Сценарий урока литературы «Лукоморье»


Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №26

компенсирующего вида Красносельского района

Санкт-Петербурга









Сценарий урока литературы

«Лукоморье»















подготовили Витоль Татьяна Ивановна- музыкальный руководитель

Дьякова Галина Борисовна- тифлопедагог








Санкт-Петербург

2012



Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с творчеством А.С.Пушкина.

  • Воспитывать детей в лучших традициях петербургской культуры.

  • Формировать творческую активность, умение импровизировать под музыкальное сопровождение.

  • Обогатить словарь детей на основе произведений А.С.Пушкина.

  • Развивать музыкальные способности, эстетическое восприятие.


Коррекционные задачи:

  • Развивать способность располагать объекты в определённой последовательности. (Насекомые: муха, комар, шмель)

  • Развивать зрительное внимание, память, анализирующее восприятие. («Собери иллюстрацию к сказке»).


Оборудование:

  • Два фланелеграфа, две иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина (образец + разрезанный на шесть частей по вертикали и горизонтали);

  • Плоско- печатные изображения насекомых: мухи, комара, шмеля.



Предварительная работа:

  • Чтение сказок А.С.Пушкина

  • Разучивание стихотворений.

  • Рисование эпизодов сказок.

  • Слушание музыкальных фрагментов из оперы Н .А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»: «Полет шмеля», «Три чуда», «Колыбельная».



Музыкальный репертуар:

  • Песня «Лукоморье», музыка А.Пинегин, А Усачев, группа «Светофор»

  • «Удивительные сказки детства», музыка Н.Б.Караваевой

«Во саду ли, в огороде», русская нар. мел.

  • «Коробейники», русская нар. мел.

  • «Танец», музыка Ферро


Музейная страничка. Задачи:

  • Создать хорошее, радостное настроение.

  • Расширить кругозор детей.

  • Воспитывать в детях уважение и интерес к культуре своей страны.


Оборудование:

  • Познакомить детей с биографией поэта, используя как иллюстрации рассказа картины, миниатюры, портреты, созданные в «пушкинскую эпоху» и работы современных художников и скульпторов.

  • Рассказ сопровождается презентацией. Слайды расположены в последовательности, помогающей рассказать о жизни поэта от рождения до роковой дуэли на Чёрной речке.



Ход досуга:


Ведущий:

Сегодня мы поговорим о творчестве и биографии великого русского поэта А.С.Пушкина.


Блок музейного педагога

Презентация. Слайды:

  • П.Верещагин «Вид Московского кремля в 18 веке»

  • К. Местр «Пушкин в детстве»

  • Е. Гейтман «А.С.Пушкин»

  • А.Мартынов «Царское село. Садовая улица» (вид здания Лицея)

  • И.Репин «А.С.Пушкин в день выпуска в Лицее 8 января 1815 года»

  • К.Сомов «Пушкин за работой»

  • Н.Ге «И.И.Пущин у А.С.Пушкина в Михайловском»

  • В.Попков «Александр Сергеевич Пушкин. Осенние дожди»

  • А.Брюллов «Н.Н.Пушкина»

  • О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина»

  • В. А.Тропинин «Портрет А.С.Пушкина»

  • Е.Моисеенко «Памяти поэта»

  • М.К.Аникушин . Памятник А.С.Пушкину в Санкт-Петербурге

  • А.Опекушин. Памятник А.С.Пушкину в Москве.

  • Р.Бах. Памятник А.С.Пушкину в Царском селе.

  • А.Ковалёв. Памятник А.С.Пушкину в Киеве.

  • С.Комов. Памятник А.С.Пушкину в Твери на набережной реки Волги.


Ведущий:

Давайте вспомним, какие замечательные сказки написал А.С.Пушкин?

(Дети называют сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и о могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

Молодцы! А сейчас я предлагаю вам отправиться в сказочную страну!

Дети инсценируют песню «Лукоморье», музыка А.Пинегина


Ведущий:

Вот мы с вами и в сказочной стране. Здесь нас ждут интересные задания.

Вот первое задание.


Блок тифлопедагога


1.Детям предлагается найти атрибуты, которые относятся к сказкам А.С.Пушкина.

(зеркало, кораблик, рыбка, лебедь, бочка, белка, орешки, корыто)

Дети, отбирая тот или иной предмет, говорят, к какой сказке он относится.

( Зеркало к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», кораблик к «Сказке о царе Салтане…», рыбка к «Сказке о рыбаке и рыбке», лебедь к «Сказке о царе Салтане…», бочка к «Сказке о царе Салтане…», белка к «Сказке о царе Салтане…», орешки к «Сказке о царе Салтане…», корыто к «Сказке о рыбаке и рыбке»

2.Дети делятся на две команды и собирают из разрезных картинок иллюстрации к сказкам «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане».


3. А теперь, кто скажет, в какой последовательности появились насекомые в «Сказке о царе Салтане»? ( В сказке появились: муха, комар, шмель)

Выложить на фланелеграфе: муха, комар, шмель.


Ведущий:

А теперь проверим, как наши дети знают сказки А.С.Пушкина.

Отгадайте, из какой сказки эти отрывки:


Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.(«Сказка о рыбаке и рыбке»)


Перед ним во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)


Жил был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он.

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

Петушок с высокой спицы

Стал теперь его границей. («Сказка о золотом петушке»)


Пошёл поп по базару

Посмотреть кой- какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)


Ведущий:

Молодцы! А вы можете прочитать отрывки из сказок А.С.Пушкина? ( Да, можем)


Дети:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в скором беге-

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор.


Ведущий:

Вот сейчас наши дети продемонстрируют свою силу, сплочённость и ловкость, как настоящие богатыри.


Эстафета «Богатыри».

Цель: упражнять детей в прокатывании мягкого бревна вперед, развивать ловкость, быстроту.

Оборудование: два бревна мягких, 1 м длиной, 30 см в диаметре, контрольная лента.

Содержание: Дети делятся на две команды, строятся в две колонны. Перед первым игроком на полу лежит « бревно». По сигналу игроки движутся вперед, прокатывая «бревно» вперед к контрольной ленте(расстояние 5-6м).Затем перешагивают через «бревно» и прокатывают его назад до второго игрока, передают эстафету. Первый игрок встает в конец колонны, второй игрок продолжает эстафету. Выигрывает колонна, быстрее выполнившая задание.


Ведущий:

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые,

Ядра – чистый изумруд,

Белку холят, берегут…


Ритмопластика «Белочки с орешками», русская нар. мел. « Во саду ли, в огороде».


Инсценировка:

Вот пошёл он к синему морю;

Видит – море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила…


Рыбка: Чего тебе надобно, старче?


Ведущий: Ей с поклоном старик отвечает…


Старик:

Смилуйся, государыня, рыбка,

Разбранила меня старуха,

Не дает старику, мне покою.

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось.


Рыбка: Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто.


Ведущий:

Попробуем и мы поймать «золотую» рыбку.


Эстафета «Невод».

Цель: упражнять детей в беге, развивать ловкость, пространственную ориентировку.

Оборудование: «невод»- плетенная сетка длиной 2м, шириной1м.

Содержание: Играют все дети, выбираются два ловишки, которые будут держать в руках «невод». На слово «Лови!» дети перебегают на противоположную сторону площадки, увертываясь от «невода». Кто попался в «невод» идет к краю площадки. Проводится подсчет пойманных ребят, затем меняются ловишки, игра продолжается. В конце игры отмечается самые ловкие ловишки и ни разу не попавшиеся дети.


Ведущий:

Послушайте ещё отрывок из сказки «О попе и работнике его Балде».


Нужен мне работник:

Конюх, повар и плотник,

Где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?


Танец с ложками. Музыка русская народная «Коробейники».


Где тебе тягаться со мною,

Со мною, с самим Балдою!

Экого послали супостата!

Подожди-ка моего меньшого брата.


Ведущий:

Давайте вспомним, как Балда обманул чертей и прибежал первым? (Балда принес мешок с зайцем)

Эстафета «Зайцы»

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Оборудование:обручи-4 штуки по числу команд, контрольная лента.

Содержание: Играющие делятся на две команды и выстраиваются в две колонны за чертой. Перед каждой командой лежат обручи, расстояние между ними по 15-20см.По сигналу дети, стоящие первыми в колоннах, прыгают на двух ногах через обручи до контрольной ленты. Возвращаются назад бегом и, дотронувшись рукой до следующего игрока своей команды, становятся в конец колонны. Когда последний в колонне выполнит задание, вся команда поднимает руки вверх.


Ведущий:

В сказочной стране много играют, рассказывают стихи. Давайте потанцуем.


«Танец в парах», музыка Ферро


На вступление к песне дети встают на свои места.


Песня «Удивительные сказки детства», слова и музыка Н.Б.Караваевой


Ведущий:

К нам приходят

Пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова – алмазы

На вечерний бархат тишины.


Ведущий:

Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. И вас, дорогие ребята, ждёт угощение в волшебном сундучке золотые орешки от Белочки за то, что вы знаете и любите сказки А.С.Пушкина.


Дарит детям сундучок с орешками.






Список используемой литературы:


1.А. С. Пушкин. Сказки- Ростов н/Д: Антураж,2008г.


2. Т. И. Суворова «Музыкальная палитра» СПб, 2005г.

«Танец белки с орешками»- «Танцевальная ритмика для детей» Выпуск2


3.Т. И. Суворова «Музыкальная палитра» СПб, 2004г.

«Танец с ложками»- «Танцевальная ритмика для детей»


4. «Весенний бал» автор- составитель Г. П. Федорова СПб «Детство-пресс» , 2000г.

«Танец в парах» А. Ферро











Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Глухая пора листопада»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: