Учебный проект «Образ Бабы Яги в русских народных сказках»


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества «Звездный»

г. Астрахань





Учебный проект

«Образ Бабы Яги в русских народных сказках»

























Руководители проекта педагоги: Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.

Участники проекта дети 5-7 лет.



Название проекта: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Цель:

  • изучить образ Бабы-Яги в произведениях различных видов искусства.

  • раскрыть ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи:

  • изучить и проанализировать русские народные сказки (чтение, просмотр мультфильмов, художественных фильмов.

  • составить галерею образов Бабы Яги в произведениях художников.

  • формировать творческое рассказывание.

Объект исследования: Русские народные сказки.

Предмет исследования: образ Бабы Яги.

Методы работы:

Изучение энциклопедической литературы.

2. Анализ русских народных сказок.

3. Анкетирование.

4. Анализ работ художников, иллюстрировавших русские народные сказки и продуктов детского изобразительного творчества, посвящённых Бабе Яге.

Основополагающий вопрос: основные черты характера Бабы Яги и ее роль в русских народных сказках.

Руководители проекта: Айрумян Г.С. Ганичева Е.В.

Участники проекта: воспитанники творческого объединения «Гармония», ученики начальной школы № 33, родители, педагоги.

Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, поисково-исследовательская).

Продолжительность: с 1 февраля по 15 марта 2011 года.

Результат:

  1. Проанализирован образ Бабы Яги в произведениях различных видов искусства.

  2. Подготовлены доклады, презентация и буклеты по теме проекта.

Этапы работы:

  1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

  2. Составление плана-схемы проекта.

  3. Обсуждение проекта на собрании.

  4. Обсуждение проекта с воспитанниками т.о. «Гармония», учащимися и учителями начальных классов МОУ СОШ №33, родителями.

  5. Сбор и анализ по теме проекта.

  6. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

  7. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

  8. Презентация проекта.

Пути реализации проекта.

  1. Выступление с докладами по данной теме.

  2. Изготовление буклета-словарика.

  3. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

  4. Оформление и представление иллюстративного материала.

Содержание работы с детьми.

  1. Проведение анкетирования.

  2. Беседа «Что хорошего можно сказать про Бабу Ягу?»

  3. Чтение сказок, фрагментов из сказок с описанием Бабы Яги и их пересказ.

  4. Рассказывание сказок собственного сочинения о данном персонаже.

  5. Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, фильмов- сказок, в которых присутствует образ Бабы Яги.

  6. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями и педагогами творческих работ, докладов.

  7. Загадки, стихи и песни о Бабе Яге.

  8. Викторина по сказкам.

Содержание работы с родителями.

  1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

  2. Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).

  3. Чтение сказок с детьми.

  4. Придумывание сказок с детьми.

  5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

  6. Сбор информации, литературы, дополнительного материала (образ Бабы Яги в худ. фильмах-сказках, мультипликационных фильмах, в русских народных сказках).

  7. Проведение работы по подбору загадок, стихов и песен о Бабе Яге.













План-схема
работы с детьми и родителями по реализации проекта
«Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Сроки

Этапы работы

Ответственные



Подготовительный этап


1


Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.


Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.

2


Подготовка необходимых материалов:
список информационных источников, презентация проекта, буклет для родителей, памятки по тематике исследования, критерии для оценки работ.

Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.

3


Список необходимого оборудования (фотоаппарат, сканер, компьютер, принтер).

Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.

4


Обеспечение информирования родителей об участии детей и взрослых в проекте.

Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.



Исследования дошкольников и школьников


5


Назначение времени консультаций для детей.

Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.

6


Подготовка докладов и иллюстративного материала о Бабе Яге.

Верховцева Е.Ю.- уч. нач. кл. СОШ №33

Мамонтова Г.В. – уч. нач. кл. СОШ № 33

7


Рассматривание работ, и если необходимо – корректирование направлений исследования, предложение дополнительных вопросов и списка информационных источников.

Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.

8


Беседа с детьми: «Что хорошего можно сказать про Бабу Ягу?» (слушание докладов детей).

Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.

9


Анкетирование детей школьного возраста.

Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.

10


Выполнение коллективной аппликации и работ по рисованию.

Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.

11


Фотографирование учеников за работой.




Исследования родителей


12


Предложить родителям участвовать в проекте, познакомить с проектом подробнее.

Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.

13


Сбор информации, литературы, дополнительного материала (образ Бабы Яги в худ. фильмах-сказках, мультипликационных фильмах, в русских народных сказках). Знакомство детей с образом Бабы Яги более подробно.

Родители т.о. «Гармония»

и уч-ся 4 кл. СОШ №33




Исследования педагогов


14


Организационная работа по исследовательской деятельности (с детьми и родителями).

Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.

15


Проведение беседы: «Что хорошего можно сказать про Бабу Ягу?»

Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.

16


Составление анкет для детей.

Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.



Защита проектов и подведение итогов


17


Обработка и анализ всех полученных данных.

Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.

18


Подготовка презентации проекта.

Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.

19


Защита проекта.

Айрумян Г.С.

Ганичева Е.В.



Описание проекта

Одной из самых больших проблем современного мира является проблема нравственности. Школа – это один из оплотов нравственного воспитания детей. Педагоги постоянно затрагивают вопросы добра, понимания, взаимопомощи, любви, дружбы.

Идея создания проекта “ Образ Бабы Яги в русских народных сказках” возникла после бесед о нравственных качествах главных героев русской народной сказки.

Найдётся ли в русской сказке другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе Яге? Вот уже много лет учёные и простые читатели, взрослые и дети не могут разгадать её тайны… Кто она на самом деле, откуда взялась в наших сказках? Добрая или злая, коварная или наивная? Для ответа на этот вопрос обучающиеся школы раннего развития, учащиеся начальных классов их родители и педагоги провели огромную исследовательскую работу: проанализировали большое количество книг, художественных фильмов, мультфильмов. Так кто же она Баба Яга? Почему бы в этом не разобраться?

Полученные выводы можно использовать как на уроках развития, так и для выступлений перед воспитанниками.


1. На уроке развития в т.о. «Гармония» по теме “Русские народные сказки” ребята познакомились с положительными и отрицательными сторонами данного персонажа. У них возникло очень много вопросов:

    • Кто такая Баба Яга?

    • Откуда она появилась?

    • Почему в одних сказках она добрая, а в других злая?

Мы решили исследовать, кто же такая Баба Яга и откуда она появилась в наших сказках. Для этого мы разделили всю работу на несколько этапов и приобщили к ее реализации педагогов, родителей, обучающихся школы раннего развития и учащихся 4 классов СОШ № 33.


2. Была определена цель — изучить образ Бабы-Яги в произведениях различных видов искусства.


3. Сначала мы решили провести опрос среди учащихся младших классов, так как нам стало интересно: что думают обучающиеся о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?

2. Какой вы себе ее представляете?

3. Где она живет?

4. Чем занимается?

5. Какие средства использует Баба Яга для передвижения?

6. В каких сказках вы встречали злую Бабу Ягу?

7. В каких сказках вы встречали добрую Бабу Ягу?

8. Какая Баба Яга (добрая или злая) вам ближе? Почему?

9. Нарисуйте (красками) тот образ Бабы Яги, который вам нравится больше всего.

Наиболее заинтересовавшимся детям было предложено подготовить сообщение о Бабе Яге.


4. В школе раннего развития т.о. «Гармония» была проведена беседа на тему: «Что хорошего можно сказать про Бабу Ягу?»


5. На уроках развития воспитанники школы раннего развития посмотрели мультфильм «Летучий корабль» и выполнили коллективную работу «Там на неведомых дорожках…». Инсценировали фрагмент сказки «Гуси-лебеди».


6. Учащиеся 4 классов подготовили рисунки о Бабе Яге.


7. На уроках музыки воспитанники т. о. «Гармония» слушали песни о Бабе Яге из художественного фильма «Новогодние приключения Маши и Вити».


8. На уроках чтения дети читали и анализировали литературные произведения с участием Бабы Яги.



Для сбора материала участники проекта разделились: педагоги нашли полезную информацию в интернете и энциклопедиях, чтобы познакомиться с историческими сведениями возникновения образа Бабы-Яги.


В ходе исследования дети нашли ответы на интересующие вопросы. Прочитали много русских народных сказок, узнали значение непонятных для них слов, узнали из дополнительной литературы многое о Бабе Яге.

По сказкам дети сделали вывод о сущности образа Бабы Яги. Им очень понравилось анализировать и сочинять сказки. Дети и родители поняли, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению.


































Свежие документы:  "И дольше века длится день..." Памяти Чингиза Айтматова (Его имя носит наша школа)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: