА – КОНКУРСА В ФОРМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЭРУДИЦИОНА «ПО СТРАНИЦАМ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА» (10 КЛАСС)

Симонова Нина Петровна, МОУ «СОШ № 9 с углубленным изучением предметов физико-математического профиля», Г. Краснотурьинск, Свердловская область

предмет (направленность): литература

Возраст детей: 10 класс

Место проведения: класс


Ключевые слова: ученик-читатель, самостоятельное чтение, развитие творческих способностей, любовь к художественной книге, к классике, атмосфера «погружения» в творчество писателя Л.Н.Толстого.

Цель: формировать профессиональные качества творческого читателя.

Задачи:

  • Закрепить и углубить знания, полученные учащимися в процессе изучения литературы в школе и самостоятельно;

  • Создать атмосферу «погружения» в творчество писателя;

  • Способствовать повышению интереса к литературе;

  • Развивать и совершенствовать коммуникативную, языковую компетенции;

  • Учить учащихся отстаивать свою точку зрения, делать это тактично, аргументированно;

  • Воспитывать:

— любовь к художественной книге, к классике;

— уверенность в себе, в свои силы, волю к победе;

— чувство коллективизма.

Оборудование: презентация, портреты писателей, карточки-жетоны, сигнальные карточки, памятные призы-медали, сделанные художниками класса.


Предварительная работа:

  • Класс делиться на пять групп:

  • — первая группа – жюри (готовят вопросы к литературной игре);

  • — вторая группа — художники, пресс-центр (готовят вопросы к литературной игре, рисуют памятные призы-медали, делают заготовки к табло «Результаты игры»);

  • — третья, четвёртая, пятая группы — команды, которые готовят занимательные литературные вопросы сопернику, изучают творчество Л.Н.Толстого;

  • Учитель литературы консультирует все творческие группы учащихся;

  • Учащиеся пишут домашнее сочинение-эссе « Эта обыкновенная необыкновенная классика».

  • Члены пресс-центра готовят специальное табло, с помощью которого будут освещать конкурс (можно с помощью компьютера)

Ход литературной игры- конкурса.


  1. Вступительное слово учителя литературы (учитель зачитывает отрывки из ученических сочинений-эссе).

  2. Пролог эрудициона (игру ведут учащиеся, 2-3 чел.)

    • Приветственное слово ведущих игры, например:

1 ведущий:

— Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков русской литературы, который назвали эрудиционом. Надеемся, что это будет конкурс знаний, находчивости, хорошего настроения.

2 ведущий:

— Наш конкурс судят: первое жюри, в его состав входят учителя и учащихся 10 класса;

второе жюри – жюри зрительских симпатий, это вы – болельщики. Сейчас вы получите карточку-жетон, на которой по окончании конкурса напишите номер участника игры, понравившегося вам своими ответами.

3 ведущий:

— За правильный ответ участники и каждая команда получают 5 баллов; за оригинальность, находчивость прибавляется дополнительный бал.

1 ведущий:

— Члены пресс-центра будут освещать наш конкурс на специальном табло.

2 ведущий:

— Начинаем эрудицион. Члены жюри, пресс-центра, команды, готовы?

3 ведущий:

— Эрудицион состоит из двух туров. Каждый тур включает в себя несколько заданий. Успешно справившись с заданиями, вы переходите в следующий тур.

1 ведущий:

— Наш конкурс начинаем с преставления команд

(команды представляют свою визитную карточку).


  • Представление команд.


  1. Первый тур «Разминка» (состоит из трёх заданий):


  • Конкурс библиофилов

1 ведущий:

— каждая команда получает в конверте лист с набором слов. В течение 40 секунд нужно составить список художественных произведений и назвать их авторов, например:

« Юность, мир, воскресение, соната, Иван Ильич, живой, крейцерова. Анна, хаджи, труп, утро. Каренина, казаки, отрочество, война, детство, смерть, Мурат».

( Л.Н.Толстой);

«Игрок, бедные, преступление, идиот, униженные. Братья, наказание, сон, мёртвый, дядюшка, подросток. Карамазовы, дом, оскорблённые, записки, бесы». (Ф.М.Достоевский);

«Записки, дети, Рудин, Ася, Андрей, дворянское, накануне. Колосов, отцы, любовь, гнездо, воды, новь. Охотник, стихи, первая, вешние, проза, Муму, дым. (И.С.Тургенев).


  • Конкурс «В портретной галерее».

2 ведущий:

— Работаем сигнальными карточками, на которых написаны цифры от 1 до 6, номер карточки соответствует номеру портрета писателя; 2 вопроса получает каждая команда:

1) «Его прозвали «Колумбом Замоскворечья», а его пьесу «Свои люди – сочтёмся» — купеческими «Мёртвыми душами». О ком идёт речь?»

( А.Н.Островский)

2) «Кто, увидев свой портрет, написанный великим художником Кипренским, сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»?» (А.П.Пушкин)

3) «По рождению и воспитанию он принадлежал к высшей помещичьей знати России. По отцовской линии его предки – сподвижники Петра Первого, по материнской – родственники А.С.Пушкина. Кто это? (Л.Н.Толстой)

4) «Некрасов передал рукопись молодого писателя Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился». О ком идёт речь? (Ф.М.Достоевский)

5) «Враги-реакционеры прозвали его «Вице-Робеспьером», а современники называли — «Прокурором русской общественной жизни». Кто это? (М.Е. Салтыков-Щедрин)

6) «Отличительной чертой стиля этого писателя можно назвать иронию, с которой он относится к описываемым событиям и своим героям. Продолжая романтические традиции, писатель смотрит на мир с печальной улыбкой, противопоставляя людскую суету вечному покою природы». Кто это? Подсказка: писатель – автор трёх романов на «О». (А. Гончаров)


  • Конкурс-блиц «Литературная мозаика».


3 ведущий:

— Команды в течение 1 минуты отвечают на вопросы. Выигрывает та, которая больше всех даст правильных ответов за одну минуту:

— Кто из литературных героев не мог отличить ямба от хорея?

— Назовите эпиграф к комедии Гоголя «Ревизор».

— Что такое ямб?

— Кому посвятил Тургенев роман «Отцы и дети»?

— Какого цвета фрак Чичикова?

— Сколько книг прочитал Ляпкин-Тяпкин, герой комедии Гоголя «Ревизор»?

— Назовите эпиграф к повести Пушкина «Капитанская дочка».

— Что такое сонет?

-У какого литературного героя на письменном столе находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя, как единственная связь с родиной?

— Назовите любимый композиционный приём поэта Некрасова.

— Каким рассказом открывается сборник Тургенева «Записки охотника»?

— Какой подарок получил Пушкин от поэта Жуковского в 1820 году?

— У какого литературного героя лежит в кабинете книга с закладкой на 14 странице?

— Каким стихотворным размером написана комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

— Кто из знаменитых писателей выступил с речью на открытии памятника А.С.Пушкина в Москве в 1886 году? (и т.п.)


(жюри подводит итоги 1 тура эрудициона)


  1. Второй тур эрудициона посвящается Л.Н.Толстому: «В мире удивительных характеров и судеб».

1) Конкурс «Толстой. Каким он был»?

Вопросы:

1 ведущий:

Чей портрет носил в медальоне 15летний Толстой и почему?

/Портрет Руссо. «Я прочёл всего Руссо, все 20 томов. Я не только восхищался им, я благотворил его; в 15 лет носил на груди медальон с его портретом, как образок. Многое из написанного им храню в своём сердце… Я многим обязан ему, люблю его, но есть большая разница: Руссо отрицает всякую цивилизацию, я же — лжехристианскую», — пишет в дневнике Толстой.

Уважение к личности, внимание к жизни чувств, презрение ко лжи, любовь к правде, смелая критика пороков цивилизации – вот, что привлекало Толстого в Руссо./


2 ведущий:

Любимый философ Толстого – Монтень. Какая мысль Монтеня была особенно близка Толстому?

/«Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало», — писал Монтень.

Толстой учился неустанно и много. Н.Гусев, секретарь писателя, говорил: «Умственные интересы Толстого разнообразны, он поражал глубиной познаний в самых разных областях»./


3 ведущий:

Б.Франклин – писатель, дипломат, выдающийся американский физик 18 века. Какое отношение он имеет к жизни Толстого?

/Б.Франклин до преклонных лет сохранил живость и остроту ума. В 83 года сделал одно из своих замечательных открытий – двухфокусную подзорную трубу.

Прочитав о том, что Франклин вёл особый журнал, где отмечал все успехи и промахи прошедшего дня, Толстой решает перенять опыт Франклина.

«По вечерам пишу «франклинский» журнал; у меня по графам расписаны слабости: лень, ложь, обжорство, нерешительность, желание себя выказать и т.п. В этот журнал я из дневника выношу свои преступления крестиком по графам»,- пишет Толстой в дневнике.

Система американца увлекла Толстого-юношу. «Чем дальше продвигаешься в усовершенствовании самого себя, тем более видишь в себе недостатки»./


1 ведущий:

Послушайте стихотворение (ученик читает наизусть стихотворение Пушкина «Воспоминание», 1828г.) Кто его написал, и какое отношение оно имеет к жизни Толстого? (стихотворения на слайде презентации)

/Стихотворение Пушкина «Воспоминание» — любимое стихотворение Толстого. Исповедь поэта — горячее чувство недовольства собой – пришлась по душе Толстому.

Толстой, как и Пушкин, знал и «часы томительного бденья», и «тяжких дум избыток»; он сурово судил себя. В 1903 году Толстой стал писать свои «Воспоминаниями» и на первой странице целиком привёл стихотворение Пушкина, от себя добавил: «Я бы изменил последнюю строчку: вместо «строк печальных» поставил бы «строк постыдных не смываю»./


2 ведущий:

Назовите последнюю повесть Л.Н.Толстого. Она стала обвинительным приговором общественной жизни России.

/ Толстой в повести «Хаджи Мурат» осудил людей, ведущих войну, общество, разделённое на своих и чужих, негодовал о жизни, неизбежно ведущей к смерти.

В произведении звучит проклятие войне и гимн человеческой жизни./

3 ведущий:

Писал ли Толстой стихи?

/Да. Широко известна песня о сражении на реке Чёрной. Песня звучит весело, но отражает отнюдь не весёлое настроение лирического героя, человека который болел за общее дело и страдал оттого, что героическими воинами командуют бездарные начальники. Песня была популярна; напечатана Герценом за границей в альманахе «Полярная звезда»./

1 ведущий:

Какими видами спорта занимался Л.Толстой?

/Гимнастика (гири, гантели, брусья, конь, перекладина), верховая езда. Учился джигитовке, катался на коньках. В 1895 году научился ездить на велосипед. Любил плавать, охоту. Играл в русские народные игры: городки, лапту; в барские игры: крокет, теннис./


2) Конкурс «Литературный детектив».

А) «Установить личность героя»

2 ведущий:

Перед вами предметы, которые принадлежат литературным героям. Ваша задача: за 30 секунд разыскать владельцев, то есть установить имя героя, вернуть ему потерянные вещи: трубка, образок, очки, пакетик с изюмом, письмо на французском языке и т.п.

Б) «Установить портрет литературного героя»

3 ведущий:

— Продолжаем конкурс литературных детективов.

Отличительная особенность портретной «живописи» Толстого – закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика и многократное её повторение.

Попытайтесь по одному или нескольким штрихам портрета угадать персонажа романа Толстого «Война и мир»:

  • «сухое лицо», «глаза …блестели лучистым ярким светом» (Андрей Болконский);

  • «чёрные глаза, большой рот» (Наташа Ростова);

  • «добрые, умные глаза» (Тушин);

  • «сияющая лысина, светлое выражение плоского лица» (князь Василий Курагин);

  • «светлые голубые глаза нагло смотрели, а рот улыбался» (Долохов);

  • «неуклюжий», «выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками» (Пьер);

  • Она «улыбалась… той же не изменяющейся улыбкой» (Элен);

  • «Из больших глаз её светились лучи доброго и робкого света» (Марья Болконская) и т.п.

3) Конкурс «Живые герои».

1 ведущий:

У нас в гостях литературный герой. Узнали? Кто это? Вглядитесь: «небольшой», «сутуловатый», «робкий», «с добрыми, умными глазами». Да, это капитан Тушин. Представляем ему слово.

Слово капитана Тушина (играет ученик):

Голубчики мои, читатели!

Вот я к вам приехал. Конечно, я отказывался, но никто и слушать не хотел. «Езжай,- говорит Багратион, — проверь, как прочитали десятиклассники роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Я человек исполнительный, сами понимаете, солдат. Посоветовавшись со своим фельдфебелем Захарченко, которому имею большое уважение, решил, что надо побывать у вас в гостях, задать вам парочку вопросов.

Вы знаете, что я человек застенчивый, даже робкий, поэтому не перебивайте меня быстрыми ответами. Не торопитесь, мне нужны правильные, подробные ответы.

Итак, начнём:

Вопрос № 1: «Вы знаете, что я служил под командованием Багратиона, генерала. Которому Суворов в Италии подарил свою шпагу. Так вот, какой приказ получил Багратион в ночь на 1 ноября 1805 года?»

Вопрос № 2: «При описании моей внешности Л.Н.Толстой любит повторять одно прилагательное. Не подскажите? Да именно оно! «Маленький человек со слабыми движениями», «маленький Тушин», «выбежал вперёд и из-под маленькой ручки смотрел на французов. Скажите, а как я выгляжу во время боя?

Вопрос № 3: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя. Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: не многие вернулись с поля…» Справедливо ли это утверждение по отношению к артиллеристам моей батареи. Почему?»

Вопрос № 4: «Назовите истинного героя Шенграбенского сражения?»

Вопрос № 5: «Как вы думаете, принимал ли я участие в Бородинском сражении?»


4) Конкурс «Каждый должен говорить своим языком» (Л.Н.Толстой)

2 ведущий:

Толстой – мастер речевой характеристики. Речь его героев всегда индивидуальна, неповторимо характерна. В дневнике за 1856 год Л. Толстой не случайно записал:

«Каждый должен говорить своим языком». Критики утверждают: «Автору романа «Война и мир» иногда бывает достаточно привести только один диалог или несколько фраз героя, чтобы во всей полноте, через собственную речь, предстал перед читателями живой человеческий характер».

2 ведущий:

А) — Попробуйте доказать эту мысль на примере Наташи Ростовой, героини романа «Война и мир». Послушайте несколько коротеньких фрагментов из романа (учащиеся читают наизусть):

«Разговор Наташи и Сони в лунную ночь в Отрадном», «Разговор Н.Ростовой с маменькой о Борисе Друбецком», «Разговор Наташи с дядюшкой после охоты» и т.п

(выбор определяется учащимися).

3 ведущий:

Б) — Назовите любимое слово в речи Наташи Ростовой? Почему?

/ «В речи Н.Ростовой главное то, как она говорит: её интонация, эмоциональная напряжённость её слов. Слова Наташи подчинены не рассудительной логике, а логике ассоциаций и тончайших душевных движений». Язык Наташи Ростовой всегда оценочный по понятиям «красоты, добра и правды», поэтому её любимые слова в речи содержат нравственную оценку.

Прелесть – высшая мера эстетического и нравственного без какой-либо конкретизации. В этом слове почти не виден сам предмет, зато очень видно отношение к предмету.

1 ведущий:

В) — Составьте речь- приветствие (пожелание) соперникам по эрудициону от имени Наташи Ростовой.

2 ведущий:

— Пока команды составляют речь, болельщики заполняют карточку-жетон: пишут имя лучшего игрока эрудициона.

3 ведущий:

— Слово предоставляется командам – речь- приветствие от имени Н.Ростовой.


Итог игры: жюри подводит итоги последнего конкурса и всей игры, объявляют лучшую команду и лучшего игрока, вручают памятные медали, созданные классными художниками.


ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ


1. Л.Н.Толстой «Война и мир», М., 2003г.

  1. Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников, М., 1998 г.

  2. Е.К.Балашов «Литература. Тестирование», издательство «Лицей», Саратов, 2003 г.

  3. www.levtolstoy.ru.

5. ru.wikipedia.orq.

6. WWW.scool.edu.ru


8

Свежие документы:  Тема урока: Крылов. Басня "Волк и ягненок" 5 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: