Технология развития критического мышления на уроках чтения
на примере русской народной сказки.
Васеева Наталья Михайловна,
МБОУ г. Иркутска СОШ № 34,
учитель начальных классов.
Теоретический материал.
Стадия вызова (актуализация субъективного опыта)
Цель вызова: — учить логически мыслить, рассуждать, высказывать свою
точку зрения, делать выводы.
Деятельность учителя:
— заинтересовать учащихся новой работой;
— конкретизировать имеющиеся знания путем рассуждений, доказательств подвести к единому мнению.
Деятельность учащихся: — вспоминают изученный материал, рассуждают, делают выводы
Стадия осмысления (реализация)
Цель стадии: — развивать речь;
— учить дискутировать, размышлять, используя небольшой опыт;
— учить доказывать свое суждение, невзирая на авторитет.
Деятельность учителя: — сохранение интереса к заданию при непосредственной работе с новой информацией,
-постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»;
— создание коллизий на уроке.
Деятельность учащихся: — увидеть необычность работы, сделать вывод.
Информация, полученная на второй стадии, выслушивается, обсуждается, работа ведется индивидуально – в парах – коллективно.
Стадия рефлексии.
Цель стадии: — овладеть процедурой разработки творческих заданий.
Деятельность учителя: — вернуть к первоначальным знаниям, внести
изменения, дополнения, на основе изученной информации дать
творческое домашнее задание.
Деятельность учащихся: — соотносят информацию со «старой», используя
знания, полученные на стадии осмысления.
Творческая переработка, анализ информации, работа ведется индивидуально – в парах – коллективно.
Тема: Русские народные сказки.
Цель: развивать критическое мышление путем интерактивного
включения учащихся в образовательный процесс;
развивать умение сотрудничать и работать в группах
Оборудование: вопросы викторины, тест «Верные и неверные
высказывания», литература для выставки: русские народные
и авторские сказки, распечатки текстов на цветных листах
распечатка таблицы (синквейн)
Стадия вызова (актуализация субъективного опыта)
А было это, голубчик в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну
Тогда сказки по воздуху летали.
А я за ними на золотом коне скакала
Да в мешок эти сказки собирала.
— О чем мы будем сегодня говорить? (О сказках)
2. Индивидуальная работа по тестам с предварительным высказыванием мнений, что такое сказка.
— Возьмите листочки. Если вы согласны с высказыванием «+», если нет «-».
-Знаете ли вы, что такое сказка? (Сказка – произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил)
Стадия осмысления (реализация)
Работа с книгами. (На доске выставка книг.)
— На выставке вы видите книги.
— На какие 2 группы можете их разделить? (Дети делят книги на группы: сказки народные и авторские. Остается одна книга, которая не относится ни к одной из групп.)
— Почему вы разделили именно так? (Сказки народные и авторские. У народных сказок автор – народ, а авторские написал писатель.)
— Возьмите лист с вопросами викторины.
— Назовите сказку и автора этой сказки. (На столах распечатки текстов.)
1) Улетела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? ( «Царевна – лягушка», народная, волшебная)
2) Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом,
Белка там живет ручная,
Да затейница какая! (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …», авторская)
3) Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла. (Х.К. Андерсен «Дюймовочка», авторская)
4) Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.
Очень вкусная вода в ямке из копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», народная, волшебная)
— Проверим.
— Чем эти сказки отличаются?
— Много ли сказок на свете?
— Попробуйте их сосчитать так, как сосчитать все звезды, деревья в лесу, капли в море
2. Работа по ключевым словам.
— По ключевым словам определите сказку.
1) Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. («Царевна – лягушка». Русская народная сказка. Волшебная.)
2) Заяц, Лиса, Дедушка, Бабушка, Волк. («Колобок». Сказка о животных.)
3) Чугунок, солдат, топор. («Каша из топора». Бытовая сказка.)
— Проверим.
— Что их объединяет? (Все эти сказки русские народные.)
— Одинаковы ли сказки по своему содержанию? (волшебные, о животных, бытовые)
— В чем различие?
3. Работа с иллюстрацией.
— Рассмотрите иллюстрации и соотнесите её с надписью. (На экране записаны слова: волшебные, о животных, бытовые. Иллюстрации к сказкам «Царевна – лягушка», «Колобок», «Каша из топора».)
— Объясните свой выбор.
4. Работа с поговоркой.
— Согласны ли вы, что «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
— Почему.
— Как вы понимаете эти слова? (сказки учат, преподносят урок)
5. — Я прочитаю вам сказку.
В доме у нас жил ёжик, он был ручной.
Когда его гладили, он прижимал к спине колючки
и делался совсем мягким. За это его прозвали Пушком.
(Отрывок из рассказа Георгия Скребицкого «Пушок»)
— Какая это сказка? (Это не сказка, а рассказ)
— Почему вы так считаете?
5. Обобщение.
Цветовые сигналы.
— Перед вами три цветных листа с текстами.
— Какую работу вам предстоит выполнить? (Назвать сказку, кто автор, и какая сказка: вид сказки)
Зеленый (бытовая) | Желтый (о животных) | |
Жили старичок со старухой; у них была дочка да сыночек маленький. — Дочка, дочка! – говорит мать. – Мы пойдем на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.
(Русская народная сказка «Гуси – лебеди»). | Купался богатый купец в реке, попал на глубокое место и стал тонуть. Шёл мимо старик мужик – серячок, услыхал крик, кинулся – и купца из воды вытащил. Купец не знает, как старика благодарить: позвал к себе в город. Угостил хорошенько и подарил ему кусок золота величиной с конскую голову.
(Русская народная сказка «Мена»). | Жил – был старик, у него были кот да петух. Старик ушёл в лес на работу, кот понес ему есть, а петуха оставил стеречь дом. На ту пору пришла лиса: Кукареку, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку.
(Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»).
|
Стадия рефлексии.
1. – Заполните таблицу, ответив на следующие вопросы.
(Заполнение таблицы по вопросам)
1) Как мы назовем все то, что придумано и отражает мечты народа? (Сказка)
2) Какими по содержанию бывают сказки? (Волшебные, бытовые)
3) Для чего придумали сказки? (Читать, пересказывать, учить)
4) Какие мысли рождает сказка, когда вы ее прочитаете? (Сказка – ложь, да в ней намек …)
5) Как по — другому сказать о сказке? (Фантазия, выдумка)
| |
2.Описание темы в двух словах (двумя именами прилагательными) |
|
3.Описание действия тремя словами (глаголы) |
|
4.Фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме |
|
5.Слово — синоним |
|
2. Рефлексивные вопросы.
— Были ли моменты радости, удовлетворения от своих правильных ответов?
— За что можете похвалить своего соседа?
— За что можете похвалить себя?