Урок чтения в 3 классе В.П. Астафьев «Капалуха»



МБОУ-СОШ №6 им. Коновалова В.П. г.Клинцы Брянской области













Урок чтения в 3 классе.

Тема: В.П. Астафьев

«Капалуха».



Разработала: Эльяшевич Е.И.

учитель начальных классов

I квалификационной категории

















г.Клинцы Брянская область



Урок чтения в 3 классе.

Тема: В.П. Астафьев «Капалуха»


Цели:

  • Продолжить работу над произведениями о природе;

  • Познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Капалуха», помочь найти главную мысль и осознать её, выразить своё отношение к прочитанному; пополнить словарный запас;

  • Развивать навыки смыслового чтения, умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы;

  • Прививать любовь к животным, природе родного края, обобщать знания о поведении в лесу.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: икт

  • иллюстрации глухаря

  • грамзапись с голосами птиц

  • портрет писателя

  • выставка книг

  • подборка пословиц.

Ход урока

1Организационный момент. (Слайд 1)

Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее —
Начнём скорей урок!


2. Речевая разминка. (Слайд 2)

Проведем дыхательную гимнастику:

-Ощутим аромат ландыша, сделаем вдох.

— Задуем свечу, выдох.(3 раза)

Мы будем разговаривать

Мы будем выговаривать

Так правильно и внятно.

Чтоб было всем понятно.



— Прочитайте жужжащим чтением (Слайд 3)

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри Природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е.Евтушенко.

— Прочитайте с грустью

— Прочитайте с радостью

— Прочитайте выразительно.

— К чему призывает автор этих строк?

— О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень, месть …)



3. Проверка домашнего задания:

— Кому из героев рассказа В.Л.Дурова «Жучка» можно отнести такие пороки, как злость, зависть, месть? (Дурову и его друзьям по гимназии.)

— Давайте проверим, как внимательно вы прочитали этот рассказ дома?

Пересказ по плану.  

План  

1. Жучка – любимица ребят.

2. Злой поступок надзирателя.

3. Страшный приговор.

4. Исполнение приговора.

5. Бессонная ночь.

6. Счастливая встреча. (Слайд 4)



— Понял ли Дуров, что злость и месть это очень плохие качества души человека?

— Как этот поступок повлиял на автора? (Стал дрессировщиком, разработал свою систему дрессировки, основанную на изучении поведения животных, любви к ним. )

Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что- то плохое как две половинки белая и чёрная. Важно только какую половинку человек откроет в себе).


Обратимся к А. Барто: (Слайд 5)

«Я сорвал цветок — и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони

Я посадил птицу в клетку- и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».


— А что значит «прикоснуться к красоте сердцем»? (Радоваться всему живому, любоваться солнцем, цветам, разговаривать с животными, беречь и любить их.)



4. Введение в тему.

— Сегодня мы продолжаем путешествовать по разделу «Люби живое» и отправимся в удивительную Зелёную страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные. Голоса звучат неслыханные. А уже загадки на каждом шагу. – Отгадайте?

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём. (Лес) (Слайд 6)


— Повторим правила друзей природы (Слайд 7)

Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!


Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!


Не будем обижать лягушек и жаб!


Не будем ловить диких животных и уносить их домой!


5. Постановка учебной цели.

— Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением в разделе «Люби живое», постараемся найти главную мысль, осознать ее, пополним словарный запас, обобщим знания о поведении в лесу.

— Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (Хочу научиться рассуждать, отвечать на вопросы, находить основную мысль текста)

— Именно о природе и человеке писал Виктор Петрович Астафьев.

— О его биографии расскажет …

Портрет В.П.Астафьева. (Слайд 8)

Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. (Слайд 9) Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяли на себя бабушка и дедушка. (Слайд 10). В 18 лет — ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями. (Слайд 11)

Началом его «сочинительства» было школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя он записал его по памяти: получилось «Васюткино озеро» — первый рассказ для детей.


Виктор Петрович создал изумительные произведения

(Выставка книг) (Слайд 12)


«Васюткино озеро».

«Пастух и пастушка».

«Последний поклон».

«Кража».

«Царь-рыба».

«Ода русскому огороду».

«Перевал».

«Звездопад».



6. Изучение нового материала.

— Прочитайте название рассказа В.П. Астафьева в учебнике.

— Можно ли по названию предположить о ком или о чем пойдет речь?

— Может вам поможет иллюстрация на стр. 103.

Рассмотрите ее внимательно и попробуйте предположить, о чем этот рассказ.

-Кого автор называет капалухой?

(Капалуха — это самка глухаря).  

Капалуха – это самка глухаря. Самки в ямках под кустом высиживают от 4 до 15 яиц. Водят за собой птенцов только матери.


«Капалуха» Картинка глухарки (Слайд 13).

Ребята, а что вы знаете о глухарях?

Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев. 

(Слайд14) Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище — вылет птиц из-под снега. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. В нашем крае они тоже водятся.


— Послушайте голоса птиц (ток глухаря). 


7. Словарная работа. (Слайд 15)

— В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.

Альпийские луга — высокогорные. (Слайд 16)

Пихта — хвойное дерево. (Слайд 17)

Просека — очищенное от деревьев место. (Слайд 18)

Валежник — сухие сучья, деревья. (Слайд 19)

Черничник- заросли черники. (Слайд 20)

Космы — взлохмаченные пряди волос. (Слайд 21)

Ред-ко-ла-пы-е (Слайд 22)

по-ше-ве-ли-ва-ли

за-рож-да-ю-щим-ся

вы-да-вав-шим-ся

блед-но-лис-тым

до-цве-та-ю-щим

рас-пу-щен-ны-ми

8. Работа над рассказом «Капалуха».

— Сейчас я начну читать вам рассказ «Капалуха», кто – то продолжит чтение. Послушайте внимательно и затем ответьте на вопрос: «Какое чувство пробудило у вас это произведение?».

1. Чтение рассказа учителем и учащимися.


— Какое чувство вы испытали, слушая этот рассказ? (Чувство грусти, жалости к капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу)

— Какие чувства вы испытывали к маме- капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь)


9.Физминутка: (Слайд 23)

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти  встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем-

Руки сложили назад.


— Прочитаем рассказ по частям. Прислушаемся к своим чувствам. Приготовьте карандаши, чтобы отмечать окончание каждой части.

10. Комбинированное чтение.

Чтение текста цепочкой, деление на части, озаглавливание.

11. Работа над текстом по плану.

— Прочитаем 1 часть «цепочкой».

— Задайте друг другу вопросы по содержанию.

  • Где происходит действие?

  • Что делали дети в тайге?

  • Где поднялся шум?

— Как вы думаете,  с какой целью автор включил  в рассказ описание черники?

— Какую местность помог нам увидеть писатель?

(Альпийские уральские луга — это высокогорные пастбища выше 2 км над уровнем моря.)


— Как озаглавим эту часть? « У черничного бугорка на просеке». 

Чтение 2 части «цепочкой».


  • О какой находке говорит автор?

  • Озаглавим 2 часть рассказа? « Гнездо! Гнездо!»

  • Как описывает его автор? ( Выборочное чтение)

  • С чем он его сравнивает?

  • Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

  • Что такое « хатка»?.

  • Что решили сделать мальчики с находкой?

  • Какое правило они забыли?

( Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса)

Для того, чтобы лес открыл нам свои тайны , надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда  можно многое увидеть и узнать.


Чтение 3 части «цепочкой».


— Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.

  • металась в стороны

  • крылья разброшены, мела ими

  • закостенели от неподвижности

  • пыталась и не могла взлететь.

-Почему автор выбрал именно эти слова и выражения?

( Чтобы показать состояние птицы).

— Что автор сказал о внутреннем состоянии птицы).

( Испуг, гнев, бесстрашие)

— Какой матерью была капалуха?

( Заботливой, бесстрашной, отважной)

— Кого она вам напоминает?

( В.И. Белов. Малька.)

— Что  еще  вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали?

(Выщипывают  перья,  голым животом греет  яйца).

-Как озаглавите 3 часть? «Тревога капалухи».


— Прочитайте последнюю часть рассказа самостоятельно.


— Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей.

  • сидела на сучке

  • вытянув шею

  • целилась на гнездо-

  • плавно слетела

  • заползла в гнездо

  • распустила крылья

  • замерла

  • Что вы можете  сказать с состоянии капалухи ?

(Глаза ее начали затягиваться дремной пленкой.

Успокоилась , но была настороже).


— Как озаглавите 4 часть? «Снова в гнездо»


(По ходу работы над текстом вывешивается план текста).

План. (Слайд 24)

1. У черничного бугорка на просеке.

2. Гнездо! Гнездо!

3. Тревога капалухи.

4. Снова в гнезде.

                                 12. Работа с иллюстрацией.

-Какой момент изображен на иллюстрации?

Найдите строчки для подписи.

13. Работа над пословицами. (В парах)

— Прочитайте задание на конверте и выполните его, работая в парах.

1-я пара:

Задание: составить пословицу из отдельных слов. Объяснить её значение.

У всякой пташки свои замашки. (Имеется в виду, что у каждого человека есть свои привычки, склонности, недостатки)

2-я пара.

Задание: Выбрать наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному тексту.

Пословицы:

  • Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт.

  • Век прожить — не поле перейти.

  • Любовь к родине сильнее смерти.

3-я пара.

Задание: Объяснить смысл пословицы: «Добра мать для своих детей, а Земля для всех людей». (Земля кормит, поит, одевает, как мать детей)

4-я пара

Задание: составить картинку.

14. Обобщающая беседа.

— Как вы думаете, изменится или нет отношение мальчиков к природе после этого случая?


— Написав этот рассказ. В.П. Астафьев хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую?

( Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших.)


— Главное назначение человека — творить добро. Беречь землю, все живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем.


15. Определение эмоционального состояния учащихся.


— Кто считает, что у него это получилось, поднимет красное сердечко, кто остался равнодушным — желтое сердечко. Ваши горящие сердца призывают всех: (Слайд 26)

«Люби живое»

Нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

Вы еще маленькие, но тоже можете сделать большое доброе дело. Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. Этот год объявлен президентом России Путиным В.В. годом охраны окружающей среды.

                            16. Итог урока. (Слайд 27)

— Подведем итоги урока. ( Закончи предложение)

— На уроке я узнал………- Мне было интересно…….. — Я хотел бы похвалить за работу……

17. Домашнее задание. (Слайд 28)

(Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся).

1.Читать и пересказывать рассказ по плану. (У кого были конверты под № 1,2)

2. Поискать дополнительную литературу о редких птицах нашего края. (У кого был конверт под № 3)

3. Прочитать другие рассказы В.Астафьева. (У кого был конверт под № 4)

Свежие документы:  Литературно- музыкальная композиция, посвященная памяти А.С. Пушкина "ПУШКИНСКИЙ БАЛ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: