Урок для 10 класса по теме: «Век нынешний и век минувший»


Данилова Маргарита Борисовна –

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 212 Фрунзенского района.




Использование мыслительной операции «сравнение» на уроке литературы в 10 классе при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Тема урока: «Век нынешний и век минувший».


Цель урока: На основе литературного материала дать понятие о мыслительной операции «сравнение», применяя инновационные технологии.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  • Активизация и пополнение знаний учащихся в области теории литературы. Работа с такими понятиями, как условие, критерии, информационное поле.

  • Формирование умения учащегося выстраивать обзор (систему) проблем, образов, мотивов при изучении художественного произведения.

  • Развитие умения находить в произведении ключевые слова, относящиеся к теме урока.

Воспитательные задачи:

  • Активизировать стремление учащегося изучать творчество Л.Н.Толстого.

  • Способствовать эстетическому воспитанию учащихся, учить их любить и оберегать родной язык, язык Л.Толстого.

Развивающие задачи:

  • Развивать навыки монологической речи учащихся.

  • Развивать умение учащихся анализировать и делать выводы.

  • Способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления учащихся.

Ход урока

Слайд №1:

Сравнение – сопоставление объектов, предметов, процессов, операций и т.д. на уровне ощущений, восприятий, понятий с использованием или без него оснований для сравнения.

Познание любого объекта начинается, во многом, с того, что мы его отличаем от всех других предметов и устанавливаем сходство его с родственными. Процесс познания реализует различение и сходство, находящиеся в неразрывном единстве.

В результате сравнения нескольких предметов или явлений имеется возможность установить общие свойства, признаки, присущие данным предметам или явлениям.

Получение корректного вывода в результате сравнения зависит от соблюдения ряда необходимых условий логического сравнения:

  • сравнивать следует только однородные понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности (существует даже старая русская поговорка «Не сравнивайте пуды с аршинами»),

  • сравнивать предметы надо по таким признакам, которые имеют важное, существенное для данного случая значение.




условие

критерии

(основания)

требование

условие

требование

информационное поле

критерии

(основание)

систематизация информации

на основе критериев

вывод

вычленение главных

черт сходства

и различия

информационное

поле

вывод

вычленение главных

черт сходства

и различия

Схема 2

Схема 1

















Перед нами две структурно-логические схемы мыслительной операции «сравнение».

Я расскажу о частичном использовании схемы №1 на уроке по теме: «Век нынешний и век минувший».


Условие −> рассматриваем жизнь людей 18 и 19 века.

Требование −> сравнить образ жизни людей в салоне А.Шерер и в доме Ростовых с миром

жизни людей 18 века – старого Болконского и графа Безухова.

Критерии −> задаем критерии для сравнения.

Информационное поле −> формируется благодаря подбору критериев.



Слайд №2:

Методологическая составляющая сравнительной характеристики героев произведения.

Обучение выбору критериев.


Образ жизни



Отношение к труду



Отношение к воспитанию молодого поколения

Отношение к Родине

Отношение к войне

?

?











Как я уже сказала урок не строится по использованию всего алгоритма сравнение, а только частично присутствует алгоритм сравнение.

На уроке учащиеся обучаются корректному отбору критериев для сравнения, вычленению главных критериев для сравнения. Сравнивая образ жизни людей в салоне Шерер и в доме Ростовых с миром жизни людей 18 века – старого Болконского и графа Безухова вместе с учащимися вычленяем критерии для сравнения, а также вместе с учащимися решаем, являются ли эти критерии определяющими, какие из них являются более важными. Учащиеся самостоятельно предлагают для сравнения еще ряд критериев.



Слайд №3:

Формирование информационного поля в контексте обучения отбору критериев.




При обсуждении критериев для сравнения выходим на соответствующие архетипы.

Приведены примеры, которые в совокупности с универсальным словарем науки являются частью универсального механизма познавательного процесса.



Слайд №4:

Архетип.

Архетипы на которые мы выходим в результате работы над критериями для сравнения мы рассматриваем как составляющую инструментария познавательного процесса.



Слайд №5:

Вывод: человек в сопряжении со своим временем.


Черты человека XVIII и XIX столетий

Сходства

Различия







В ходе сравнения учащиеся должны освоить такие проблемы: черты человека восемнадцатого столетия в образах Болконского и Безухова; чем отличаются сыновья от отцов? «Ум ума» и «ум сердца» как способ характеристики у Толстого; фамильные черты Ростовых, Болконских.

При сравнении выявляются как сходства так и различия. И в данном случае мы рассматриваем это как методический прием; обращая внимание на необходимость корректности при отборе критериев для сравнения.














































Список использованных источников информации:


  1. Л.Н.Толстой «Война и мир»

  2. Учебник по литературе 10 класс под редакцией А.Г.Кутузова. Москва, Дрофа 2000 год.

  3. Учебник литературы 10 класс под редакцией Ю.В.Лебедева. Москва. Просвещение, 2005 год.

  4. Методическое пособие для учителя «Уроки мировой литературы в школе 5-11 классы» под редакцией В.С.Вахрушева. Москва, Просвещение, 2001

5


Свежие документы:  Сочинение на тему: "Поэт и поэзия – Пушкин, Лермонтов, Некрасов"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: