Тема урока: «Литературная сказка русских писателей. Ее жанровое своеобразие.» 5 Класс


Технологическая карта урока.

Учитель: Орлова Жанна Сергеевна, МБОУ «Гимназия № 8», г Энгельс.

Предмет : литература

Класс : 5 «Б»

Авторы УМК: « Литература» 5-9 классы./ автор-составитель В. Я. Коровина, издательство « Просвещение»,2012 г., в 2 частях.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Тема урока: «Литературная сказка русских писателей. Ее жанровое своеобразие.»

Основные образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Основные методы в рамках образовательных технологий: 1.личностно-ориентированные технологии-конструирование материала с учетом субъективного опыта; методы стимулирования ученика к самоценной образовательной деятельности; метод анализа, синтеза, обобщения; 2.Здоровьесберегающие технологии – чередование видов деятельности, учет степени сложности заданий в соответствии с возможностями ученика, отношение в системе « Учитель- ученик».

Техническое оборудование: мультимедиа.

Дидактическое обеспечение: раздаточный материал( кроссворды, карточки с заданием, предметы, связанные с литературными героями) .

Цель урока : формирование системы знаний по литературной сказке, выстраивание обобщающих внутритемных и межтемных связей, развитие самостоятельности.













Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся через УУД

Планируемый результат

Мотивация к учебной деятельности

Выработка на личностно значимом уровне готовности к реализации требований учебной деятельности, темы и цели урока

Приветствие, проверка подготовленности к учебному процессу.


Включаются в ритм урока.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (К),организация своей учебной деятельности (Р)Ю мотивация учения(Л)

Этап актуализации и формулирование проблем

Актуализация знаний с формулированием проблем

Звучит музыка ( заставка к телепередаче « В гостях у сказки». Учащиеся распределены на группы. На каждом столе лежат предметы, связанные с героями литературных сказок.

Учитель дает задание: назовите сказку и ее автора. А теперь в группах я предлагаю вам продолжить перечень известных вам литературных сказок.

Задает вопрос: «Ребята, какова тема нашего урока?» « А теперь давайте сформулируем цели урока ?»

Слайд 1( тема и цель урока).

Групповая работа « Что общего у литературной и народной сказки?» Вторая – « Чем литературная сказка отличается от народной?»

Группа экспертов оценивает ответы одноклассников.

Проверка и формулирование проблем

Слайд2 и слайд 3


Работа в группах по выполнению задания, совместная формулировка темы и цели урока




Учащиеся выполняют задание, анализируют языковой материал, выражают свои мысли, проговаривая во внешней речи, выявляя затруднения и причины их возникновения.

Поиск и выделение необходимой информации; умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания (П).Постановка учебной задачи, умение планировать и оценивать свои действия (Р). Умение формулировать свое мнение и слушать собеседника (К).

Систематизация знаний

Формулировать у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности, систематизировать и обобщать знания по теме « Литературная сказка».

Учитель предлагает задание: вспомнить все литературные сказки, которые мы изучали в течение этого года и записать их в том порядке. в котором они расположены в учебнике.

Слайд4



Учитель задает вопросы: « Почему авторы учебника выбрали для изучения именно эти сказки?»

« Что их связывает?»

« Почему они расположены именно в таком порядке?»

« Какое место в вашей жизни занимает сказка?» « Почему их любят читать и взрослые и дети?»

Учащиеся работают в группах, выполняя задание, отбирают учебный материал, обобщают и анализируют.

Умение регулировать свою учебную деятельность (Р). Самостоятельная работа с учебным материалом, умение находить главное и второстепенное, анализировать и систематизировать( П ).Оценивать себя, развитие познавательного интереса( Л). Умение формулировать свое мнение, умение общаться,, слушать собеседника(К).



Организует физминутку

Проводят заранее подготовленные дети


Включения изученного в систему знаний

Включение нового способа действия и применения на практике.

«История создания – одна из особенностей литературной сказки» Предлагает обучающимся угадать сказку по истории ее создания.

Учитель: « А какие истории написания литературных сказок знаете вы?»

Учитель предлагает еще одно задание: выразительное чтение отрывка сказки и работа с языковыми особенностями фрагмента.

Слайд 5

Заранее подготовленные ученики рассказывают истории создания литературных сказок(3)

Одноклассники предлагают свои ответы.



Учащиеся работают в группе, систематизируют и отбирают материал, наблюдают за языком произведенияи, взаимопроверка.

Умение самостоятельно или с помощью учителя получать новые знания, самостоятельно работать с учебным материалом (П). Умение регулировать свою учебную деятельность( Р ). Умение общаться, оценивать действия участников образовательного процесса ( К ).

Этап закрепления системы знаний


Предлагает составить синквейн на тему « Литературная сказка»


Учащиеся составляют синквейны. работают в группах, делая выводы. Проговаривают во внешней речи

Умение формулировать свое мнение, умение общаться,, слушать собеседника(К). ). Оценка деятельности, саморегуляция( Р).Самостоятельная работа с учебным материалом, умение находить главное и второстепенное, анализировать и систематизировать ( П ).

Домашнее задание


Учитель предлагает задание на выбор.

1.Составить шуточные объявления от лица литературных героев.

2. Пересказать сказку «Три медведя» Л. Н. Толстова от лица главного героя сказки.



рефлексии

Самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия

А теперь нам предстоит оценить свою работу на уроке. Перед вами лежат в конвертах квадратики разного цвета: красного., зеленого , желтого. В начале урока мы свами сформулировали цели, а теперь выясним, достигли ли мы их. Если зеленый квадратик- цель достигнута, все понятно; желтый- испытывал затруднения; красный- не достиг цели, не понял, были трудности.




Учащиеся выбирают нужный цвет, анализируя свою деятельность на уроке.






Способность к самооценке.( Л). Оценка деятельности, саморегуляция( Р).Умение формулировать свое мнение, слушать собеседника.(К).


Свежие документы:  Конспект урока по литературе "Моя семья - моя крепость" (по повести Н. Абгарян "Манюня") 5 класс



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: