Цели:
Знакомство и анализ рассказа В.Драгунского «Друг детства»
Развитие навыка выразительного чтения
Обогащение словарного запаса учащихся.
Развитие коммуникативных способностей.
Воспитание любви к окружающим вещам.
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка. Скороговорка.
На меду медовик, а мне не до медовика.
— Прочитайте вполголоса. Хором.
— Какие слова непонятны? Кто объяснит?
— Расскажите скороговорку друг другу в парах.
3. Актуализация знаний.
— У кого гостят Маша и Миша ? (У ёжика и медвежонка)
— О чём мы читали рассказы и стихи у ёжика и медвежонка?(о любви)
— Какие секреты любви мы разгадали?
(любовь матери к своим детям.Любовь к родителям — рассказ И.Тургенева «Воробей», Морис Карем «Ослик»)
(любовь к животным — стих. М. Бородицкой «Котёнок»., Э.Мошковской «Кому хорошо»).
4. Проверка домашнего задания.
— Кто выучил стихотворение Э. Мошковской «Кому хорошо»?
— Так кому же хорошо?… («Как хорошо тому, у кого кто-нибудь есть») — домашний питомец, о котором можно заботиться.
5. Постановка цели.
— Ребята, как вы думаете, а любить и заботиться можно только о живых существах- человеке, животном?…
— Отгадайте фамилию автора рассказа, с который мы будем сегодня знакомиться:
СКА ГУН ДРА (ДРАГУНСКИЙ)
— Исправьте ошибку (Драгунский)
Портрет В. Драгунского (1913 — 1972гг.)
-Что вы о нём знаете? (Родился в 1913 году, мечтал быть клоуном, но стал известным детским писателем, выступал в цирке.)
— Какие рассказы Драгунского мы читали на уроках литературного чтения? («Что я люблю», «Что любит Мишка».)
— Кто главный герой рассказов Драгунского? (Дениска)
— Да, главный герой его произведений — младший сын писателя Дениска. Много смешных случаев происходило с ним. Денис Драгунский давно вырос, а Дениска Кораблёв так и остался озорным мальчишкой. Виктор Драгунский умер почти 40 лет назад. Но книги его с удовольствием читают современные мальчишки и девчонки.
— Вы читали рассказы Драгунского дома, давайте проверим, а насколько внимательно? Я называю предмет, а вы — название рассказа, в котором о нём говорится.
Шишки («Заколдованная буква»)
Звонок («Смерть шпиона Гадюкина»)
Манная крупа («Тайное становится явным»)
Словарь английского языка («Англичанин Павля»)
Весы («Ровно 25 кило»)
6. Словарная работа.
— Откройте учебник на странице 153.
— Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ?
— Кто уже читал этот рассказ? Кем захотел стать Дениска? (боксёром)
— Найдите слово со звёздочкой в самом начале рассказа. (груша)
— Как вы думаете, оно многозначное?
— Где будем искать значение этого слова? (в толковом словаре)
(Рисунки: груша — дерево, плод; груша — боксёрская)
7. Знакомство с текстом.
Чтение рассказа подготовленными детьми (4 человека).
8. Анализ содержания.[]
— Автор говорит от своего лица или от лица Дениски?(От лица Дениски)
— Название текста соответствует его теме или основному переживанию? (Название уже содержит оценку, отношение к медвежонку, значит, он назван в соответствии с его основным переживанием)
Прочитайте второй вопрос.
(Медвежонок — любимый, значит, воспринимается, как живой)
1. Н.А. Чуракова Литературное чтение: 2 класс.: 1 ч., стр.155
— Можно ли по внешнему виду догадаться, что он был любимой игрушкой Дениски? (прочитайте об этом)
— Найдите в тексте причину Мишкиной облезлости, т.е. рассказ о том, как же именно Денис играл с медвежонком? («повсюду таскал за собой:»)
— Какая часть текста посвящена воспоминаниям Дениски о его дружбе с Мишкой?(На Дениску «нахлынули» воспоминания, он разволновался, он погрузился в воспоминания целиком.)
— Какое серьёзное решение принял Денис? (Не использовать Мишку в качестве боксёрской груши, Дениска раздумал быть боксёром)
— Почему этот рассказ помещён в разделе «О любви»? Провести тест. (Слайд 17)
Как мы усвоили материал, проверим по тесту. У каждого из вас лежит тест. Прочитайте, посоветуйтесь друг с другом, есть такая возможность.
Поднимите руки, кто правильно сделал.
11. Итог урока. Рефлексия.
— Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока:
— Можно ли любить и заботиться о неживых существах?
— Какой момент на уроке запомнился больше всего?
— Оцените свою работу и объясните соседу по парте свой выбор.