Технология развития критического мышления на уроках чтения на примере русской народной сказки




Технология развития критического мышления на уроках чтения

на примере русской народной сказки.




Васеева Наталья Михайловна,

МБОУ г. Иркутска СОШ № 34,

учитель начальных классов.


Теоретический материал.

Стадия вызова (актуализация субъективного опыта)


Цель вызова: — учить логически мыслить, рассуждать, высказывать свою

точку зрения, делать выводы.

Деятельность учителя:

— заинтересовать учащихся новой работой;

— конкретизировать имеющиеся знания путем рассуждений, доказательств подвести к единому мнению.

Деятельность учащихся: — вспоминают изученный материал, рассуждают, делают выводы


Стадия осмысления (реализация)


Цель стадии: — развивать речь;

— учить дискутировать, размышлять, используя небольшой опыт;

— учить доказывать свое суждение, невзирая на авторитет.

Деятельность учителя: — сохранение интереса к заданию при непосредственной работе с новой информацией,

-постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»;

— создание коллизий на уроке.

Деятельность учащихся: — увидеть необычность работы, сделать вывод.


Информация, полученная на второй стадии, выслушивается, обсуждается, работа ведется индивидуально – в парах – коллективно.


Стадия рефлексии.


Цель стадии: — овладеть процедурой разработки творческих заданий.

Деятельность учителя: — вернуть к первоначальным знаниям, внести

изменения, дополнения, на основе изученной информации дать

творческое домашнее задание.

Деятельность учащихся: — соотносят информацию со «старой», используя

знания, полученные на стадии осмысления.


Творческая переработка, анализ информации, работа ведется индивидуально – в парах – коллективно.



Тема: Русские народные сказки.

Цель: развивать критическое мышление путем интерактивного

включения учащихся в образовательный процесс;

развивать умение сотрудничать и работать в группах


Оборудование: вопросы викторины, тест «Верные и неверные

высказывания», литература для выставки: русские народные

и авторские сказки, распечатки текстов на цветных листах

распечатка таблицы (синквейн)


Стадия вызова (актуализация субъективного опыта)


А было это, голубчик в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на луну

Тогда сказки по воздуху летали.

А я за ними на золотом коне скакала

Да в мешок эти сказки собирала.


— О чем мы будем сегодня говорить? (О сказках)


2. Индивидуальная работа по тестам с предварительным высказыванием мнений, что такое сказка.


— Возьмите листочки. Если вы согласны с высказыванием «+», если нет «-».



Тест «Верные и неверные высказывания»


  1. Сказка – вымышленный рассказ, выдумка.

  2. Сказки делятся на три группы: волшебные, бытовые, о животных.

  3. Сказки бывают авторские и любимые.

  4. В сказке всегда побеждает добро.

  5. Сказки всегда начинаются со слов: «жили-были …»



-Знаете ли вы, что такое сказка? (Сказка – произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил)


Стадия осмысления (реализация)


  1. Работа с книгами. (На доске выставка книг.)


На выставке вы видите книги.

— На какие 2 группы можете их разделить? (Дети делят книги на группы: сказки народные и авторские. Остается одна книга, которая не относится ни к одной из групп.)


— Почему вы разделили именно так? (Сказки народные и авторские. У народных сказок автор – народ, а авторские написал писатель.)

— Возьмите лист с вопросами викторины.

— Назовите сказку и автора этой сказки. (На столах распечатки текстов.)


1) Улетела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? ( «Царевна – лягушка», народная, волшебная)


2) Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом,

Белка там живет ручная,

Да затейница какая! (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …», авторская)


3) Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла. (Х.К. Андерсен «Дюймовочка», авторская)


4) Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.

Очень вкусная вода в ямке из копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», народная, волшебная)


— Проверим.


— Чем эти сказки отличаются?


— Много ли сказок на свете?

— Попробуйте их сосчитать так, как сосчитать все звезды, деревья в лесу, капли в море

2. Работа по ключевым словам.


— По ключевым словам определите сказку.



1) Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. («Царевна – лягушка». Русская народная сказка. Волшебная.)


2) Заяц, Лиса, Дедушка, Бабушка, Волк. («Колобок». Сказка о животных.)


3) Чугунок, солдат, топор. («Каша из топора». Бытовая сказка.)



— Проверим.

— Что их объединяет? (Все эти сказки русские народные.)

— Одинаковы ли сказки по своему содержанию? (волшебные, о животных, бытовые)

В чем различие?






3. Работа с иллюстрацией.


— Рассмотрите иллюстрации и соотнесите её с надписью. (На экране записаны слова: волшебные, о животных, бытовые. Иллюстрации к сказкам «Царевна – лягушка», «Колобок», «Каша из топора».)


— Объясните свой выбор.


4. Работа с поговоркой.


— Согласны ли вы, что «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

— Почему.

— Как вы понимаете эти слова? (сказки учат, преподносят урок)


5. — Я прочитаю вам сказку.

В доме у нас жил ёжик, он был ручной.

Когда его гладили, он прижимал к спине колючки

и делался совсем мягким. За это его прозвали Пушком.

(Отрывок из рассказа Георгия Скребицкого «Пушок»)


— Какая это сказка? (Это не сказка, а рассказ)

— Почему вы так считаете?


5. Обобщение.

Цветовые сигналы.


— Перед вами три цветных листа с текстами.

— Какую работу вам предстоит выполнить? (Назвать сказку, кто автор, и какая сказка: вид сказки)


Розовый (волшебная)

Зеленый (бытовая)

Желтый (о животных)

Жили старичок со старухой; у них была дочка да сыночек маленький.

— Дочка, дочка! – говорит мать. – Мы пойдем на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.


(Русская народная сказка «Гуси – лебеди»).

Купался богатый купец в реке, попал на глубокое место и стал тонуть. Шёл мимо старик мужик – серячок, услыхал крик, кинулся – и купца из воды вытащил. Купец не знает, как старика благодарить: позвал к себе в город. Угостил хорошенько и подарил ему кусок золота величиной с конскую голову.


(Русская народная сказка «Мена»).

Жил – был старик, у него были кот да петух. Старик ушёл в лес на работу, кот понес ему есть, а петуха оставил стеречь дом. На ту пору пришла лиса:

Кукареку, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.


(Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»).



Стадия рефлексии.


1. – Заполните таблицу, ответив на следующие вопросы.

(Заполнение таблицы по вопросам)


1) Как мы назовем все то, что придумано и отражает мечты народа? (Сказка)

2) Какими по содержанию бывают сказки? (Волшебные, бытовые)

3) Для чего придумали сказки? (Читать, пересказывать, учить)

4) Какие мысли рождает сказка, когда вы ее прочитаете? (Сказка – ложь, да в ней намек …)

5) Как по — другому сказать о сказке? (Фантазия, выдумка)


1.Имя существительное, выраженное, одним словом


2.Описание темы в двух словах

(двумя именами прилагательными)


3.Описание действия тремя словами (глаголы)


4.Фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме


5.Слово — синоним




2. Рефлексивные вопросы.


— Были ли моменты радости, удовлетворения от своих правильных ответов?

— За что можете похвалить своего соседа?

— За что можете похвалить себя?
























Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Образ учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: