ТУРНИР по Литературе «УМНИКИ и УМНИЦЫ»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Торжка Тверской области.








Т У Р Н И Р


« УМНИКИ и УМНИЦЫ»


(по произведению Э.Хемингуэя

«Старик и море»)




(для старших классов)










УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


БУРТОЛИК Г.Н.


Цели мероприятия:

— проанализировать произведение Хемингуэя, используя прием «вхождения

в роль героя»;

— более широко показать биографию автора;

— выявить сценические способности учеников;

— прививать чувство гордости за то, что мы – люди, и чувство ответственности за то, что мы – люди.




Вступление.

Выступают несколько учащихся по биографии Э.Хемингуэя – человеке удивительной судьбы.


Объявляются условия и правила турнира: нужно постараться войти в образ героя.




КОНКУРС «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?»


КТО ИЗ НИХ…


  1. «…рыбачил один в своей лодке в Гольфстриме»?

старик Сантьяго.


  1. «…был первые сорок дней со стариком»?

мальчик Манолин.


  1. «…неутомимо уходила в море, таща за собой лодку»?


большая рыба-меч.


  1. «…подплыли вместе, и когда та, что была поближе, разинула пасть и вонзила зубы в серебристый бок рыбы, старик высоко поднял свою дубинку»?


акулы.



Победители в конкурсе становятся действующими лицами турнира.






ПЕРВЫЙ ТУР.

СТАРИК САНТЬЯГО.



  1. Все у Вас, Сантьяго, старое, кроме глаз. Вы помните, какого цвета Ваши глаза?


«цветом похожи на море», веселые.


  1. Сантьяго, опишите Вашу хижину. Вы можете объяснить нам, почему Вы убрали со стены фотографию своей жены?

1) из листьев королевской пальмы хижина:

кровать, стол, стул и в глинобитном полу

выемка для очага;

2) «смотреть на нее было уже тоскливо».


  1. Мальчик говорит, что занять несколько долларов – пустяки. А что Вы думаете по этому поводу?


Я стараюсь не брать в долг. «Сначала просишь

в долг, потом просишь милостыню…»


  1. Вам дал еду в долг хозяин ресторана Мартин. Он это сделал не в первый раз. Будете ли Вы проявлять благодарность? Как?


Да; «дам ему самую мясистую часть большой

рыбы».

  1. Сантьяго, Вы сами себе часто задаете вопросы: «Отчего старики так рано просыпаются? Неужели для того, чтобы продлить себе хотя бы день?» Так, все-таки, отчего старики так рано просыпаются?


Они хотят жить.


ВОПРОСЫ ДЛЯ АУДИТОРИИ:


  1. Сантьяго и могучий негр из Сьенфуэгос борются (армрестлинг). Почему старик после этой борьбы больше к этому состязанию не возвращался?


Берег правую руку.


  1. Эпизод с самкой марлина (подготовленный ученик выразительно зачитывает). Почему старика взволновал этот случай?


Мнения аудитории выслушиваем.

ВТОРОЙ ТУР.


МАЛЬЧИК МАНОЛИН.


  1. Твои родители велели ходить в море на другой лодке. Почему?


Т.к. старика называли salao

невезучий, а я должен зарабатывать

для семьи.


  1. Манолин, ты помнишь название рыбы, которую поймал старик в качестве наживки?


Сардины.


  1. Мальчик Манолин, как думаешь, почему старик велит тебе беречь себя и желает тебе жить как можно дольше?


«покуда я жив, не дам старику ловить

рыбу не евши»; забота о старике в то

время, когда сам старик не очень об

этом задумывается.


  1. Когда нужно кого-то разбудить, это делают по-разному. Манолин, как будил тебя Сантьяго?


«…легонько ухватил за ногу и держал

до тех пор, пока я не проснулся…»


  1. Манолин, ты рыбачишь с Сантьяго с 5-ти лет. Когда вы собираетесь в море, то снасти несешь ты. Ведь, наверное, это тяжело. Почему, как ты думаешь, старик давал тебе делать это?


Каждый должен был делать СВОЕ

дело, так воспитываются настоящие

мужчины.


ВОПРОС ДЛЯ АУДИТОРИИ:


  1. Почему Манолин так заботится о старике?


Он любит его, уважает; старик для него –

УЧИТЕЛЬ ЖИЗНИ.



ТРЕТИЙ ТУР.


БОЛЬШАЯ РЫБА.

  1. С какой морской глубины приплыла ты, большая рыба, чтобы сорвать у старика с лески наживку?


«сто морских саженей» (600 футов)


  1. Тебя, рыба, старик постоянно уговаривает, пока ты занимаешься наживкой. О чем уговаривает?


«Ешь, рыба, ешь…»; «поешь еще

немножко…»; «ешь, не стесняйся».


  1. Рыба, ты – настоящий борец! Как ты боролась со старым рыбаком?


«Медленно уходила прочь, тянула за

собой лодку».


NB! Выступление с чтением наизусть отрывка о том, как выглядела большая рыба.


  1. «Рыба, я с тобой не расстанусь, пока не умру». Чем бы ты смогла ответить на это?


Тем же самым выражением.


  1. Почему ты, рыба, не захотела уснуть: сама бы отдохнула и дала бы отдых старику?


Каждый хочет победить.


ВОПРОСЫ ДЛЯ АУДИТОРИИ:

1.Как старик убивает рыбу?


Всаживает в ее сердце гарпун. «…собрал

всю свою боль… остаток сил и всю свою

утраченную гордость и кинул их на поединок

с муками, которые терпела рыба».


2. «Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойного и благородного, чем ты…»

Объясните слово «благородный» в этой цитате.


3.Как старику удалось победить рыбу, убить её, хотя она «не замышляла против него никакого зла…»?

Хитростью.

ТРЕТИЙ ТУР.


А К У Л А (-Ы).


  1. Уважаемый хищник, автор повести говорит, что около старика и рыбы Вы оказались не случайно. Вы можете это объяснить?

Запах крови.


  1. Вы можете нам описать себя?

Очень большая акула породы мако,

все красиво: спина голубая, брюхо

серебряное, а кожа гладкая и

красивая; двойные губы и косо

посаженные зубы в 8 рядов (!)


  1. Акула, старик обругивает твою мать, готовясь к схватке с тобою. Как именно?

«Чума на твою мать!»


  1. С чего же ты, великолепная разбойница, начала свое пиршество – поедание добычи старика?

«Вонзилась в рыбу повыше

хвоста».


  1. Даже умирая, ты не хотела мириться. Что же ты делала?

«Лежа на спине, била хвостом и

лязгала челюстями, вспенивая воду,

как гоночная лодка».




ФИНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ-ЗАДАНИЯ:



Восстановите цитату:


Человек не для того создан, чтобы терпеть

поражения.


Человека можно уничтожить, но

его нельзя победить.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Это повесть-притча. Учитель напоминает о том, что такое притча (иносказательный рассказ с нравоучением).


ВОПРОС АУДИТОРИИ:


— В ЧЕМ НРАВОУЧЕНИЕ ЭТОЙ ПОВЕСТИ Э.ХЕМИНГУЭЯ?
























Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Г. Паустовский «Растрепанный воробей»" 3 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: