Сценарий урока на тему «Расскажи нам, Ямал»


Сценарий урока на тему «Расскажи нам, Ямал»


Ведущий: С разных уголков нашей большой родины съехались мы сюда на необъятные северные просторы. Мы полюбили этот край, этот город. С большим интересом мы узнаём историю Ямала и знакомимся с добрым гостеприимным народом, живущим испокон века на этой земле.

Дети исполняют песню «Мой Ямал»

Чтец: Расскажи нам, Ямал, о рожденье своём

Как в дремучих веках ты явился на свет

Как припал к ледяной материнской груди

И растил богатырскую силу свою

Чтобы стать великаном с великой судьбой

И чтоб алые звёзды взошли над тобой

(шум моря, шум метели)

Чтец: Всемогущий вольный ветер

Что без рук, без ног родился,

На проворных мчался крыльях,

Обгоняя горы-волны.

Вот увидел он на волнах

Колыбельку ледяную.

Он за ней помчался быстро

И ударил грудью люльку.

В черепки разбилась люлька,

Только искры заблистали.

Только льдинки разлетелись

И тогда-то и тогда-то

Круглой тучею китовой

Из глубин седого моря

Показался полуостров

И волна большого моря

В нём тотчас узнала сына,

Безымянного мальчишку-

И растаявшим от счастья

Языком она сказала:

«Да зовёшься ты Ямалом»

(Край земли то имя значит)

И, рукою материнской

Сына волосы взъерошив,

Обняла волна морская

Сына славного Ямала.

Ведущий 1: Легенду эту рассказал нам удивительный человек, талантливый поэт, известный всем ямальцам Леонид Васильевич Лапцуй. С его творчеством вы познакомились на уроке, с удовольствием читали его произведения. И с радостью некоторые из них послушаем сегодня.

Ведущий 2: Просторы Ямала – тундровые просторы. М. В. Ломоносов назвал тундру «местами, мохом заросшими» Леонид Лапцуй написал о ней:

На севере России где-то

Под бледнолицею луной

Она, как снежная планета,

Блестит безмолвной белизной

(Шум метели)

Ведущий: Кто же был первым на этой «снежной планете»?

Чтец: Стихотворение Л. Лапцуя «Он был первым»

За семидесятой параллелью, как и ныне в давние века

С песнями надрывными метели

Ворошили плотные снега.

Двести дней в году бушует вьюга

И волна буранная поёт

Тетевой натянутого лука.

Здесь живёт мой маленький народ.

Не дошла до нас молва людская

И в легендах нет следов когда,

Тундру в первый раз обозревая,

Предок мой пожаловал сюда.

Дикие немереные дали

Молча, распахнулись перед ним.

Радуги сиянья полыхали

Над безмолвным морем ледяным.

Инеем запорошило брови

Наплывал со всех сторон мороз,

Свежие документы:  Урок литературного чтения в 1 классе "Стихи о зиме. С.Есенин. "Поет зима - аукает"

Но мой предок-

Корень мой по крови,-

Обращаясь к тундре, произнёс:

— Для меня родная ты отныне.

И по праву первого в краю

Жителя тебе сегодня имя

Я навеки вечные даю

Нарекаю я тебя Ямалом

По-ненецки это край земли

И суровый север седоглавый

Уступив, склонился перед ним.

Ведущий 1:Так по мнению поэта, из песенных звуков природы появилось у ненцев это волшебное слово Ямал, имя их родины.

Ведущий 2: Может быть, в этих стихах предсказана и песенная судьба народа. Оказывается, песня повсюду сопровождает коренного северянина: каслания по тундре, ловля упряжных оленей, игры детей, ожидание мужа и отца с промысла, воспитание ребёнка, да и сама бесконечная полярная ночь – всё это повод для пения, для рождения неповторимых напевов.

(Прослушивание в записи ненецких народных песен)

Ведущий 1: Музыку ко многим песням написал первый ямальский композитор Семён Няруй. Песни Семёна Няруя неотделимы от истории своего края, народа. В них отражены праздники и будни, стремления, раздумья, чувства коренных жителей.

Исполняется песня на музыку С. Няруя «Тэтэль- вэтэль», Суляко»

Ведущий 2: Особенно широко бытует среди тундрового населения личная песня и танец – импровизированные, в которую поющий и танцующий вкладывает своё понимание окружающей действительности. В каждом движении танца свой смысл.

Мальчики исполняют национальный ненецкий танец с бубнами.

Чтец: Стихотворение Романа Ругина «Салехард»

Ведущий 2: Богат фольклор северных народов. Из глубины веков дошли до нас былины, сказки, загадки, приметы. В стойбищах появились собиратели сказок, сказов, легенд. Таким был Иван Истомин. Сочиняли сказки бабушки и дедушки своим детям и внукам, чтобы дети знали и любили свой край, птиц и зверей – всё чем богата северная земля.

Иван Истомин слушал, записывал, чтобы потом рассказать нам.

Исценирование сказки «Снегирь и мышонок» группой детей.


Чтец: Стихотворение Р. Ругина «Приметы»

Как много было в старину примет!

Иных из них в помине больше нет.

Другие в нас живут ещё пока

И часто сами рвутся с языка.

Приметы прежде запрещали нам

Зверей священных звать по именам,

Иначе не увидишь ты, хоть плачь.

В своей охоте никаких удач.

Не плюй в огонь – обидится огонь,

И дерево священное не тронь.

В священном месте – жертву принеси

И в рыбной ловле счастья попроси.

Ведущий 1: А всеми любимые загадки ненецкий народ называет хобцоко в переводе, то что найденною Лучшие представители литературы Ямала умело используют загадки в своих произведениях.

Свежие документы:  Урок литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Парус"

Целый день у порога согнувшись, лежит.

Позовёшь на охоту – впереди побежит. Кто это?

Ведущий 2: С множеством загадок мы встретились, читая поэму Л. Лапцуя «Эдейко». Мы их отгадали. А вы?

Вот сова с холма взлетела

И выводит виражи…

И на что им эта птица

Несъедобная, скажи?

Очень важно, чтоб охотник

Знал, куда летит сова,

Потому, что по науке наших дедов и отцов,

По следам совы капканы

Надо ставить на … кого? Песцов.


В ночь бездонную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?

Олень

Посмотри, какой он рябенький

И задиристый на вид,

И уже на ножках слабеньких

Хоть качаясь, но стоит! Кто?

Оленёнок

Ведущий 2: Мы сегодня ещё раз убедились, какой талантливый и трудолюбивый народ живёт и трудится в этом суровом на первый взгляд, краю, имя которому – Ямал. Мы гордимся тем, что живём здесь, изучаем культуру и историю, узнаём традиции этого удивительного народа. Сами пробуем запечатлеть интересные моменты из жизни ненцев, природу с помощью кисти, карандашей.

Демонстрируется выставка рисунков «Наш Ямал»

Чтец: Стихотворение Ивана Истомина «На Ямале мы живём»

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на Севере живём

Вот заря, как знамя, реет

Солнца луч ударил ввысь

Из столицы в это время

Позывные донеслись

Будет день такой, что любо

Сразу тундра ожила:

И спешат навстречу людям

И заботы, и дела.

Песню «Наш край» исполнят все дети.



























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: